Третейский суд

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 12:33, реферат

Описание работы

Третейское разбирательство является одним из предусмотренных гражданским и процессуальным законодательством России способов защиты нарушенных или оспариваемых гражданских прав.
Законодатель подтвердил его важность принятием Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 102- ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации»2 и развитием регулирования связанных с ним вопросов в Арбитражном процессуальном кодексе РФ от 24 июля 2002 г. № 95 – ФЗ.3
Использование данного способа защиты прав, выступающего альтернативой обращения в государственные суды, обуславливает возникновение многих вопросов, касающихся конкуренции государственных и третейских судов в сфере разрешения частноправовых споров, компетенции указанных судов, а также их взаимодействия.4

Содержание

Содержание

Введение...........................................................................................................стр. 2

1. Правовое регулирование третейского судопроизводства........................стр. 2

2. Сущность третейского судопроизводства.................................................стр. 4

2. 1. Понятие третейского суда.......................................................................стр. 4

2. 2 Состав третейского суда...........................................................................стр. 7

2. 3. Преимущества третейского суда............................................................стр. 8

3. Третейское разбирательство гражданско-правовых споров....................стр. 10

3. 1. Компетенция третейских судов при рассмотрении гражданских споров................стр. 10

3. 2. Статус третейских судов в процессе рассмотрения гражданских споров.......................стр. 11

3. 3. Исполнение и оспаривание решений третейских судов......................стр. 14

Заключение.......................................................................................................стр. 18

Библиографический список источников........................................................стр. 19

Работа содержит 1 файл

тритейский суд.doc

— 127.00 Кб (Скачать)

Содержание

Введение...........................................................................................................стр. 2

1. Правовое регулирование третейского судопроизводства........................стр. 2

2. Сущность третейского судопроизводства.................................................стр. 4

2. 1. Понятие третейского суда.......................................................................стр. 4

2. 2 Состав третейского суда...........................................................................стр. 7

2. 3. Преимущества третейского суда............................................................стр. 8

3. Третейское разбирательство гражданско-правовых споров....................стр. 10

3. 1. Компетенция третейских судов при рассмотрении гражданских споров.......

...........................................................................................................................стр. 10     

3. 2. Статус третейских судов в процессе рассмотрения гражданских споров......

............................................................................................................................стр. 11

3. 3. Исполнение и оспаривание решений третейских судов......................стр. 14

Заключение.......................................................................................................стр. 18

Библиографический список источников........................................................стр. 19 
 
 

                                 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Различные экономические споры между хозяйствующими субъектами  решаются двумя  законными  способами:

  1. основным - через  государственный   суд; 
  2. альтернативным,  который  отнюдь  не  менее  значим.

Современная   правовая система любой страны должна предусматривает оба этих способа.1

Третейское   разбирательство   является   одним   из    предусмотренных гражданским  и  процессуальным  законодательством  России  способов   защиты нарушенных или оспариваемых гражданских прав.

Законодатель  подтвердил  его важность принятием Федерального закона от 24 июля  2002  г.  № 102-  ФЗ  «О третейских  судах  в  Российской  Федерации»2 и развитием  регулирования связанных с ним вопросов в Арбитражном процессуальном кодексе РФ от 24  июля 2002 г. № 95 – ФЗ.3

Использование данного способа защиты прав,  выступающего  альтернативой обращения  в  государственные  суды,  обуславливает  возникновение многих вопросов, касающихся конкуренции государственных и третейских судов в  сфере разрешения частноправовых споров, компетенции указанных судов,  а  также их взаимодействия.4 

1. Правовое регулирование третейского судопроизводства

Защита  гражданских прав может осуществляться  в  установленном  законом порядке различными органами. 

В  соответствии  со  статьей  11  Гражданского Кодекса Российской Федерации защиту нарушенных  или  оспоренных  гражданских и прав осуществляют в соответствии с  подведомственностью  дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд.

Третейский  суд – альтернатива  государственной  юстиции,  суд третьего лица, избранного  самими  спорящими  сторонами,  которому  они  добровольно доверяют вынесение решения по своему делу и  заранее  обязуются  подчиниться этому решению.

Какие  нормативные  правовые  акты  составляют   основу   регулирования третейского разбирательства?

Основополагающим  являются названный ранее  Федеральный  закон  от  2002 года «О третейских судах в  Российской  Федерации».

Правовое  регулирование третейского разбирательства  важно  потому,  что  сама  процедура  должна  в равной степени обеспечивать интересы спорящих сторон, создавать  равные  для них условия и возможности защиты своих прав.  Не  должно  быть  ничего,  что ставило бы одну сторону в невыгодное положение по отношению к другой. 

Закон формулирует базовые нормы, например, о том, какие споры могут разрешаться третейским судом, как заключаются  третейские  соглашения,  кто  может  быть третейским судьей, какова процедура разбирательства и так далее.

