Архитектура стран Двуречья и Месопотамии

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 15:27, реферат

Описание работы

Месопотамией (т. е. Междуречьем) в широком смысле слова называют равнину в долине рек Тигра и Евфрата К ней относится и Ассирия – область в средней части долины Тигра, расположенная по обеим сторонам реки.
Часто только северную часть долины называют Месопотамией, а южную часть равнины принято называть Двуречьем.
Почти одновременно с Древним Египтом в конце 4 тыс. до н. э. в этом районе возникли первые рабовладельческие государства. Здесь жили многочисленные племена и народы, которые вели бесконечные войны за земли и рабов. На протяжении трёх тысяч лет, сменяя друг друга, здесь создавались и гибли различные рабовладельческие деспотии: сначала древнейшие шумеро-аккадские государства, а затем Вавилон, Ассирия, Нововавилонское, или Халдейское, царство.

Содержание

1. Исторические условия развития стран Двуречья и Месопотамии.
2. Архитектура Двуречья (4-2 тыс. до н. э.)
3. Архитектура Ассирии (1 тыс. до н.э.)
4. Архитектура Двуречья. Нововавилонское царство (VII – VI вв. до н.э.)

Работа содержит 1 файл

Arkhitektura_stran_Dvurechya_i_Mesopotamii.doc

— 78.00 Кб (Скачать)

Наряду с зиккуратами  существовали и «нижние» храмы, также в основном повторявшие тип храмов Двуречья.

Другие храмы, а также  дворцы строились по образцу хеттских зданий типа «бит-хилани». Бит-хилани – отдельный жилой дом, имеющий несколько комнат, с главным залом, растянутым в ширину. Фасад состоит из 2-х башен и открытой террасы посередине, кровля которой опирается на 2 – 4 круглых деревянных столба (Рис. 120).

 

Наиболее грандиозным  ансамблем в архитектуре Вавилона и Ассирии является дворец ассирийского царя Саргона в теперешнем Хорсабаде, в древнем Дур-Шаррукине.

Дур-Шаррукин – большой  город, построенный одновременно с  дворцом. Это загородная резиденция монарха. Город имел в плане форму неправильного квадрата (1760 X 1685 мбыл огражден мощной стеной, усиленной контрфорсами и имевшей 7 ворот.

В северной части города, выступая за его пределы, на прямоугольной  платформе размещалась цитадель, где находились храмы, дворец Саргона  и дома приближенных.

Платформа, площадью примерно в 10 Га и высотой 14 м, была сложена  из кирпича-сырца и облицована огромными каменными глыбами. К платформе вели пандусы, по которым могли подниматься колесницы (

 

Дворцовый комплекс состоял из 3-х частей: парадной, жилой и храмовой. Он также был обнесен крепостной стеной, служившей защитой не только от внешних врагов, но и от внутренних (на случай восстания в городе).

Парадная часть дворца группировала вокруг 2-х больших  дворов наиболее роскошные залы, рассчитанные на официальные приемы. На западной части террасы помещался отдельно стоящий павильон – по-видимому, летнее жилье царя.

В юго-западной части  дворца расположены три небольших  придворных храма и зиккурат, имевший, как предполагают, 7 ярусов разного  цвета.

Юго-восточный угол террасы  со стороны города занимали службы, к которым вел длинный пандус, по которому въезжали колесницы и телеги поставщиков.

Во дворце было множество  открытых дворов, вокруг которых размещались  закрытые помещения. Свет проникал в них через двери. Большинство помещений дворца Саргона было перекрыто сводами Помещения дворца, как правило, были узкими, длинными и высокими.

Дворец имел асимметричную  планировку и крепостной характер.

Входные проемы с тяжелыми створками дверей, обитыми медными  полосами, по большей части перекрывались  арками По сторонам входов во дворец были установлены гигантские статуи крылатых быков с человеческими головами – шеду – добрые духи-хранители. Они имели по 5 ног, для своеобразной передачи движения Внутри дворец был украшен глазурованными кирпичами, росписями, рельефными каменными плитами – ортостатами, скульптурой.

