Архитектурные ордера

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 20:34, доклад

Описание работы

Архитектурный ордер (лат. ordo — строй, порядок) — тип архитектурной композиции, использующий определенные элементы и подчиняющийся определенной архитектурно-стилевой обработке. Является воплощением стоечно-балочной системы, тектонически состоящей из вертикальных (колонны, пилястры) и горизонтальных (антаблемент) элементо

Работа содержит 1 файл

Архитектурные ордера.doc

— 250.50 Кб (Скачать)

АРХИТЕКТУРНЫЕ ОРДЕРА

Архитектурный ордер (лат. ordo — строй, порядок) —  тип архитектурной композиции, использующий определенные элементы и подчиняющийся  определенной архитектурно-стилевой обработке. Является воплощением стоечно-балочной системы, тектонически состоящей из вертикальных (колонны, пилястры) и горизонтальных (антаблемент) элементов.

В архитектурный  полный ордер входят: пьедестал - нижняя часть; колонны - средняя часть и антаблемент - верхняя часть. Неполный архитектурный ордер не имеет пьедестала. Все составляющие полного архитектурного ордера также в свою очередь состоят из нескольких частей. Пьедестал включает в себя базу, тело пьедестала или стул и карниз. База - это нижняя часть пьедестала в виде высокой полки или плиты, на которой расположены в зависимости от ордера полочки, валики, гуськи и т.д. На базе находится тело пьедестала или стул. Вверху пьедестал увенчан карнизом простой или сложной формы. Колонна находится на пьедестале и поддерживает антаблемент. Колонна состоит также из трех частей: базы, стержня самой колонны и капители. База - нижняя часть, состоящая обычно из толстой плиты (полки), на которой расположены нужной формы архитектурные обломы. На базе устанавливают тело колонны, завершающееся капителью. Стержень колонны обычно, начиная от базы до 1/3 высоты, бывает цилиндрическим, а на оставшейся 2/3 высоты переходит постепенно в коническую с небольшим утонением, но не по прямой, а по плавной кривой, называемой энтазисом. Иногда колонны утоняются не только к верху, но и к низу. Наибольшая толщина у таких колонн находится на l/З расстояния от низа колонны. Антаблемент находится над колонной и состоит из трех частей: архитрава, фриза и венчающего карниза.

Пропорции полного ордера следующие: если по высоте его разделить на 19 равных частей, то высота пьедестала составит четыре части, колонны - 12 частей и антаблемента - три части. Неполный ордер делят на пять частей: четыре части - колонна, одна часть -антаблемент (архитрав, фриз, карниз).

В зависимости  от формы различают архитектурные  ордера: тосканский, дорический, ионический, коринфский. Кроме перечисленных , ордеров существует композитный ордер, имеющий дополнения, отсутствующие в классическом ордере (маски, грифоны, гирлянды и т.п.) на капителях колонн.

Масштабом всех частей ордера является радиус колонны в ее нижнем основании. Этот радиус называется модулем и обозначается буквой М. В тосканском и дорическом ордерах модуль делится на 12 частей, а в ионическом и коринфском - на 18. Эти части называются партами и обозначаются буквой П. Стержни колонн всех ордеров -круглые.

Тосканский  ордер имеет массивные части. Колонна гладкая, высота ее равна 7 нижним диаметрам, или 14 модулям. На 1/3 высоты колонна ровная, а выше - утоняется  до капители на 1/5 нижнего диаметра. Колонна завершается простой круглой капителью. Фриз и архитрав - гладкие. Такой ордер чаще отделывают полностью штукатуры, иногда капитель готовят лепщики и устанавливают ее после отделки колонны. 

Тосканский (а) и дорический (б) ордера

Дорический  ордер менее массивный, чем тосканский. Колонна на высоту, равную 8 диаметрам, или 16 модулям, бывает гладкой или с 20 каннелюрами (желобками). Каннелюры разделяются между собой острыми усенками, закругленными вверху и внизу. Глубина каннелюр определяется проектом. На l/3 высоты колонна имеет постоянное сечение, выше она утоняется на 1/6 нижнего диаметра. Колонна венчается капителью с более мелкими архитектурными обломами, чем у тосканской капители. Архитрав - гладкий в основе, вверху имеет полочку с расположенными внизу каплями. На гладком фризе расположены триглифы - три ровные полосы, разделенные между собой треугольными выемками. Впадины между триглифами называются методами. Они бывают гладкими или с изображениями, выполненными из различных материалов. Под карнизом делают украшения в виде зубчиков, сухариков и модульонов. Такие ордера или полностью выполняются штукатурами, или триглифы, сухарики и модульоны, а иногда и капители выполняют лепщики.

Ионический  ордер имеет также сужающуюся кверху колонну. По высоте она равняется 9 диаметрам, или 18 модулям. По стволу проходят 24 каннелюры более глубокие, чем у дорической колонны. Они разделены между собой дорожками или лентами. Внизу каннелюры срезаются под прямым углом, а вверху полуокружностью. Капитель - сложная с завитками или волютами и иониками. Антаблемент ордера состоит из гладкого архитрава стремя горизонтальными уступами. Над верхним уступом расположена полка, а под ним рельефный орнамент. Фриз бывает гладкий или с рельефными изображениями. Карниз гладкий, и только под полкой расположены сухарики с бусами. Капитель и весь орнамент выполняют лепщики, остальное - штукатуры.

Ионический  ордер

Коринфский  ордер имеет сложные капитель и пьедестал. Стержень колонны равен 10 диаметрам, или 20 модулям. По колонне проходят 24 каннелюры, разделенные между собой дорожками, которые вверху и внизу заканчиваются полуокружностями. Капитель состоит из 16 волют, поддерживаемых двумя рядами акантовых листьев. Антаблемент имеет модульоны, которые расположены под слезником на некотором расстоянии друг от друга. Фриз ордера -гладкая плоскость, над которой располагается орнамент. Венчающий карниз сходен с ионическим. Все рельефные части ордера выполняются лепщиком, остальное - штукатурами.

Вместо круглых  колонн часто устраивают квадратные, ровные или уменьшающиеся на конус. Такие колонны делают с капителью или без нее. Пилястры (половина колонны, выступающая из стены) чаща всего имеют вверху капитель. Пилястры бывают гладкие или с каннелюрами.

Коринфский  ордер

Общий вид разновидности ордеров

(слева направо:  тосканский, дорический, ионический, коринфский, композитный)

Витрувий  описал шесть основополагающий принципов  архитектуры.

1.Ordinatio (систематичность,  порядок, ордер) — описаны общие  принципы архитектуры, основы формирования объема (quantitas), основы пропорций, основы соотношений размеров (modulus). Здесь приведена знаменитая триада Витрувия: три качества, которыми обязательно должна обладать архитектура: firmitas (прочность конструкции), utilitas (польза), venustas (красота).

2.Dispositio (расположение, основа) — описаны основы организации  пространства, основы проекта и  отображение их в трех основных  чертежах: ichnografia (план этажа), ortografia (чертеж) и skenografia (перспективный  вид).

3.Eurythmia —  определяет красивые пропорции, изучается композиция.

4.Symetria —  под этой категорией скрывается  сильный антропоморфизм. Акцентируется  модуль, основанный на частях  человеческого тела (нос, голова).

5.Decor — эта  категория не ограничивается  только декорацией и описывает ордерную систематичность.

6.Distributio —  категория описывает способ использования  объекта экономически.

Информация о работе Архитектурные ордера