Архитектура и памятные места Минска

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 17:35, доклад

Описание работы

Современное здание железнодорожного вокзала было открыто в 2000 году. Ни в одном другом здании Беларуси нет такого количества стеклянных конструкций, как в здании вокзала. Здесь также самая большая в Беларуси площадь обогреваемых полов. Вокзал может принять одновременно 10 тысяч человек. В будущем планируется украсить вокзал аквариумами, в одном из которых будет плавать настоящая акула.

Работа содержит 1 файл

Minsk.doc

— 249.50 Кб (Скачать)

    Архитектура. Памятные места 

    Сегодняшний Минск - крупнейший политико-административный, промышленный, научный и культурный центр Беларуси, один из красивейших  городов нашей страны. Площадь  Минска - 256 кв. км, население - более 1 миллион 700 тысяч человек.  
Минск - крупный транспортный узел. Город лежит на важнейшей трансъевропейской автомагистрали Москва - Минск - Брест - Варшава - Берлин - Париж. Через Минск проходит Московско-Брестская железная дорога, построенная в 1871 году, и железная дорога в страны Балтии и Украину. Путешественников, приезжающих в Минск железнодорожным или автобусным транспортом, первой встречает
Привокзальная площадь.

    Современное здание железнодорожного вокзала было открыто в 2000 году. Ни в одном другом здании Беларуси нет такого количества стеклянных конструкций, как в здании вокзала. Здесь также самая большая в Беларуси площадь обогреваемых полов. Вокзал может принять одновременно 10 тысяч человек. В будущем планируется украсить вокзал аквариумами, в одном из которых будет плавать настоящая акула.

    Международный съезд архитекторов, проходивший  в Софии в 2000 году, признал минский  вокзал лучшим сооружением мира 2000 года.

    Напротив  здания вокзала расположен выразительный  архитектурный ансамбль с двумя 11-этажными башнями, получившими образное название "ворота города". Башни-"близнецы" возведены в пятидесятых годах 20 века. На одной из башен находится герб Минска, на другой - часы диаметром 5 метров, длина минутной стрелки превышает 2 метра. Заводят часы 1 раз в 4 дня. Гиря часового механизма весит 300 кг. Это главные часы Минска, именно их циферблат видят белорусы на экранах телевизоров в новогоднюю ночь.

    Площадь Независимости - главная административная площадь столицы. Это самая большая  площадь Минска и одна из самых  больших площадей Европы, занимающая 7 гектаров. В советское время площадь носила имя Ленина и была местом проведения демонстраций и парадов. В начале 90-х годов здесь собирались многотысячные митинги в поддержку независимости и демократических преобразований.  

     Формирование ансамбля площади связано с сооружением в 1934 году Дома Правительства по проекту архитектора Иосифа Лангбарда в стиле конструктивизма. Это самое крупное сооружение, созданное в белорусской архитектуре в довоенный период.

Одновременно  с открытием Дома правительства на площади перед ним был открыт памятник Ленину работы ленинградского скульптора Манизера. Семиметровый бронзовый памятник Ленину, установленный на постамент из черного лабрадора, стал самым высоким в бывшем Советском Союзе. Дом правительства и памятник представляют собой единый ансамбль.

    В 1984 году было сооружено здание Управления Минского метрополитена. Его 50-метровую башню с часами украшает флюгер в виде символа Беларуси - зубра. На первом этаже башни - вход на станцию метро "Площадь Независимости". Минское метро было пущено в 1984 году, действуют две линии, 20 станций. Первая линия метро - Московская - проходит вдоль проспекта независимости (бывший пр. Франциска Скорины).

    Проспект  Независимости (ранее - пр. Франциска  Скорины) - главная магистраль нашего города. Его длина 17 км.  Наша главная улица много раз меняла свое название. Она было проложена в середине 16 века как участок Московско-Венского почтового тракта. В конце 18 века, после присоединения Беларуси к Российской империи, улица была перепланирована первым губернатором Минска Захарием Корнеевым и названа в его честь Захарьевской. После революции это была улица Советская, потом - проспект Сталина, проспект Ленина, а с 1991 года, после обретения Беларусью независимости, проспект получил название в честь Франциска Скорины, теперь – проспект Независимости. Это первая улица, которая поднималась из руин после второй мировой войны в освобожденном Минске. Участок проспекта, от площади Независимости до площади Победы, протяженностью 3 км, был полностью восстановлен буквально за несколько послевоенных лет. Эта часть проспекта считается одним из лучших в мире образцов градостроительной композиции середины 20 века.

