Архитектура Византии

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2011 в 09:52, реферат

Описание работы

В конце IV столетия после разделения Римской империи и переноса императором Константином своей резиденции в греческую Византию ведущая роль в политической, экономической и общественной жизни переходит в восточную часть. С этого времени начинается эпоха византийского государства, центром которого стала его новая столица — Константинополь.

Работа содержит 1 файл

Архитектура Византии.doc

— 210.50 Кб (Скачать)

    Значительно более узкие боковые нефы имеют два яруса, отделенных от главного нефа аркадами на колоннах. Сравнительно тонкие стены храма (1,1—1,5 м) выложены из кирпича с широкими слоями цемяночного раствора. Кровля была покрыта свинцовыми листами.

    Интерьеры отличались богатством форм и отделки. Здесь пространственность и воздушность сочетаются с гигантским масштабом. Однако несмотря на грандиозные размеры, архитектурные формы не подавляют человека. 

 

    Важнейшей особенностью интерьера является его тектоническая ясность, подчеркнутая всем строем членений, отделкой и освещением. Пространственная, пластичная и уравновешенная конструкция—основа выразительности. Система сферических поверхностей — купол, паруса, полукупола и конхи экседр — акцентированы мозаичными изображениями на золотом фоне. Световое решение композиции также подчеркивало значение сферических форм, особенно купола. Этой цели служат многочисленные проемы, устроенные в нижней части купола и полукуполов, а также нарастающая от периферии к центру интенсивность световых потоков, которая достигает своей кульминации в обильном освещении подкупольного пространства из-под сферы через 40 проемов в ее основании. Залитый светом купол как бы парит над всем интерьером, подчеркивая его воздушность и пространственность. 

 

    В тектонике интерьера здания важную роль играют аркады на колоннах. Они не противопоставляются стене, а являются их органической частью в местах раскрытия боковых галерей в основной неф. Цельные стволы колонн имеют энтазис, сложную базу с классическими профилями и конструктивно целесообразную форму капители с плоской резьбой, подчеркивающей цельность блока. Нагруженные аркады точно следуют в плане очертаниям главных конструктивных форм. Вместе с тем они выполняют существенную роль в масштабности интерьера, связывая грандиозные формы с размерами человека.

    Собор Софии в Константинополе оказал огромное влияние на последующее развитие архитектуры. И хотя ни одно здание уже не достигало размеров и великолепия этого храма, его композиция являлась образцом, которому подражали и на котором учились многие поколения строителей.

    В градостроительстве к 6 в. складывались средневековые черты. В городах  Балканского полуострова появился укреплённый Верх, город, близ которого разрастались жилые кварталы. Города Сирии часто строились по нерегулируемому плану, отвечающему рельефу местности. Тип жилого дома с внутренним двором в ряде районов Византии долго сохранял связь с античным зодчеством. В Константинополе сооружались многоэтажные дома, нередко с аркадами на фасадах.

    Переход от античности к "средним" векам  вызвал глубокий кризис в художественной культуре, обусловив исчезновение одних и зарождение других видов и жанров изобразительного искусства. Главную роль начинают играть виды искусства, связанные с церковными и государственными нуждами, — стенные росписи, иконопись и книжная миниатюра (преимущественно культового характера). Проникаясь средневековым религиозным мировоззрением, искусство изменяет свою образную природу. Представление о человеческой ценности переносится в потусторонний мир. В связи с этим разрушается антический пластический метод, вырабатывается средневековая условность искусства, которое отныне отражает реальность не путём её прямого изображения, а преимущественно с помощью духовно-эмоционального строя художественных произведений. Условные изображения наделяются устойчивым эмоционально-духовным смыслом (мозаики с изображением имп. Юстиниана и его жены Феодоры в церкви Сан-Витале в Равенне, ок. 547;

     

мозаики церкви Панагии Канакарии на Кипре, 6 в., а также более непосредственные и свежие по мировосприятию мозаики 7 в.— в церквах Успения в Никее, ныне Иэник, и св. Димитрия в Салониках).

