Архитектурные памятники Москвы

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 16:13, реферат

Описание работы

Архитектура Москвы отмечена неповторимым своеобразием. Впитав в себя лучшие традиции древнерусской архитектуры Владимира и Суздаля, обогатившись достижениями мастеров итальянского Возрождения, московское зодчество с конца 15 в. и вплоть до 18 в. заняло ведущее место в архитектуре и строительстве на территории Русского государства, стало символичным выразителем общенациональной культуры.

Работа содержит 1 файл

для отработки по градо.doc

— 130.00 Кб (Скачать)

АРХИТЕКТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ МОСКВЫ

- . Архитектура  Москвы отмечена неповторимым  своеобразием. Впитав в себя лучшие  традиции древнерусской архитектуры  Владимира и Суздаля, обогатившись  достижениями мастеров итальянского  Возрождения, московское зодчество  с конца 15 в. и вплоть до 18 в. заняло ведущее место в архитектуре и строительстве на территории Русского государства, стало символичным выразителем общенациональной культуры. Наиболее древняя часть Москвы, её исторический центр - ансамбль Кремля Московского с расположенной рядом Красной площадью. 
 

 Направление  формирования города, развитие его  радиально - кольцевой планировки  сложилось исторически и во  многом определялось интересами  обороны. По мере расширения  Москвы территории, окружавшие Кремль, обносились валами и крепостными стенами. Так возникли Китайгородская стена (1535 - 38), стена вокруг Белого города (1585 - 93), на месте которой в конце 18 в. было заложено Бульварное кольцо, и деревянный Скородом (1591 - 92) вокруг Земляного города (ныне Садовое кольцо). В 14 - 16 вв. на главных подъездах к Москве были созданы укреплённые монастыри.  

 Ансамбль  Андроникова монастыря. (основан  окол 1360, ныне Центр, музей древне-русской  культуры и искусства им. А.  Рублёва) включает: Спасский собор  (1420 - 27, в интерьере фрагменты фресок, 1420 - е гг., Андрей Рублёв, Даниил Чёрный), одно - столпную трапезную (1504) с ц. Михаила Архангела (1694), настоятельский и братский корпуса, стены и башни (17 в.). На его территории похоронен Рублёв.  

 От Высокопетровского  монастыря. (основан в 1380, в 17 в. отстроен заново, ныне Лит. музей и Центр, совет ВООПИК) сохранились: ц. Петра Митрополита (нач. 16 в., 1690), ц. Боголюбской Божьей матери (1684 - 85, усыпальница Нарышкиных), колокольня с надвратной ц. Покрова (1694), палаты Нарышкиных (1690) и др.  

 Древнейший  из московских монастырей - Данилов  (основан в 1282, в 1988 реставрирован;  ныне действующий) с собором  Семивселенских соборов и ц.  Даниила Столпника (16 - 18 вв.), ц.  Троицы (1838, арх. Е. Д. Тюрин), братским  корпусом (17 в.), резиденцией патриарха Московского и всея Руси.  

 Ансамбль  Донского монастыря (основан в  1591, ныне филиал Музея архитектуры)  составляют: ц. Донской Божьей  матери ("Старый собор", 1591 - 93, с  трапезной и шатровой колокольней, 1678 - 79), собор Донской Божьей матери ("Большой собор", 1684 - 93, иконостас, 1693 - 99, росписи по рис. В. И. Баженова, 1782), Тихвинская надвратная ц. (1713 - 14), ц. Михаила Архангела (1806 - 09, усыпальница князей Голицыных). На территории монастыря собрание скульптур и фрагментов несохранившихся Архитектурный памятников (в т. ч. храма Христа Спасителя), некрополь деятелей русского культуры и истории.  

 Архитектурный  памятники Новодевичьего монастырь  (основан в 1524, ныне филиал Историческое  музея): Смоленский собор (1524 - 25, в интерьере росписи 16 - 17 вв., резной деревянный иконостас, 1683 - 85, иконы С. Ф. Ушакова и др.), палаты царицы Ирины с ц. Свыше Амвросия (16 - 17 вв.), трапезная с ц. Успения (1685 - 87), колокольня (1689 - 90), Преображенская и Покровская надвратные церкви и примыкающие к ним Лопухинские и Мариинские палаты (все - 1683 - 88). Новоспасский монастырь (в 14 - 15 вв. находился в Кремле, в 1490 переведён на левый берег р. Москвы) включает: Спасо - Преображенский собор с усыпальницей бояр Романовых, трапезную с ц. Покрова, "Хлебодарную" и больничные палаты с ц. Николы, корпуса братских келий (все - 17 в.), ц. Знамения и многоярусную надвратную колокольню (18 в.). В ансамбль Рождественского монастырь (основан в 1386) входят: собор Рождества Богородицы (1501 - 1505), ц. Иоанна Златоуста (17 в.), кельи (17 - 18 вв.), колокольня с надвратной церковью (1830 - е гг., арх. Н. И. Козловский), декоративная ограда с 4 башенками. Сохранились также остатки Симонова (основан в 1379) - фрагмент юж. стены с башнями "Дуло" (1640 - е гг.), "Старая" (1485), "Новая" (1677 - 80), трапезные, братский корпус (17 в.) - и Сретенского (основан в 1397) - собор Владимирской богоматери (1679, 1706, в интерьере фрески 17 в.) - монастырей. 

