Акрополь

Дата добавления: 23 Октября 2011 в 19:26
Автор: Пользователь скрыл имя
Тип работы: реферат
Скачать полностью (21.38 Кб)
Работа содержит 1 файл
Скачать  Открыть 

акрополь.docx

  —  23.70 Кб

Афинский  Акрополь.

Прообраз средневековых  замков, т.е. возвышенная и укрепленная  часть городского поселения, в античные времена носил название акрополь. В переводе с греческого это слово означает «высокий город». Практически каждый древнегреческий город-государство имел свой акрополь, на самым знаменитым, из дошедших до наших дней, является акрополь афинский – шедевр  мировой скульптуры и архитектуры,  символ величия Древней Греции и ее столицы – Афин.

Первоначально акрополь служил местом, где городское население  скрывалось во время набегов воинственных захватчиков. Для защиты сооружения в 3 в. до  н. э. скалы Афинского Акрополя укрепили каменными стенами толщиной 5м. Малая часть этих стен, возводимых, по преданию, мифическими циклопами, сохранилась и в настоящее время (например, за южной стеной Пропилей). Впоследствии военная составляющая отошла на второй план, и акрополь стал культурным и теологическим центром города. Именно здесь возводились посвященные богам храмы, статуи, свершались жертвоприношения.

Афинский Акрополь - сложный архитектурно-пространственный комплекс, гениально вписанный зодчими  в ландшафт и окружающую природу. Согласно мифологии, именно здесь, на крутом скалистом холме с пологой  вершиной, сошлись эллинские боги Посейдон и Афина в споре на право покровительствовать местному, пока безымянному поселению.  Посейдон своим трезубцем вывел из вершины  холма источник морской воды, а  богиня мудрости при помощи копья  подарила людям оливковое дерево. Дар Афины был признан более  полезным, и она стала покровительницей города, получившего ее имя. Именно на этом холме, высотой 156м над уровнем  моря и 60м над уровнем земли, на площади, напоминающей собой сильно вытянутый усеченный ромб, размерами 300 на 170м и был построен афинский «высокий город».

Первые укрепления и сооружения выросли на этом месте  задолго до  наступления классического  периода расцвета Древней Греции. В 15-13 вв. до н. э. здесь располагался дворец тирана. В 7-6 вв. до н. э. на холме развернулось активное строительство. Во времена правления тирана Писистрата (560-527) на месте демонтированных царских покоев был возведен древнейший на территории акрополя храм, посвященный, разумеется, Афине. Богиня Афина имела в греческих верованиях две ипостаси. Одна Афина-Полиада была покровительницей сил земли, заведовала плодородием и рождаемостью. Вторая более известная в России ипостась, Афина-Паллада, была воинственной и девственной защитницей города.  Храм посвящался Полиаде. Он имел сто шагов в длину, поэтому назывался Гекатомпедон.

Гекатомпедон. Храм Афины-Полиады.

Остатки фундамента этого некогда центрального сооружения афинского акрополя вместе со скульптурными  композициями, украшавшими фронтон  здания, были обнаружены археологами  при раскопках в конце 19 века. Скульптуры выполнены из мягкого  известняка, их яркая раскраска хорошо сохранилась до наших дней. Сюжеты изображений имеют мифологическую подоплеку, характерную для древнегреческой  культуры.

Сохранившаяся левая  половина западного фронтона изображает битву Геракла с Тритоном, чешуйчатым морским чудовищем, получеловеком-полурыбой. Правая половина фронтона изображает неопознанное сказочное существо с  тремя человеческими торсами, крыльями и змеиными хвостами. В своих многочисленных руках существо держит язык пламени, развивающуюся волнистую ленту  и фигуру птицы. Есть гипотеза, что  фигура объединяет символические изображения  трех основных элементов мироздания древних греков – огня, воды и  воздуха.

Поражает яркость  колера, которыми раскрашена скульптура. Мускулистые мужские тела расписаны  теплыми оттенками, от желтоватого до коричнево-красного. Бороды, усы и волосы выполнены в цвете морских глубин - темно-синим с прозеленью, а заполняющие все оставшееся пространство фронтона змеиные хвосты получили окраску синюю и красную.

Гекатомпедон знаменит тем, что его архитектор сказал своим сооружением новое слово в греческом храмостроении. В храме Афины-Полиады впервые в местной архитектуре было применено фронтонное обрамление (завершение фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания).

В 6 веке до н.э. храм подвергается значительному перестроению, увеличиваются его размеры, пристраивается второй фронтон и колоннада.  Около 525 до н. э. святилище было практически полностью перестроено. Примерно тогда же на Акрополе появляются первые мраморные статуи. До наших дней дошли Мосхофор (тельценосец), статуя изваяна ок. 570 до н. э., а также многочисленные Коры (архаические статуи юношей и девушек). Все перечисленные находки хранятся в музее Акрополя.

