Архитектура Италии конца XVI – начала XIX вв

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 23:26, контрольная работа

Описание работы

В современной исторической науке средними веками называют эпоху феодализма. В Европе она длилась много столетий – от падения римской империи (конец 5 в.) до буржуазных революций 17-18 веков. Естественно, что за столь длительный период искусство претерпело немало изменений. Если учесть местные особенности художественной культуры различных областей и стран, станет понятным огромное разнообразие дошедших до нас памятников. И все же в них всегда имеется нечто общее. К числу наиболее постоянных их черт принадлежат, с одной стороны, сильное влияние христианской религии, с другой - близость к народному творчеству.

Содержание

1. Введение.

2. Архитектура Италии конца XVI – начала XIX вв.

3. Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

Эпоха_Возрождения.doc

— 629.00 Кб (Скачать)

     Купола  над молитвенными нишами мечети в  Кордове представляют собой наиболее ранние из всех известных случаев применения подпружных арок в качестве элемента конструкции. Несколькими французскими историками было установлено, что именно это мавританское изобретение позволило строителям периода готики полутора веками позже заменить мощную подпружную арку крестовым сводом на нервюрах. Но размеры мавританских куполов представляются весьма скромными по сравнению с шедевром дерзновенного мастерства Гварини. Насколько мне удалось установить, переплетающиеся арки Сан-Лоренцо смонтированы из длинных массивных каменных балок - способ опасный и трудоемкий. И действительно, создатель Сан-Лоренцо предъявлял к конструкции такие требования, которые почти превосходили все достижения в данной области в то время. Ни один из архитекторов последующих времен не дерзнул повторить прием, использованный Гварини при создании этой церкви. Конструкцией Сан-Лоренцо технические возможности эпохи были полностью исчерпаны, что совпало с этапом, когда прогресс архитектуры начал сменяться упадком. Мы часто ловим себя на невольной мысли о том, как легко решение подобных проблем могло бы быть достигнуто путем использования современных методов конструкции. Но мы должны отвергнуть подобную рефлекторную психологическую реакцию как абсолютно антиисторическую. Купол Сан-Лоренцо представляет собой случай, когда архитектурный замысел до предела использует возможности конструкции данного времени. Сегодня наблюдается обратное. Мы располагаем такими возможностями в области конструкции, которые используются далеко не полностью.

     На  развитие итальянского искусства с  середины XVI до конца XVII в. оказывала  воздействие Контрреформация — движение в католическом богословии, политике и культуре, направленное против Реформации. Главным оружием Контрреформации стала инквизиция — не подчинявшиеся светским властям церковные суды, призванные бороться с инакомыслием. Однако, наблюдая распространение протестантизма в Европе, наиболее дальновидные деятели церкви призывали защищать позиции католицизма, не преследуя протестантов, а создавая новую систему духовного воспитания человека. В 1555 г. папа римский Павел IV объявил, что основные догматы (положения) христианства человеческое сознание способно воспринять только через мистическое (сверхъестественное) озарение, которое Бог дарует далеко не каждому. Человек должен покаяться в грехах, привести душу в полное подчинение воле Божьей и тем самым приблизиться к познанию истины и воссоединению с Богом.

     Эти религиозные идеи легли в основу стиля барокко, сложившегося в Италии в 80-х гг. XVI в., и определили его основные черты. Эмоциональная выразительность, масштабность и насыщенность движением, сложность композиционных решений — все это было призвано создать у зрителя особый духовный настрой. Само название стиля (итал. barocco — «странный», «причудливый») появилось значительно позже и совершенно не отражает его глубинного смысла.

     Наиболее  характерные черты итальянской  архитектуры XVII в. воплотились в  памятниках Рима. Именно здесь ярче всего проявилась главная особенность барокко — стремление к созданию ансамбля. Этот стиль объединил постройки разных эпох в единое целое. В римской архитектуре барокко появились новые типы храма, городской площади и дворцового ансамбля.

     Первым  образцом стиля барокко можно  считать церковь Иль-Джезу, возведенную к 1575 г. архитекторами Джакомо Бароцци да Виньола (1507—73) и Джакомо делла Порта (ок. 1537—1602) для монашеского ордена иезуитов. Автор основной части проекта Виньола обратился к форме купольной базилики. Центральный неф церкви здесь короче и шире, чем в предшествующих постройках подобного типа, а вместо боковых нефов с двух сторон располагаются капеллы (часовни).

     Очень торжественно выглядит интерьер храма, оформленный мощными колоннами и пилястрами, многочисленными скульптурными украшениями. Обилие деталей притягивает к себе внимание входящих в церковь, как бы намеренно затрудняя движение к области купола, где их ждет пространственный прорыв вверх.

     Интересна композиция фасада Иль-Джезу, выполненного Джакомо делла Порта. Мастер разделил огромную плоскость стены на два горизонтальных яруса, оформив каждый из них ордером. Более узкий верхний ярус обрамлен по краям спиралевидными деталями — волютами (итал. voluta — «завиток») и словно перетекает вниз. Это придает фасаду сложный и выразительный облик. Впоследствии такое оформление стало типичным для многих соборов и церквей в стиле барокко (позднее даже появился термин «иезуитский стиль», относящийся к этим постройкам).

