Градостроительство в эпоху античности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 01:05, реферат

Описание работы

Становлению и развитию древнегреческого градостроительства предшествовал длительный период, связанный с племенными переселениями и экспансиями, происходившими в XII — XI вв. до н. э. на территории Балканского полуострова и островах Эгейского моря.
К IX в. до н. э. на месте бывших Ахейских государств возникли мелкие самостоятельные родовые общины, которые подчинили себе местное население. Ахейские племена, сохранившие самостоятельность, были оттеснены в северозападную часть Пелопоннесского полуострова. Остальная Греция была поделена между пришлыми племенами. Эолийцы расселились на севере, дорийцы — в Средней Греции и на большей части Пелопоннеса, ионийцы — в Аттике и в районе Арголидского залива.

Работа содержит 1 файл

ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО В.doc

— 1.27 Мб (Скачать)

 
96. Сравнение рыночных  площадей в Милете, Приеме и Ассосе 1 — Северная агора в Милете; 2 — булевтерий и перед ним площадь для народных собраний; 3 — гимнасий. Вверху (справа) — площади Приены; 4 — мясной и рыбный рынок; 5 — место для народных собраний на главной агоре; 6 — место для торговли. Внизу (справа) агора в Ассосе; 7 — булевтерий и перед ним место для народных собраний; 8 — северная двухэтажная стоа; 9 — одноэтажная стоа, над римскими термами; 10 — архаический храм

Из святилища Афины можно было попасть также в театр, находившийся ниже по рельефу и вырубленный в скальном грунте. Театр в более поздний период получил пристройку в виде галереи, примкнувшей снизу к театральной сцене,

Таким образом, Пергамский акрополь представлял собой  несколько совершенно изолированных  друг от друга ансамблей, однако благодаря превышению одного над другим и возможности обозрения создавалась иллюзия пространственной целостности этих ансамблей. Особенно эффектным был западный фасад акрополя со стороны моря, находившегося в 27 км. Отсюда раскрывалась вся его веерообразная композиция, живописная и в то же самое время уравновешенная. Построенное в римский период святилище с храмом Траяна внесло в композицию западного фасада акрополя изменение и нарушило прежнее равновесие.

Пергамский акрополь являлся завершающим звеном в развитии греческих акрополей, вершиной монументального градостроительного искусства.

Среди многочисленных ансамблей эпохи эллинизма представляет значительный интерес главная агора  в городе Ассосе, расположенном на берегу Адрамитского залива, к северу от Пергама .

Ассос был основан  в Архаический период эолийцами. Остатки дорического периптера, расположенного на вершине акрополя, датируются этим временем. Сам город был расположен на нескольких террасах, последовательно поднимавшихся от берега моря к акрополю. На пятой, считая снизу, террасе располагалась агора. Площадь была вытянута с запада на восток и имела протяженность около 120 м. Агора была трапециевидной формы и по длинным ее сторонам располагались портики, с южной стороны одноэтажные, а с северной  — двухэтажные. Восточный конец площади занимало здание булевтерия. С западной стороны располагался архаический храм. Расположение храмов в торце площади было новым явлением в греческом градостроительстве. До этого времени храмы располагались на акрополях или в отдельных святилищах и лишь в эпоху эллинизма храмы появились на торговых площадях. Что же касается расположения храма в торце площади, то этот прием был почти не известен в эллинистической Греции и был более свойствен римскому градостроительству эпохи Республики.

Эпоха эллинизма  изменила облик многих греческих городов, сложившихся в архаический и классический периоды. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить святилище в Олимпии, где были построены храм Метроон (375 г. до н. э. ), Филиппейон (335 г. до н. э. ) и др. Эллинизм составил особую эпоху и в развитии Афин.

 
97. Ассос. План  города 1  — агора; 2 — гимнасий; 3 — театр

Положение Афин, как и других городов — полисов, не было устойчивым, Афины нередко пытались отстоять свою независимость от крупных эллинистических государств и прежде всего от Македонии. Однако македонские цари удерживали свой протекторат над городом и для гарантии держали свой гарнизон в Пирее. Постепенно Афины из цветущего торгово — ремесленного города превратились в центр науки и искусства, а также в своеобразный памятник былого величия Греции, Кроме того, Афины сохраняли значение общегреческого культового центра, о чем свидетельствовало строительство на юго — западе города в 330 г, до н, э, большого стадиона для Панафинейских состязаний.