Храм  Афины-Паллады.

После знаменитой победы греков над персами при Марафоне, в Акрополе было решено возвести храм во имя второй ипостаси богини мудрости – Афины-Паллады. Про это строение известно только то, что храм содержал 6 колонн и не был возведен из-за нашествия  персов.

Вехи  в истории Акрополя.

В 480 - 479 гг. до н.э войско персидского царя Ксеркса захватило Афины. Все храмы и скульптуры акрополя были уничтожены. Движение по освобождению Эллады от захватчиков возглавил легендарный афинский стратег Перикл, а афиняне поклялись не начинать восстановительных работ на акрополе, пока враг не будет изгнан с греческой земли. Таким образом, заново отстроенный акрополь стал своеобразным памятником освобождения от персидского господства.

В 478 до н.э. афиняне вернулись в родной город и в истории Акрополя началась новая эра, позднее названная золотой классической эрой Перикла. В это время была возведена южная стена Акрополя, частично восстановлен храм Афины-Полиады и увидела свет новая статуя, занявшая центральное место на территории комплекса. Отлитая из бронзы колоссальная скульптура Афины Промахос (Воительницы) была создана знаменитейшим афинским архитектором Фидием в 465-455 до н.э.

Статуя  Афины.

Статуя изображала богиню, облаченную в боевой шлем и  вооруженную копьем и щитом, причем шлем и острие копья были отлиты из золота. Скульптура имела настолько  впечатляющие размеры, что сверкающий на солнце наконечник копья служил кораблям на море своеобразным ориентиром, т.к. виднелся издалека. Сработал статую, как вообще многое в обновленном  Акрополе, «главный архитектор проекта» Фидий (ок. 490 — ок. 430 до н.э.) – выдающийся и самый известный в наши дни представитель классического искусства Древней Греции.

Фидий руководил  всеми строительными и зодческими работами Акрополя. По его эскизам, а зачастую при активном участии, мир увидели, за исключением уже  упомянутой Афины Промахос, такие шедервы греческого искусства как 92 метопы и 159-метровый фриз с панафинейской процессией и скульптуры фронтонов Парфенона. Скульптора ждала судьба более типичная для России, чем для Эллады. Во-первых, главный строитель храмов Афин был обвинен в безбожии. Во-вторых, крупная культурная стройка не обошлась без растрат драгоценных строительных материалов, в которой тоже обвинили Фидия. За эти преступления скульптор был навечно изгнан из города, и эпоха «Афин Фидия» закончилась. Но остался величайший памятник, напоминающий об освобождении земли от персов, ставший впоследствии живым свидетельством филигранного классического древнегреческого искусства и великого мастерства архитектора Фидия.

Афинский акропольный ансамбль Фидия, в виде живописных и величественных руин дожил до наших дней. Композиционно он начинается парадными воротами, через которые на территорию входили и въезжали во время праздников люди и всадники, вводились жертвенные животные и т.д. Этот торжественный вход был построен архитектором Мнесиклом в 437-432 до н.э., находится в западной части Акрополя, и называется Пропилеи.

Пропилеи.

Пропилеи представляют собой два дорических портика (портик - крытая галерея, перекрытие которой  опирается на поддерживающие её колонны) пентеликонского мрамора. Один портик обращен в сторону города, другой выходит на вершину Акрополя. Первоначально сюда вела 80-метровая тропа. В 1 веке, во времена правления императора Клавдия, римляне, для удобства восхождения, выстроили на этой тропе ступени. Потолки обоих портиков имели внутри украшения, представляющие собой квадратные кессоны, выкрашенные золотыми звездами по синему фону.

В месте резкого  повышения крутизны акропольского холма, была выстроена еще одна составная часть Пропилей – поперечная стена с пятью проходами в ней. Центральный проход предназначался исключительно для торжественных мероприятий. В обычные дни его перекрывали запертые бронзовые ворота. Внутреннею часть Пропилей делят на участки, установленные там в два ряда по три штуки, колонны. По сторонам западного портика располагались неравные по размерам павильоны – крылья Пропилей. В более крупном крыле находилась картинная галерея, меньшее же было отдано под библиотеку.

С северо-запада от Пропилей возвышается еще одна достопримечательность Акрополя – постамент Агриппы, изготовленный из пепельно-голубого мрамора. В прежние времена здесь была установлена квадрига, возничим которой выступал сначала царь Эвмен II, позднее замененный на скульптуру римского императора Августа Агриппа. С юго-запада к Пропилеям примыкал храм Ники-Аптерос.

Храм  Ники-Аптерос.

Проект храма предложил  в 450г до н.э. архитектор Калликрат. Однако его осуществлению помешала разразившаяся Пелопоннесская война между Афинами и Спартой. Строительство началось только в 427г до н.э. и продолжалось шесть лет.

