Акрополь

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 18:04, реферат

Описание работы

Акрополь - (греч. akropolis, от akros – верхний и polis – город), знаменитый комплекс построек в Афинах, шедевр греческой и мировой архитектуры. Акрополь был построен в V веке до нашей эры архитекторами Иктином и Калликратом и украшен скульптором Фидием. Главные здания Акрополя: Парфенон (храм Афины, богини-покровительницы города(447–438 до н.э., архитекторы Иктин и Калликрат)), Эрехтейон (храм, посвященный Афине и Посейдону(421–406 до н.э.)), храм богини победы Ники (449–420 до н.э., архитектор Калликрат), Пропилеи (парадный вход на Акрополь(437–432 до н.э., архитектор Мнесикл)). Его постройки изысканны по пропорциям и гармонично связаны с пейзажем. Все они полностью, включая черепицу крыш, выполнены из белого мрамора. Эти четыре великих творения стоят и поныне на холме со скалистыми склонами.

Работа содержит 1 файл

Акрополь.docx

— 30.53 Кб (Скачать)

Акрополь

Акрополь - (греч. akropolis, от akros – верхний и polis – город), знаменитый комплекс построек в Афинах, шедевр греческой и мировой архитектуры. Акрополь был построен в V веке до нашей эры архитекторами Иктином и Калликратом и украшен скульптором Фидием. Главные здания Акрополя: Парфенон (храм Афины, богини-покровительницы города(447–438 до н.э., архитекторы Иктин и Калликрат)), Эрехтейон (храм, посвященный Афине и Посейдону(421–406 до н.э.)), храм богини победы Ники (449–420 до н.э., архитектор Калликрат), Пропилеи (парадный вход на Акрополь(437–432 до н.э., архитектор Мнесикл)). Его постройки изысканны по пропорциям и гармонично связаны с пейзажем. Все они полностью, включая черепицу крыш, выполнены из белого мрамора. Эти четыре великих творения стоят и поныне на холме со скалистыми склонами.

Пропилеи  и храм Ники Аптерос

От подножия холма к главному входу (Пропилеям) на Акрополь ведет широкая зигзагообразная  дорога. Пропилеи - монументальные парадные ворота с колоннами в дорическим стиле и широкой лестницей. Их соорудил архитектор Мнесикл в 437-432 годах до нашей эры. Они были украшены колоннами, статуями и картинной галереей и сочетали мощь дорического и грациозность ионического архитектурных ордеров. Два дорических портика, расположенные на разных уровнях, были связаны внутренней ионической колоннадой. В северном крыле Пропилеев находилась Пинакотека - хранилище произведений живописи (Каталог Полемона Илионского, 3-2 в. до нашей эры). Справа от Пропилей на пиргосе (выступе укрепленной скалы) стоит маленький, легкий и изящный храм ионического ордера, посвященный Нике, известный как храм Ники Аптерос (443-420, архитектор Калликрат).

Эрехтейон

После того, как участники процессии  проходили Пропилеи и вступали на священную территорию, перед ними открывалась панорама центральной  части комплекса. На первом плане, чуть левее дороги, возвышалась колоссальная бронзовая статуя Афины Промахос (Воительницы), отлитая Фидием. За ней вдали виден был Эрехтейон, неповторимый по своей утонченности и элегантности храм Афины и Посейдона на месте спора этих богов за обладание Аттикой. Он имеет уникальный в греческой архитектуре асимметричный план. Три его портика расположены на разных уровнях: с западной стороны портик, ведущий в храм Афины Полиады (Городской), с северной вход в святилище Посейдона-Эрехтея, у южной стены храма знаменитый портик кариатид. Все здание опоясывал фриз с накладными белыми фигурами. В Эрехтейоне, самом старом святилище Афин, находился священный ксоан Афины (деревянная статуя), по преданию упавший с неба, алтари Гефеста и героя Бута, могила легендарного афинского царя Кекропа, с запада примыкало святилище аттической богини росы Пандросы. Во дворе Эрехтейона росла священная олива, подаренная городу Афиной, и бил соленый источник, который высек своим трезубцем Посейдон.

Парфенон 

Легкостью форм, особой изысканностью декоративной отделки и усложненностью композиции небольшой по размерам Эрехтейон  контрастирует со строгим и величественным, подчеркнуто монументальным Парфеноном (храм Афины-Девы; 69,5 м в длину  и 30 м в ширину, высота колонн 10,5 м; построен в 447, освящен в 438; архитектор Иктин при участии Калликрата), представляющим собой дорический периптер.

В самом  храме, в наосе, стояла хрисоэлефантинная статуя Афины Парфенос (Девы, работы Фидия), в опистодоме хранились священные деньги богини и казна Афинского морского союза. Во фронтонах располагались скульптурные группы, изображавшие наиболее значимые в культе Афины события: ее рождение и спор с морским богом Посейдоном за обладание Аттикой. Рельефы метоп по периметру здания изображали сцены мифологических сражений. Архитектурные детали, скульптура и рельефы были ярко раскрашены. План и ордерное решение Парфенона также отличаются от традиционных особенностей: перед наосом был девичий чертог, по стене наоса шел ионический фриз с изображением Панафинейского шествия.

