Архитектура романского стиля в странах Европы

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 11:18, доклад

Описание работы

Франция. Франция в большей степени, чем Германия, пострадала от краха империи Каролингов и сопровождавших его вторжений викингов, мадьяр и арабов. История Франции характеризовалась междоусобицей и борьбой мелких, враждовавших между собой провинций. В связи с эти сложился ряд региональных школ романского стиля. Важнейшие из них, наряду с Нормандией на севере, располагались в центральных и южных регионах.

Работа содержит 1 файл

архитектура романского стиля в странах Европы.doc

— 39.50 Кб (Скачать)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АРХИТЕКТУРА РОМАНСКОГО СТИЛЯ В СТРАНАХ ЕВРОПЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чехович Евгений 11 «Б»

Франция. Франция в большей степени, чем Германия, пострадала от краха империи Каролингов и сопровождавших его вторжений викингов, мадьяр и арабов. История Франции характеризовалась междоусобицей и борьбой мелких, враждовавших между собой провинций. В связи с эти сложился ряд региональных школ романского стиля. Важнейшие из них, наряду с Нормандией на севере, располагались в центральных и южных регионах. Бургундия на востоке, Аквитания на юго-западе, Овернь в центре, Пуату на западе, и Прованс на юго-востоке, через них проходили важные паломнические пути с их особой архитектурой.

Самой большой силой во Франции, без сомнения, была церковь, в частности, два ведущих ордена – бенедиктинцев и цистерцианцев, - крупные монастыри которых, Клюни и Сито, оказывали огромное влияние на религиозную жизнь, архитектуру и искусство всего западного христианского мира.

Франция внесла значительный вклад в развитие романской архитектуры, прежде всего в организацию пространства и планировку восточной стороны (так называемой алтарной части) церковных зданий. Так, например, историки архитектуры объясняют возникновение венца капелл тем, что среди священников и монахов установился обычай ежедневно читать мессу; в то же время росла популярность паломничества и поклонения святым. Для того чтобы паломники в таких церквях, как церковь Сен-Мартен в Туре, где недалеко от апсиды на востоке хора располагалась чтимая гробница святого, могли посещать ее, не мешая каноникам, снаружи вокруг апсиды была проведена галерея. К ней были пристроены дополнительные капеллы с алтарями в форме маленьких полукруглых апсид. Такая восточная галерея вокруг хора с радиальными часовнями стала широко распространенной в иконографии французского романского стиля и готики.

Одним из самых ранних сохранившихся примеров галереи с венцом капелл является церковь бенедиктинского монастыря Сен-Флибер в Турню в Бургундии, строительство которой продолжалось примерно с 1008 года и до середины 11 века с расширениями, сделанными примерно в 1120 году. Вестверк, нартекс и восточная апсида здесь, как на уровне Крипты, так и на нижнем этаже, окружены венцом капелл. Благодаря отсутствию утонченной орнаментики или профилированных карнизов, Сен-Флибер демонстрирует строгую простоту раннего французского романского стиля.

С другой стороны, различные части здания по-разному и по-новому покрыты каменными сводами. Это напоминает о том, что Бургундия, страдая в первой половине 10 века от вторжения мадьяр, которые сжигали и грабили города и здания, познакомила Европу с пожароустойчивыми сводчатыми конструкциями.

Крупный бенедиктинский монастырь Клюни был не только самым значительным сооружением в Бургундии, но и одним из самых влиятельных объединений в средневековой Европе. Он был основал в 910 году Вильгельмом Благочестивым, герцогом Аквитанским, с привилегией не подвергаться никакому вмешательству извне со стороны церкви или светской власти. В ходе последующих трех столетий здесь был оптимально реализован возникший примерно около 820 года Сан-Гелленский план-проект идеального монастырского комплекса. Аббат Клюни порвал с бенедиктинской традицией, согласно которой каждый монастырь управлялся самостоятельно, и осуществлял непосредственный контроль над 1450 клюнийскими монастырями.

Сегодня монастырские церкви в Клюни именуются в хронологическом порядке. Клюни I была освящена в 927 году и в 955 – 981 гг. заменена на Клюни II, в которой только около 1010 года был построен цилиндрический свод. Наконец, в период 1088 – 1130 гг. была построена Клюни III – самая крупная церковь христианского мира в то время. Каменные цилиндрические своды являлись идеальным резонатором для антифонного пения в латинских мессах, которыми был знаменит клюнийский орден. Монастырь был в значительной степени разрушен в 1810 году в ходе Французской революции.

В высшей степени оригинальная церковь Сен-Бенин в Дижоне является еще одним зданием бургундских клюнийцев, от которой сегодня осталось очень немногое. Она была построена в 1001 – 1018 гг. Вильгельмом фон Вольпиано. Церковь представляла собой пример фантастического синтеза высокочтимых памятников прошлого с архитектурными достижениями 10 века. Самым интересным элементом была ротонда в восточной части церкви. Круглое помещение Сен-Бенин возвышалось над покрытой сводом криптой и было образовано тремя концентрическими кругами с двухэтажными аркадами на колоннах. В самом внутреннем круге был еще и третий этаж в виде фонаря, со световым отверстием наверху.

