Архитектура Древней Греции

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 14:46, реферат

Описание работы

Архитектура античной Греции, охватывающая в своём развитии в основном VIII-
I века до н.э., делится на три периода: архаический, классический и
эллинистический. Им предшествовали периоды крито-микенской культуры на
территории южной Греции и островах Эгейского моря. (III тыс. - XII в. до
н. э.) и так называемый Гомеровский период (XII – VIII вв. до н. э.) – это
время разложения родового строя и возникновения ранних классовых отношений,
что привело в VIII – VII вв. до н. э. к формированию античных
рабовладельческих государств.

Работа содержит 1 файл

Архитектура Древней Греции.docx

— 45.32 Кб (Скачать)

Архитектура Древней  Греции

Введение.

 

 Архитектура античной Греции, охватывающая в своём развитии  в основном VIII-

I века  до  н.э.,  делится   на  три  периода:  архаический,  классический  и

эллинистический.  Им  предшествовали  периоды  крито-микенской  культуры  на

территории  южной Греции и островах Эгейского моря. (III тыс. -  XII  в.  до

н. э.) и так называемый Гомеровский  период (XII – VIII вв. до н. э.)  – это

время разложения родового строя и  возникновения ранних классовых  отношений,

что  привело  в  VIII  –  VII  вв.  до  н.  э.   к   формированию   античных

рабовладельческих государств. Период архаики (VIII – начало V в. до  н.  э.)

совпадает  со  временем  окончательного  сложения  полиса   и   формирования

основных  типов  культовых  и  общественных  зданий.  Из  второго   периода,

охватывающего время  с  480  г.  до  конца  IV  в.  следует  выделить  время

наивысшего рассвета полисов (480-400 гг.),

к которому применяют название «классического периода». Ведущее место в эту

эпоху принадлежит Афинам, где в  «золотой век»  правления  Перикла  достигает

своей высшей точки развитие рабовладельческой  демократии, а в месте с нею –

искусство и архитектура.

   Третий период — эпоха  эллинизма (320-е годы IV в.— I в.  н.  э.)  —  время

возникновения греко-восточных монархий  и  интенсивной  экспансии  эллинской

культуры в новые города Малой  Азии  и  Египта,  ставшие  крупными  центрами

торговой и культурной жизни.

   Если говорить о самой  архитектура, то в Древней   Греции  она  развивалась

быстро  и  многосторонне.  В  растущих  греческих  городах  создаются  жилые

каменные здания, укрепления, портовые сооружения, но самое  важное  и  новое

появилось не в жилых и хозяйственных  постройках, а в  каменных  общественных

зданиях. Именно здесь, и,  прежде  всего в архитектуре храмов,  сложились

классические греческие архитектурные  ордера.

     Прямоугольное   в   плане,   строгое   и   величественное   сооружение,

возвышающееся на трех  ступенях  цоколя,  обнесенное  строгой колоннадой  и

покрытое двускатной кровлей, —  вот что всплывает в  памяти,  как  только  мы

произносим слова «архитектура Древней Греции». И действительно,  построенный

по правилам ордера  греческий  храм  был  самой  значительной  постройкой  в

городе и по  своему  назначению,  и по  тому  месту,  какое занимала  его

архитектура во всем ансамбле города. Ордерный храм  царил  над  городом;  он

господствовал над пейзажем в тех  случаях, когда храмы сооружались  в  каких-

либо других важных местностях,  например,  в  местах  считавшихся у греков

священными. Потому что ордерный храм был своего рода  вершиной  в  греческой

архитектуре, и потому что он оказал огромнейшее воздействие  на  последующую

историю мировой архитектуры, мы обратились именно  к  особенностям  ордерных

построек, пожертвовав многими  другими видами и направлениями  архитектуры  и

строительства Древней  Греции.  Итак,  запомним  сразу  —  ордер  в  Древней

Греции,  принадлежал  не  массовой  архитектуре,  а   архитектуре,   имеющей

исключительное значение, обладающей важным идейным смыслом и связанной с

духовной жизнью общества.

   Как было сказано выше архитектура Древней Греции  в  основном  охватывает

VIII – I вв. до н. э. и получает своё наивысшее развитие в основном  в так

называемый «классический период»  и в архаике, в  принципе об этом периоде  и

пойдёт речь в данном реферате, но сначала обратимся к более  ранним  временам

и посмотрим как же обстоит дело там.

 

 

 

                Архитeктура(гомеровский период XI – VIII вв.)