В ассирийском искусстве  наблюдается тесная связь скульптуры с архитектурой, в отличие от Южного Двуречья, где скульптура в архитектуре  особой роли не играла.

 

4. Архитектура Двуречья. Нововавилонское царство.

(VII – VI вв. до н.э.)

 

После разрушения великой Ассирийской державы в конце 7 – начале 6 вв. до н.э. наступает новый подъем Вавилонии при царе Навуходоносоре II (605 – 563 гг. до н.э.). Этот последний период в истории Двуречья называется Нововавилонским. Нововавилонское, или Халдейское, царство распространилось от гор Ирана до границ Египта.

В 539 – 538 гг. до н.э. Вавилония  была завоевана Персидской державой.

 

При Навуходоносоре II начинается в огромных масштабах строительство в различных городах страны и, в особенности, в ее столице – Вавилоне. Вавилон создавался по определенному плану и представлял собой целостный ансамбль. Здесь была сделана первая в истории Древнего мира попытка продуманной перепланировки большого города с многочисленным населением (около 200000 чел.)

План Вавилона VII – VI вв. до н.э. представлял собой вытянутый четырехугольник площадью около 10 кв. км  Евфрат делил его на 2 части: восточную – старый город и западную – новый город, который был по существу пригородом Вавилона и соединялся со старым городом мостом.

Важнейшие здания помещались в старом городе. Город был пересечен системой длинных прямых улиц, так называемых дорог процессий, создававших великолепные перспективы. Распланированы были и некоторые жилые кварталы, хотя, как правило, застройка территории вблизи дорог процессий была стихийной.

Снаружи Вавилон был  обнесен тремя оборонительными  стенами: первой, толщиной 7 м, из кирпича-сырца, через 12 м – второй, толщиной 7.8 м, из обожженного кирпича, и каменной стеной у рва, толщиной 3.3 м; а также двойной внутренней стеной из кирпича-сырца с зубчатыми башнями и восемью воротами, носившими имена богов. Оборонительная стена шла и вдоль берега Евфрата.

По шумерской традиции, плоскости стен оформлялись чередованием уступов и пилястр.

Главные северные ворота – Ворота Иштар – двойные, облицованные глазурованным кирпичом с рельефными фигурами быков и драконов. Ряды символических животных и разнообразные комбинации орнаментальных полос придавали воротам необыкновенную декоративную Новым явилось расширение применявшейся в архитектуре цветовой гаммы. Кроме белого и черного, вводятся темно-голубой и желтый цвета, характерные для окружающего ландшафта.

От ворот богини Иштар  начиналась Священная дорога («дорога  процессий» богини Иштар), которая являлась основной магистралью города и его главной осью. Она была вымощена белыми метровой величины плитами и красным плиточным узором Дорога вела к святилищу Мардука (главное божество), главному храму города – Эсагилу

Это был священный  участок, располагавшийся между  дорогой процессий Иштар и  Евфратом. Его пересекала дорога процессий бога Адада, шедшая с запада на восток и делившая священный участок на 2 части

Северная, большая часть  священного участка была обнесена стенами  и состояла из 3-х дворов: северного, вытянутого с запада на восток, узкого западного, вытянутого вдоль реки, и главного, занимавшего остальную площадь.

У юго-западного угла главного двора возвышалась храмовая башня Эсагилы – зиккурат Этеменанки, по шумерски «Дом основания небес и земли» (знаменитая Вавилонская башня). Это была семиярусная башня. Квадратный нижний ярус (90 X 90 м) имел высоту 33 м. Стены, имевшие небольшой наклон, членились прямоугольными выступами. С юго-востока на башню вела лестница длиной 60 м и шириной свыше 9 м. Две лестницы, примыкавшие к юго-восточному фасаду здания, вели на первый ярус. Лестницы также имели выступы.

