Индустриальный этап в развитии архитектуры промышленных сооружений

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 09:32, лекция

Описание работы

Промышленные постройки немецких архитекторов начала 1910-х годов — П. Беренса, В. Гропиуса и Г. Пельцига фиксировали завершение периода становления функциональной архитектуры и начало нового этапа, продолжавшегося до начала 1970-х годов и на протяжении которого функционализм был ведущим направлением в формировании промышленной застройки. Можно сказать, что эти замечательные постройки были фактически выражением произошедшей второй промышленной революции, утвердившей рационализм и красоту технических форм в качестве основы архитектурной выразительности предприятий на длительное время, при этом активное участие в формировании промышленной застройки начинают принимать архитекторы. Этап подразделяется на два периода.

Работа содержит 1 файл

Индустриальный Этап в развитии архит пром сооружений.doc

— 209.50 Кб (Скачать)

3. ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ЭТАП В РАЗВИТИИ   АРХИТЕКТУРЫ ПРОМЫШЛЕННЫХ  СООРУЖЕНИЙ.

Промышленные постройки  немецких архитекторов начала 1910-х годов — П. Беренса, В. Гропиуса и Г. Пельцига фиксировали завершение периода становления функциональной архитектуры и начало нового этапа, продолжавшегося до начала 1970-х годов и на протяжении которого функционализм был ведущим направлением в формировании промышленной застройки. Можно сказать, что эти замечательные постройки были фактически выражением произошедшей второй промышленной революции, утвердившей рационализм и красоту технических форм в качестве основы архитектурной выразительности предприятий на длительное время, при этом активное участие в формировании промышленной застройки начинают принимать архитекторы. Этап подразделяется на два периода. Первый — с 1910-х до 1940-х годов характеризуется успешным развитием и укреплением нового архитектурного направления. Второй — с 1940-х до начала 1970-х годов — продолжением эволюции функциональных тенденций, но на этой стадии абсолютизация функции и во многих случаях неоправданная экономия приводят к чрезмерной рационализации застройки, ее излишней простоте и в конечном итоге к кризису функционализма в промышленной архитектуре.

3.1. Развитие и укрепление

функционализма как ведущего направления в промышленной архитектуре

Начало нового этапа  в развитии архитектуры в целом, и в том числе промышленной, совпало с окончанием первой мировой  войны и с октябрьской революцией в России, ставшими важными историческими рубежами. В XX веке произошло окончательное размежевание архитектуры на промышленную и гражданскую. При этом архитекторы нового направления отдавали промышленности лидирующее значение. Так, М. Гинзбург в 1924 году писал: «...если в прошлом столетии главным содержанием архитектуры был жилой и общественный дом, влиявший на производственную архитектуру, то теперь происходит явление как раз обратное — промышленная архитектура.. Апофеоз промышленной архитектуры — громадные размеры сооружений и формируемых пространств, громадные плоскости глухих и остекленных стен, наличие открытого технологического и инженерного оборудования, переплетения коммуникаций и эстакад — трубы, градирни, вентиляторы, покрытия шедовые и с зенитными фонарями, нагромождения открытых металлических конструкций и ажурных сеток — все это становится объектом эстетической значимости, активно развивается и совершенствуется.

В 1910 году на крупных российских предприятиях с числом рабочих свыше 500 человек было занято 53,5% всей их численности, а в США, известных своей крупной промышленностью, только около 30% [3]. При этом можно отметить, что тенденция к увеличению размеров предприятий и производственных зданий в целом будет продолжаться вплоть до 1970-х годов.

С середины 1920-х годов  и практически до конца XX века промышленные объекты становятся наиболее крупными ведущими сооружениями, создаваемыми архитекторами. Увеличение количества оборудования, применяемого в различного рода механизированных линиях, необходимость сокращения длины производственного потока и расположения станков в непосредственной близости приводит к тому, что отдельные мастерские или участки заводов, имевшие раньше ограниченные размеры и располагавшиеся в отдельных зданиях, начинают проектироваться в виде огромных цехов.

используя возможности  верхнего ОСВеШРНИЯ. Появляется такой прием промышленной застройки, как блокирование, застройка предприятий разделяется на павильонную и сплошную.

В конце 1920-х годов  функционализм становится господствующей системой архитектурного мышления во многих странах Европы, а к 1940-м годам идеологией индустриализма было охвачено практически все поле деятельности архитектора — единичная постройка, развитый комплекс, городской район, город.

Функционализм как стилистическая система выдвинул свои характерные планировочные приемы и конструктивные схемы и оперировал определенным кругом художественных средств, отражавших социальные и политические идеи своей эпохи. Провозглашая железобетон и металлические каркасные конструкции своей инженерно- технической базой, этот стиль возводил обнажение конструкций в художественный принцип, что его резко отличало от стилей предыдущих эпох.

