Идеальный город

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 05:47, реферат

Описание работы

“Город будущего” в Италии проектировали только на бумаге. Но известна одна попытка осуществить задуманное... Идеальный город есть. Всего один на свете. Зафиксированный, зарегистрированный — терминологическая истина. Это Пиенца. Pienza. Находится в Тоскане, в 50 километрах к югу от Сиены, в 12 километрах к западу от Монтепульчано. План Пальманова.

Работа содержит 1 файл

Идеальный город.docx

— 1,004.50 Кб (Скачать)

Идеальный город

“Город будущего” в  Италии проектировали только на бумаге. Но известна одна попытка осуществить  задуманное... Идеальный город есть. Всего один на свете. Зафиксированный, зарегистрированный — терминологическая истина. Это Пиенца. Pienza.  Находится в Тоскане, в 50 километрах к югу от Сиены, в 12 километрах к западу от Монтепульчано. План Пальманова

План Пальманова

В 1405 году в этой деревеньке (здесь и сейчас 2300 жителей), которая  тогда называлась Корсиньяно, родился Энеа Сильвио Пикколомини, один из образованнейших людей раннего Возрождения.  В 1458 году он стал Папой Пием II, а уже в следующем году поручил архитектору Бернардо Росселино превратить родную деревню в идеальный город.

 

 Идеальный город призван  был воспитывать нравы и чувства,  исправлять души и умы. В  трактатах той эпохи рекомендовалось,  например, устраивать площади и  перекрестки так, чтобы молодые  были под постоянным наблюдением  старших. Одни резвятся в открытом  пространстве, другие чинно беседуют  в колоннаде. Переписи показывают, что половина мужского населения  итальянских городов XV века —  люди до 40 лет, подавляющее большинство из них холостые. Альберти трогательно пишет: “Играющую и состязающуюся молодежь присутствие отцов отвратит от всякого беспутства и шалостей”. Ага, щаз. Футбола, допустим, еще не было, но перечтем

 Шекспира: с чего сцепились  Монтекки и Капулетти?

 

 

Идеальный город изображали и проектировали многие : Леон Баттиста Альберти, Филарете, Лучано Лаурана, великий Пьеро делла Франческа. Но все это осталось на бумаге. В камне попытка сделана была лишь одна — Пиенца.

Идеальный город Антонио  Филарете

Антонио ди Пиетро Аверлино (Филарете)  (Antonio di Pietro Averlino) (Filarete) (ок.1400 - ок.1469),  архитектор, скульптор и теоретик архитектуры эпохи Возрождения.


 
Город представлял собой в плане  восьмиугольную звезду, образованную пересечением под углом в 45° двух равных квадратов со стороной 3,5 км. В выступах звезды располагались  восемь круглых башен, а в «карманах» – восемь городских ворот. Ворота и башни соединялись с центром  радиальными улицами, часть из которых  представляла собой судоходные каналы. В центральной части города на возвышении располагались главная, прямоугольная в плане площадь, по коротким сторонам которой должны были находиться княжеский дворец и  городской собор, а по длинным  – судебные и городские учреждения. В центре площади размещались  водоем и дозорная башня. К главной  площади примыкали две другие, с домами наиболее именитых жителей  города. На пересечении радиальных улиц с кольцевой располагались еще шестнадцать площадей: восемь торговых и восемь для приходских центров и церквей.

Идеальный город Виченцо Скамоцци

 

Виченцо Скамоцци (Vincenzo Scamozzi) (1548 -1616), итальянский архитектор и теоретик архитектуры.

 По плану Скамоцци территория города была окружена двенадцатью бастионами и имела четверо городских ворот, от которых шли две главные улицы, пересекающиеся под прямым углом. На их пересечении находилась главная площадь, на которую выходили дворец, собор, университет и городские учреждения. К главной площади с запада и востока примыкали две торговые площади, на севере располагалась биржевая площадь, а на юге – площадь для торговли сеном и дровами. Территорию города пересекала река, а ближе к его периферии располагались восемь приходских церквей. Планировка города была регулярной.

Нёф-Бризах (фр. Neuf-Brisach),  город в Эльзасе (Франция), строительство которого началось в 1698 г. в результате Рисвикского договора, обязавшего Людовика XIV уступить Вьё-Бризах (Старый Бризах), который сейчас называется Брейзах-на-Рейне (Германия). Людовик XIV поручил построить новый укрепленный город с целью предотвращения переправы через Рейн в данном районе. Строительство было поручено Себастьяну де Престру, сеньору де Вобану  (1633 г. - 1707 г.).  В плане город представляет собой восьмиугольник с бастионами (внешними), образующими звезду.

«Город Солнца»

 

Идеальный город Томаса Мора - Амауротум. 1512 г.

Идеальный «Город Солнца». Томмазо Кампанелла. 1602 г.

Город Солнца Томмазо Кампанеллы

Образцовый город Артура Т. Эдварда. 1930 г.