     Огромный вклад в создание церковной архитектуры барокко внесли три мастера: Карло Мадерна, Франческо Борромини и Лоренцо Бернини.

     Главным делом жизни Карло Мадерна (1556—1629) стала перестройка собора Св. Петра (1607—12), возведенного в эпоху Возрождения архитекторами Браманте, Микеланджело и др. Возвращаясь к идее латинского креста, Карло Мадерна добавил с каждой стороны здания по три капеллы и продлил неф до размеров современного фасада. Таким образом из центрического собор превратился в вытянутый базиликальный (Собор Св. Петра. Фасад). Помещение храма обрело стремительное движение к подкупольному пространству, где находится могила св. Петра.

     Франческо Борромини (1599—1667), ученик Мадерны, построил в своей жизни не очень много. В Риме он возвел церкви Сант-Иво алла Сапиенца во дворе Римского университета (1642—60) и Сан-Карло алле Куатро Фонтане (1634—67), а также фасад церкви Сант-Аньезе ин Агоне на пьяцца Навона (1653—57).

     Для церкви Сан-Карло алле Куатро Фонтане был отведен маленький и очень неудобный участок на перекрестке двух улиц. Возможно, поэтому Борромини сделал храм очень небольшим, что необычно для построек барокко. По углам расположены четыре скульптурные группы с фонтанами, отсюда и название церкви. Овальное в плане здание перекрыто куполом. Фасад по традиции делится на два яруса, оформленных ордером. Стена верхнего яруса то прогибается, то слегка выступает вперед, и ее движению вторит изогнутая линия перекрытия. Кажется, что плотная, тяжелая масса камня постоянно меняется прямо на глазах — это любимый мастерами барокко мотив преображения материи. В интерьере храма чистый белый цвет делает все детали светоносными и легкими. Здесь все располагает к сокровенному общению человека с Богом.

     В XVII в. в Италии возводилось много  дворцовых ансамблей. Мастера барокко  стремились соединить в них черты городских и загородных построек. Яркий образец такого подхода — палаццо Барберини (1625—63). Его строительство начал Мадерна и завершили Борромини и Бернини. Со стороны входа здесь впервые появился парадный двор, форму которого определил фасад с сильно выступающими боковыми крыльями. Двор объединял здание с городским ансамблем. С противоположной стороны раскинулся парк. Таким образом, дворец связан с городом и в то же время образует в нем некий особый мир, сочетающий в себе архитектуру и живую природу.

     Трудно  найти мастера, обладавшего столь  мощным дарованием, как Лоренцо Бернини — крупнейший представитель итальянского барокко. Подобно великим творцам эпохи Возрождения, он в равной мере проявил себя и в скульптуре, и в архитектуре. Постройки Бернини отличаются пространственным размахом, парадностью и пышностью декора, гибкой динамикой форм, смелыми перспективными эффектами. Используя различные материалы, раскраску, позолоту, световые эффекты, Бернини органично сочетал архитектуру и скульптуру. В скульптуре, обрабатывая и полируя мрамор, Бернини добивался почти натуралистических эффектов в имитации блеска и мягкости кожи, фактуры ткани; его произведениям присущи стремительность движения, сочетание религиозной аффектации с экзальтированной чувственностью. В творчестве Бернини сформировался тип парадного портрета барокко с его реалистической достоверностью, психологической остротой и бравурной декоративной пышностью. Бернини всю жизнь сопутствовали признание и успех. Круг его заказчиков составляли папы, кардиналы и высшая римская аристократия. Творчество Бернини оказало большое влияние на европейское искусство XVII—XVIII вв.

     Наиболее характерные черты итальянской архитектуры XVII в. воплотились в памятниках Рима. Именно здесь ярче всего проявилась главная особенность барокко — стремление к созданию ансамбля. Этот стиль объединил постройки разных эпох в единое целое. В римской архитектуре барокко появились новые типы храма, городской площади и дворцового ансамбля. Первым образцом стиля барокко можно считать церковь Иль-Джезу, возведенную архитекторами Джакомо Бароцци да Виньола (1507—73) и Джакомо делла Порта (ок. 1537—1602) для монашеского ордена иезуитов. Автор основной части проекта Виньола обратился к форме купольной базилики. Центральный неф церкви здесь короче и шире, чем в предшествующих постройках подобного типа, а вместо боковых нефов с двух сторон располагаются капеллы (часовни). Очень торжественно выглядит интерьер храма, оформленный мощными колоннами и пилястрами, многочисленными скульптурными украшениями. Обилие деталей притягивает к себе внимание входящих в церковь, как бы намеренно затрудняя движение к области купола, где их ждет пространственный прорыв вверх. Интересна композиция фасада Иль-Джезу, выполненного Джакомо делла Порта. Мастер разделил огромную плоскость стены на два горизонтальных яруса, оформив каждый из них ордером. Более узкий верхний ярус обрамлен по краям спиралевидными деталями — волютами (итал. voluta — «завиток») и словно перетекает вниз. Это придает фасаду сложный и выразительный облик. Впоследствии такое оформление стало типичным для многих соборов и церквей в стиле барокко (позднее даже появился термин «иезуитский стиль», относящийся к этим постройкам). 