    Улица Ленина на протяжении всего 19 века была главной улицей города и носила в то время название Губернаторская. Это была деловая и торговая улица. Здесь находились рестораны, магазины, крупнейшая в Минске гостиница "Европа". Застройка 19 века не сохранилась. Современный облик улицы Ленина сформировался в 50-е годы, одновременно с застройкой проспекта.

    Рыночной  площадью, или попросту Рынком, в старину называли главную площадь любого белорусского города. Минский Верхний рынок, названный так в отличие от более старого Нижнего, сформировался как торговый и административный центр в 16 веке. На Рынке устраивались ярмарки, собрания горожан, проходили праздники и гуляния. По периметру площади были воздвигнуты дворцы знати, дома купцов и богатых ремесленников, корчмы, аптеки, лавки. До нашего времени сохранилось здание Гостиного двора. На его первом этаже были галантерейные и фруктовые лавки, на втором размещались богатые чайные, шелковые, суконные магазины. На третьем этаже в жилых комнатах останавливались приезжие купцы.

     Известный писатель и историк Захар  Шибеко в своей книге "Минск. Страницы жизни дореволюционного города" назвал Троицкое предместье "чревом Минска". Здесь в многочисленных лавках всегда можно было купить свежую рыбу, горячие бобы, сыр, табак. На Троицкой горе устраивались воскресные базары, которые собирали множество крестьян, привозивших в город птицу, печеный хлеб, сало, зерно. Троицкая гора - одно из самых высоких мест Минска. Троицкий рынок существовал здесь до 30-х годов 20 века, пока не началось строительство Оперного театра, венчающего вершину холма. От огромного когда-то Троицкого предместья сегодня остался всего один квартал в излучине р. Свислочи, сохранивший застройку 18 - 19 веков. Рядом, справа - необычный остров-памятник, который минчане называют "Островом слез".

    Небольшой горбатый мостик, перекинутый через  протоку Свислочи, ведет на искусственный остров - мемориальный комплекс "Сынам Отечества, которые погибли за его пределами". В Сирии, Анголе, Мозамбике, Никарагуа, Эфиопии, Сомали, на Кубе погибло 789 солдат и офицеров из Беларуси. Но минчане воспринимают мемориал как памятник жертвам Афганской войны и называют его "Остров слез".

    Панорама  Троицкого предместья, вернее, его  единственного сохранившегося квартала - первый объект Минска, где проведена полная регенерация, то есть восстановление всего архитектурно-градостроительного комплекса. По старым фотографиям, архивным документам, данным археологических раскопок воссоздан первоначальный облик квартала, отдельных зданий, интерьеров. Троицкое предместье сегодня - это не только своеобразный музей под открытым небом, сохранивший стиль и образцы городской кирпичной застройки 19 века. Сейчас в Троицком предместье 12 жилых домов, но в основном в старых постройках разместились всевозможные магазинчики, музеи, кафе, картинные галереи, литературные гостиные, художественные мастерские.

    В начале 19 века в Минске, как и во всей Российской империи, начались массовые градостроительные работы. Проекты  городов утверждались "монаршим повелением". Минск перестраивался по типовому или, по выражению тех  времен, "образцовому" проекту, составленному для губернских городов. Проект переустройства Минска был создан в 1817 году и осуществлен к середине 19 века. Губернский город Минск сменил средневековое переплетение узких кривых улиц на ровные линии регулярного плана. В соответствии с планом была выполнена и застройка Троицкого предместья. Четкие грани домов подчеркивают регулярность улицы. Здания высотой в 2 - 3 этажа стоят, тесно прижавшись друг к другу, по одной "красной" линии застройки, создавая сплошную уличную стену, или, как тогда говорили, "единую сплошную фасаду".

    На  противоположном берегу Свислочи виден незастроенный участок. Это - бывшее Замчище, место, где в 12 веке возникло первое в Минске поселение. Место для строительства замка было выбрано удобное для обороны: при впадении в Свислочь реки Немиги. Сейчас Немига забрана в трубы и течет под асфальтом улицы, носящей ее название. Название "Немига" носит и построенная здесь станция метро. Метро в Минске очень неглубокое, поскольку близко проходят грунтовые воды, и строительство станций и тоннелей ведется открытым способом. При строительстве станции "Немига" была обнаружена неисследованная ранее часть древнего города. Поэтому станцию перенесли на 50 метров в сторону, а на замчище были проведены археологические раскопки, которые обнаружили нижние срубы деревянных домов, деревянные тротуары, оборонительные укрепления и фундамент каменного храма с захоронениями Рюриковичей.

