Функциональное зонирование и благоустройство территории парка культуры и отдыха «им. Орешкова» г. Улан-Удэ

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 22:16, курсовая работа

Описание работы

Специализированные объекты ландшафтной архитектуры — это объекты об¬щественного назначения, выполняющие одну ведущую функцию (например, выставочную, мемориальную или спортивную), обеспечивающие возможность широкого выбора форм рекреации для населения.
Система специализированных объектов ландшафтной архитектуры являет¬ся универсальной формой социальной реабилитации современного человека в обществе. Для этого в градостроительной практике при проектировании рек¬реационных систем всех уровней необходимо соблюдать принцип «компенса¬ции» по недостающим или ограниченным функциям в жизнедеятельности человека.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИ ОСНОВЫ ЛАНДШАФТНОГО ПРОЕКТИРОВАНИ…….………………………………..…..5
ГЛАВА II. ПРИРОДНО-КЛИМАТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ………………...……10
2.1 Климат ……………………………………………………………………..10
2.2 Рельеф…………………………………………………………..………….12
2.3 Почвы………………………………………………………………...…….14
2.4 Растительность…………………………………………………………….17
ГЛАВА III. ОБЪЕКТ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. ……………………...…20
3.1 Объект исследования…………………………………………………..….20
3.2 Методы исследования……………………………………………...…….21
3.2.1 Инвентаризационная оценка состояния территории………………21
3.2.2 Инженерная подготовка территории……………………………….22
3.2.3 Агротехническая подготовка территории……………………….…23
ГЛАВА IV. ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ЗОНИРОВАНИЕ И БЛАГОУСТРОЙСТВО ТЕРРИТОРИИ…………………………………………..…………………..………26
4.1 Функциональное зонирование объекта проектирования………………27
4.2 Ландшафтные элементы объекта……………………………………..….28
4.2.1. Дорожки и плоскостные сооружения………………………..…….29
4.2.2. Зелёные насаждения…………………………………………….…..32
4.2.3. Цветники………………………………………………………….….33
4.2.4. Малые архитектурные формы………………………..……….……35
4.5.5. Система освещения…………………………………………………37
4.2.6. Уход за объектами…………………………………………………..38
ГЛАВА V. ПРОЕКТНО-СМЕТНАЯ СТОИМОСТЬ……………………………..40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…….42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..44
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….45
ВВЕДЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

НА СДАЧУ Ландшафтная архитектура.doc

— 660.50 Кб (Скачать)


42

 

Министерство сельского хозяйства РФ

ФГОУ ВПО Бурятская государственная сельскохозяйственная академия

имени В.Р.Филиппова

 

 

Институт землеустройства, кадастров и мелиорации

 

 

Кафедра землеустройства

 

 

 

Курсовой проект

НА ТЕМУ: «Функциональное зонирование и благоустройство территории парка культуры и отдыха «им. Орешкова» г. Улан-Удэ»

 

 

 

 

 

Выполнил: студент гр. 6502

                                                                                                     Нимаев Б.Д.

                                                                                       Проверил: преподаватель

Коменданова Т. М.

 

 

Улан-Удэ

2010

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИ ОСНОВЫ ЛАНДШАФТНОГО ПРОЕКТИРОВАНИ…….………………………………..…..5

ГЛАВА II. ПРИРОДНО-КЛИМАТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ………………...……10

2.1 Климат ……………………………………………………………………..10

2.2 Рельеф…………………………………………………………..………….12

2.3 Почвы………………………………………………………………...…….14

2.4 Растительность…………………………………………………………….17

ГЛАВА III. ОБЪЕКТ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. ……………………...…20

3.1 Объект исследования…………………………………………………..….20

3.2  Методы исследования……………………………………………...…….21

     3.2.1 Инвентаризационная оценка состояния территории………………21

     3.2.2 Инженерная подготовка территории……………………………….22

     3.2.3 Агротехническая подготовка территории……………………….…23

ГЛАВА IV. ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ЗОНИРОВАНИЕ И БЛАГОУСТРОЙСТВО ТЕРРИТОРИИ…………………………………………..…………………..………26

