Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 14:27, доклад
Свой наиболее монументальный облик египетская архитектура принимает в эпоху Древнего царства.
Прирамиды в Гизе (Гизехе)
Пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина в Гизе (Гизехе)
Пирамида Джосера. Египет
Архитектура Египта. Эпоха Древнего царства (конец IV— III тыс. до н.э.)
Posted in Архитектура Древнего Египта История мировой архитектуры
Прирамиды в Гизе (Гизехе)
Пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина в Гизе (Гизехе)
Пирамида Джосера. Египет
Свой
наиболее монументальный облик
египетская архитектура
Эпоха Древнего
царства есть период
Наиболее ранним
прототипом классических
Дальнейшее развитие
композиции пирамиды сводится
к сокращению числа «этажей»,
пока наконец не сглаживается ступенчатость,
и пирамида не приобретает монолитную
форму. Именно эта замкнутая в себе гигантская
геометризированная монолитная форма
и создает пафос количественного. Из трех
знаменитых монолитных пирамид в Гизехе
(Гизе) фараонов IV династии, Хеопса, Хефрена
и Микерина (первая половина третьего
тысячелетия до н. э.) самая грандиозная
— Хеопса. Усыпальница Снофру в Меидуме
и Дашурская пирамида с ее высотой 99 м
— промежуточные звенья в эволюции от
ступенчатости памятника Джосера к полнейшей
монолитности пирамиды Хеопса.
Высота последней пирамиды достигает 148 м. По вычислениям Флиндерса Петри, она сложена из 2 300 000 каменных глыб, весом до 2 ½ т. каждая. По показаниям Геродота, пирамида потребовала работы 100 000 человек в течение 20 лет.
Это — важный
сам по себе социальный факт,
указывающий на степень и
Параллель со
скульптурой того же периода
указывает на стилистическое
тождество. Лучшим примером
Разбирая композиции пирамид, мы должны помнить, что некогда они были окружены рядом других памятников и что только реконструкция всего этого архитектурного ансамбля могла бы дать полное представление об этой архитектуре. На восток и на запад от Хеопсовой пирамиды мы видим геометрично расположенный целый город мастаб — некрополь ближайших родственников фараона, а также служилой и земельной знати, на протяжении IV и еще V династий сооружавших свои гробницы рядом с пирамидой фараона. Все эти мастабы и малые пирамиды не были случайно разбросаны вокруг пирамиды, а располагались геометрично, по прямым линиям. Строгий ритм в чередовании прямоугольно расположенных мастаб вторил конструкции пирамиды, в равной мере как и гигантский Сфинкс в Гизехе подчеркивал масштаб пирамид.
Раскопки последних лет вокруг упомянутой нами выше пирамиды Джосера дали чрезвычайно много для выяснения плана всего архитектурного ансамбля пирамиды.
Вместе со своим
почти утраченным поминальным
храмом пирамида занимала
Памятник еще не может считаться до конца изученным, во всяком случае ясно, что генезис колонны, и в частности протодорийский ордер, надо, по-видимому, искать до эпохи V династии. Архитектуру всего ансамбля пирамиды Джосера связывают с именем бесспорно выдающегося зодчего Имхотепа.
Что касается поминальных храмов, имевшихся при каждой пирамиде, то об этом виде архитектуры можно судить по сохранившемуся памятнику Хефрена. Поминальный храм Хефрена состоял из двух частей: привратного пилонообразного сооружения, ошибочно называвшегося раньше (также и Шуази) «Храмом сфинкса», и собственно поминального храма. В обоих случаях — одинаковое внутреннее разрешение пространства: за передним помещением идут два зала— широкий и продольный в форме перевернутой буквы Т. В самом храме за этими залами следует широкий двор со статуями фараона, дальше еще пять глубоких камер, тоже для скульптур. Фасад и стены зала облицованы розовым гранитом. Столбы внутри, разбивающие залы на три нефа, точно так же сделаны из великолепно отполированных цельных кусков гранита. Соотношение высоты к ширине в этих четырехгранных столбах равняется 4:1. Элементы массы в столбе, гладь четких гранитных плоскостей, лишенных какой бы то ни было декорации (полное отсутствие рельефов), позволяют отнести подобный памятник к тому же стилю, что и пирамиду. Лаконизм выражения — основа этого стиля времени правления IV династии (первая половина третьего тысячелетия до н. э.).
