Архитектура древней Греции. Древнегреческий ордер

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 23:35, реферат

Описание работы

Архитектура в Древней Греции развивалась быстро и многосторонне. В растущих греческих городах создаются каменные жилые здания, укрепления, портовые сооружения, но самое важное и новое появилось не в жилых зданиях и хозяйственных постройках, а в каменных общественных зданиях. Именно здесь, и, прежде всего в архитектуре храмов, сложились классические греческие архитектурные ордера.

Работа содержит 1 файл

Архитектура древней Греции. Древнегреческий ордер.doc

— 997.00 Кб (Скачать)

     Элементы  греческих храмов 

     Мы рассматривали дорийский ордер в целом, теперь же переходим к изучению отдельных элементов портика, начиная с основания и как бы поднимаясь постепенно вверх.

     Эволюция  отдельных частей ордера, как и  эволюция всего ордера в целом, будет  заключаться в самых тонких изменениях (нюансах), но эти нюансы определяют различие между простым опытом и совершенными произведениями искусства

     ОСНОВАНИЯ 

     Здание  дорийского ордера покоится на сильно выдающемся основании, состоящем из ряда расположенных уступами и окружающих здание со всех сторон ступеней.

     В I в. до н.э. эти уступы основания представляли собой настоящие ступени такой высоты, что по ним можно было подниматься без затруднения (рисунок 2, S).

Рис. 2

     В V в. между уступами основания прорубаются еще небольшие ступени для того, чтобы сделать возможным доступ в портик храма. Мы уже упоминали о своеобразном превращении подготовительных нарезов в архитектурный орнамент. Это превращение становится особенно очевидным на основаниях. Архаический стилобат, уже подвергшийся окончательной отделке, имеет гладкие поверхности, не сохранившие никаких следов борозд, которыми руководились при своей работе каменотесы. В V в. почти повсюду эти борозды превращаются в орнамент. Даже выступы, служившие опорой при соединении швов отдельных квадров, намеренно сохраняют тот вид, который был им придан при подготовительной обтеске.

     БАЗА

     База  – круглая плита, составляющая основание  большинства египетских колонн, – в дорийском ордере встречается только в виде исключения. В V в. мы имеем только два примера таких колонн: внутренние колонны целлы Элевсинского храма и колонны храма Гигантов в Акраганте. В обоих случаях база сводится к плите в виде диска, лишь слегка выступающей из очертаний ствола колонны.

     Профилированная база появляется только в следующий  период, вероятно, в подражание ионийскому ордеру, который в это время  находится в периоде полного  расцвета. |Дорийскую колонну с  базой мы встречаем также в  Курно (в Пелопонессе), а в I в. до н.э. – в Коре. Но, по Витрувию, дорийская колонна не имеет базы. Ствол ее непосредственно вырастает из стилобата.

     СТВОЛ

     Строение. – Древнейшие колонны имели монолитные стволы. Таковы были колонны древнего храма в Сиракузах, храма C в Селинунте. Последний храм был частично построен из обломков более древней постройки. Только постепенно греки решаются возводить стволы колонн из отдельных барабанов. Но отказавшись от монолитных стволов, стараются свести дробности ствола к минимуму. Те колонны храма, которые не являются монолитными, состоят не более чем из четырех-пяти частей.

     В VI в. до н.э. соприкасающиеся постели барабанов полностью подвергаются обтеске. В V в., когда конструкция колонн из отдельных барабанов входит во всеобщее употребление, постели барабанов начинают обтесываться только в центре и по краевому кольцу. Эти части несут на себе всю тяжесть верхних частей здания.

     Профиль. – Рисунки показывают, каково было сужение ствола колонны в главнейшие периоды. Те границы, между которыми оно эволюционирует от VI к V в. до н.э., могут быть определены следующим образом. В тех колоннах, где это сужение наиболее велико, наклон боковых сторон (линии профиля) к вертикали не превышает 0,03 м на 1 м. В V в. он заметно уменьшается до 0,02 м.