Идеальный город волновал многих великих людей эпохи. Размышлял  о нем и  Леонардо да Винчи. Его  идея состояла в создании двухуровневого города: верхний уровень был предназначен для пешеходных и наземных дорог, а нижний – для связанных с подвалами домов тоннелей и каналов, по которым движется грузовой транспорт. Известны его планы реконструкции Милана и Флоренции, а также проект веретенообразного города.

 

 

 Другим видным теоретиком  города  был Андреа Палладио. В своем трактате «Четыре книги об архитектуре» он размышляет о целостности городского организма и взаимосвязи его пространственных элементов. Он говорит, что «город – не что иное, как некий большой дом, и обратно, дом – некий малый город». Про городской ансамбль он пишет: «Красота является результатом красивой формы и соответствия целого частям, частей между собой и также частей целому». Заметное место в трактате отводится вопросам интерьера зданий, их габаритам и пропорциям. Палладио пытается органично соединить внешнее пространство улиц с интерьером домов и дворов.

 

 Ближе к концу XVI в. многих теоретиков привлекли  вопросы торговых площадей и  оборонительных сооружений. Так,  Джорджо Вазари-младший в своем  идеальном городе много внимания  уделяет застройке площадей, торговым  пассажам, лоджиям, палаццо. А  в проектах  Виченцо Скамоцци и Буанаюто Лоррини существенное место занимают вопросы фортификационного искусства. Это было ответом на заказ времени – с изобретением разрывных снарядов на смену крепостным стенам и башням пришли земляные бастионы, вынесенные за городские границы, а город по своим очертаниям стал напоминать многолучевую звезду. Эти идеи воплотились в реально построенной крепости Пальманова , создание которой приписывают Скамоцци.

 

Идеальный город Платона

 В плане центральная  часть города представляла собой  чередование водных и земляных  колец. Внешнее водное кольцо  было соединено с морем каналом  длиной в 50 стадиев (1 стадий  – ок. 193 м). Земляные кольца, разделявшие водные, имели вблизи мостов подземные каналы, приспособленные для прохода судов.

 

 Самое большое по  окружности водное кольцо имело  в ширину три стадия, таким  же было и следовавшее за  ним земляное; следующие два кольца, водное и земляное, были шириной  в два стадия; наконец, водное  кольцо, опоясывающее находившийся  в середине остров, было в стадий  шириной.

 

 Остров, на котором  стоял дворец, имел пять стадиев  в диаметре и был, так же  как и земляные кольца, обведен  каменными стенами. Кроме дворца  внутри акрополя находились храмы  и священная роща. На острове  были два источника, в изобилии  дававшие воду для всего города. На земляных кольцах было сооружено  множество святилищ, садов и гимнасиев.

На самом большом кольце по всей его длине был устроен  ипподром. По обе его стороны стояли помещения для воинов, но более  верные были размещены на меньшем  кольце, а самым надежным стражам  были даны помещения внутри акрополя. Весь город на расстоянии в 50 стадиев  от внешнего водного кольца опоясывала начинавшаяся от моря стена. Пространство внутри нее было густо застроено.

 

Аристотель  высказывал также  свое мнение о городских площадях. Он предлагал одни площади целиком  предоставить торговле и разместить вокруг них базилики, присутственные места и судебные учреждения. Другие площади, которые Аристотель называл  «чистыми», он советовал окружить храмами, гимнасиями и другими общественными зданиями. Таким образом, схема Аристотеля оставляла свободу для выбора той или иной планировочной системы и была более гибкой и жизненной, чем схема Платона. В «идеальном городе» Аристотеля можно увидеть многие черты Афин IV в. до н. э.

 

Все походы Александра Македонского сопровождались активной градостроительной  деятельностью, Александр либо строил новые укрепленные поселения, либо давал средства на восстановление разрушенных  городов, либо делал вклады в строительство  местных святилищ, Само собой разумеется, что последние акции были всего  лишь политическим жестом великого полководца и не имели подлинно созидательной  цели, Первым известным нам городом, которому Александр даровал средства на строительство общественных зданий, был маленький ионийский город Приена, в котором войско Александра вынуждено было остановиться в период осады Милета.

 

Приена была окружена крепостной стеной, которая охватывала территорию, предусматривавшую дальнейший рост города. Размеры общественного центра Приены и многочисленные зрелищные сооружения также были рассчитаны на город более крупных размеров. Несмотря на довольно крутой рельеф, план города был строго регулярным. Главная улица имела западно — восточную ориентацию и называлась Улицей Западных ворот. Она была единственной проезжей магистралью города. Остальные улицы, параллельные ей, были пешеходными. Улицы, проложенные поперек складок рельефа, были крутыми и в основном представляли собою вырубленные в скале лестницы. Ширина улиц была традиционна. Следует отметить, что в Приене во многих сооружениях и пространствах использованы пропорции «золотого сечения», примером чему может служить главная городская агора.

