Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2010 в 01:05, реферат
Существует неразрывная связь между математикой и искусством. Для математики также как и для искусства характерны красота и гармония.
При создании произведений искусства люди пользовались различными пропорциями. Элементы композиции были зависимы друг от друга, подчинялись общим принципам и правилам.
В данном реферате мы рассмотрим основные принципы построения композиции.
1. Введение – 3
2. Основные свойства архитектурно-пространственных форм – 3
3. Виды архитектурной композиции – 6
4. Единство архитектурной композиции – 10
5. Заключение – 16
6. Список использованной литературы - 17
- свободное пространство
без строгих границ;
- панорама, раскрывающаяся
с высоких точек зрения, на
набережных и т.п., где имеет
значение силуэт застройки.
Один из основных
приемов построения архитектурного
ансамбля - постановка его композиционных
узлов: зданий, выделяющихся в застройке
своим масштабом, композицией или
являющихся историческими памятниками
архитектуры; монументов, посвященных
важным событиям и видным деятелям. Крупными
композиционными узлами в ансамбле городской
застройки могут быть центры площадей.
Единство
архитектурной композиции.
Особенность архитектуры
как искусства заключается в
создании единства архитектурной композиции
из множества архитектурных форм.
Единство архитектурного
произведения достигается рядом
композиционных и художественных средств.
Простейшее средство создания единства
- придание объему здания простой геометрической
формы. В сложном ансамбле здания
единство достигается соподчинением:
главному объему (композиционному центру)
подчиняются второстепенные части здания.
Композиционными
средствами являются также тектоника
(художественно выявленное конструктивное
строение здания) и ориентация (или
направленность) частей архитектурного
сооружения в сторону композиционного
центра.
Рис. 3
Важное средство
достижения единства и художественной
выразительности композиции в архитектуре
– симметрия(рис. 3). Симметрия - закономерное
расположение одинаковых архитектурных
форм и объемов относительно оси или плоскости,
проходящей через центр композиции Симметричными
считают тождественные элементы формы
относительно точки (центра), оси или плоскости
симметрии. Симметрия является одним из
действенных средств организации
объемов и пространств,
т.к. имеет психофизическую базу
в симметричности органов восприятия.
Симметрия - проявление завершенности, устойчивости и законченности формы. В крупных зданиях со сложной функциональной схемой симметричное построение композиции трудно осуществимо. В этих случаях применяют в архитектуре асимметрию. Средством создания единства в асимметричных композициях является зрительное равновесие частей по массе, фактуре, цвету и пр. Роль асимметрии в композиции архитектурных
форм - в выявлении
динамики художественного образа сооружения.
В сложных композициях могут сочетаться
симметрия и асимметрия.
Различные виды симметрии
применяют в особой области убранства
архитектуры - орнаментальном декоре.
Орнамент –
ритмично повторяющийся
рисунок, основанный на симметричной композиции
его элементов и выражаемый линией, цветом
или рельефом.
Исторически сложилось
несколько типов орнаментов на основе
двух источников - природных форм и
геометрических фигур.
Основные типы
орнаментов:
- сетчатые, прямолинейные
(ленточные) орнаментальные
Примеры сетчатого
геометрического орнамента
Ленточный орнамент
использован в порезках карнизов
античных храмов, в росписях стен древнерусских
храмов. Розеты различных видов симметрии
применены, например, в заполнении кессонов
потолков, в русских цветных рельефных
изразцах.
Орнаментальные
заполнения филенок, пилястр и панно
чаще имели симметричные композиции,
за исключением стилей рококо и модерн,
где встречались асимметричные.
Специфика архитектурных
орнаментальных композиций - в сочетании
орнамента с содержанием композиции здания.
На конструкциях и деталях, несущих нагрузку,
характер орнамента выявляет их напряженность,
на несомых и особенно на венчающих
элементах - их легкость.
Особенности орнамента интерьеров в его
камерности, изяществе, более детальной
проработке, что можно видеть на примере
интерьеров Московского метрополитена.
