Значение использования письменных и вещественных доказательств в арбитражном процессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 15:31, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – выявление и обоснование значения использования письменных и вещественных доказательств в арбитражном процессе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1) Изучить общую характеристику доказательств в арбитражном процессе; 2) Рассмотреть письменные и вещественные доказательства в процессе доказывания;

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 82.87 Кб (Скачать)

Известно, сколь  широкое развитие в обществе получили качественно новые средства оргтехники, разными способами собирающие, фиксирующие, передающие, принимающие и т.д. разнообразную  информацию. И эта информация может  оказаться доказательством в  арбитражном суде. Является ли она  доказательством с точки зрения требований к доказательствам в  арбитражном процессе? Может ли она  квалифицироваться как письменное доказательство? Определенный ответ  может дать Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", в соответствии с которым полученный из автоматизированной системы документ приобретает юридическую силу после его подписания должностным лицом в порядке, установленном российским законодательством19. Подписать же можно только письменный документ.  Документированная информация - это зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.

Таким образом, воспринятая  средствами автоматизированных и телекоммуникационных систем и воспроизведенная на бумажных носителях информация может служить  доказательством в арбитражном  процессе лишь в случае, если она  непосредственно читаема человеческим глазом и подписана должностным  лицом в установленном российским законодательством порядке. Кстати, при определенных обстоятельствах  юридическая сила документа, воспроизведенного  таким нетрадиционным способом, может  подтверждаться электронной цифровой подписью. Но информация в машиночитаемом виде не может рассматриваться как  письменное доказательство в арбитражном  процессе. Сами по себе файлы данных, находящихся как на жестком диске  компьютера, так и на дискетах,  - материальные объекты, на которых сведения о фактах зафиксированы с помощью знаков, символов, т.е. элементов искусственного или естественного языка, а это с юридической точки зрения позволяет их отнести к документам. Но в качестве доказательства в арбитражном процессе они должны в суд представляться в форме распечатки, да еще подписанной должностным лицом. Нет сомнений в том, что полученные по электронной почте или по факсу документы, рассматриваемые в качестве письменных доказательств, судом должны оцениваться в первую голову с позиции их соответствия требованию возможности установления источника их происхождения, определения их подлинности и соответствия, даже - тождества оригиналу. Иногда в качестве подлинных документов необходимы бывают и сами носители информации.

Арбитражному  суду подлинные документы нужны  для устранения сомнений в правильности копий, если представлялись первоначально  копии, а также в иных случаях: суд проверяет правильность составных  частей документов, форму их составления, подписи, печати, исходящие и входящие номера и другие реквизиты. Но после  такой проверки документы в подлинниках, как сказано выше, по ходатайству  представивших их лиц после вступления решения арбитражного суда в силу суд может возвратить. И возврат  документов судом полностью согласуется  с упомянутым Законом "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", в соответствии с которым лица, представившие в обязательном порядке документированную информацию, не утрачивают своих прав на эти документы и на использование информации, содержащейся в них20.

Но и не находящиеся  на электронном носителе письменные доказательства в арбитражном процессе бывают самыми разными. Например, в  настоящее время к письменным доказательствам относятся также  протокол судебных заседаний и протоколы  совершения отдельных процессуальных действий и приложения к ним. Иногда, но в последнее время - все чаще, в качестве письменных доказательств в арбитражном процессе выступают документы на иностранном языке. Здесь закон (п. 5-7  ст. 75 АПК РФ) установил, что к представляемым в арбитражный суд письменным доказательствам, исполненным полностью или в части на иностранном языке, должны быть приложены их надлежащим образом заверенные переводы на русский язык. При этом документ, полученный в иностранном государстве, признается в арбитражном суде письменным доказательством, если он легализован в установленном порядке, а без такой легализации иностранные официальные документы признаются в арбитражном суде письменными доказательствами лишь в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.

Вещественными доказательствами в арбитражном процессе ст. 76 АПК РФ считает предметы, которые своим внешним видом, внутренними свойствами, местом их нахождения или иными признаками могут служить средством установления обстоятельств, имеющих значение для дела. Конечно, это не исчерпывающее определение, да и в самом определении перечень признаков не закрыт. Кроме того, в арбитражно-судебной практике иногда определенная вещь выступает в двух ипостасях - и как вещественное доказательство, и как предмет исковых требований. 
Важно здесь подчеркнуть, что в качестве вещественного доказательства в арбитражном процессе должна выступать вещь, обладающая индивидуальными признаками, качеством незаменимости другой, даже однородной вещью. Замененная вещь что-либо доказать не в состоянии, недаром в некоторых зарубежных судебных системах вещественные доказательства признаются главным, основным доказательством, у нас же они оцениваются наряду с другими доказательствами21.