     Если двигаться по пр. Машерова в  сторону пр. Победителей, слева можно видеть - сквер, окружающий современную 23-этажную гостиницу "Беларусь" на 1000 мест, с планом в форме трилистника.

    Справа  парк Победы. Это крупнейший парк нашего города. Его площадь - около 100 гектаров. В парке высажено более 33 тысяч  деревьев и 25 тысяч кустов. В центре парка на 40 гектарах раскинулось  искусственное Комсомольское озеро. Героизму войны и триумфу возрождения посвящен обелиск "Минск - город-герой", установленный у входа в Парк Победы 8 мая 1985 года, в дни празднования 40-летия Победы.

      
 На вершине рукотворного кургана  взметнулась ввысь 45-метровая стела, напоминающая по форме знамя. У ее подножия - текст Указа Президиума Верховного совета Советского Союза о присвоении Минску в 1974 году звания "Город-герой". Рядом - величественная и изящная бронзовая фигура женщины с фанфарами в поднятой руке.  Гранитные глыбы, разбросанные по склонам холма, символизируют руины войны; цветы, расцветающие ранней весной и не увядающие до поздней осени, символизируют послевоенное возрождение Минска.

    Одна  из главных магистралей города, проложенных  в послевоенное время - проспект Победителей (до недавнего времени носил имя П.М. Машерова). Этот проспект - вторая после проспекта Независимости (Скорины) главная магистраль города. Она связывает микрорайон Веснянка, оставшийся справа напротив парка Победы, и центр города.  
Проспект был назван в честь Петра Мироновича Машерова - лидера коммунистической партии Беларуси, трагически погибшего в автомобильной катастрофе. Он много сделал для Беларуси и был заслуженно любим белорусским народом.

    Проспект  был заложен при Петре Мироновиче Машерове и носил тогда название Парковая магистраль. До прокладки проспекта заболоченная окраина города на берегу Свислочи слева от нас, там, где сейчас парковая зона, исстари носила название Татарское предместье или Татарские огороды. Здесь с 16 века селились потомки крымских татар, взятых в плен или добровольно шедших служить в войско Великого княжества Литовского. Татары сохранили свою культуру и религию. Здесь действовала мечеть, снесенная при прокладке проспекта в 70-е годы 20 века. Сейчас недалеко от этого места строится новая мечеть.

    Современная застройка с правой стороны проспекта также ничем не напоминает довоенную. Здесь расположены: гостиница "Планета", административное здание в виде раскрытой книги. В прежние времена здесь стояли тесно прижатые друг к другу убогие кирпичные и деревянные дома, сараи, угольные и дровяные склады, соединенные узкими и кривыми улочками. Район, прилегающий к проспекту Победителей, открывает черную страницу в истории нашего города. Во время войны оккупанты создали в этом районе еврейское гетто.

    Если  двигаться по проспекту Победителей  на выезд из города, сможем увидеть  Свято-Покровский храм недалеко от известного минчанам лечебного крупецкого источника.

    Проспект  Победителей - одна из красивейших улиц нашего города. Справа, между проезжей частью и комплексом высотных зданий, создана пешеходная зона. Ее украшают скульптурные группы, символизирующие четыре времени года и соответствующие им народные праздники: "Гуканне вясны", "Купале", "Свята ураджаю" и "Каляды".

     Слева на площади  пред Дворцом Республики, недалеко от проезжей части установлен гранитный  камень в форме пирамиды. Это знак "Начало дорог Беларуси". На бронзовой  отмостке знака указаны расстояния от Минска до столиц соседних государств и областных центров нашей страны. Знак обрамляют бронзовые картуши, на которых изображены карта дорог, древнее латинское изречение "Via est vita" - "дорога это жизнь" и строки Якуба Коласа: Дарогі, вечныя дарогі!.. Няма канца вам, ні супыну, Вы жывы кожную часіну.

    Замыкает  ансамбль площади Дворец культуры профсоюзов, построенный в 1954 году архитектором Ершовым в неоклассическом стиле. В основу композиции положен тип древнеримского храма. Десятиколонный портик коринфского ордера увенчан фронтоном со скульптурными группами.

Информация о работе Архитектура и памятные места Минска