 

   Некоторые представления  об  архитектуре  гомеровской   эпохи  дают:  эпос,

немногие остатки древнейших построек, терракотовые модели храмов,  найденные

при раскопках так называемых священных участков.  Скудость  археологических

данных не позволяет воссоздать архитектурный облик городов  того  времени.  В

отдельных местах “Илиады” и “Одиссеи” встречаются описания древних святилищ

- священных рощ и  пещер   с  примитивными  алтарями,  дается  характеристика

жилой  усадьбы,  группировавшейся  вокруг  двора  (“ауле”),  разделенной  на

мужскую и женскую половины и включающей  специальные помещения для рабов;

главным  помещением  жилого  дома  был  примыкавший  ко   двору   “мегарон”-

прямоугольный зал с очагом в  центре, отверстием для выхода дыма в потолке  и

входным  портиком,   образуемым   выступающими   концами   продольных   стен

(“антами”) и столбами между  ними.

    Мегарон был исходным  архитектурным типом в  развитие  греческого  храма.

Судя по раскопанным  фрагментам  зданий,  строительная  техника  гомеровской

эпохе заметно уступает микенской  и критской. Постройки возводились  из  глины

или  сырцового  кирпича  (редко  из  плитняка)  на  фундаментах   из   бута,

скрепленного  глиняным  раствором;  вытянутые в плане,   они   завершались

криволинейной апсидой. В IX – VIII вв. до н. э. Начали применять  деревянный

каркас, укрепляющий стерцовую постройку (храм  Артемиды  Орвали  в Спарте),

что способствовало переходу к прямоугольным  планам.  Глиняная  модель  храма

VIII в. до н.  э.   из  Герайона  близ  Аргоса  свидетельствует о развитие

двуматной  кровли  и появлением  потолка и фронтонов;   столбы   образуют

самостоятельный  портик.  Позже  возникает  портик   вокруг   всего   храма,

защищающий сырцовые стены от дождя(1й  храм  Геры  в  Герайоне  близ  Самоса,

ныне Тигани, здание в Гермоне).

     Описание в “Одиссее”   дворца  Алкиноя  позволяет угадать эстетические

воззрения той эпохи, когда архитектура  еще не  отделилась  от  ремесел  ,  a

представления о  красоте-  от  восхищения  мастерством,  по  словам  Гомера,

сияющим, подобно солнечному отсвету, на всех продуктах человеческого труда.

Это сияние и делает “лучезарным” сказочный дворец, при виде которого  сердце

Одиссея забилось сильнее; он чарует  не  столько  специфическими  средствами

архитектуры, сколько искусными  металлическими деталями и обшивками,  резьбой

по дереву, росписями, декоративными  тканями;  путника  манят  богатый  дом,

искусно орошенный сад,  прохлада  помещений,  продуманная  организация  всей

усадьбы, наполненной творениями человеческих рук.

                     Архитектура (архаика VIII - VIвв.)

 

     В  то  время   город  обычно  располагался  вокруг  укрепленного  холма-

“акрополя”, на вершине кoторого находилось святилище с храмом,  посвященным

богу-покровителю  полиса. У подножия акрополя  размещались  живые  кварталы;

их планировка складывалась стихийно; ремесленники каждой профессии  селились

отдельными слободами. Центром  нижнего города была торговая  площадь  “агора”

- место политических собраний  граждан.

    В связи с возникновением  нoвых  форм  общественной  жизни складываются

различные темы зданий общественного  назначения;  среди  них  ведущее  место

принадлежало храмам.

     Наряду  с  храмами   сложились   другие   типы   общественных   зданий:

“булевтерий” – дом для собрания совета общины; “Пританей”- дом со  священным

очагом общины,  предназначенный  для официальных приемов и торжественных

трапез. Рано появились “ста”- портики, открытые спереди, а часто и с  других

сторон, служившие местом отдыха и прогулок.  К числу общественных  зданий

относились также “лесхи” (своего рода  клубы),  фонтаны,  театры,  стадионы.

Целые комплексы сооружений отводились для “палестр” и “гимназий”-  школ  для

физического  и  общего   воспитания   молодежи.   Большинство   общественных

сооружений свободно размещалось  вокруг агоры.

     Нaчало  поисков более долговечных,  чем   известных   прежде,   более

внушительных и соответствующих  требованиям новой  эпохи  архитектурных  форм

знаменует храм Аполлона Терепиоса в Гермоне и храм Геры в Олимпии.

    Эти храмы в большей  мере  свидетельствуют  о   поисках,  чем  об  успехах

зодчества архаики. Его крупнейшие достижения  были  связаны  с  созданием  и

последовательным применением  ордерных принципов. Ордер  представляет  особый

тип  архитектурной  композиции,  характерными  чертами   которого   является

трехчастность (стереобой, колонны и антаблемент), четкое  разделение  частей

на несомые и несущие, нарастание сложности  построения  снизу  вверх.  Ордер

возник как важный элемент архитектуры  общественного здания.