В ст. 77 АПК РФ провозглашает, что вещественные доказательства хранятся по месту их нахождения. Они должны быть подробно описаны, опечатаны, а в случае необходимости засняты на фото- или видеопленку. Вместе с тем вещественные доказательства могут храниться в арбитражном суде, если суд признает это необходимым. А расходы на хранение вещественных доказательств теперь распределяются между сторонами в соответствии с правилами распределения судебных расходов, установленных АПК РФ. Иначе теперь сформулированы и требования к осмотру и исследование вещественных (и письменных также) доказательств по месту их нахождения.

Бывают случаи, когда вещественное доказательство вообще невозможно или чрезвычайно  затруднено представить в арбитражный  суд. Например, когда речь идет об объектах недвижимости либо крупном "движимом" имуществе - морских судах, авиалайнерах и т.п., либо о предметах (оборудовании) режимно-секретного характера, вынос которого за пределы режимного предприятия воспрещен. Установлено, что арбитражный суд может провести осмотр и исследование письменных и вещественных доказательств по месту их нахождения в случае невозможности или затруднительности доставки в суд, о чем выносится определение. Эти осмотр и исследование проводятся арбитражным судом с извещением лиц, участвующих в деле, о месте и времени осмотра и исследования, но неявка надлежащим образом извещенных лиц не препятствует проведению осмотра и исследования22.

В случае же необходимости  для участия в осмотре и  исследовании письменных и вещественных доказательств арбитражным судом  могут быть вызваны эксперты и  свидетели, а также осуществлены фотографирование, аудио- и видеозапись. Непосредственно в процессе осмотра  и исследования письменных и вещественных доказательств по месту их нахождения арбитражным судом составляется протокол, к которому прилагаются  составленные или проверенные при  осмотре документы, сделанные фотоснимки, аудио- и видеозаписи. 
Особые требования сформулированы и к осмотру и исследованию вещественных доказательств, подвергающихся быстрой порче. Установлено, что такие вещественные доказательства немедленно осматриваются и исследуются арбитражным судом по месту их нахождения, после чего они подлежат реализации в установленном порядке. О месте и времени осмотра и исследования этого вида вещественных доказательств лица, участвующие в деле, извещаются арбитражным судом, но неявка надлежащим образом извещенных лиц не препятствует их осмотру и исследованию, которые проводятся в обычном порядке.

Иначе теперь решается вопрос и о распоряжении вещественными  доказательствами, находящимися в арбитражном  суде. Теперь после их осмотра и  исследования судом они возвращаются лицам, от которых были получены, если не подлежат передаче другим лицам. Но арбитражный суд вправе сохранить  вещественные доказательства до принятия судебного акта, которым заканчивается  рассмотрение дела, и возвратить их после вступления указанного судебного  акта в законную силу. Предметы, которые  согласно федеральному закону не могут  находиться во владении отдельных лиц (например, боевое оружие), передаются соответствующим организациям (в  частности, полиции)23.

Весьма значимо  правило о допустимости доказательств. Оно гласит: обстоятельства дела, которые  согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться иными доказательствами. Важно подчеркнуть, что правило  о допустимости доказательств действует  в обе стороны. Когда закон  в императивной форме предписывает форму совершения действия, это значит - непредставление доказательства соблюдения данной формы делает невозможным другим способом доказать совершение этого действия.

 

 

3.2 Проблемные вопросы использования факсимильных документов в арбитражном процессе

Как показывает практика, вопрос о  применении факсимильных документов в  арбитражном процессе является крайне актуальным. Связано это, прежде всего, с развитием информационных технологий, расширением географии деловых  отношений, а также с законным желанием участников рынка облегчить  и ускорить процедуру документооборота. Как следствие все больше договоров  и соглашений заключаются и реализуются  с помощью обмена документов по электронной  почте и по факсимильной связи24.

Для типовых договоров (например, плановой поставки) распространена ситуация, когда  стороны обмениваются подписанными документами по факсимильной связи  и с этого момента считают  себя связанными договорными обязательствами. Пока отношения участников таких  соглашений остаются доверительными, у сторон не возникает вопроса  о правомочности факсимильных документов, на основании которых реализуются  сделки. Однако, при возникновении  спора и необходимости обращения  за защитой своих интересов в  арбитражный суд, проблема действительности факсимильного договора, достоверности  и юридической силы документов, полученных с помощью современных средств связи, выходит на первый план.

