Архитектура Египта. Эпоха Древнего царства (конец IV— III тыс. до н.э.)

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 14:27, доклад

Описание работы

Свой наиболее монументальный облик египетская архитектура принимает в эпоху Древнего царства.

Содержание

Прирамиды в Гизе (Гизехе)

Пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина в Гизе (Гизехе)

Пирамида Джосера. Египет

Работа содержит 1 файл

древнее.docx

— 33.10 Кб (Скачать)

Архитектура Египта. Эпоха Древнего царства (конец IV— III тыс. до н.э.)

Posted in Архитектура Древнего Египта История мировой архитектуры

  Прирамиды в Гизе (Гизехе)

Пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина в Гизе (Гизехе)

Пирамида Джосера. Египет

 Свой  наиболее монументальный облик  египетская архитектура принимает  в эпоху Древнего царства. Отныне  политический центр из Верхнего  Египта переносится на север,  и крупную роль начинает играть  город Мемфис, ставший царской  резиденцией при фараонах IV —  VI династий.

 Эпоха Древнего  царства есть период максимального  развития централизованной деспотии  и в то же время период  предельного напряжения монументализирующего идеализма в искусстве. Зенит в искании этого стиля — пирамиды IV династии в Гизехе (Гизе). Композиция пирамиды в Древнем царстве точно так же прошла свой длинный путь развития, прежде чем достичь своей монолитной формы в искусстве IV династии.

 Наиболее ранним  прототипом классических пирамид  надо считать архитектуру так  называемых мастаб (по-арабски — скамья), представлявших собою надмогильный геометрической формы курган, точнее прямоугольную в основании, усеченную пирамиду с наклоном боковых граней примерно в 75°. Обычно с восточной стороны мастабы имели род ниши, так называемую ложную дверь. Ряд ученых считали мастабу (ныне сохраняющую высоту в 8 м) в Бет-Халлафе непосредственной предшественницей известной ступенчатой пирамиды первого фараона III династии Джосера в Саккара. Мы склонны думать,  что между этими двумя памятниками существует значительное качественное различие. Если известные элементы стиля (как это нами указывалось выше), характерные для архитектуры Древнего царства, мы встречали даже уже в искусстве архаического периода, то это не означало еще тождественности стиля в целом. Идея репрезентативности в каменном зодчестве эпохи Древнего царства есть новое качество. Высота ступенчатой пирамиды Джосера в Саккара (конец четвертого — начало третьего тысячелетий до н. э.) — около 60 м. Она сложена из хорошо отполированных цельных кусков камня и в основе представляет собою ту же мастабу с лежащими на ней и все уменьшающимися кверху пятью геометризированными пластами. Самодовлеемость массы, четкость конструкции, абсолютный геометризм композиции не были до этого времени выражены при подобных масштабах с такой подавляющей силой монументальности.

 Дальнейшее развитие  композиции пирамиды сводится  к сокращению числа «этажей», пока наконец не сглаживается ступенчатость, и пирамида не приобретает монолитную форму. Именно эта замкнутая в себе гигантская геометризированная монолитная форма и создает пафос количественного. Из трех знаменитых монолитных пирамид в Гизехе (Гизе) фараонов IV династии, Хеопса, Хефрена и Микерина (первая половина третьего тысячелетия до н. э.) самая грандиозная — Хеопса. Усыпальница Снофру в Меидуме и Дашурская пирамида с ее высотой 99 м — промежуточные звенья в эволюции от ступенчатости памятника Джосера к полнейшей монолитности пирамиды Хеопса. 

 Высота последней  пирамиды достигает 148 м. По  вычислениям Флиндерса Петри, она сложена из 2 300 000 каменных глыб, весом до 2 ½ т. каждая. По показаниям Геродота, пирамида потребовала работы 100 000 человек в течение 20 лет.

 Это — важный  сам по себе социальный факт, указывающий на степень и масштабы  эксплуатации крестьянского и  рабского труда в период зенита  развития централизованной деспотии  Древнего царства. Но в этом  заложен и ключ к раскрытию  образа этой архитектуры. Призванное  восславить обоготворенную особу  фараона, зодчество это неизбежно  должно было принять предельно  отвлеченную идеализованную форму, раскрывающую идею классового господства. В пирамиде царит геометризированная масса, она превалирует над остальными слагаемыми стиля. Колоссальная диспропорция заключается между самодовлеемостью массы и пространственным разрешением. Скрытая под пирамидой погребальная камера с окружающими ее другими помещениями и длинными узкими шахтами коридоров ничтожна по сравнению с господством массы.