   Большинство наиболее интересных промышленных построек относятся к началу века, к довоенному периоду, к рассмотренному выше этапу становления функциональной архитектуры. Более того, промышленность во многих случаях продолжала оставаться синонимом чего-то тяжелого и мрачного. С одной стороны, после войны промышленное строительство полностью освободилось от уз устаревших представлений и традиций. А с другой — увеличившиеся с ростом предприятий размеры производственных сооружений, специфически сложные виды формируемых пространств, громадные объемы

Рассматривая эволюцию промышленной архитектуры в данный период с 1910-х по 1940-е годы, можно выделить три основных центра ее формирования, каждый из которых имел свою определенную направленность и выраженное творческое своеобразие — это европейские страны, США и образовавшийся на основе России СССР. Каждый из них вложил в эти годы свой творческий вклад в процесс развития функциональной архитектуры, в них были созданы значительные промышленные объекты, ставшие общепризнанными памятниками промышленной архитектуры.

После первой мировой войны развитие промышленности ведущих стран происходило в совершенно различных социально-экономических условиях. Если западные страны продолжали работать в условиях свободного предпринимательства и частной собственности, то предприятия СССР уже развивались на основе общегосударственной социалистической экономики.

При этом наблюдалась  достаточная близость творческих позиций в архитектуре предприятий европейских стран и СССР. В этих странах поиск новой архитектуры идет в одном

русле — осмысление новых  материалов и технических приемов, конструкций и их значения для архитектурного формообразования. США - Здесь процесс шел не от поиска формы и ее художественной выразительности, а от поиска пространства для эффективного производства массовой продукции [28].

3.1.1. Промышленная архитектура европейских стран

Развитие промышленности в Европе после 1910-х годов протекало  нестабильно. Усиленное промышленное строительство во время первой мировой  войны пережили все воевавшие  страны и даже страны, не принимавшие прямого участия в войне,.С наступлением мирного времени страны Европы были вынуждены до 1924 года преодолевать разрушительные последствия первой мировой войны и следовавших за ней революционных потрясений. Рост промышленного производства в начавшийся затем короткий период стабилизации обеспечивался наряду со строительством новых заводов, также и техническим обновлением предприятий, их реконструкцией. Расширение производства осуществлялось на основе передовых технологий и в чрезвычайно разнообразных формах.

Стабильное развитие было прервано опустошительным экономическим кризисом, разразившимся в 1929—1933 годах и поразившим весь капиталистический мир. Дальнейший рост производства в Европе продолжился лишь в годы перед второй мировой войной.

Характерным примером развития функционализма в Германии явилась электростанция в Берлине, сооруженная в 1925—1927 годы по проекту В. Исселя и В. Клингенберга (рис. 46). Строительство электростанции преследовало одновременно две цели: построить за короткий срок здания, подходящие для новой техники и технологии, и вместе с тем эти здания должны отвечать новым высоким требованиям строительной практики. Эти задачи были успешно решены совместными усилиями технолога, архитектора и инженеров. Новым для архитектуры электростанций явилось вынесение извне здания лестничных башен, оформление центральной установки размола угля, а также способ монтажа, который можно определить по стальной конструкции. Определяющие облик здания фасады расчленены посредством монументальных лопаток, готических форм окон и пластичной орнаментики плоскостей.

В отличие от других стран, Англия начала XX века теряет свои лидирующие позиции в формировании новой  архитектуры. Будучи безусловным лидером в промышленном строительстве на протяжении почти 200 лет со времени возникновения промышленной архитектуры, сыграв в ее становлении важнейшую роль, Англия в этот период отстает в соревновании с остальными европейскими странами и США. Однако новые архитектурные идеи в конце 1920-х и начале 1930-х годов начали распространяться и в Англии. Химическая фабрика фирмы «Бутс» в Бис- тоне, построенная в 1930—32 годах по проекту архитектора О. Уильямса, относится к числу наиболее известных промышленных сооружений Англии, в которых торжество новых приемов проектирования является совершенно очевидным (рис. 47). В здании применены грибовидные колонны, безбалочное перекрытие. Консольные выносы перекрытий превратили наружные стены помещений в прозрачную стеклянную завесу. Пять поперечных надстроек над сплошь застроенным первым этажом создают благоприятные условия освещения и лишают фабричное здание монотонности. Однако это уже использование найденной ранее стилистики, а не поиск ее.