4.1 Функциональное зонирование объекта проектирования………………27

4.2 Ландшафтные элементы объекта……………………………………..….28

4.2.1. Дорожки и плоскостные сооружения………………………..…….29

4.2.2. Зелёные насаждения…………………………………………….…..32

4.2.3. Цветники………………………………………………………….….33

4.2.4. Малые архитектурные формы………………………..……….……35

4.5.5. Система освещения…………………………………………………37

4.2.6. Уход за объектами…………………………………………………..38

ГЛАВА V. ПРОЕКТНО-СМЕТНАЯ СТОИМОСТЬ……………………………..40

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…….42

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..44

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….45

ВВЕДЕНИЕ

 

Специализированные объекты ландшафтной архитектуры — это объекты об­щественного назначения, выполняющие одну ведущую функцию (например, выставочную, мемориальную или спортивную), обеспечивающие возможность широкого выбора форм рекреации для населения.

Система специализированных объектов ландшафтной архитектуры являет­ся универсальной формой социальной реабилитации современного человека в обществе. Для этого в градостроительной практике при проектировании рек­реационных систем всех уровней необходимо соблюдать принцип «компенса­ции» по недостающим или ограниченным функциям в жизнедеятельности человека.

Чем полнее выбор рекреационной деятельности, тем выше социальный (а опосредованно — экономический) эффект: многогранное развитие лично­сти, физическое здоровье, укрепление семейных и социальных связей, пат­риотическое воспитание и т. п.

В больших, крупных и крупнейших городах, имеющих сложившуюся рек­реационную систему, размещение новых объектов отдыха, лечения, спор­тивного, культурно-развлекательного характера следует производить по прин­ципу функциональной компенсации, дополняя существующую сеть отсутству­ющими видами рекреации с учетом периодичности использования. При гра­достроительной возможности концентрации учреждений одного профиля от­дыха (спортивного, развлекательного и т.п.) рекомендуется объединять их в систему специализированных парков, формируя каркас города.

При строительстве рекреационных объектов в новых малых и средних горо­дах, а также в групповых системах населенных мест структуру будущих специ­ализированных садов и парков необходимо формировать одновременно с их ландшафтной организацией.

По современным представлениям использование комплекса специализи­рованных объектов ландшафтной архитектуры вместо одного многофункцио­нального парка значительно повышает уровень и качество рекреационного обслуживания. Следовательно, учитывается рекреационная избирательность от­дыхающих, появляется возможность создания оптимальных эксплуатацион­ных условий при едином административно-хозяйственном центре.

Единая система межселенных и загородных садово-парковых объектов в социальном аспекте позволяет нивелировать различие в рекреационном об­служивании городского и сельского населения.

В генеральных планах городов отчетливо видна тенденция специализации садов и парков, которая отражает развитие досуга и социально-культурного потребления, сопутствующих научно-техническому прогрессу.

Курсовой проект разрабатывается на территории парка «Орешкова» Железнодорожного района города Улан-Удэ, основным замыслом которого является сформировать идею архитектурно-ландшафтного пространства.

Целью проекта является функциональное зонирование и благоустройство территории, создание эстетической среды для массового отдыха населения.

Задачи проектирования:

Оценка современного состояния территории

Организация территории объекта проектирования;

Функциональное зонирование территории;

Благоустройство объектов проектирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИ ОСНОВЫ

ЛАНДШАФТНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ.

 

В последнее время в нашем городе, да и в стране в целом, широкое распространение получил раздел архитектуры, посвященный организации садов, парков и других сред, в которых материалом является ландшафт и естественная растительность. Этот вид деятельности называется «ландшафтная архитектура». Но часто этот термин заменяют словосочетанием «ландшафтный дизайн». (Справедлива ли такая замена?)