Цари других эллинистических государств и просто богатые меценаты не жалели своих средств для украшения Афин новыми зданиями. Особенно выделялись этой деятельностью пергамские цари. Так, пергамский царь Аттал I (241 — 197 гг. до н. э. ) построил при Афинской академии сад Лакидейон. Его сыновья Евмен II (197 — 159 гг. до н, э, ) и Аттал II (159 — 138 гг, до н. э, ) соорудили монументальные галереи, Одна из них — беломраморная стоа Евмена была воздвигнута у подножья Афинского акрополя, рядом с театром Диониса; другая — стоа Аттала была построена на Афинской агоре, вдоль ее восточной стороны. Стоа Евмена имела протяженность 163 ми ширину 16 м. Стоа Аттала была двухъярусной и насчитывала длину 142м и ширину 19, 5м. Ее колоннада, состоявшая из 45 дорических колонн, своей ритмической композицией подчеркивала направление главной дороги, которая вела к акрополю.

Эпоха эллинизма  оставила свои следы не только в Афинах, но и в других городах материковой Греции, а также в таких малоазийских центрах, как Ми — лет, Магнесия на Меандре, Эфес, Эллинистические влияния сказались и на городах Сирии (Пальмира, Гераса) и даже на городах Египта, Храмовый ансамбль на о, Филе является ярким тому примером,

Оценивая в целом градостроительство второй половины IV — конца II вв, до н, э,, можно сказать, что за этот период в нем появились новые черты, обусловленные дальнейшим развитием рабовладельческого общества, образованием крупных монархических государств, объединивших в своем составе многочисленные народы Востока и Запада. Централизация и сосредоточение в ее руках богатств и массы рабов делало возможным исполнение самых грандиозных замыслов. В этот период строились целые столичные города с большими административными и общественными площадями, роскошными дворцами правителей, торговыми и военными гаванями и водопроводами. В них сооружались центры науки и искусства  — мусейоны, библиотеки, театры, многочисленные стадионы, бани, устраивались сады и парки.

 
98. Ассос. Общий вид  агоры со стороны моря в период римского владычества. Реконструкция Кларка

Регулярное градостроительство приобрело новые черты, которые  заключались в развитии главных городских пространств, в стремлении к созданию архитектурно насыщенных городских центров, Городские пространства стали в этот период самостоятельной архитектурной темой, В связи с этим особое значение приобрели колоннады и портики, придававшие городским площадям геометрическую правильность и единообразие, Перистиль стал играть ведущую роль как в жилой архитектуре, так и в святилищах, гимнасиях и других общественных зданиях. В развитии городских пространств наблюдалась тенденция к замкнутости.

Значительного развития достигли городские ансамбли, расположенные в разных уровнях, которые несмотря на сложность рельефа представляли собой единые архитектурные композиции.

Эллиниртические города славились своим благоустройством, наличием водопроводов, замощением главных  улиц и площадей. В то же самое время в городах наблюдался резкий контраст между жилищами богатых и бедных жителей. В жилой архитектуре этого времени наметились несколько типов зданий. Жилые дома социальной верхушки городского общества строились по подобию дворцов — все помещения группировались вокруг перистиля. Жилые дома бедняков более походили на лачуги. В этот период появились в крупных городах (в Александрии, Тире) многоэтажные дома для сдачи помещения внаем городской бедноте. Большое распространение получили виллы.

В эпоху эллинизма прежняя глубокая связь греческого искусства с местными народными традициями нарушилась и заменилась стремлением к выработке сначала всеэллинского, а затем и космополитического художественного языка. Этот процесс сопровождался привнесением в искусство греков восточных элементов, что сказывалось в области градостроительства в увеличении масштабов архитектурных ансамблей, в увлечении их формально — композиционной стороной в ущерб идейно — художественному содержанию, в стремлении к пышной декорировке. В то же самое время греческая архитектура обнаружила способность приспосабливаться к архитектурным традициям других народов, что приводило в отдельных случаях к созданию замечательных ансамблей.

В последний свой период эллинистическое искусство развивалось одновременно с римским с той только разницей, что первое из них деградировало, а второе находилось в процессе становления и развития. Очень часто этот процесс протекал в одних и тех же городах, перешедших из рук греко — македонских правителей в руки римских завоевателей. Вот почему римское градостроительство считается прямым продолжением греческих градостроительных традиций.

Информация о работе Градостроительство в эпоху античности