     Вместе  с тем лишь в редких случаях  стволы колонны представляют по своей  форме правильные конусы. Только в  большом храме в Посейдонии и  в пропилеях на мысе Сунии профили  колонн представляют собой две прямые линии. Во всех других случаях эти  линии дают легкий выгиб, или курватуру. В архаическую эпоху это утолщение ствола носит преувеличенный характер, но никогда не переходит в энтазис. Диаметр колонн уменьшается, хотя и неравномерно, от подножия ствола к его вершине. Только в римскую эпоху мы встречаем колонны, диаметр которых увеличивается до определенной высоты и затем начинает сокращаться.

     Каннелюры. – Эпоха архаики дает нам примеры стволов колонн с двадцатью четырьмя, двадцатью и шестнадцатью каннелюрами. Двадцать четыре каннелюры имеют колонны большого храма в Посейдонии, шестнадцать – колонны древнего храма в Сиракузах. Преобладает среднее число – двадцать каннелюр. Начиная с V в. до н.э., количество в двадцать каннелюр окончательно устанавливается, за такими редкими исключениями, как храм на мысе Сунии, где стволы колонн имеют шестнадцать каннелюр.

     В разрезе дорийские каннелюры  имеют форму очень плоской  правильной дуги, иногда несколько  видоизмененной для того, чтобы лучше  выделить грани. Обычно дорийские каннелюры  имеют острые грани плоские же грани встречаются как исключение и всегда на тех частях здания, которые наиболее подвержены разрушению.

     КАПИТЕЛЬ

     Капитель, как часть конструкции, играет роль подбалки, а с декоративной точки  зрения – роль перехода между круглым  в сечении стволом и прямыми линиями антаблемента. Она состоит из двух частей: абаки, играющей роль подбалки, и эхина, служащего переходом.

     Рельефы капители в различные  эпохи. – Ряд приведенных ниже рисунков воспроизводит со всеми деталями несколько типов капителей, расположенных в хронологическом порядке. Для того, чтобы лучше показать изменения их профилей, рассмотрим их сначала в стадии первоначальной обработки. На рисунке 3 дается ряд схематических изображений капителей, показывающих изменение их массы по эпохам.

     

     Рис. 3

     Капитель  T взята из архаического храма, воздвигнутого на развалинах догреческого Тиринфа. Ее эхин вписывается в конус с очень широким основанием. Но фрагменты, из которых составлена капитель, настолько повреждены, что не позволяют точно определить наклон эхина. Эхин капители храма в Таренте, относящегося к той же эпохе, вписывается в конус, ширина основания которого равна, по крайней мере, трем единицам при одной единице волюты.

     Профиль капители. – Профиль эхина представляет кривую линию, близкую к параболе. Этот выгиб, вначале сильно подчеркнутый (рисунок 4), становится более сдержанным (эластичным) в памятниках V в., а в македонскую эпоху вырождается почти в прямую линию.

     

     Рис. 4

     Профили T и M (рисунок 4) взяты с храмов Тарента и Метапонта, A и B (рисунок 5) – с Парфенона, C – с пропилеи Палатиццы.

     

     Рис. 5

     При выработке профилей архитектор, видимо, руководился инстинктивным чутьем, подсказывавшим ему подходящие формы  для брусьев равного сопротивления. Наиболее ранние профили эхинов имеют ту же форму, которая указывается соответствующей теорией для кронштейнов, несущих тяжесть, сосредоточенную на одном свободном конце.

     Только  в архаических памятниках абака  действительно несет на себе нагрузку антаблемента (рисунок 6, A). Но ее реальное назначение забывается уже со времени постройки Парфенона, и, опасаясь, что она может расколоться, абаку отделяют от архитрава бороздой B.

     

     Рис. 6

     Детали: шейка, «ремешки». – В ранний период капители колонн имеют выемку (перехват) у основания эхина (рисунок 7, C).

     

     Рис. 7

     Эта выемка лишает эхин характерного для  него выражения мощи. Благодаря тому, что в этой впадине получается рассеянный свет, профиль капители теряет свою определенность. 
 
 
 

     АРХИТРАВ

     Материалы и конструкции. – Архитрав – балка, несущая тяжесть верхних частей антаблемента – в архаических храмах был деревянным.

     В Герайоне, в Олимпии, на каменных колоннах покоится деревянный архитрав. А расстояние между колоннами соответствовало тому широкому пролету, который может перекрыть деревянная балка.