       

     
     

       Борромини Франческо (1599—1667)

     Итальянский архитектор, представитель зрелого барокко. Учился в Милане, работал в Риме. Постройки Борромини характеризуются подвижностью пространства, беспокойной динамикой упругих форм, порой лишающих здание пластической целостности. Борромини свободно использует классический ордер; для его сооружений типичны криволинейные очертания объёмов, изгибающиеся стены, разнообразные сочетания выпуклых и вогнутых форм, обострённый силуэт венчающих частей. С безудержной фантазией Борромини изобретает новые декоративные детали, усложняет планы построек. Борромини построил церкви Сан-Карло алле Куатро Фонтане, Сант-Иво алла Сапиенца, фасад церкви Сант-Аньезе ин Агоне, палаццо Барберини (совместно с К. Мадерна и Л. Бернини) и др. Для церкви Сан-Карло алле Куатро Фонтане был отведен маленький и очень неудобный участок на перекрестке двух улиц. Возможно, поэтому Борромини сделал храм очень небольшим, что необычно для построек барокко. По углам расположены четыре скульптурные группы с фонтанами, отсюда и название церкви. Овальное в плане здание перекрыто куполом. Фасад по традиции делится на два яруса, оформленных ордером. Стена верхнего яруса то прогибается, то слегка выступает вперед, и ее движению вторит изогнутая линия перекрытия. Кажется, что плотная, тяжелая масса камня постоянно меняется прямо на глазах — это любимый мастерами барокко мотив преображения материи. В интерьере храма чистый белый цвет делает все детали светоносными и легкими. Здесь все располагает к сокровенному общению человека с Богом.

       

     

     Церковь Сант-Иво алла Сапиенца 1642 – 1660

     

     В XVII в. в Италии возводилось много дворцовых ансамблей. Мастера барокко стремились соединить в них черты городских и загородных построек. Палаццо Барберини — яркий образец такого подхода. Его строительство начал Мадерна и завершили Борромини и Бернини. Со стороны входа здесь впервые появился парадный двор, форму которого определил фасад с сильно выступающими боковыми крыльями. Двор объединял здание с городским ансамблем. С противоположной стороны раскинулся парк. Таким образом, дворец связан с городом и в то же время образует в нем некий особый мир, сочетающий в себе архитектуру и живую природу.

       

     
     

       Бернини Лоренцо (1598—1680)

     Итальянский архитектор и скульптор, крупнейший представитель барокко. Постройки Бернини отличаются пространственным размахом, парадностью и пышностью декора, гибкой динамикой форм, смелыми перспективными эффектами. Используя различные материалы, раскраску, позолоту, световые эффекты, Бернини органично сочетал архитектуру и скульптуру. В скульптуре, обрабатывая и полируя мрамор, Бернини добивался почти натуралистических эффектов в имитации блеска и мягкости кожи, фактуры ткани; его произведениям присущи стремительность движения, сочетание религиозной аффектации с экзальтированной чувственностью. В творчестве Бернини сформировался тип парадного портрета барокко с его реалистической достоверностью, психологической остротой и бравурной декоративной пышностью. Творчество Бернини оказало большое влияние на европейское искусство XVII—XVIII

     Площадь Св. Петра самое замечательное творение Бернини-архитектора. Площадь нередко становилась местом папских богослужений. Именно здесь, перед главным собором католического мира, огромное число паломников, говорящих на разных языках, должны были почувствовать свое духовное единство. Для воплощения этих идей Бернини нашел замечательное решение. Пространство перед храмом зодчий превратил в ансамбль из двух площадей: первая, в форме трапеции, обрамлена отходящими от собора Св. Петра галереями; вторая, имеющая форму овала, обращена к городу и оформлена двумя колоннадами. Колоннады, стоящие полукругом вдоль коротких сторон площади, состоят из четырех параллельных рядов колонн, образующих три внутренних прохода. Над антаблементом возвышаются сто сорок огромных статуй святых. В симметричных точках овала расположены фонтаны, между которыми возвышается обелиск, получивший в средние века название «игла». Обелиск был привезен в Рим из Гелиополя императором Калигулой; Нерон установил его в своем Цирке, место которого занимает сейчас собор Св. Петра. В различные периоды реставраций и перепланировок площади «игла» всегда стояла рядом с собором, и только в 1586 г. архитектор Доменико Фонтана установил ее в центре площади, использовав для этого сложную систему подъемных механизмов. Общие очертания ансамбля имеют скрытое сходство с ключом, напоминая об известных словах Христа, обращенных к апостолу Петру: «И дам тебе ключи Царства Небесного». Характерный для барокко эффект «затягивания» в глубину архитектурного пространства чувствуется здесь с особенной силой. Колоннады, как огромные руки, охватывают человека и увлекают к собору. Его фасад естественно и гармонично сочетается с площадью.

Информация о работе Архитектура Италии конца XVI – начала XIX вв