Архитектурные композиции отдельных зданий и комплексов

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 16:34, реферат

Описание работы

Цель моей работы – рассмотреть архитектурных композиций некоторых зданий и комплексов.

Задачи моей работы:

•изучить единство архитектурной композиции;
•выделить виды композиций;
•рассмотреть некоторые здания и комплексы с точки зрения архитектурной композиции.

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 63.50 Кб (Скачать)

           Федеральное агентство по образованию РФ 

ГОУ  ВПО «Сибирский Государственный Индустриальный Университет» 

Кафедра архитектуры и строительных материалов 
 
 
 
 

               Реферат 

Архитектурные композиции отдельных  зданий и комплексов. 
 
 
 
 
 
 

                                                Выполнил:

                     студент гр. СПС – 08

                                                Доровских А.А.

                                                Проверил:

                                                доцент Матехина О.В. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          Новокузнецк, 2010 
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           

               Введение

     Архитектурная композиция (творение, сочинение) - это  система создания проекта и самого объекта архитектуры. Наука об архитектурной композиции изучает общие закономерности построения формы в архитектуре и средства достижения единства формы и содержания.

     Архитекторы призваны увязать три стороны  в гармоничной композиции здания: с одной стороны - удобство и пользу (функциональная задача), с другой - прочность и экономичность (конструктивная и технико-экономическая задача), с третьей - красоту форм (эстетическая задача).

     Требования  к современной архитектуре научно обоснованы. Наука изучает особенности отдельных типов зданий, взаимосвязь помещений, вопросы оборудования, размеры и формы пространства, необходимые для конкретных социальных процессов, освещение, акустику. Все эти требования учитываются при строительстве общественных и жилых зданий. Научно обоснованы выбор места для жилых и общественных зданий в городе, размещение зеленых массивов с целью создания города как единого целостного организма с учетом воздействия климатических и природных условий, ландшафта, ориентации зданий по странам света.

     Наконец, психология и физиология человека также  предъявляют требования к архитектурным  композициям зданий. Архитектура, являясь  средой обитания человека, воздействует на чувства, отражается в сознании человека и тем самым участвует в  формировании его духовного мира.

     Цель  моей работы – рассмотреть архитектурных композиций некоторых зданий и комплексов.

Задачи моей работы:

  • изучить единство архитектурной композиции;
  • выделить виды композиций;
  • рассмотреть некоторые здания и комплексы с точки зрения архитектурной композиции.
 

    В своей работе я использовала информацию с различных  строительных сайтов и справочной литературы. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

1. Единство архитектурной композиции.

     Особенность архитектуры как искусства заключается  в создании единства архитектурной композиции из множества архитектурных форм.

     Единство  архитектурного произведения достигается  рядом композиционных и художественных средств. Простейшее средство создания единства - придание объему здания простой  геометрической формы. В сложном  ансамбле здания единство достигается соподчинением: главному объему (композиционному центру) подчиняются второстепенные части здания. Композиционными средствами являются также тектоника (художественно выявленное конструктивное строение здания) и ориентация (или направленность) частей архитектурного сооружения в сторону композиционного центра.

     Важное  средство достижения единства и художественной выразительности композиции в архитектуре - симметрия. Симметричными считают  тождественные элементы формы относительно точки (центра), оси или плоскости симметрии. Применяют в архитектуре и асимметрию. Средством создания единства в асимметричных композициях является зрительное равновесие частей по массе, фактуре, цвету и пр. Примеры композиционно цельных асимметричных сооружений - Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря в Пскове (XII в.) и жилой дом на Смоленской площади в Москве (И. Жолтовский). Роль асимметрии в композиции архитектурных форм - в выявлении динамики художественного образа сооружения. В сложных композициях могут сочетаться симметрия и асимметрия. Ярким примером такого сочетания является собор Василия Блаженного в Москве (1555-1561, Барма, Постник Яковлев).

     Различные виды симметрии применяют в особой области убранства архитектуры - орнаментальном декоре. Орнамент - ритмично повторяющийся рисунок, основанный на симметричной композиции его элементов и выражаемый линией, цветом или рельефом.

     Исторически сложилось несколько типов орнаментов на основе двух источников - природных  форм и геометрических фигур. Основные типы орнаментов - сетчатые, прямолинейные (ленточные) орнаментальные полосы, круговые (кольцевые) орнаментальные композиции, центрические (розеты), основанные на симметрии многоугольников, и др. Примеры сетчатого геометрического орнамента можно увидеть в композициях ряда металлических решеток и оград, плиточных покрытий полов, в декоративном решении стен с узорной кирпичной кладкой.

     Ленточный орнамент использован в порезках карнизов античных храмов, в росписях стен древнерусских храмов. Розеты различных видов симметрии применены, например, в заполнении кессонов потолков, в русских цветных рельефных изразцах. Орнаментальные заполнения филенок, пилястр и панно чаще имели симметричные композиции, за исключением стилей рококо и модерн, где встречались асимметричные.

     Специфика архитектурных орнаментальных композиций - в сочетании орнамента с содержанием  композиции здания. На конструкциях и  деталях, несущих нагрузку, характер орнамента выявляет их напряженность, на несомых и особенно на венчающих  элементах - их легкость. Особенности орнамента интерьеров в его камерности, изяществе, более детальной проработке, что можно видеть на примере интерьеров Московского метрополитена.