    Дорический ордер сложился  на базе строительного опыта  дорийских  племен,

заселявших греческую метрополию. Он встречается уже в первых  сооружениях,

построенных из камня, как в метрополии (ст. храм Афины Пронайи и ст.  фолос

в Дельфах), так и в  дорийских  колониях  (храм  Артемиды  в Керпире,  храм

Аполлона в Сиракузах). На первых  порах дорические  постройки имели много

местных особенностей. Со временем  стерлись  различия  в  плане.  Исчезли  и

резкие колебания в пропорциях  колонн,  первоначально  весьма  значительных.

Вышла из  употребления  керамическая  облицовка,  бессмысленная  в  каменных

сооружениях, но иногда  применявшаяся  по  традиции  (сокровищница  илоян  в

Олимпии).

   Примерами сложившейся   архаической  дорике  служит  храм  Афины на  о-ве

Эгида, сокровищница афинян в Дельфах, храм Аполлона в Коринфе, “базилика”  и

храм Деметры в Пестуме.

    Важным  элементом   архаической  архитектуры   был   декор:   cкульптура,

заполнявшая поля метол и фронтонов, и раскраска фасадов (восковыми  красками

по тончайшей мраморной штукатурке или прямо по камню). В  дорических  храмах

фоны для скульптуры окрашивались в синий или красный цвет. Мутулы,  триглифы

и регулы – в синий, нижние поверхности карниза, тении, под капителями  – в

красный.  Основные,  “работающие”  части  здания  (архитрав,   колонна)   не

окрашивались. Раскраска пoдчеркивала кoнструкцию и в то же время придавала

архитектуре праздничный, мажорный характер.

    Легкий в пропорциях  декоративно-изящный ионический  ордер  сформировался

в богатых торговых  городах  островной  и  малоазийской  Греции,  испытавших

воздействие  культуры   Востока.   Конструктивным   прототипом   ионического

антаблемента  была  плоская,  совмещенная  с  потолком  глинобитная  кровля,

уложенная по сплошному накату из мелкого леса. В этой конструкции  и  находит

свой прообраз  высокая  ионическая  сила  и  зубчики,  расположенные  поверх

архитрава. Ионический  ордер  встречается  впервые  в  больших  малоазийских

диптерах середины VI в до н.  э.,  возведенных из  известняка   и мрамора.

Среди  них  наиболее  прославлен  храм  Артемиды  (архитекторы  Херсифон   и

Метаген) в Эфесе.

   В VI в до н. э. греческие зодчие добились крупных успехов  и  в  создании

архитектурных  ансамблей.  Важнейшим  типом  ансамбля,  наряду  с  опорой  и

акрополем, было святилище. В ансамбле святилище в Дельфах, определившиеся  в

основных чертах в  VI в до н. э.,  важным  элементом  архитектурного  образа

является  пейзажное  окружение.  Композиция  святилища  была  рассчитана  на

восприятие человека, который в  составе  торжественной  процессии  поднимался

по  зигзагам  освещенной  дороги,  обрамленной  сокровищницами  и  мотивными

статуями; на одном  из  поворотов  перед  его  взором  возникали  неожиданно

крупные и потому особенно впечатляющие массы главного  храма,  стоявшего  на

высокой террасе.

 

 

 

                              Греческие ордена.

 

   В древнегреческом ордере  существует ясный и  стройный  порядок,  согласно

которому сочетаются друг с другом три основные части постройки: основание —

стереобат, несущие опоры — колонны  и  несомую  конструкцию  —  антаблемент.

 

Дорический ордер (возник в начале VII в. до н.э.) имел  три  основные  части

(см. выше).  Ему свойственны  колонна,  рассеченная желобками-каннелюрами,

сходящимися под острым  углом,  стоящая без базы  и завершенная простой

капителью, архитрав в виде ровной балки и фриз из чередующихся  триглифов  и

метоп.

 

   Ионический ордер (сложился  в середине VI в. до н.э.) резко отличается  от

дорического стройной колонной, стоящей на базе  и завершенной капителью с

двумя завитками-волютами, трехчастным  архитравом  и  лентообразным  фризом;

каннелюры здесь разделены плоской  дорожкой.

 

 

   И дорический и ионический  ордера  использовались  в Древней Греции  в

широком  диапазоне  построек  —  от  небольших  галерей  жилых   зданий   до

грандиозных портиков храмов.

 

 

    Но  помимо  дорического   и  ионического   ордеров   в   Древней   Греции

существовали и другие. Вот некоторые  из них.

 

       Коринфский ордер  похож на ионический, но отличается  от  него  сложной

капителью,  украшенной  растительными  узорами  (самая  древняя   коринфская

колонна известна в храме Аполлона в  Басах,  ныне  —  Вассе  в Пелопоннесе,

сооруженном около 430 года до

н.э. знаменитым зодчим Иктином).

   Эолийский ордер (известен по нескольким постройкам VII в.  до  н.э.  — в

Неандрии в Малой Азии, в Ларисе, на острове Лесбос)  имеет тонкую  гладкую

Информация о работе Архитектура Древней Греции