Архитектурная композиция

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2010 в 01:05, реферат

Описание работы

Существует неразрывная связь между математикой и искусством. Для математики также как и для искусства характерны красота и гармония.
При создании произведений искусства люди пользовались различными пропорциями. Элементы композиции были зависимы друг от друга, подчинялись общим принципам и правилам.

В данном реферате мы рассмотрим основные принципы построения композиции.

Содержание

1. Введение – 3
2. Основные свойства архитектурно-пространственных форм – 3
3. Виды архитектурной композиции – 6
4. Единство архитектурной композиции – 10
5. Заключение – 16
6. Список использованной литературы - 17

Работа содержит 1 файл

Основные свойства архитектурно.doc

— 679.00 Кб (Скачать)

    - свободное пространство  без строгих границ; 
     
     
     

    - панорама, раскрывающаяся  с высоких точек зрения, на  набережных и т.п., где имеет  значение силуэт застройки. 
     
     
     

    Один из основных приемов построения архитектурного ансамбля - постановка его композиционных узлов: зданий, выделяющихся в застройке  своим масштабом, композицией или  являющихся историческими памятниками  архитектуры; монументов, посвященных важным событиям и видным деятелям. Крупными композиционными узлами в ансамбле городской застройки могут быть центры площадей.  
     
     
     

    Единство  архитектурной композиции. 
     

    Особенность архитектуры  как искусства заключается в  создании единства архитектурной композиции из множества архитектурных форм. 

    Единство архитектурного произведения достигается рядом  композиционных и художественных средств. Простейшее средство создания единства - придание объему здания простой геометрической формы. В сложном ансамбле здания единство достигается соподчинением: главному объему (композиционному центру) подчиняются второстепенные части здания. 

    Композиционными средствами являются также тектоника (художественно выявленное конструктивное строение здания) и ориентация (или  направленность) частей архитектурного сооружения в сторону композиционного центра. 
     
     
     
     
     
     

    Рис. 3 

    Важное средство достижения единства и художественной выразительности композиции в архитектуре  – симметрия(рис. 3). Симметрия - закономерное расположение одинаковых архитектурных форм и объемов относительно оси или плоскости, проходящей через центр композиции Симметричными считают тождественные элементы формы относительно точки (центра), оси или плоскости симметрии. Симметрия является одним из действенных средств организации  
     

    объемов и пространств, т.к. имеет психофизическую базу в симметричности органов восприятия.  

    Симметрия - проявление завершенности, устойчивости и законченности  формы. В крупных зданиях со сложной  функциональной схемой симметричное построение композиции трудно осуществимо. В этих случаях применяют в архитектуре асимметрию. Средством создания единства в асимметричных композициях является зрительное равновесие частей по массе, фактуре, цвету и пр. Роль асимметрии в композиции архитектурных

    форм - в выявлении динамики художественного образа сооружения. В сложных композициях могут сочетаться симметрия и асимметрия.  
     
     
     

    Различные виды симметрии  применяют в особой области убранства  архитектуры - орнаментальном декоре. Орнамент –  

    ритмично повторяющийся рисунок, основанный на симметричной композиции его элементов и выражаемый линией, цветом или рельефом. 

    Исторически сложилось  несколько типов орнаментов на основе двух источников - природных форм и  геометрических фигур.  

    Основные типы орнаментов: 

    - сетчатые, прямолинейные  (ленточные) орнаментальные полосы, круговые (кольцевые) орнаментальные  композиции, центрические (розеты), основанные  на симметрии многоугольников,  и др.  

    Примеры сетчатого  геометрического орнамента можно  увидеть в композициях ряда металлических решеток и оград, плиточных покрытий полов, в декоративном решении стен с узорной кирпичной кладкой. 

    Ленточный орнамент использован в порезках карнизов античных храмов, в росписях стен древнерусских  храмов. Розеты различных видов симметрии  применены, например, в заполнении кессонов потолков, в русских цветных рельефных изразцах.  

    Орнаментальные  заполнения филенок, пилястр и панно  чаще имели симметричные композиции, за исключением стилей рококо и модерн, где встречались асимметричные.  

    Специфика архитектурных орнаментальных композиций - в сочетании орнамента с содержанием композиции здания. На конструкциях и деталях, несущих нагрузку, характер орнамента выявляет их напряженность, на несомых и особенно на венчающих  
     

    элементах - их легкость. Особенности орнамента интерьеров в его камерности, изяществе, более детальной проработке, что можно видеть на примере интерьеров Московского метрополитена. 