Анализ имеющейся судебной практики, в части приобщения факсимильных документов к судебному делу и  их исследования в качестве доказательств  показывает, что судьи в судебных процессах не работают с подобными  документами как первичными письменными  источниками фактов и прямыми  доказательствами. Такой документ в  силу своих объективных свойств  не соответствует требованиям действующего судопроизводства, и не является подлинником документа, а только его факсимильной копией.

По смыслу части 6 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд признает недоказанным факт, подтверждаемый копией, в случае наличия совокупности следующих  обстоятельств: оригинал документа  отсутствует; копии документов, представленных сторонами в процессе, различны по содержанию; установить содержание оригинала  документа, основываясь на иных доказательствах, невозможно.

Таким образом, у недобросовестного  контрагента всегда существует возможность  подвергнуть сомнению достоверность  факсимильной копии спорного договора и заявить о его незаключенности, т.е. об отсутствии между сторонами взаимных обязательств. Безусловно, в процессе факс тоже документ, но в случае противоречия между представляемыми сторонами доказательствами при отсутствии у истца оригиналов первичных документов, судья не примет решение на основе факсимильного документа.

Так, Федеральный арбитражный суд  Московского округа в постановлении  от 12 октября 2009 г. по делу N КГ-А40/3285-09 отменил  решение нижестоящего суда о том, что договор заключен между сторонами  в порядке ст. 438 Гражданского кодекса РФ, как необоснованное. Суд не принял во внимание пояснения ответчика, разъяснившего, что договор заключался в порядке ст. 434 Гражданского кодекса РФ путем обмена документами посредством телефаксов, и возражения истца, согласно которым номер факса, с которого якобы посылался подписанный истцом договор, истцу никогда не принадлежал и истец им никогда не пользовался. При таких обстоятельствах и при отсутствии надлежащих доказательств, позволяющих достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору, отсутствуют основания для признания договора заключенным в порядке, установленном п. 2 ст. 434 Гражданского кодекса РФ25.

Так же, по делу №А56-23507/2009, рассмотренном Арбитражным судом Санкт-Петербурга и Ленинградской области, суд указал, в частности: «обязательным критерием допустимости использования средств факсимильной связи, является возможность достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору». Сторона, основывающая свои требования на факсимильной копии договора, не смогла доказать, что подписанный договор направлялся с факсимильных аппаратов сторон (отсутствовали данные, что номера телефонов указанные на копии принадлежат сторонам). В данных обстоятельствах суд справедливо признал представленную копию (факс) договора недопустимым доказательством.

Вопрос как установить достоверность  факсового документа остается открытым, т.к. обществу еще неизвестно о существовании  тех факсов, которые достоверно позволяют  определить "отправителя" по номеру вызывающего факса (абонента), ободряет лишь факт, что наука не стоит  на месте, и день, когда не будет  сложности в признании в качестве доказательств документов полученных по факсу, близок.

Чтобы избежать возможных споров, необходимо указать в договоре или  в дополнительных соглашениях к  нему, что возможна передача документов по факсу, электронной почте, то есть обозначить допустимость доказательств  полученных по электронной и факсимильной связи. Но отсутствие данного условия  в договоре не влечет категорического  запрета на передачу документов посредством  факса. Если возникает спор о действительности факсимильных сообщений, суд обязан установить истинную волю сторон и принимать во внимание фактические отношения сторон.

Возможные пути решения проблемы:

1. Следует неопровержимо доказать, что документы исходят от органа, уполномоченного представлять данный  вид доказательств, подписаны  лицом, имеющим право скреплять  документ подписью, при этом соблюден  установленный порядок составления,  регистрации документов. Суду необходимо  разъяснить весь путь формирования, сохранения и направления каждого  письменного доказательства. В частности,  большое значение имеют отметки  (оттиски) оставляемые факсимильным  аппаратами на самом документе,  а именно номера передающего  и принимающего аппарата, дата  отправки и приема документов. Необходимы также доказательства  о принадлежности указанных номеров  аппаратов сторонам – например, указание о них непосредственно  в договоре.

Информация о работе Значение использования письменных и вещественных доказательств в арбитражном процессе