     В VI в. происходит перемена строительных материалов: деревянные балки заменяются каменными архитравами. Тогда величина перекрываемых пролетов сразу резко сокращается, и, как это обычно бывает в периоды реакций, получается переход из одной крайности в другую. Но вскоре затем пролеты опять начинают увеличиваться, пока не достигают определенных, точно установленных размеров.

     Архитравы храма Фесея состоят из двух положенных на ребро брусьев, архитравы Парфенона – из трех. Архитрав классической эпохи имеет ту высоту, которую должна иметь действительно нагруженная балка. Но мало-помалу представление о его настоящем назначении утрачивается. Стремясь к облегчению пропорций, архитрав делают настолько узким, что уже становится невозможным вытесывать его из отдельной глыбы камня, не связанной с антаблементом. В Коре и в постройках Помпеи архитрав составляет одно целое с фризом.

     В одной постройке VI в., части которой находятся в Луврском музее, – храме в Ассосе, – передняя часть архитрава была украшена рельефными изображениями животных. Это украшение имело тот недостаток, что замаскировывало конструктивное назначение архитрава. Этот прием не нашел своего продолжения, и пример в Ассосе остается единственным.

     Архитрав  по своему назначению представляет нагруженную, активно несущую балку, поэтому  его оставляют гладким. Вся орнаментация архитрава сводится к увенчивающему  его плинту, который образует на местах, соответствующих триглифам, утолщение в виде полочки, украшенной гуттами.

     ФРИЗ      Мы не знаем ни одной постройки дорийского ордера, на которой отсутствовал бы фриз. Но следует думать, что такие постройки существовали. Доказательством этому служит то, что этрусский или тосканский ордер, ведущий свое происхождение от архаического дорийского ордера, не имеет фриза.

     Фриз, занимающий промежуточное положение  между архитравом и карнизом, состоит  из триглифов, составляющих остов и  чередующихся с метопами, играющими  роль заполняющих плит.

     Конструкция фриза. –Внешняя сторона фриза состоит из триглифов и метоп, с внутренней стороны он облицован сплошной стенкой. В Парфеноне внешняя и внутренняя части фриза разделены пустым пространством.

     Триглифы  представляют собой столбики или монолиты, метопы – тонкие плиты. Триглифы имеют по бокам вертикальные пазы, в которые и вставляются плиты метоп. В целом образуется легкая, мало обременяющая архитрав конструкция.

     Распределение триглифов и метоп. – В лучшие периоды развития греческой архитектуры между двумя колоннами помещается только один триглиф. Однако в среднем пролете древнего храма в Сиракузах, из-за его большой ширины, пришлось поместить два триглифа. В V в. центральный пролет Пропилеи (рисунок 8) дает нам аналогичный пример распределения триглифов.

       Рис. 8

     В македонскую эпоху, когда пролеты  между колоннами увеличиваются, приходится помещать по два триглифа на пролет (Мессена, Пергам). В римскую эпоху число триглифов на один пролет доходит до трех (Кора и др.).

     В классическую эпоху существовало абсолютное правило размещения триглифов таким  образом, чтобы два из них приходились  на углах фасада. Если мы обратимся  к изображениям фасадов греческих храмов, то увидим, что здесь оси крайних триглифов не совпадают с осями угловых колонн. Эта неправильность, к которой мы еще вернемся, сильно занимала архитекторов римской эпохи.

     Детали  триглифов. – Образующая остов фриза вереница триглифов представляет собой как бы ряд пилястров, украшенных вертикальными бороздами или каналами, напоминающими каннелюры колонн. Эти канальцы располагаются так, что два приходятся спереди и по одному полуканалу – по краям. Нормальный профиль такой борозды или канала представляет собой входящий угол (рисунок 9,). В Метапонте, в обломках храма, называемого храмом Самсона, можно видеть вариант M.

         Рис. 9

     Манера  обработки верхних частей канальцев  с течением времени меняется: в  храме в Посейдонии они заканчиваются  полукругом; в храме C в Селинунте (C) принимают форму маленьких стрельчатых арок; в V в. канальцы заканчиваются плоской кривой (H или A); в македонскую эпоху – просто прямой линией (P).

Информация о работе Архитектура древней Греции. Древнегреческий ордер