Ландшафтная архитектура и дизайн представляет собой искусство создавать гармоничное сочетание естественного ландшафта с освоенными человеком территориями, населенными пунктами, архитектурными комплексами и сооружениями [Лихачив Д. С].

В книге Сычевой А.В. и Титовой Н.Т. «Ландшафтный дизайн. Эстетика деталей городской среды» дано определение ландшафтному дизайну - это творческая деятельность, направленная на формирование предметно-пространственной среды приемами и средствами ландшафтной архитектуры, художественное конструирование деталей культурного ландшафта.

Ландшафтная архитектура - искусство проектирования и создания гармонично-организованной среды открытых пространств, сочетающие как природные, так и антропогенные (техногенные) элементы ландшафта. Среду открытых пространств, формируемую архитекторами, представляют сады и парки, лесопарки, курортные зоны, национальные парки, исторические ландшафты, площади, улицы, внутриквартальные территории городов и других населенных пунктов [Теодоронский B.C., Белый А.И.].

Парк – обширная (обычно больше 10 – 15 га) озелененная территория, благоустроенная и художественно оформленная для отдыха под открытым небом. Термин проник в русский язык в XVIII в. из Англии и первоначально означал естественную рощу или участок леса с живописными аллеями, полянами прудами свободных очертаний, беседками. Скульптурой и т.п. В настоящее время парки рассматриваются как важнейший элемент общегородской системы озеленения и рекреации; они выполняют оздоровительные, культурно-воспитательные, эстетические, природоохранные функции. Парки подразделяются по назначению на парки культуры и отдыха, детские, спортивные, прогулочные, мемориальные, парки-музеи; по местоположению и использованию населением – общегородские, районные, загородные; по характеру рельефа территории – пойменные, овражные, нагорные и т.д. [Коменданова Т.М., Малханова Е.В.]  

Веками накапливался опыт паркоустройства. Достаточно вспомнить садо­во-парковое искусство Древнего мира, когда дерево считалось символом Жизни. Тогда, когда лучшим украшением страны являлись парки. Правители приво­зили из различных походов и завоеванных земель диковинные растения и животных. Именно в те далекие времена Ассирии и Вавилонии появляются первые коллекции флоры и фауны — прообразы ботанических садов и зоо­парков. Там же существовали обширные озелененные территории, предназна­чавшиеся для прогулок верхом и охоты. Такого рода массивы считаются родо­начальниками современных лесопарков.

Античная Греция породила герооны, ставшие впоследствии мемориальны­ми и спортивными парками, и гимнасии, ставшие садами «просветительного досуга».

В Древнем Риме естественной стала жизнь созерцательная, одной из сторон которой является создание сада топиарного искусства — стриженных из зеле­ни скульптур.

Садово-парковое строительство на Востоке (в Персии, Индии) дало жизнь садам «на воде» — современным гидро-, аквапаркам.

В Средневековье появляется символика в садах, а эпохи Возрождения и барокко (где облик сада — это «театрализованная декорация» и скульптура занимает в нем ведущие места) положили начало садам скульптур и садам-выставкам.

Садово-парковое искусство Китая и Японии с конца XVIII в. популярно во всех странах планеты. В настоящее время его элементы создаются как при жилых зданиях, на территориях коттеджей, так и в качестве самостоятель­ных объектов или экспозиций ботанических садов. В последних устраиваются выставки, сюда приходят за вдохновением художники и поэты, а обыкно­венные люди — чтобы «успокоить ум...».

Русские сады с хороводными полянами, шатрами, беседками-«чердаками», обманками, скатными горами, катками на озерах со временем стали использоваться в детских и развлекательных парках.

Современные специализированные сады и парки строятся по моделям сво­их исторических прототипов. Они заимствуют конкретные приемы и детали их устройства. [Сокольская О.В., Теодоронский В.С., Вергунов А.П.]

Сделать землю красивым домом основная задача современных цивилизованных людей, основная задача ландшафтного искусства. [Лепкович И.П].