 

 

 

Среди эллинистических государств III в. до н. э. особо следует остановиться на Пергамском царстве (283 — 133 гг. до н. э. ). Пергамское царство было расположено в северо — западной части Малой Азии. Природные богатства: мрамор, железо, свинец, ценная глина, пригодная как для строительства, так и для выделки посуды, лес, хорошие пастбища, плодородные земли — все это способствовало быстрому экономическому развитию государства. К этому следует добавить приморское местоположение и близость главного морского пути, соединявшего Эгейское море с Черным.

Идеальный город Леду

 

«Красота определяется соотношением масс и деталей или орнаментов, которые не отвлекают Глаз на ненужные элементы».

 

 «Все, что не необходимо, утомляет глаз, вредит мысли и  ничего не добавляет к общему».

 

 «Круг и квадрат  – вот буквы алфавита, применяемые  авторами в качестве основы  лучших произведений… Все в природе есть круг».

 

 «Форма куба – это  символ незыблемости. На кубах  должны восседать боги и герои»

 

Клод Никола Леду (Claude Nicolas Ledoux; 21 марта 1736 — 19 ноября 1806) — мастер архитектуры французского классицизма, предвосхитивший многие принципы модернизма. Ученик Блонделя. В 1760-е и начале 1770-х гг. проектировал для французской знати изящные особняки «в английском вкусе» — первостепенные образцы «стиля Людовика XVI» (павильон мадам дю Барри в Лувесьенне, 1770-72; дом балерины Гимар близ Парижа, 1770).

 

Произведения Клода Никола Леду поразительно современны. Его часто называли «проклятым архитектором», так как большинство его произведений было разрушено. Леду стремился создать идеальный город по образцу построения симфонии, а также к пластическому воплощению космических форм. Так, например, в его проектах сфера символизировала земной шар.

 

Главная цель всей жизни  Леду – проектирование города мечты. В 1773 году, являясь официальным лицом, он предложил Людовику XVI свой проект идеального города. Утомленный уговорами Леду, король подписывает декрет на строительство города Шо при соляных приисках в провинции Франш Конте.

Проектируя в городе Шо «Дом садовника», Леду пренебрежительно отбрасывает сентиментальную условность этого модного архитектурного жанра и все вообще традиции современного строительства. На его проекте появляется нечто удивительное: огромный шар, поставленный прямо на землю. Он лишен окон, орнамента, каких бы то ни был членений, – одни только дверные проемы врезаны в его сплошные стены.

 

Идеальный промышленный город  Леду имеет полукруглый план и представляет собой узел торговых и дорожных коммуникаций. Его город олицетворяет идею автономных сооружений, «свободный союз самостоятельных блоков». Он включает орудийную мастерскую, рынок, цехи и дома ремесленников. В этом нет ничего примечательного, но все же здесь мы встречаем идеи, которые позднее будут проповедовать Фурье и Кабе.

Особенно это относится  к разработанным Леду проектам общественных зданий, развлекательных учреждений и школ по образцу колледжей, описанных Ж.Ж. Руссо в романе «Эмиль». В его общежитиях могут совместно проживать шестнадцать семей. Оикема – это музей, в котором собраны пороки, обличая которые общество призывало народ к добродетелям. Это светские храмы, где проповедуют семейные, материнские и героические добродетели.

 

Гармония и естественность – краеугольные камни всей эстетики Леду. Планируя здание театра в Безансоне, он делает свой знаменитый рисунок: Амфитеатр зрительного зала вписывается в человеческий глаз. Это демонстративное признание того, что свое творчество архитектор подчиняет целесообразности, практическому удобству для человека.

Поистине горькая судьба обрушилась и на это произведение Леду: весной 1958 года театр сгорел.

 

Описание Идеального города Леду

 

Между двух рек, достаточно отдаленных одна от другой, чтобы избежать влажных испарений, которые небо проливает, накопив их в высших областях; укрываемые от севера, от заходящего весеннего  равноденствия лесом Шо, видны шестнадцать улиц, ведущих к общему центру.

 

Мэрия представляет и сохраняет  своей мудростью равновесие индивидуальных интересов: именно здесь распределяют награды и наказывают преступление.

Публичные школы развивают  первые зародыши добродетели и преподают  моральное здоровье. На востоке, на юге дорога окаймлена деревьями, защищающими кровли и предлагающими пространства для прогулок в укрытии от чрезмерной жары; здесь заметен дом приказчика, портики торговца; перистиль богача защищает бедного от воздушных непогод; самый разнообразный антураж фонов, составляющих живописную картину, передает свою прохладу в глубину во время сильной летней жары и отводит стремительные ветры Овна.

 

 Далее находится здание, предназначенное для отдыха людей,  для упражнений, которые развивают  их способности. Именно туда  светский человек, утомленный удовольствием, идет укрепить свои нервы, ослабленные бодрствованием или разрушительными сладострастными порывами.

Информация о работе Идеальный город