 Параллель со  скульптурой того же периода  указывает на стилистическое  тождество. Лучшим примером может  служить статуя Хефрена в Каирском музее. Подчеркивается абсолютная статика предельно конструктивной массы этого памятника. Статуя Хефрена вся расположена в одной плоскости. Это то же, что и в пирамиде, — господство массы над пространством. Каменное зодчество Древнего царства уже почти целиком использовало все те материалы, которые встретятся в искусстве Египта вплоть до нашей эры. Из мягких пород камня употребляются известняк и песчаник, из твердых — гранит, диорит, порфир, базальт. Весь этот материал добывался в самом Египте. Укажем, например, на красный гранит, систематическое добывание которого в Ассуане началось главным образом с IV династии.

Разбирая композиции пирамид, мы должны помнить, что некогда  они были окружены рядом других памятников и что только реконструкция всего этого архитектурного ансамбля могла бы дать полное представление об этой архитектуре. На восток и на запад от Хеопсовой пирамиды мы видим геометрично расположенный целый город мастаб — некрополь ближайших родственников фараона, а также служилой и земельной знати, на протяжении IV и еще V династий сооружавших   свои   гробницы   рядом   с   пирамидой   фараона.   Все   эти мастабы и малые пирамиды не были случайно разбросаны вокруг пирамиды, а располагались геометрично, по прямым линиям. Строгий ритм в чередовании прямоугольно расположенных мастаб вторил конструкции пирамиды, в равной мере как и гигантский Сфинкс в Гизехе подчеркивал масштаб пирамид.

 Раскопки последних  лет вокруг упомянутой нами  выше пирамиды Джосера дали чрезвычайно много для выяснения плана всего архитектурного ансамбля пирамиды.

 Вместе со своим  почти утраченным поминальным  храмом пирамида занимала площадь  в 450 м длины и 270 м ширины. Стена, окаймлявшая весь архитектурный  комплекс, была сложена из цельных  кусков белого известняка. Самое замечательное здесь, конечно, тот прямоугольный в плане зал с колоннами, который расположен на юго-восток от Большой пирамиды. Продольно вытянутые корабли этого зала дают ту самую раннюю базиликальную форму, которая станет столь характерной в гипостилях эпохи Нового царства. Не только такое раннее разрешение базиликальной композиции интересует нас в этом памятнике, но и столь элегантно данные пропорции колонн с каннелюрами.

 Памятник еще  не может считаться до конца  изученным, во всяком случае ясно, что генезис колонны, и в частности протодорийский ордер, надо, по-видимому, искать до эпохи V династии. Архитектуру всего ансамбля пирамиды Джосера связывают с именем бесспорно выдающегося зодчего Имхотепа.

 Что касается  поминальных храмов, имевшихся при  каждой пирамиде, то об этом  виде архитектуры можно судить  по сохранившемуся памятнику  Хефрена. Поминальный храм Хефрена состоял из двух частей: привратного пилонообразного сооружения, ошибочно называвшегося раньше (также и Шуази) «Храмом сфинкса», и собственно поминального храма. В обоих случаях — одинаковое внутреннее разрешение пространства: за передним помещением идут два зала— широкий и продольный в форме перевернутой буквы Т. В самом храме за этими залами следует широкий двор со статуями фараона, дальше еще пять глубоких камер, тоже для скульптур. Фасад и стены зала облицованы розовым гранитом. Столбы внутри, разбивающие залы на три нефа, точно так же сделаны из великолепно отполированных цельных кусков гранита. Соотношение высоты к ширине в этих четырехгранных столбах равняется 4:1. Элементы массы в столбе, гладь четких гранитных плоскостей, лишенных какой бы то ни было декорации (полное отсутствие рельефов), позволяют отнести подобный памятник к тому же стилю, что и пирамиду. Лаконизм выражения — основа этого стиля времени правления IV династии (первая половина третьего тысячелетия до н. э.).

 В дальнейшем  процессе развития стиля эпохи  Древнего царства намечается прежде всего отход от подобного лаконизма широких плоскостей. Форма раздробляется, стены начинают покрываться рельефами,  колонна заменяет столб.  Подобную параллель в пластике представляют собой рельефные циклы из гробницы, например, Ти в Саккара (V династия, середина третьего тысячелетия до н. э.) по сравнению хотя бы с рельефами Хеси-Ра (III династия, начало третьего тысячелетия до н. э.). Стремление к изяществу, к элегантности мягкой линии сменяет сдержанную четкость прежнего искусства. На этой линии поисков стиля времени V династии типично зарождение растительных видов колонн, удержавшихся на всем протяжении развития египетской архитектуры.

 Искусство Египта  и здесь осталось верным своему  основному устремлению. Стебли  и бутоны растений, перенесенные  в колонны, отнюдь не представляют  собой и здесь натуралистической  имитации действительности, а ее  идеализацию. Из всех видов  растительных колонн эпохи V династии (папирусообразная, лотосообразная и пальмовидная колонны) самая грациозная — пальмовидная колонна. Гранитные колонны храма Саху-Ра, с их тонко стилизованной капителью из отогнутых наружу листьев пальмы, никогда не повторялись в зодчестве с такой предельной грацией.