 

Англия. Похоже, что в конце 11 века инициатива в строительстве сводов довольно неожиданно перешла к Англии, где норманнский стиль был введен королем Эдуардом Исповедников в Вестминстерском аббатстве даже еще до завоевания Англии норманнами.

Политика созидания вместо разрушения, которую норманны вели после завоевания 1066 года, без сомнения, была беспримерной по масштабам и эффективности. Типами зданий, которые норманны изобрели в качестве символов нового культурного и политического единства, были церковь и замок.

На примере Вестминстерского аббатства с тремя апсидами на востоке, парными башнями на западе и башней средокрестия, становится ясно, что норманнский стиль укоренился бы в Англии в любом случае, даже если бы не случилось завоевания. Но начавшаяся в Англии строительная активность после завоевания ускорила процесс. Перечень новых крупных только в 70-е годы 11 века включает в себя Кентерберийский, Линкольнский, Рочестерский, Винчестерский соборы, а так же аббатства св. Эдмонда, Сент-Олбани. После смерти Вильгельма Завоевателя  в 1087 году возникли соборы в Норвиче, Или и Дареме, собор Сент-Пол в Глочестере, а так же церкви аббатств Туксбери, Блит и Сент-Мери в Йорке. Эти церкви были частично перестроены в позднем Средневековье, но по сохранившимся поперечным нефам в Винчестерском и Илийском соборах с большими аркадными галереями верхнего этажа можно составить представление о размерах и впечатляющем облике зданий конца 11 века.

Великолепный западный фасад Линкольнского собора (около 1072 – 1092) – уникальный пример норманнской архитектуры. Три крупные ниши в форме арок на западном фасаде иногда интерпретируются как отзвук римских триумфальных арок.

Монументальность соборов Линкольна и Туксбери нашла свое полное выражение в гражданской архитектуре 11 века, в строительстве крепостных сооружений типа Белой башни Тауэра (около 1077 - 1097), а так же в еще более крупном замковом комплексе Колчестера, Эссекс. Возможно, обе постройки проектировались одним и тем же архитектором.

Нормандцы были в числе первых в Европе искусных строителей крепостных комплексов и замков. Белая башня Тауэра является первым тому примером. Синтез оборонительного сооружения и представительного жилого здания получит широкое распространение в областях с норманнским влиянием. Вильгельм приказал построить башню – в плане прямоугольник – на Темзе, практически с внутренней стороны существующей римской городской стены Лондона. Отсюда он видел всех, кто приближался по реке и прилегающей местности. В башне были жилые помещения, которые пристало иметь королю. Для того чтобы оценить впечатление, производимое этим зданием на саксонскую Англию, необходимо учитывать, что ко времени норманнского завоевания в стране, вероятно, имелось очень немного каменных строений. Эта трехэтажная башня со стенами, которые в основании имели толщину 3,6 метра, должно быть являлась самым впечатляющим сооружениям Англии тех времен.

Нигде в Англии религиозный и военный норманнский гений не проявлялся так очевидно, как в архитектуре замка, монастыря и собора в Дареме, стоявших высоко на крутой скале над петлей реки. Строительство нового собора в Дереме было начато в 1093 году; поскольку собор принадлежал к последним в ряду величественных соборов 11 века, архитекторы могли использовать все достижения эстетической и технической мысли. Соотношение высоты аркад продольных нефов и расположенным над ним хоров здесь более гармонично, чем в Или или Глочестере. Существует тонкая гармония в чередовании круглых пилонов и пилонов сложного сечения, которые даже будучи совершенно разными по форме, тем не менее, практически идентичны в визуальном восприятии. Массивные круглые пилоны украшены глубоким абстрактным орнаментом в виде зигзагов и ромбов. Еще с начала строительства в 1093 году для собора в Дареме была предусмотрена единая сеть крестовых реберных сводов. Возможно, этот собор является первым в Европе сооружением, предвосхитившем готический стиль.

Норманнский стиль, как часто называют романский стиль в Англии, с течением времени становился все более роскошным и декоративным, пока в 70-е годы 12 века не уступил место готическому стилю, причем первые готические формы появились в крестовых сводах Дарема уже около 1100 г. Взаимный переход стилей хорошо прослеживается на примере собора в Или, строительство которого было начато в 80-е годы 11 века. Однако работа растянулась вплоть до 13 века. Роскошный западный фасад в Или, завершенный в конце 12 века. Включает мощную башню и поперечные нефы немецкого романского стиля.

 



Информация о работе Архитектура романского стиля в странах Европы