Ритм и метр
являются средствами гармонизации и
обеспечения единства архитектурной
композиции за счет повторяемости
элемента. Ритм - закономерное
чередование одинаковых или однохарактерных
элементов композиции и интервалов
между
ними, динамично
развивающиеся по вертикали и
горизонтали, либо по обоим направлениям.
Метр - простейшая
и наиболее распространенная форма
ритма, точное повторение форм и интервалов
между ними. Метр может быть простым,
при одинаковом чередовании одной
формы или сложным, при чередовании группы
или двух форм.
Важнейшее композиционное
средство - пропорции: закономерное соотношение
геометрических размеров здания по высоте,
ширине и длине. Эти соотношения
отрезков, площадей и объемов выражаются
целыми (1:2, 2:3 и т.д.) и иррациональными
числами.
Пример отношений
целых чисел
Рис. 4
"египетский
треугольник"(рис. 4) - 3:4:5, примененный
в пирамидах Древнего Египта, пример иррациональных
отношений - "золотое сечение" - деление
отрезка на две неравные части так, чтобы
целое относилось к большей части, как
большая часть к меньшей. Приближенный
ряд чисел "золотого сечения" (3:5,
5:8, 8:13, 13:21 и т.д.) назван рядом Фибоначчи
в честь итальянского математика XII в.
Пропорции определяют соразмерность и
гармоничность элементов архитектурных
форм.
Золотая пропорция
- понятие математическое, ее изучение
- это прежде всего задача науки.
Но она же является критерием гармонии
и красоты, а это уже категории
искусства.
Рис. 5
Великолепные памятники
архитектуры оставили зодчие Древней
Греции. Среди них первое место по праву
принадлежит Парфенону(рис. 5) - храму Афины.
Работы шли с 447 до 434 года до н.э. Для создания
гармоничной композиции на холме, его
строители даже увеличили холм в южной
части, соорудив для этого мощную насыпь.
Как указывает
Г.И.Соколов протяженность
Геометрия архитектуры
храма очень непростая - в ней
почти отсутствуют прямые линии,
поэтому проводимые замеры неоднозначны,
но все они при составлении определенных
пропорций образуют золотое сечение.
Кроме присутствия
золотой пропорции есть и другие
особенности, которые
делают это храм неповторимым. Греческие
архитекторы стремились приблизить формы
храма к природе, где отсутствуют прямые
линии, приблизить его красоту к красоте
человеческого тела.
Свойствами архитектурной
композиции является ее масштабность
и масштаб. Масштабность - взаимосвязь
членений архитектурной формы с
габаритами человека. Наиболее действенными
средствами выявления масштабности сооружения
являются элементы и детали, соразмерные
человеку (ступень, окно).
Масштаб характеризуется
крупностью членений архитектурной
формы по отношению к размерам
самого здания и окружающей застройки.
Крупный масштаб членений придает монументальность
композиции и позволяет при небольших
размерах здания придать ему значимость.
Заключение.
С древних времен
люди в своих творениях предпочитают
правильные геометрические формы - квадрат,
круг, пирамиду и т.д. Симметричные фигуры
предпочтительнее, чем несимметричные.
Однако, если симметричность
в архитектуре придает зданиям величественность,
совершенность, но она «холодная», «неподвижная»,
то ассиметрия придает зданиям грацию,
неповторимую индивидуальность, особую
гармонию - «подвижную» и «одухотворенную».
Даже когда композиция нарушает симметрию,
она продолжает подчиняться математическим
принципам. В архитектуре всё неслучайно,
в зависимости от выбранных пропорций,
изменяется вся форма, по-разному распределяя
один набор элементов, мы создаем совершенно
непохожие друг на друга объекты. Метр
и ритм как алгебраическая и геометрическая
прогрессии, задаешь разные интервалы,
получаешь разные «графики».
Важно ответственно
подходить к выбору пропорций, так как
от этого зависит окончательный вид композиции,
её красота и настроение.
Список
литературы: