Архитектура эпохи барокко

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 20:51, курсовая работа

Описание работы

Цель моей работы рассмотреть архитектуру эпохи барокко в разных странах, предпосылки ее развития, а также сравнить ее развитие и влияние на последующие стили и направления.
Актуальность данной темы определяется продолжающейся до сих пор дискуссией о культурном значении барочного стиля и о его влиянии на современную культуру.

Работа содержит 1 файл

Курсова БАРОККо.doc

— 9.38 Мб (Скачать)

Министерство  культуры и туризма

Харьковская государственная академия культуры

 

 

Курсовая  работа

по  курсу 

«История  мировой художественной культуры»

на  тему:

 

 

.

Архитектура эпохи барокко

 

 

 

 

Выполнила

Студентка III курса группы 2А

Отдела  музыкального искусства

Кафедры хорового дирижирования

Ярчук Дарья Владимировна

 

 

Харьков

2011

Оглавление

 

І. Введение

 

Эпоха барокко - одна из наиболее интересных эпох в истории мировой  культуры. Интересна она своим  драматизмом, интенсивностью, динамикой, контрастностью и, в то же время, гармонией, цельностью, единством.

XVII век. Новое время,  эпоха барокко. Загадочным образом  она все еще живет в нашем  сознании, ее новизна не устарела  без малого четыре столетия. Драматическая  напряженность мироощущения, интенсивность духовной жизни чувствуется на расстоянии, притягивая через века. Не ослабевает и притяжение искусства барокко: драматургии Шекспира, архитектурных ансамблей барочного Рима, живописи Рубенса, Рембрандта, скульптуры Бернини. Не упомянуты еще Кальдерон, Грифиус, Гриммельсхаузен, Шенфельд, Эль Греко, Декарт, Кеплер, Бёме, Паскаль... Порождением духовной атмосферы эпохи стала музыка А.Скарлатти, Д.Скарлатти, Дж. Фрескобальди, К.Монтеверди, И.Пахельбеля, Букстехуда, Шюца, Корелли, Вивальди, Генделя, Баха. Если взглянуть из нашего “исторического далека” на эпоху барокко, в ней не может не поразить внутренняя закругленность, завершенность, исчерпанность смысла. Барокко - время от “Гамлета”, его “порвалась дней связующая нить” (1601) до смерти Баха, его “Пред троном твоим предстаю я днесь” (1749). Начало эпохи - прорыв в будущее.

 Для нашего времени - смутного, неопределенного,  гипердинамичного, ищущего стабильности и упорядоченности, - эпоха барокко необычайно близка по духу. Именно поэтому мне было интересно обратиться к этой теме.

До нашего времени  сохранились архитектурные памятники  эпохи барокко, которыми не возможно не восхищаться.  Это примеры необычайной  вычурности, красоты и высокой  культуры.

 Цель моей работы  рассмотреть архитектуру эпохи  барокко в разных странах, предпосылки ее развития, а также сравнить ее развитие и влияние на последующие стили и направления.

Актуальность данной темы определяется продолжающейся до сих пор дискуссией о культурном значении барочного стиля и о  его влиянии на современную культуру.

ІІ. Характеристика эпохи

 

Баро́кко (итал. barocco —  «порочный», «распущенный», «склонный  к излишествам», порт. perola barroca —  «жемчужина неправильной формы» (дословно «жемчужина с пороком»); существуют и другие предположения о происхождении  этого слова) — характеристика европейской культуры XVII—XVIII веков, центром которой была Италия. Стиль барокко появился в XVI—XVII веках в итальянских городах: Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции. Эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия «западной цивилизации». Барокко противостояло классицизму и рационализму.

В барокко отразились новые представления о единстве, безграничности и постоянной изменчивости мира, о его драматической сложности. Для него характерно противопоставление земного и небесного, реальности и фантазии, духовного и телесного, изысканного и грубого, аристократического и народного. Из этих противопоставлений рождаются бурная динамика, захватывающие страсти, живописность, иллюзорность, контрасты света и тени, масштабов, ритмов, материалов и фактур, монументальность, декоративность, парадность, пышность.

Роскошные дворцы, виллы, церкви XVII в. с обилием многоцветных архитектурных и скульптурных украшений, с зеркальными стенами и потолками-сводами, тяжелая величественная мебель из черного и красного дерева, инкрустированная серебром и бронзой, создавали определенный фон для человека, образуя единое целое с его обликом, костюмом, манерой поведения.

Научные свершения XVII в. изменили картину мира, вскрыв трагическую  глубину вселенной, человеческой души, судьбы человека. Они способствовали изменению общей атмосферы духовной и интеллектуальной жизни. Культурный человек того времени видел, как неустойчива быстротекущая жизнь, как летят “минуты, что подтачивают дни, дни, что грызут и пожирают годы” (Луис Гонгора). Чувство безграничности мира, трагической незащищенности человека, несопоставимости малой, бренной, страдающей песчинки человеческой жизни и неизменной, холодной, бесконечной бездны космоса – таковы духовные открытия барокко.

 

 

 

  • 1. Исторические предпосылки

  •  

    Западная Европа вступила в новую  фазу экономических и политических отношений, принесшую с собой  новую культуру. Эта фаза характеризуется  прежде всего развитием и борьбой  феодальных и капиталистических  отношений, приводящей к столкновению двух классовых мировоззрений. Происходит централизация государственной власти и образование национальных государственных объединений, слагавшихся на основе абсолютистских режимов. XVII век - одна из наиболее грандиозных эпох во всей истории: все европейские страны развивались в одном направлении: от феодализма к капитализму, причем движение это принимало остродраматические формы, а сам характер развития был резко неравномерным:

    в Голландии уже сложились  буржуазные отношения;

    в Англии - буржуазная революция;

    во Франции - расцвет  абсолютизма;  

    в Италии - контрреформация;

    в Германии сохраняется  феодальная раздробленность, идет тридцатилетняя война (1618-1648гг.);

    Испания является одной  из самых отсталых окраин.

     

    Ведущими социальными  слоями становятся буржуазия, земельная аристократия и крестьянство. Но именно с XVII в. намечаются контуры единого мирового культурно-исторического процесса.

    Это не просто время перехода от эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.) к  эпохе Просвещения (XVIIв), а большая  значительная самостоятельная фаза в развитии мировой культуры. Поэтому при всей неравномерности движения стран (что и будет определять национальные особенности духовной жизни, создание национальных школ), большое значение уделяется общим моментам, таким, как мироощущение, миропонимание...

    Идеологической основой  для нового стиля было ослабление духовной культуры и духовной силы религии, раскол церкви (на протестантов и католиков), борьба различных вероучений, отражающих интересы различных классов: католицизм выражал феодальные тенденции, протестантизм - буржуазные. В это же время государство приобретает большую роль, соответственно происходила борьба религиозного и светского начал. Одновременно развивается наука (географическое познание Земли, развитие оптики, законы преломления света Декарта, разложение спектра цвета Ньютоном, имеющие большое значение для живописи, развитие термодинамики).

    В такой сложной, динамической, драматической обстановке складывался  новый стиль, новая культура. Утверждался  же он в обстановке относительной стабилизации жизненных условий. Она была результатом либо насильственной политики государства и церкви, либо следствием затишья, пришедшего на смену общественным потрясениям. Но со стабилизацией жизненных условий не уничтожаются общественные противоречия.

    Не случайно общественное сознание фиксирует острую противоречивость любой ситуации, к которой оно прикасается: социальные отношения, политика, экономика... XVIIв - время перелома в общественном сознании  идеологии гуманизма. Исчезает уверенность  в неизбежном торжестве положительных начал жизни. Обостряется ощущение трагических противоречий. Скепсис и дуализм - вот основные характеристики общественного мнения, общественного сознания. На рубеже XVI-XVII вв. образуется так называемый “трагический гуманизм” - осознание трагедии человека в обществе и мире, борьба с ними и с самим собой. Происходит “расслоение” человека на частного и родового, на личностного и сословного, на эмпирического и абстрактно-всеобщего. Эти коллизии имели грандиозные последствия для общественного сознания эпохи - и обыденного и философского самосознания, и художественного мышления.

  • 2. Общие черты эпохи барокко

  •  

    Самые характерные черты  Барокко - броская цветистость и  динамичность - соответствовали самоуверенности  и апломбу вновь обретшей силу римской католической церкви. За пределами Италии стиль Барокко пустил самые глубокие корни в католических странах, а, например, в Британии его влияние было незначительным. У истоков традиции Барокко искусства в живописи стоят два великих итальянских художника - Караваджо и Аннибале Карраччи, создавшие самые значительные работы в последнее десятилетие 16 века - первое десятилетие 17 века.