 Застройка  древней Москвы была в основном  деревянной, в 15 - 16 вв. началось строительство каменных посадских храмов: ц. Зачатия Анны что в углу Китайгородской стены (1493), Трифона в Напрудном (кон. 15 в.), Антипия что в Колымажном дворе (1 - я пол. 16 в., колокольня - 18 в.),  

 В 1935 было  принято постановление "О Генеральном плане реконструкции Москвы", в соответствии с которым была создана Манежная пл., на месте Охотного ряда построены гостиница "Москва" (1932 - 38, арх. А. В. Щусев и др.), здание Госплана (1932 - 36, арх. А. Я. Лангман), реконструированы основан магистрали - ул. Тверская, Б. Калужская (ныне часть Ленинского просп.), Можайское шоссе (ныне часть Кутузовского просп.). В1935 - 39 вступили в строй первые линии метрополитена, который создавался как комплекс монументальных сооружений большого обществ, значения. В осрормлении станций и наземных вестибюлей использовались скульптура, живопись, мозаика, декоративно - прикладное иск - во. В проектировании станций участвовали видные Советскую архитекторы: А. Н. Душкин ("Кропоткинская", 1935; "Маяковская", 1938 - 39), И. А. Фомин ("Красные ворота", 1935), Щусев "Комсомольская" - кольцевая, 1952) и др. 

 В 1939 были  созданы ВСХВ (с 1959 Выставка достижений  народного хозяйства), парки - Центр.  парк культуры и отдыха им. А. М. Горького (1935 - 41, гл. арх. А. В. Власов), Измайловский (1930 - 31, арх. М. П. Коржев, М.И. Прохорова), Сокольнический (реконструирован в 1931).  

 Значительным  событием послевоенного градостроительства  стало сооружение 7 высотных зданий, заложенных в день 800 - летия Москвы: МГУ на Ленинских горах (1949 - 53, арх. Л. В. Руднев и др.), адм. здания на Смоленской Площадь (1948 - 52, арх. В. Г. Гельфрейх и др.), жилых домов на Площадь Восстания (1950 - 54, арх. М.В. Посохин и др.) и на Котельнической наб. (1948 - 52, арх. Д. Н. Чечулин и др.), адм. - жилого здания у Красных ворот (1947 - 53, арх. А. Н. Душкин и др.), гостиниц "Украина" (1957, арх. А. Г. Мордвинов и др.) и ."Ленинградская" (1953, арх. Л. М. Поляков и А. Б. Борецкий).  

 В 1955 - 56 создан  спорт. комплекс стадиона в Лужниках. В1971 утверждён Генеральный план развития Москвы, рассчитайный на 25 - 30 лет. В 1960 - 80 - е гг. архитектура Москвы обогатилась зданиями: Дом Советов Рос. Федерации (т. н. Белый дом России, 1979 - 81, арх. П. П. Штеллер, Д. Н. Чечулин и др.), Междунар. выставочный комплекс (1978, арх. М. В. Посохин и др.), Детский муз. театр (1979, арх. А. П. Великанов и др.), цирк (1971), Театр драмы и комедии на Таганке (1981), гостиничный комплекс "Измайлово", гостиницы "Салют", "Космос". К летней Олимпиаде 1980 были построены комплекс Олимпийской деревни, универсальный крытый стадион и плават. бассейн, крытый велотрек, конноспорт. комплекс, здание пресс - центра и др. 

 Всего в  Москве под охраной государства  находятся около 2 тыс. памятников  архитектуры 14 - нач. 20 вв. и 51 памятник Советскую архитектуры; на гос. учёте состоят около 9500 зданий и сооружений, формирующих исторически сложившуюся градостроительную среду города. Большинство памятников расположено в пределах Садового кольца. К сожалению, значительное число их было утрачено в ходе массового строительства, развернувшегося в кон. 19 - нач. 20 вв., а также в результате работ по реконструкции столицы в 1930 - 40 - х и в 1960 - х гг., когда неоправданно было уничтожено около 2 тыс. зданий, из которых 400 представляли историко-архитектурную ценность. Кроме того, построенные в центре Москвы многочисленные (свыше 80) здания повышенной этажности существенно исказили силуэт города. После принятия законов СССР и РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры" (1976) активизировалась деятельность гос. и обществ, организаций по сохранению архитектурного наследия столицы, возросли ежегодные капиталовложения на ремонтно - реставрац. работы. Утверждено 157 охранных и 9 заповедных зон. В комплексной программе "Архитектурное наследие" предусмотрены меры по улучшению охраны и использованию памятников истории и культуры Москвы до 2000. См. также Москва, Музеи Москвы. 

 Лит.: Москва. Энциклопедия, М., 1980; Памятники архитектуры  Москвы. Кремль, Китай - город. Центральные площади, 2 изд., М., 1983; Иконников А. В., Архитектура Москвы, XX век, М., 1984; Александров Ю., Москва. Диалог путеводителей, 2 изд., М., 1985.

cайт http://www.outdoors.ru/abc/abc109.php 
 
 
 

История архитектуры  Москвы

Часть 1. «От первых изб до врат столичных…» 

Москва —  это уникальный и неповторимый город, в архитектурном облике которого, как в волшебном зеркале, отражаются все исторические, политические и  экономические процессы, происходившие и происходящие в огромной, многонациональной России. 

Средневековая патриархальность заповедных московских районов и ошеломительный ритм современных  магистралей прекрасно сочетаются в столице России с величественными  культовыми сооружениями и авангардным стилем современной архитектуры. Если добавить в эту палитру тишину и зелень московских скверов и парков и, пусть и редкие, но удивительно гармоничные и в наше время особняки московского дворянства и купечества 18–19 веков, то мы почувствуем, увидим и воспримем то, что называют московским духом и стилем. 
 

1147 год считается  временем отсчёта истории Москвы, а в 1325 году внук Александра  Невского Иван Калита, став великим  князем Владимирским, своей резиденцией  сделал Москву, и это стало  важной вехой в ее истории. При Калите сюда же переместилась из Владимира митрополичья кафедра. Крепость стала называться Кремлем, а посад на северо-востоке от него вышел за пределы Боровицкого холма и занял часть будущего Китай-города.  

Средоточие в  Москве политической власти и метрополии, рост экономического и торгово-ремесленного потенциала города привели к необходимости строительства оборонительных сооружений. Кроме того, к Москве потянулись дороги из других городов, которые предопределили радиально-кольцевую систему городских магистралей, с которой нельзя не считаться и в современной жизни. 
 

К концу XIV столетия Москва с посадами, окруженная боярскими, митрополичьими и монастырскими  землями, с селами и угодьями на них, превратилась в довольно большое  поселение, численностью около 40 тысяч человек. Примерно в это же время появляются каменные храмы, определившие ансамбль Соборной площади XIV– XV веков. 

Сооружение обширного  белокаменного Кремля — резиденции великого князя — придало городу зрительную цельность. Великокняжеская культура определила, очевидно, и облик построек внутри Кремля. Сохранившиеся памятники архитектуры Москвы рубежа XIV–XV веков — церковь Рождества Богородицы, собор Андроникова монастыря, демонстрируют изысканность и роскошь. 
 

К концу XV века Москва становится общепризнанным политическим, религиозным и культурным центром Руси. Город укреплялся, архитектурный облик столицы должен был соответствовать могуществу и международному значению Русского государства. 

C 70-х годов  XV века в Москве начинаются  грандиозные работы по перестройке Кремля. Наряду с привлечением местных зодчих в Москву стягиваются строительные артели из других русских городов — Пскова, Новгорода, Ростова и др. По приглашению великого князя в русскую столицу прибывают итальянские архитекторы, которым поручается возведение ряда новых кремлевских построек — соборов, палат, крепостных сооружений. 

Успенский собор. Внутренний вид 

Одним из центральных  событий было строительство в  Кремле главного храма Московской Руси — Успенского собора (1475–1479 гг.) Его строитель Аристотель Фьораванти мастерски воплотил в новых формах традиции национальной архитектуры, приняв за образец владимирский Успенский собор. Унаследовав общий характер и ряд деталей владимирского зодчества, московский собор явился шагом вперед в развитии архитектурных и конструктивных форм. Другие кремлевские церкви конца XV века — Благовещенский собор (1484–1489 гг.) и церковь Ризоположения (1485–1486 гг.) — построены русскими мастерами в традициях московской школы. 

План кремля в Годуновское время 

В формировании ансамбля Кремля огромное значение имело  строительство новых кирпичных  стен с 18 башнями (1485–1495 гг., архитектор Марк Фрязин, Пьетро Антонио Солари и др.). План Кремля сохранил форму  треугольника, заключенного между реками Москвой и Неглинной, но его площадь увеличилась до 27 га за счет посада. Строительство стен и башен преследовало две главные цели: превратить Кремль в мощную неприступную для врагов крепость и одновременно создать величественный и монументальный столичный центр, прославляющий силу и мощь Московского государства. 

Интенсивно заселяются территории за Великим посадом. На горе, над поворотом Неглинной, где  уже существовала Пушкарская слобода, ставится Пушечный двор и расширяется  слобода работавших в нем кузнецов. На южных склонах возвышенности к востоку от Великого посада были разбиты великокняжеские сады и Загородный двор, близ которого встала церковь Владимира. От Ильинских ворот Великого посада, продолжая улицу Ильинку, шла на восток дорога, у начала которой был поставлен Покровский монастырь, давший ей впоследствии имя Покровка. 

Информация о работе Архитектурные памятники Москвы