 Для архитектуры  V династии интересны храмы, посвященные  богу солнца Ра, распространенные  в это время в связи с  солярными учениями гелиопольских жрецов. Реконструкция подобного храма —Наузир-Ра (середина третьего тысячелетия до н. э.) — дает представление о композиции этих храмов.

 От пилонообразного сооружения длинный крытый проход ведет в открытый 100 м длины двор. Здесь, в центре, расположен мастабообразной формы цоколь со стоящим на нем обелиском — символом солнечного божества. Перед обелиском помещался алтарь. В отличие от архитектуры эпохи Нового царства, обелиск здесь — идейный и композиционный центр. Вместе с тем типично здесь отмеченное выше раздробление формы. Не грандиозность одной монолитной массы, а совокупность нескольких геометризированных форм. Намечается со времени V династии и снижение количественного момента. Высота пирамиды одного из фараонов этой династии Саху-Ра не достигает и 50 м. 

Архитектура Древнего царства

//Цивилизации  //Древний  Египет 

( 3200 - 2400 гг. до н.  э. )

Период Древнего царства был временем сложения всех форм египетской культуры. Уже с  ранних времен в египетском искусстве  ведущее положение занимала архитектура, причем издревле основными сооружениями были монументальные гробницы царей  и знати. Это объясняется тем  особым значением, которое имели  в Египте заупокойные культы, тесно  связанные с широко развитыми  культами умирающих и воскресающих божеств природы. Естественно, царь и рабовладельческая знать, игравшие главную роль в этих культах, уделяли особое внимание обеспечению себе посмертной “вечной жизни”, а следовательно – сооружению прочных гробниц; уже очень рано для их сооружения стал применяться наиболее прочный из имевшихся у древних зодчих материал - камень. И в то время, как для жилищ, предназначенных для живых, продолжали употреблять кирпич и дерево, гробницы – «дома вечности» – явились первыми каменными постройками. Светские здания почти не сохранились; о внешнем виде дворцов мы можем судить только лишь по изображениям их фасадов на стелах и саркофагах, представление же о домах дают помещавшиеся в гробницы глиняные “домики для души”.

 По представлениям  обитавшего в долине Нила первобытного  человека, загробная жизнь являлась  подобием земной, и умерший человек  так же нуждался в жилище  и еде, как и живой; гробница  мыслилась домом умершего, что  и определило ее первоначальную  форму. Из этого же родилось  стремление сохранить тело умершего  или хотя бы голову. Так как  в начале способы бальзамирования  были несовершенными, в гробницы  ставили статуи умершего как  замену тела в случае его  порчи. Итак, гробница - дом умершего - должна была служить таким  помещением, где была бы в полной  сохранности мумия, где помещалась  бы статуя умершего и куда  его родные могли приносить  все необходимое для его питания.  Эти требования и определили  структуру гробниц Древнего царства.

 Гробницы знати,  так называемые “мастабы”, состояли из подземной части, где ставили гроб с мумией, и массивной надземной постройки. Подобные постройки времени I династии имели вид дома с двумя ложными дверьми и двором, где приносились жертвы. Этот «дом» представлял собой облицованный кирпичом холм из песка и обломков камней. К такому зданию затем стали пристраивать кирпичную молельню с жертвенником. Для гробниц высшей знати уже при I династии применялся известняк. Постепенно мастабы усложнялась; молельни, и помещения для статуи устраивались уже внутри надземной части, сплошь сложенной из камня. По мере развития жилищ знати увеличивалось и количество помещений в мастабе, где к концу Древнего царства появляются коридоры, залы и кладовые.

Для истории архитектуры  большое значение имело строительство  царских гробниц, сооружению которых  посвящались огромные средства, технические  изобретения, новые идеи зодчих. Строительству  царских гробниц придавалось  большое значение и потому, что  они явились местом культа умершего фараона. Этот культ играл видную роль в египетской религии, сменив культ  предводителя племени доклассового периода. При этом на культ фараона  были перенесены пережитки представлений  о том, что предводитель племени  является магическим средоточием благосостояния племени, а дух умершего предводителя при соблюдении надлежащих обрядов  будет и впредь охранять свое племя. Характерно, например, что пирамида Сенусерта I называлась «Сенусерт, смотрящий на Египет», а на верхушках некоторых пирамид были изображены глаза.

  В нарастающей  грандиозности царских усыпальниц  наглядно сказалось желание утвердить  деспотическую монархию, и в то  же время проявилась неограниченная  возможность эксплуатации этой  монархией труда народных масс.  Для постройки таких сооружений  требовались громадные усилия, так  как камень приходилось привозить  издалека и втаскивать с помощью  насыпей на большую высоту. Лишь  путем крайнего напряжения сил  рабов и свободных людей можно  было построить столь гигантские  сооружения.

Информация о работе Архитектура Египта. Эпоха Древнего царства (конец IV— III тыс. до н.э.)