В наиболее чистом виде функционализм  представлен промышленным зданием  табачной, чайной и кофейной фабрики  Ван Нелле, построенной в 1928—1929 годы в Роттердаме, в Голландии, по проекту архитекторов А. Бринк- мана и Ван дер Флугта (рис. 50). Рациональная планировка, соответствующая требованиям технологического процесса, применение современной каркасной конструкции и обильного остекления позволили авторам создать не только хорошо функционирующее, но и красивое здание, подкупающее выразительностью и правдивостью художественного образа. В большом многоэтажном главном корпусе размещено производство табака, кофе и чая. Фабрика Ван-Нелле на десятки лет сохранила в промышленной архитектуре значение образца. По архитектурно-планировочным и конструктивным решениям, принятым при строительстве этой фабрики, ее следует отнести к числу сооружений, определивших дальнейшие пути развития промышленного строительства.

Из наиболее ранних промышленных сооружений итальянских рационалистов следует отметить также автомобильный завод «Фиат» в Лин- готто близ Турина, построенный инженером Мат- те Трукко в 1927 году (рис.49). Здание завода представляло собой гигантское железобетонное сооружение и являлось развитием схемы одного из первых конвейерных автозаводов Форда в Хайланде, также размещавшегося в многоэтажном корпусе. В противоположность фордовскому заводу полностью собранная автомашина выезжала на крышу здания, на которой размещался автотрек. Проверенная машина затем съезжала на землю по монументальной круглой рампе.

Функционализм не был  в европейской архитектуре межвоенного периода единственным направлением. Во многом противоположным ему по принципиальным установкам был экспрессионизм, у истоков которого еще в начале века был Г. Пельциг. Сторонники этого направления считали главной целью архитектурного творчества создание выразительного художественного образа сооружения. Они не отвергали, конечно, необходимости удовлетворения утилитарных требований, однако главным в архитектурном произведении считали его эмоциональное воздействие на человека.

Ярким представителем экспрессионизма  был германский архитектор Э. Мендельсон. Широкую известность он приобрел в самом начале 1920-х годов своими эскизами промышленных зданий, поразившими остротой и неожиданностью архитектурных форм (табл. 13). Мендельсон в этих эскизах стремился к созданию необычного художественного образа, соответствующего новизне и мощи современной промышленности. Творческие замыслы Мендельсон воплотил в таких постройках, как астрономическая башня с обсерваторией в Потсдаме (башня Эйнштейна) в 1920—21 годах и здания для фабрики шляп в Люккенвальде в 1921—23 годах. В последней он проектирует динамичное шедовое покрытие, построенное на треугольных формах. Здание красильного цеха было настолько необычно и выразительно по форме, что его размещают на главной оси всего комплекса, «уравновешивая» мощным корпусом электрической станции.

Представляет интерес  и запроектированное Мендельсоном в СССР в Ленинграде здание чулочно-трикотажной фабрики «Красное знамя». После завершения строительства лишь силовая станция (1926—28), поставленная на остром углу квартала, полностью соответствовала авторскому проекту. В ее прямоугольный блок врезаны с торца три закругленных объема водонапорной башни, имеющие разный диаметр. Смелая по пластике, полная движения композиция убедительно соединяла черты экспрессионизма и функционализма и воплощала постулат автора «функция плюс динамика». Это сооружение оказало значительное влияние на ленинградскую архитектуру.

Архитектурный экспрессионизм появился благодаря большим формообразующим  пластическим свойствам нового материала — железобетона. Для придания большей выразительности зданий применялись преувеличенно выступающие профили, пластическая динамичность объемов, отсутствие в объемах явно выраженной конструктивной структуры.

 

принадлежит и французскому инженеру Э. Фрей- сине, запроектировавшему еще в 1916 году ангар в Орли под Парижем (рис. 33). Он применил здесь железобетонные оболочки, использовавшиеся как большепролетное покрытие. В этом сооружении были раскрыты огромные потенциальные возможности нового строительного материала для создания крупных закрытых пространств. С помощью железобетонных эллиптических арок складчатого сечения Фрейсине перекрыл пролет 80 метров, еще более ярко показав конструктивные достоинства нового строительного материала — железобетона. Прочность и жесткость этой тонкой оболочки создавалась за счет складчатой формы параболической свода. Это был еще один шаг по созданию теоретических и технических предпосылок для нового этапа в развитии архитектуры после окончания первой мировой войны.

Смелое конструктивное решение Нерви применил в период с 1936 по 1943 год при сооружении большепролетных авиационных ангаров для самолетов (рис. 34). Здесь воплощено стремление современной архитектуры к предельному сокращению числа несущих элементов и к всемерному облегчению ограждающих конструкций.

Поток — характерная особенность индустриального производства, предполагающая систематичность, точность, размеренность производственного процесса, безукоризненную слаженность работы бригад — стал также и философией архитектуры Ле Корбюзье. В отличие от старой архитектуры, основанной на ручном труде и где все было подчинено индивидуальности, идеал новой красоты должен был исходить из массового поточного строительства.

Корбюзье выдвигает  свою концепцию совершенствования архитектуры предприятий и разрабатывает модель современного предприятия

Информация о работе Индустриальный этап в развитии архитектуры промышленных сооружений