Перед Парфеноном, по правую сторону от Пропилей, располагались также святилища  Артемиды Бравронии и Афины Эрганы (Ремесленной), хранилище оружия и священных доспехов Халкотека (450 г.). Открытую площадь Акрополя занимали многочисленные алтари и дары богам, статуи, стелы.

К северо-западному  склону Акрополя примыкали храм и театр Диониса (6 в. до н.э. перестроен в 326 г.), Одеон Перикла (крытое круглое здание для музыкальных состязаний (2-я пол. 5 в. до н.э.)), театр Геродота Аттика (2 в. н.э.), святилище бога врачевателя Асклепия, галерея "Пестрый портик" (2 в. н.э.) пергамского властителя Эвмена II, памятник Лисикрата (4 век до н.э).

Ансамбль  Акрополя

Акрополь  возвышается над всеми Афинами, его силуэт формирует силуэт города. Поднимающийся над холмом Парфенон в древности можно было видеть из любого конца Аттики и даже с  островов Саламин и Эгина; подплывающим к берегу мореплавателям уже издали был виден блеск копья и шлема Афины-Воительницы. В древности святилище было известно не только как знаменитый культовый центр, но и как памятник великого искусства, подтверждающий славу Афин как «школы Эллады» и самого прекрасного города. Продуманная композиция всего ансамбля, прекрасно найденные общие пропорции, гибкое сочетание различных ордеров, тончайшая лепка архитектурных деталей и необычайно точный их рисунок, тесная взаимосвязь архитектуры и скульптурного убранства делают сооружения Акрополя высшим достижением древнегреческой архитектуры и одним из самых выдающихся памятников мирового искусства.

Акрополь  в последующие  эпохи

В 5 в. Парфенон стал церковью Богоматери, статуя Афины Парфенос была перевезена в Константинополь. После завоевания Греции турками (в 15 в.) храм превратили в мечеть, к которой пристроили минареты, затем в арсенал; Эрехтейон стал гаремом турецкого паши, храм Ники Аптерос был разобран, из его блоков сложена стена бастиона. В 1687 после попадания ядра с венецианского корабля взрыв уничтожил почти всю центральную часть храма Афины-Девы, при неудачной попытке венецианцев снять скульптуры Парфенона несколько статуй были разбиты. В начале 19 в. англичанин лорд Элгин выломал ряд метоп, десятки метров фриза и почти все сохранившиеся скульптуры фронтонов Парфенона, кариатиду из портика Эрехтейона.

После провозглашения независимости Греции в ходе реставрационных работ (в  основном в кон. 19 в.) по возможности  был восстановлен древний облик  Акрополя: ликвидирована вся поздняя  застройка на его территории, заново выложен храм Ники Аптерос и т. п. Рельефы и скульптуры храмов Акрополя находятся в Британском музее (Лондон), в Лувре (Париж) и Музее Акрополя. Остававшиеся под открытым небом скульптуры заменены в настоящее время копиями.

Бомбардировка Акрополя.

В 1687 после  попадания ядра с венецианского  корабля взрыв уничтожил почти  всю центральную часть храма  Афины-Девы, при неудачной попытке  венецианцев снять скульптуры Парфенона  несколько статуй были разбиты. В  начале 19 в. англичанин лорд Элгин выломал ряд метоп, десятки метров фриза и почти все сохранившиеся скульптуры фронтонов Парфенона, кариатиду - из портика Эрехтейона. После провозглашения независимости Греции в ходе реставрационных работ (в основном в кон. 19 в.) по возможности был восстановлен древний облик Акрополя: ликвидирована вся поздняя застройка на его территории, заново выложен храм Ники Аптерос и т. п. Рельефы и скульптуры храмов Акрополя находятся в Британском музее (Лондон), в Лувре (Париж) и Музее Акрополя. Остававшиеся под открытым небом скульптуры заменены в настоящее время копиями.

Литература:

  1. Колобова К. М. Древний город Афины и его памятники. Л., 1961.
  2. Соколов Г. И. Акрополь в Афинах. М., 1968.
  3. Павсаний. Описание Эллады. СПб., 1996.
 
 
 
 

Лаоко́он — жрец Аполлона в Трое, предостерегал троянцев не вводить деревянного коня греков в город. За ослушание и неподчинение воле богов Лаокоон с сыновьями был жестоко наказан появившимися из моря огромными змеями, ибо боги желали гибели Трои.

Другие  источники объясняли гибель иначе: Лаокоон сошёлся со своей женой  в храме Аполлона (на троянской  равнине). За это он был наказан  богом. По одному из вариантов мифа, змеями были задушены только его дети. Сам он оставался в живых, чтобы  вечно оплакивать свою судьбу.

Информация о работе Акрополь