Здание святилища  возвышается на трехступенчатом  постаменте, вписанном в скалу. Храм Ники – самый маленький и одновременно с этим наиболее изящное сооружение Акрополя. Посвящение богине победы –  Нике содержит намек на то, что Афины, в конце концов, одолеют Спарту, а для дополнительной уверенности, обычно изображаемую крылатой богиню, лишили этих самых крыльев, чтобы  не дать возможности покинуть Акрополь.

Храм выстроен в  ионическом стиле, с двумя рядами колонн по двум фасадам. Со всех сторон фриз храма богато украшен батальными сценами побед греков над персами  и фигурами греческих богов –  Зевса, Афины и Посейдона. Окружающая храм скала также была убрана множеством барельефов. Самый знаменитый из которых – Ника, завязывающая сандалии. Сегодня ее, вместе с другими изображениями, можно увидеть в музее Акрополя.

Поскольку афиняне  ни в одном деле не могли обойтись без небесной покровительницы города, даже в храме, посвященном другой богине, возвышалась статуя Афины. Афины-победы, как ее тогда называли. Статуя держала  в одной руке свой шлем, а в  другой – символ победоносного мира – плод граната. В 1687 году турки, владевшие  в ту пору Афинами, разобрали храм на мраморные составляющие, чтобы  укрепить ими свои бастионы. Спустя много лет, греки отыскали почти  все блоки и реконструировали древний храм.

Справа от центрального входа в Акрополь располагался Бравронейон – храм Артемиды Бравронской, богини-покровительницы беременных женщин и рожениц. Здание было выстроено покоем, т.е. в плане имело вид буквы «П». В святилище хранились ксоан (архаичное культовое изображение) Артемиды и ее статуя, изваянная знаменитым древнегреческим скульптором Праксителем. До наших дней храм не сохранился.

Также лишены мы возможности  увидеть другое некогда находившееся на территории Акрополя святилище –  храм Ромы и Августа, построенный  на пороге новой эры, в 27г, во времена  римского господства. (прим. Рома – покровительница города Рим и римского владычества над вселенной). В греческих городах возводили храмы для прославления Ромы совместно с божественным римским императором Августом.

Недалеко от этого  храма, в самой высокой точке  Акрополя располагалось также несохранившееся  святилище Зевса Полиея. Это был один из самых важных храмов Акрополя. Именно здесь, в дни торжественных ритуалов, в жертву богу приносили быка.

Главные же реликвии Акрополя – Парфенон и Эрехтейнон в той или иной степени сохранности до наших дней дошли.

Эрехтейнон.

Эрехтейнон был возведен за величественной статуей Афины Промахос, ближе к монументальному ограждению комплекса. История не донесла до нас имени скульптора, возведшего этот храм в самом конце 5в до н.э. Названием храм обязан легендарному афинскому царю Эрехтею, которому, совместно с Посейдоном и, разумеется, Афиной здание и было посвящено.

Сооружение выстроено  как раз на том месте, где происходил мифический спор бога морей с Афиной. Рядом с храмом, в открытом дворике  святилища нимфы Пандросы, произрастало знаменитое оливковое дерево – дар Афины городу, а внутри самого храма эллины обнаружили следы трезубца Посейдона. Предание гласит, что оливковое дерево сгорело во время устроенного персами пожара Акрополя, но после освобождения города, успешно возродилось.

Необычной для всего  комплекса выглядела архитектура  Эрехтейона, особенно его разноуровневая планировка, учитывающая особенности рельефа местности. С трех сторон сооружение украшали расположенные на разной высоте портики. Одним из них был дошедший до наших дней Портик кариатид. Западная часть храма посвящена Посейдону, а более высокая восточная – Афине Полиаде. Именно здесь хранилось старейшие изображение богини из дерева. По легенде, эта скульптура упала на территорию Акрополя с небес. Именно этой деревянной Афине предназначались ритуальные одеяния «пеплос», изготавливаемое жрицами и приносимое во время празднования дней, посвященных покровительнице города.

Страницы:12следующая →
Описание работы
Прообраз средневековых замков, т.е. возвышенная и укрепленная часть городского поселения, в античные времена носил название акрополь. В переводе с греческого это слово означает «высокий город». Практически каждый древнегреческий город-государство имел свой акрополь, на самым знаменитым, из дошедших до наших дней, является акрополь афинский – шедевр мировой скульптуры и архитектуры, символ величия Древней Греции и ее столицы – Афин.
Содержание
1. Афинский Акрополь
2. Гекатомпедон. Храм Афины-Полиады.
3. Храм Афины-Паллады.
4. Вехи в истории Акрополя.
5. Статуя Афины.
6. Пропилеи.
7. Храм Ники-Аптерос.
8. Эрехтейнон.
9. Парфенон.
10. Акрополь в наши дни.