Общая высота зиккурата  – 90 м. Все яруса зиккурата были облицованы глазурованным материалом, который менялся в цвете на каждой из платформ. Контраст с однотонностью  самого города должен был содействовать представлению о великолепии храма.

На самом верху размещалось  святилище Мардука синего цвета. Оно было увенчано по углам золотыми рогами – знаками плодородия.

 

Южная часть комплекса  Эсагилы по другую сторону дороги Адада, где помещался нижний храм Мардука – Экуа, до сих пор полностью не раскопана.

 

Эсагила была центром  городского ансамбля. Но ее зиккурат Этеменанки, видный издалека из любой точки города, не являлся завершением ни одной  из городских магистралей. В отличие  от египетских пирамид зиккурат Этеменанки был святыней всего города, гордостью государства.

 

Основные принципы вавилонской архитектуры: всюду прямые линии, резко очерченные углы; из кривых линий предпочитается полуокружность арки; если допускается горизонтальное членение, то лишь там, где вводится уступ. На принципе уступов основаны зиккураты, которые в большой мере определяют архитектурный облик вавилонского города. Зубцы в виде уступов венчают крепостные стены, ворота, храмы. Чуть заметный наклон нижних ярусов зиккурата создает впечатление его вечной устойчивости.

 

Севернее и южнее  священного участка располагались  храмы других божеств.

Около ворот Иштар  располагался Южный дворец-крепость, расширенный и украшенный при  Навуходоносоре II.

Севернее, отделенный от Южного дворца городской стеной, располагался Северный дворец-укрепление.

Южный дворец представлял  собой в плане неправильный прямоугольник  и имел пять внутренних дворов Южная  стена главного двора была облицована темно-синими глазурованными кирпичами  с орнаментом в виде желтых колонн, увенчанных капителями с четырьмя валютами. Три арочных проема в этой стене вели в продольный тронный зал (15 X 52 м) Он вытянут в ширину.

Судя по толщине стен зал был перекрыт цилиндрическим сводом. Такие огромные размеры перекрытого сводом пространства являются для восточных деспотий крайне редким исключением. Обычно все многочисленные внутренние помещения имеют лишь очень небольшие размеры.

 

В северо-восточном углу дворца, по-видимому, были расположены  так называемые висячие сады. Сохранились только остатки – подвалы сооружения. Оно представляло собой в плане неправильный четырехугольник. Внутри располагались небольшие помещения, перекрытые сводами. Наземная часть здания, вероятно, состояла из ряда мощных столбов или стен. Над сводом лежали большие каменные плиты, затем слои кирпича, битума, тростника, свинца и, наконец, толстый слой земли, в котором и росли деревья висячего сада.

 

Среди других построек нововавилонского времени замечателен храмовый комплекс Эзиды в Борсиппе, пригороде Вавилона Особенность ансамбля в том, что зиккурат и нижний храм помещены на одну ось. Нижний храм имел дополнительные ворота, через которые со двора храма открывался вид на зиккурат. Таким образом, вертикальная перспектива зиккурата вводилась в ансамбль, главным аспектом которого в вавилонской архитектуре был двор.

Композиционно нижний храм Эзиды – один из лучших образцов нововавилонской архитектуры.

 

Любопытный вариант  типа поздневизантийского храма  представляет собой храм бога Ану и богини Анту в Уруке Здесь все пространство храмового участка было занято отдельными храмовыми и служебными зданиями с многочисленными дворами.

Храм был перестроен в начале 2 в. до н.э. План храмового  комплекса остался без изменения. Было изменено лишь внешнее оформление стен и перестроено собственно здание храма Ану и Анту.

Большое значение во дворе  придано порталам и арочным перекрытиям. В храме видны отступления  от принципа строго вертикального членения плоскостей. Он выше окружающих построек, декор его более пышный, однако чисто вавилонские художественные средства остались неизменными в своей основе.

 

 

 

   

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 


Информация о работе Архитектура стран Двуречья и Месопотамии