    Ритм и метр являются средствами гармонизации и  обеспечения единства архитектурной  композиции за счет повторяемости  
     
     

    элемента. Ритм - закономерное чередование одинаковых или однохарактерных  элементов композиции и интервалов между  
     

    ними, динамично  развивающиеся по вертикали и  горизонтали, либо по обоим направлениям.  
     
     
     

    Метр - простейшая и наиболее распространенная форма  ритма, точное повторение форм и интервалов между ними. Метр может быть простым, при одинаковом чередовании одной формы или сложным, при чередовании группы или двух форм. 

    Важнейшее композиционное средство - пропорции: закономерное соотношение  геометрических размеров здания по высоте, ширине и длине. Эти соотношения  отрезков, площадей и объемов выражаются целыми (1:2, 2:3 и т.д.) и иррациональными числами.  

    Пример отношений  целых чисел  

    Рис. 4 

     "египетский треугольник"(рис. 4) - 3:4:5, примененный в пирамидах Древнего Египта, пример иррациональных отношений - "золотое сечение" - деление отрезка на две неравные части так, чтобы целое относилось к большей части, как большая часть к меньшей. Приближенный ряд чисел "золотого сечения" (3:5, 5:8, 8:13, 13:21 и т.д.) назван рядом Фибоначчи в честь итальянского математика XII в. Пропорции определяют соразмерность и гармоничность элементов архитектурных форм. 

    Золотая пропорция - понятие математическое, ее изучение - это прежде всего задача науки. Но она же является критерием гармонии и красоты, а это уже категории  искусства. 
     
     
     

    Рис. 5 

    Великолепные памятники  архитектуры оставили зодчие Древней Греции. Среди них первое место по праву принадлежит Парфенону(рис. 5) - храму Афины. Работы шли с 447 до 434 года до н.э. Для создания гармоничной композиции на холме, его строители даже увеличили холм в южной части, соорудив для этого мощную насыпь. 

    Как указывает  Г.И.Соколов протяженность холма  перед Парфеноном, длины храма  Афины и участка Акрополя за Парфеноном соотносятся как отрезки золотой  пропорции. При взгляде на Парфенон от места расположения пропилеи, отношения  массива скалы и храма также соответствуют золотой пропорции. Таким образом, золотая пропорция была использована уже при создании композиции храмов на священном холме. 
     
     
     
     
     

    Геометрия архитектуры  храма очень непростая - в ней  почти отсутствуют прямые линии, поэтому проводимые замеры неоднозначны, но все они при составлении определенных пропорций образуют золотое сечение. 
     
     
     

    Кроме присутствия  золотой пропорции есть и другие особенности,        которые делают это храм неповторимым. Греческие архитекторы стремились приблизить формы храма к природе, где отсутствуют прямые линии, приблизить его красоту к красоте человеческого тела. 

    Свойствами архитектурной  композиции является ее масштабность и масштаб. Масштабность - взаимосвязь  членений архитектурной формы с  габаритами человека. Наиболее действенными средствами выявления масштабности сооружения являются элементы и детали, соразмерные человеку (ступень, окно). 

    Масштаб характеризуется  крупностью членений архитектурной  формы по отношению к размерам самого здания и окружающей застройки. Крупный масштаб членений придает монументальность композиции и позволяет при небольших размерах здания придать ему значимость. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Заключение. 

    С древних времен люди в своих творениях предпочитают правильные геометрические формы - квадрат, круг, пирамиду и т.д. Симметричные фигуры предпочтительнее, чем несимметричные. 
     

    Однако, если симметричность в архитектуре придает зданиям величественность, совершенность, но она «холодная», «неподвижная», то ассиметрия придает зданиям грацию, неповторимую индивидуальность, особую гармонию - «подвижную» и «одухотворенную». Даже когда композиция нарушает симметрию, она продолжает подчиняться математическим принципам. В архитектуре всё неслучайно, в зависимости от выбранных пропорций, изменяется вся форма, по-разному распределяя один набор элементов, мы создаем совершенно непохожие друг на друга объекты. Метр и ритм как алгебраическая и геометрическая прогрессии, задаешь разные интервалы, получаешь разные «графики».  

    Важно ответственно подходить к выбору пропорций, так как от этого зависит окончательный вид композиции, её красота и настроение.  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Список  литературы: 

    1. Ковалев Ф.В. Золотое  сечение в живописи. К.: Вища школа, 1989.
    2. Стахов А. Коды золотой пропорции.
    3. Тица А.А. Основы архитектурной композиции и проектирования. Вища школа. Киев
    4. http://sapr.mgsu.ru
    5. фотографии взяты с сообщества «архитектура и интерьер» http://www.liveinternet.ru/showjournal.php?journalid=2918538&tagid=1784746 раздел «японская современная архитектура»

Информация о работе Архитектурная композиция