Архитектура Собора Святой Софии

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 09:21, доклад

Описание работы

Собор Святой Софии - это наиболее грандиозное и самое выдающееся произведение византийского зодчества.
Собор Софии был главным зданием Византийской империи и придворным храмом императора. Здесь император являлся народным массам в окружении свиты и духовенства. В создании сильного эмоционального впечатления архитектуре отводилось основное место.

Работа содержит 1 файл

арх-ра.doc

— 37.50 Кб (Скачать)
 

Глава 2 Архитектура Собора Святой Софии. 

    Собор Святой Софии - это наиболее  грандиозное и самое выдающееся  произведение  византийского зодчества.

    Собор Софии был  главным   зданием  Византийской  империи  и  придворным храмом императора. Здесь  император  являлся  народным  массам  в  окружении свиты  и  духовенства.  В  создании  сильного   эмоционального   впечатления архитектуре отводилось основное место.

    Купольная базилика храма как  бы сочетала в себе  особенности   структуры выдающихся римских сооружений —  базилики  Константина  и  Пантеона.  Однако общие размеры  собора  Софии  значительно  превышают  их,  а  конструктивная основа значительно отличается от прототипов. 

В плане  собор представляет собой продолговатый  четырёхугольник (75,6 м длины и 68,4 м ширины), образующий три нефа: средний — широкий, и 2 боковых — более узкие. Это базилика с четырехугольным средокрестием, увенчанным куполом. Гигантская купольная система собора стала шедевром архитектурной мысли своего времени. Прочность стен храма достигается, по мнению турецких исследователей, за счёт добавления в строительный раствор экстракта листьев ясеня.

Середина  широкого нефа, квадратная в основании, ограничена по углам четырьмя массивными столбами, подпирающими громадные арки, и покрыта довольно плоским куполом 30 метров в диаметре, вершина которого отстоит на 51 метра от пола. К этому подкупольному пространству примыкают с востока и запада две колоссальные ниши с полусферическим верхом: в восточную нишу открываются своими арками ещё три меньшие ниши, из которых средняя, служившая алтарной апсидой, глубже остальных и выступает из общего плана храма в виде полукружия; к западной большой нише примыкают также три ниши; из них средняя, представляющая вверху коробовый свод, содержит в себе три двери, ведущие в пристроенные к храму внутренний и внешний притворы, впереди которых некогда находился теперь несуществующий двор, обнесенный галереей с колоннами.

Подкупольное  пространство с северной и южной  сторон сообщается с боковыми нефами с помощью арок, поддерживаемых колоннами; под этими арками идёт ещё по ярусу подобных же арок, которыми открываются в подкупольное пространство устроенные в боковых нефах галереи гинекея, а ещё выше — громадные арки, поддерживающие купол, заделаны прямой стеной с окнами, расположенными в три ряда. Кроме этих окон, внутренности храма дают обильное, хотя и несколько рассеянное освещение 40 окон, опоясывающих основание купола, и по пяти окон в больших и малых нишах. 

     

Центральное пространство формируется четырьмя  массивными  пилонами  высотой 23 метра, связанными между собой подпружными арками  и парусами,  на  которые опирается центральный купол диаметром 31 метра, толщиной в замке 0,6 метров.  Несущая конструкция купола  состоит   из   сорока   радиальных  кирпичных   ребер, опирающихся на круговое кольцо, сечением 2,1 х 0,8 метров, выполненное из  прочного камня. Кольцо снаружи подкреплено сорока небольшими  контрфорсами.  В целях максимального облегчения конструкции ребра купола и заполнение  между ними выкладывались из  специально  изготовленных  пемзовых  кирпичей  на  толстых слоях цементного раствора. Ребра, имеющие в основании сечение 70 х 15  см,  с возвышением  купола  постепенно  уменьшаются  до  полного  исчезновения   на расстоянии 5,7 метров  от  оси.  Тонкие  стенки  между ребрами внизу прорезаны проемами  высотой 4,6  метра и шириной 1,5  метра.  Паруса,  заключенные   между подпружными арками, выложены из кирпича. Несущие эти арки  пилоны  выложены

из известкового раствора  с  прокладками  из  свинца  в верхней части. Они соединены  арками  с  пилонами,  воспринимающими   распор

купола  в поперечном направлении.  Распор  купола  в  продольном  направлении  воспринимается грандиозными полукуполами глубиной около 14 метров,  подпирающими конструкцию основного купола с востока и с  запада.  Полукупола  подпираются еще более  низкими  полукуполами  экседр.  Создана  четко  взаимодействующая система купольного и полукупольных пространств, сливающихся в одно  огромное пространство  главного нефа площадью 1970  м2. Сравнительно тонкие кирпичные “оболочки” этих форм обладают  прекрасной пространственной жесткостью. Объемы  каждого  из  малых  полукуполов  служат своеобразными “контрфорсами” по отношению  к  объемам  больших  полукуполов. Такова же роль последних по отношению к куполу. Значительно более узкие боковые нефы имеют  два  яруса,  отделенных  от главного  нефа  аркадами  на  колоннах.  Сравнительно  тонкие  стены   храма (1,1—1,5 метра) выложены из кирпича  с  широкими  слоями  цементного  раствора.

Кровля  была покрыта свинцовыми листами. Интерьеры отличались    богатством    форм    и    отделки.    Здесь пространственность и воздушность сочетаются с гигантским  масштабом. Однако несмотря на грандиозные размеры, архитектурные формы не подавляют человека. Важнейшей особенностью интерьера является  его  ясность, подчеркнутая всем строем членений, отделкой и освещением. Пространственная, пластичная и уравновешенная  конструкция—основа  выразительности.  Система сферических поверхностей — купол,  паруса,  полукупола  и конхи экседр  —

акцентированы мозаичными изображениями на  золотом  фоне.  Световое  решение композиции также подчеркивало значение сферических  форм,  особенно  купола. Этой цели служат многочисленные проемы, устроенные в нижней части купола  и полукуполов,  а  также  нарастающая  от  периферии  к  центру  интенсивность световых потоков, которая достигает своей кульминации в  обильном  освещении подкупольного пространства из-под сферы через 40  проемов  в  ее  основании. Залитый светом купол как бы  парит  над  всем  интерьером,  подчеркивая  еговоздушность и пространственность. 

    В тектонике интерьера здания  важную роль играют аркады  на колоннах. Они

не противопоставляются  стене, а являются их  органической  частью  в  местах

раскрытия боковых галерей  в  основной  неф.  Цельные  стволы  колонн  имеют

энтазис,  сложную   базу   с   классическими   профилями   и   конструктивно

целесообразную  форму капители с плоской  резьбой,  подчеркивающей  цельность блока.  Нагруженные  аркады  точно  следуют  в  плане   очертаниям   главных конструктивных  форм.  Вместе  с  тем  они  выполняют  существенную  роль  в масштабности интерьера, связывая грандиозные формы с размерами человека.

    Собор Софии в Константинополе оказал огромное  влияние  на  последующее

развитие  архитектуры. И хотя ни одно здание  уже  не  достигало  размеров  и

великолепия  этого  храма,  его  композиция  являлась   образцом,   которому

подражали,  и на котором учились  многие поколения  строителей.


Информация о работе Архитектура Собора Святой Софии