К.Э. Циолковский считает, что ландшафтное искусство должно помочь людям осуществить мечту о рае на Земле, сделать жизнь полноценной и счастливой, но пока до этого далеко. Люди не научились жить мирно и беречь свой дом – природу, жить в нем культурно и бережливо [К.Э. Циолковский].

Проведенный ретроспективный анализ формирования ландшафтных объектов с использованием средств ландшафтного дизайна позволил выявить целый ряд особенностей их проектирования. Решение эстетических задач всегда было подчинено социальным требованиям общества: каждая об­щественная формация имела свои идеалы, которые находили образное отражение в объектах ландшафтной архитектуры уже на ранних этапах человеческой цивилизации, включая детальную проработку природных и искусственных элементов среды. Объектами ландшафтного проектирования уже в это время были храмовые комплексы, агоры и виллы. Позже появились сады и парки, скверы и бульвары, набережные и пешеходные улицы. Они формировались на протяжении нескольких тысячелетий. Их развитие шло одновременно с другими видами искусства — архитектурой, живописью, скульптурой, а также с литературой, подчиняясь требованиям социального строя и приспосабливаясь к природе. При этом сформировались два основ­ных стилевых направления — регулярное и пейзажное [3,16].

Рубцов Л.И. охарактеризовал регулярный стиль как геометрическую сетку плана, включающую прямолинейную трассировку дорог, геометрическую форму партеров и цветников, симметричное оформление композиционной оси, архитектурно обработанный, террасированный рельеф, подчеркнутое доминирование главного здания, четкие контуры водоемов, рядовые посадки деревьев и кустарников и их стрижка.

Пейзажное стилевое направление, в отличие от регулярного, под­черкивает красоту естественной природы. Оно характеризуется свободной сеткой плана, извилистыми дорогами, естественным рельефом, свободными контурами водоемов, свободно растущими деревьями с живописными формами крон [15].

В создании современных объектов ландшафтного дизайна используют эти два основных стилевых направления в смешанном или в чистом виде.

Цель создания объекта ландшафтного строительства: приблизить природу к людям, приумножить ее красоты в спланированном, благо­устроенном виде и сохранить облагороженную таким образом природу.

Этапы проектирования:

- первый этап — композиционный замысел и общая схема;

- второй этап — составные части и определенное их сочетание;

- третий этап — технологии выполнения работ: нормативы, сроки и очередность [16].

Теодоронский B.C. в книге «Садово-парковое строительство» рассмотрел основные виды композиции и разделил их на планировочную и объемную.

Планировочная композиция — двухмерное планирование на плос­кости, то есть на поверхности земли с различными элементами рельефа.

Объемная композиция — создание ландшафтных пейзажей из объемных элементов, наблюдаемых из одной точки (стоящим зрителем) или при движении, поэтому такая композиция выполняется в трех или четырех измерениях.

При этом создается объемно-выраженный рельеф из различных сооружений и насаждений (деревьев, кустарников, газонных трав, цветов).

Создание объектов — сложный и длительный процесс связный как с этапами проектирования и разработки проектной сметной документации, так и непосредственно с самим процессом создания объекта, то есть с его строительством формированием растительности уходом за насаждениями, содержанием и ремонтом основных его свойств и конструктивных элементов. Все устройства и конструктивные элементы садово-паркового объекта подразделяются на элементы объемные - растительные группировки, сооружения и плоскостные - газоны, площадки, дорожки, водоемы [8].

Ландшафтная архитектура в Республике Бурятия в настоящее время приобретает значимую роль, так как направлено не только на организацию рационального использования территории, но и на создание здоровой эстетической среды для жизни человека. В республике оно находится на начальной стадии развития, причинами являются климатические особенности республики, низкое финансирование в данной области и т.д.. В городе Улан-Удэ имеется много неблагоустроенных и неорганизованных территории, в том числе и объект данного курсового проекта.

Информация о работе Функциональное зонирование и благоустройство территории парка культуры и отдыха «им. Орешкова» г. Улан-Удэ