    В изобразительном искусстве  барокко преобладают виртуозные декоративные композиции религиозного, мифологического или аллегорического характера, парадные портреты, подчёркивающие привилегированность общественного положения человека. Идеализация образов сочетается в них с бурной динамикой, неожиданными композиционными и оптическими эффектами, реальность — с фантазией, религиозная аффектация — с подчёркнутой чувственностью, а нередко и с острой натуральностью и материальностью форм, граничащей с иллюзорностью.

    В произведениях искусства  барокко порой включаются реальные предметы и материалы (статуи с реальными волосами и зубами, капеллы из костей и т. п.).

    В живописи большое значение приобретают эмоциональное, ритмическое  и колористическое единство целого, часто непринуждённая свобода мазка, в скульптуре — живописная текучесть  формы, ощущение изменчивости становления образа, богатство аспектов и впечатлений. Для итальянской живописи конца 16 века характерны неестественность и стилевая неопределённость. Караваджо и Карраччи своим искусством вернули ей цельность и выразительность.

     

    Специфическими чертами эпохи можно считать:

     

    1. Усиление религиозной  тематики, особенно тем, связанных  с мученичеством, чудесами, видениями;

    2. Повышенная  эмоциональность;

    3. Большое значение  иррациональных эффектов, элементов;

    4. Яркая контрастность,  эмоциональность образов;

    5. Динамизм (“мир барокко - мир, в котором нет покоя” Бунин);

    6. Тяготение  к обобщающим и связывающим  формам:

    а) целостностные  системы философии;

    б) поиск единства в противоречиях жизни;

    в) в архитектуре:

    овал в линии  здания;

    архитектурные ансамбли;

    г) скульптура подчинена общему декоративному оформлению;

    д) в живописи - отказ от прямолинейной перспективы, подчеркивание  “бесконечности”  пространства;

    е) в музыке - создание циклических форм (соната, концерт), многочастных произведений (опера).

    В эпоху барокко  произведения искусства “активно стремятся соединиться с другими” (Липатов). Т.о. Мастер эпохи барокко мыслит и как скульптор, и как архитектор, и как декоратор одновременно (Бернини “Собор святого Петра”).

        1. Сложность и избыточность, излишество (в частности, композиционных решений в архитектуре, музыке). Например, церковь св. Сусанны. Характерно: загруженность формы, орнаментальная декорировка пространства, нарастание массы к центральной части, заполнение ниш статуями.

  • 3. Эволюция развития эпохи

  •  

    Мировоззренческие основы стиля сложились, как результат потрясения, какими были в XVI в. Реформация и учение Коперника. Изменилось утвердившееся в античности представление о мире, как о разумном и постоянном единстве, а также ренессансное представление о человеке, как о разумнейшем существе. Человек стал сознавать себя «чем-то средним между всем и ничем» по выражению Паскаля, «тем, кто улавливает лишь видимость явлений, но не способен понять ни их начала, ни их конца».

    Художественная культура XVII в. характеризуется появлением и расцветом национальных художественных школ Италии, Фландрии, Испании, Франции, Голландии, отразивших особенности исторического развития, характера общественной жизни, местных условий. Вместе с тем для искусства этого времени характерен общий художественный стиль барокко.

    Барокко, тяготевшее к  торжественному "большому стилю", в то же время отразило прогрессивные  представления о сложности, многообразии, изменчивости мира.

    Барокко свойственны  контрастность, напряженность, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория); одновременно - тенденция к автономии отдельных жанров.

    Архитектура барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, В. В. Растрелли в России): характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм, для скульптуры (Бернини) и живописи (П. П. Рубенс, А. ван Дейк во Фландрии) - эффектные декоративные композиции, парадные портреты.

    Принципы барокко преломились  в литературе (П. Кальдерон в Испании, Т. Тассо в Италии, А. д'Обинье во Франции, Симеон Полоцкий, М. В. Ломоносов в  России), театре, музыке (Дж. Габриели, Дж. Фрескобальди, А. Чести в Италии, Д. Букстехуде, Р. Кайзер в Германии). Разнообразны национальные варианты барокко (напр., барокко славянских стран).

    Информация о работе Архитектура эпохи барокко