     Важнейшее композиционное средство-пропорции: соотношение  архитектурных форм по высоте, ширине и длине. Эти соотношения отрезков, площадей и объемов выражаются целыми (1:2, 2:3 и т.д.) и иррациональными числами. Пример отношений целых чисел - "египетский треугольник" - 3:4:5, примененный в пирамидах Древнего Египта, пример иррациональных отношений - "золотое сечение" - деление отрезка на две неравные части так, чтобы целое относилось к большей части, как большая часть к меньшей. Приближенный ряд чисел "золотого сечения" (3:5, 5:8, 8:13, 13:21 и т.д.) назван рядом Фибоначчи в честь итальянского математика XII в. Пропорции определяют соразмерность и гармоничность элементов архитектурных форм.

     Одно  из средств создания композиционного  единства-масштабность: соразмерность  формы и ее элементов по отношению  к человеку, окружающему пространству и другим архитектурным формам. Если понятие "масштаб" относится к абсолютным величинам, то понятие "масштабность" определяет относительное соответствие воспринимаемых человеком форм архитектурного произведения размерам человека. Здание может быть масштабно или немасштабно как по отношению к размерам человека, так и по отношению к соседним зданиям, к площади, на которой оно находится, и т.д.

     Важное  средство приведения элементов архитектурных  форм к единству - ритм (соразмерность, стройность), с помощью которого достигается необходимая соразмерность и выразительность произведения архитектуры. Ритм создается равномерным повторением форм и интервалов (элементы орнамента, колонны в храмах, окна в современных жилых домах и т. п.). Частным проявлением ритмической закономерности в архитектуре является модуль - величина, принимаемая для выражения кратных соотношений размеров частей здания или сооружения с целью их координации, придания зданию, сооружению или их частям соизмеримости. В качестве модуля принимают меры длины или размер одного из элементов здания, сооружения. В древнегреческих храмах система модульных отношений облегчала строительство из каменных блоков, заготовленных заранее.

     В современной архитектуре исследуются  теоретические и практические проблемы соразмерных отношений между  антропометрическими данными и  средой, создаваемой для человека. В предложенной французским архитектором Ле Корбюзье системе "Модулор", приводящей пропорции человеческого тела к "золотому сечению", сделана попытка связать строительные размеры с человеком, установить соразмерность архитектуры человеку.

     Основной  модуль в России и странах действия метрической системы мер равен 100 мм. Этот размер модуля является основой координации размеров деталей в строительстве. Он служит для унификации элементов и обеспечивает их взаимозаменяемость.

     Другими средствами художественной выразительности  в создании единства композиции являются контрастные и нюансные отношения  элементов формы, а также отношения равенства, или тождества. Элементы архитектурной композиции могут контрастно (резко) отличаться при сопоставлении друг с другом по размерам, пропорциям, цвету, фактуре и другим характеристикам и тем самым усиливать роль друг друга с помощью контрастного сопоставления.

     Примером  контраста в архитектуре является цветовое противопоставление дополнительных цветов (красный - зеленый, синий - желтый), взятых не строго по спектру, а с  гармоничным сочетанием промежуточного дополнительного, разбавленного ахроматическим цветом. Контрастной является цветовая триада - гамма, составленная из цветов, равноотстоящих по длине цветовой диаграммы. Пример цветового нюанса (мягкого перехода) - монохроматическая гамма - сочетание оттенков одного цветового тона (например, светло- и темно-оранжевый с коричневым) или ахроматическая гамма (например, сочетание серых цветов).

     К художественным средствам создания композиционного единства произведения архитектуры относится применение монументального, декоративного и прикладного искусства в архитектуре, в частности скульптуры и живописи, сочетание которых с архитектурой получило название синтеза искусств.

     Синтез  искусств в современной архитектуре, однако, не ограничивается применением  живописи и скульптуры. Получают широкое распространение резьба по дереву, художественно обработанный металл (например, чеканка), майолика и мозаика, гобелены в интерьере. 

     Единство  архитектурной композиции подразумевает  единство стиля, который создается  совокупностью признаков, типичных для искусства определенного времени. Стилем в архитектуре и искусстве принято называть общность средств и приемов художественной выразительности, проникнутых мироощущением господствующей идеологии общества. На стиль каждой эпохи влияли различные факторы: идеологические и эстетические взгляды, материалы и техника строительства, уровень развития производства, бытовые запросы, художественные формы.

     Одно  из принципиальных отличий современной  архитектуры от архитектуры прошлого - ее индустриальность, массовое промышленное производство строительных конструкций и материалов. Требование индустриальности новой архитектуры органически входит в понятие "современный стиль", в понятие "красота".

     Отмеченные  композиционные средства архитектурных  сооружений можно рассматривать как объективные закономерности архитектуры и человеческого восприятия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Виды архитектурной композиции.

     Различают три вида архитектурной композиции: фронтальную, объемную и глубинно-пространственную.

     Признаком, отличающим фронтальную композицию, является распределение элементов формы по двум координатам в вертикальном и горизонтальном направлениях (например, фасады зданий).

     Объемная  композиция представляет собой форму, развитую по трем координатам, воспринимаемую со всех сторон. На восприятие объемности формы влияют: вид ее поверхности, положение и ракурс формы относительно зрителя, высота горизонта, оптимальное положение зрителя, обусловленное нормальным углом зрения 30° и расстоянием, удобным для обзора, характер членения ее поверхности и массы. В случае нескольких обособленных объемов возможно доминантное и бездоминантное соподчинение. Композиционный центр должен быть ориентирован на главные точки зрения.

Информация о работе Архитектурные композиции отдельных зданий и комплексов