    Постепенный процесс феодализации, острая социальная борьба и народные движения в 7—начале 9 вв. вызвали существенный перелом в художественной культуре Византии.

    В середине 9—12 вв., в период расцвета искусства Византии, тип храма, с куполом на «барабане», утвердился окончательно. Он представляет собой систему надёжно связанных друг с другом пространственных ячеек, выстраивающихся уступами в стройную пирамидальную композицию. Структура постройки обозрима внутри здания и наглядно отражена в его внешнем облике. Наружные стены таких храмов нередко бывают украшены узорной кладкой и нарядными керамическими вставками. Крестово-купольный храм является завершённым архитектурным типом. В дальнейшем архитектура Византии лишь развивала варианты этого типа. В классическом варианте крестово-купольного храма купол воздвигается с помощью парусов на свободно стоящих опорах (церкви монастыря Липса и Мирелейон — обе 10 в., монастырь Пантократора, 12 в.,— все в Константинополе; церковь Богоматери в Салониках, 1028, и др.). На территории Греции развился тип храма с куполом на тромпах (храм Католикон в монастыре Хосиос Лукас, 11 в., и др.). В монастырях Афона оформился триконховый вид храма (с апсидами на северном, восточном и южном концах креста).

    В 9—10 вв. росписи храмов приводятся в  стройную систему. Стены и своды церквей покрываются мозаиками и фресками, расположенными в строгом иерархическом порядке и подчинёнными композиции храма. В интерьере создаётся проникнутая единым содержанием художественная среда, в которую включаются и иконы, размещённые на иконостасе. Скульптура 9—12 вв. представлена главным образом рельефными иконами и декоративной резьбой, отличающейся богатством орнаментов как античного, так и восточного происхождения (алтарные преграды, капители, покрытые нарядным кружевом узоров).

    После нашествия крестоносцев в 1204 византийская культура вновь возрождается в отвоёванном в 1261 Константинополе и связанных с ним государствах на территории Греции и Малой Азии. Церковная архитектура 14—15 вв. в основном повторяет старые типы (изящные церкви Фетхие и Молла-Гюрани в Константинополе, 14 в.; обнесённая галереей церковь Апостолов в Салониках, 1312—15). В Мистре строятся церкви, объединяющие в себе базилику и крестово-купольный храм (2-ярусная церковь монастыря Пантанасса, 1428). Средневековая в основе архитектура порой впитывает некоторые мотивы итальянского зодчества и отражает становление светских, ренессансных тенденций (церковь Панагии Паригоритиссы в Арте, ныне Греция, около 1295: дворец Текфур-серай в Константинополе, 14 в.; дворец правителей Мистры, 13—15 вв., и др.).

    После захвата турками Константинополя (1453), положившего конец истории Византии, лучшие мастера византийского искусства покинули страну. Так, творчество Феофана Грека смогло развиться в полную силу только на Руси.

    Поздний период византийского искусства  совпал с готикой и по времени, и по стилевой направленности. Искусство Византии перестает существовать с гибелью византийской государственности, но остаются жить его художественные традиции, которые оказали огромное влияние на художественную культуру стран Балканского полуострова, Южной Италии, Венеции, Армении, Грузии. Плодотворную роль сыграла Византия в развитии художественной культуры Древней Руси. В полной мере искусство Византии было оценено лишь в начале ХIXв. 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

Бычков В.В. Малая  история византийской эстетики. - Киев, 1991.

Каждан А.П. Византийская культура (Х-XII вв.). – М., 1997.

Культура Византии. В 3-х т. – М., 1984-1991.

Поляковская М.А., Чекалова А.А. Византия: быт и нравы. – Свердловск, 1989.

Удальцова З.В. Византийская культура. – М., 1988.

Информация о работе Архитектура Византии