В дальнейшем процессе развития стиля эпохи Древнего царства намечается прежде всего отход от подобного лаконизма широких плоскостей. Форма раздробляется, стены начинают покрываться рельефами, колонна заменяет столб. Подобную параллель в пластике представляют собой рельефные циклы из гробницы, например, Ти в Саккара (V династия, середина третьего тысячелетия до н. э.) по сравнению хотя бы с рельефами Хеси-Ра (III династия, начало третьего тысячелетия до н. э.). Стремление к изяществу, к элегантности мягкой линии сменяет сдержанную четкость прежнего искусства. На этой линии поисков стиля времени V династии типично зарождение растительных видов колонн, удержавшихся на всем протяжении развития египетской архитектуры.
Искусство Египта
и здесь осталось верным
Для архитектуры
V династии интересны храмы,
От пилонообразного
сооружения длинный крытый проход ведет
в открытый 100 м длины двор. Здесь, в центре,
расположен мастабообразной формы цоколь
со стоящим на нем обелиском — символом
солнечного божества. Перед обелиском
помещался алтарь. В отличие от архитектуры
эпохи Нового царства, обелиск здесь —
идейный и композиционный центр. Вместе
с тем типично здесь отмеченное выше раздробление
формы. Не грандиозность одной монолитной
массы, а совокупность нескольких геометризированных
форм. Намечается со времени V династии
и снижение количественного момента. Высота
пирамиды одного из фараонов этой династии
Саху-Ра не достигает и 50 м.
Архитектура Древнего царства
//Цивилизации //Древний Египет
( 3200 - 2400 гг. до н. э. )
Период Древнего царства был временем сложения всех форм египетской культуры. Уже с ранних времен в египетском искусстве ведущее положение занимала архитектура, причем издревле основными сооружениями были монументальные гробницы царей и знати. Это объясняется тем особым значением, которое имели в Египте заупокойные культы, тесно связанные с широко развитыми культами умирающих и воскресающих божеств природы. Естественно, царь и рабовладельческая знать, игравшие главную роль в этих культах, уделяли особое внимание обеспечению себе посмертной “вечной жизни”, а следовательно – сооружению прочных гробниц; уже очень рано для их сооружения стал применяться наиболее прочный из имевшихся у древних зодчих материал - камень. И в то время, как для жилищ, предназначенных для живых, продолжали употреблять кирпич и дерево, гробницы – «дома вечности» – явились первыми каменными постройками. Светские здания почти не сохранились; о внешнем виде дворцов мы можем судить только лишь по изображениям их фасадов на стелах и саркофагах, представление же о домах дают помещавшиеся в гробницы глиняные “домики для души”.
По представлениям
обитавшего в долине Нила
Гробницы знати, так называемые “мастабы”, состояли из подземной части, где ставили гроб с мумией, и массивной надземной постройки. Подобные постройки времени I династии имели вид дома с двумя ложными дверьми и двором, где приносились жертвы. Этот «дом» представлял собой облицованный кирпичом холм из песка и обломков камней. К такому зданию затем стали пристраивать кирпичную молельню с жертвенником. Для гробниц высшей знати уже при I династии применялся известняк. Постепенно мастабы усложнялась; молельни, и помещения для статуи устраивались уже внутри надземной части, сплошь сложенной из камня. По мере развития жилищ знати увеличивалось и количество помещений в мастабе, где к концу Древнего царства появляются коридоры, залы и кладовые.
Для истории архитектуры большое значение имело строительство царских гробниц, сооружению которых посвящались огромные средства, технические изобретения, новые идеи зодчих. Строительству царских гробниц придавалось большое значение и потому, что они явились местом культа умершего фараона. Этот культ играл видную роль в египетской религии, сменив культ предводителя племени доклассового периода. При этом на культ фараона были перенесены пережитки представлений о том, что предводитель племени является магическим средоточием благосостояния племени, а дух умершего предводителя при соблюдении надлежащих обрядов будет и впредь охранять свое племя. Характерно, например, что пирамида Сенусерта I называлась «Сенусерт, смотрящий на Египет», а на верхушках некоторых пирамид были изображены глаза.
В нарастающей
грандиозности царских
Информация о работе Архитектура Египта. Эпоха Древнего царства (конец IV— III тыс. до н.э.)