Помимо  этого закона третейское разбирательство  регулируется положениями и регламентами о третейских судах, а также, в  значительной  степени,  волей сторон.  Последняя  вообще  имеет  решающее  значение,  так  как  именно  ею определяются все важные вопросы на всех стадиях, начиная с  того,  будут  ли стороны обращаться в третейский суд. Возможность участия в  третейском  суде и,  соответственно,  обязательность  исполнения  будущего  решения   стороны решают самостоятельно и добровольно, их никто к этому не принуждает.5

Еще одним  актом, регулирующем эту сферу деятельности,  считается  Закон РФ от 7 июня 1993 г. «О международном коммерческом арбитраже».6 Он  очень близок по содержанию закону о третейских  судах,  а  основываются  оба  этих правовых акта, так же, как и новый АПК РФ, на одних и тех  же  международных документах:  во-первых,  это  регламент  ЮНСИТРАЛ;  во-вторых, Нью-Йоркская конвенция 1956 года о порядке признания и исполнения решения  международного коммерческого арбитража.

Противоречий  между ними нет. Положения закона  о  третейских  судах  не распространяются на решения споров международного  коммерческого  арбитража, так  как  последний   регулирует   отношения   с   участием   международного (иностранного) элемента.7

Указанные  законы  предусматривают  образование  постоянно  действующих третейских судов,  а  также  третейских  судов  для  разрешения  конкретного спора.

В качестве постоянно действующих третейских учреждений  закон  РФ  «О между народном коммерческом арбитраже» предусматривает Международный  коммерческий арбитражный суд и Морскую  арбитражную  комиссию  при  Торгово- промышленной палате РФ.8

Названные  законы  предусматривают  возможность оспаривания решения третейского суда, а Гражданский  процессуальный  кодекс, развивая эти положения, регулирует производство по делам такого рода в  суде общей юрисдикции.9

Таким  образом,  ГПК  РФ  так  же  составляет  основу регулирования третейского разбирательства. 

2. Сущность третейского судопроизводства

2. 1. Понятие третейского суда

В настоящее  время в мире существует много  различных  третейских  судов (негосударственных коммерческих арбитражей). При всем разнообразии  исходное положение  у  них  едино:  две  стороны  спора  о  праве   просят   третьего рассмотреть и разрешить их конфликт. Отсюда и название  третейского  суда  - суд третьего.

Третейский суд - суд, избранный по  соглашению  сторон  для  разрешения конкретного гражданско-правового спора с  обязательством  каждой  из  сторон подчиниться решению этого  суда. 

Судьи,  избираемые  в  состав  третейского суда, совсем не обязательно должны быть  профессиональными  юристами.  Право выбора  конкретной  формы   защиты   между   судебным   разбирательством   и производством в третейском суде принадлежит заинтересованным лицам.10

Выбирая  третейского  судью,   обращающиеся   лица   заранее   согласны подчиниться его  решению.  Если  в  российском  законодательстве  избираемые сторонами  судьи  и  суды  именуются  третейскими,  то  за   границей   наши третейские  суды  принять  называть  арбитражем.  В  России  государственный коммерческий суд назван арбитражем, а арбитраж  в западном  смысле  назван третейским судом.

На первый взгляд кажется, что перепутаны всего  лишь  названия,  однако, на  практике  это  порождает  определенные  сложности,   как   с   западными сторонами, так и в нашей стране, поскольку Нью-Йоркская  конвенция  1958  г. не  распространяется  на  решения  государственных  судов.  Слово  «суд»  за границей  применяется  только  к   государственным   структурам,   а   слово «арбитраж» - только к структурам  внесудебного  разрешения  спора.  То  есть арбитраж - это структура внесудебного  предпринимательского   разрешения спора.11

Третейский  суд  может  создаваться  для  рассмотрения   и   разрешения отдельного,  разового  дела,  после  разрешения   которого   он   прекращает существование. Третейский суд  может  быть институционным  и  постоянно  действующим,  когда  заранее  в  установленном порядке сформирован состав  третейских  судей,  и  сторонам  предоставляется возможность выбирать из объявленных лиц судью для своего дела.

В  Российской  Федерации  могут  образовываться  постоянно  действующие третейские  суды  и  третейские  суды  для  разрешения  конкретного   спора. Постоянно  действующие  третейские  суды  образуются   торговыми   палатами, биржами, общественными объединениями предпринимателей и потребителей,  иными организациями - юридическими  лицами  и их  объединениями (ассоциациями, союзами) и действуют при этих организациях.

Указанные  суды  не  могут  быть образованы  при  федеральных   органах   государственной   власти,   органах государственной власти субъектов Российской  Федерации  и  органах  местного самоуправления.

Для  образования  постоянно  действующего  третейского  суда организация должна принять соответствующее решение,  утвердить  положение  о постоянно действующем третейском суде и  список  третейских  судей,  который может иметь обязательный или рекомендательный характер для сторон.

Порядок образования третейского суда для  разрешения  конкретного  спора  определяется по соглашению сторон, которое недолжно противоречить  отдельным положениям Закона о третейских судах, указанным в п. 5 статьи 3. Бесспорно,   что   постоянно   действующие   третейские   суды    более предпочтительны. Если, например, судьей  может  стать  человек  без юридического  образования и опыта судейской работы,   то   в   постоянно действующие  суды  включаются  авторитетные  юристы,  профессионалы  высокой квалификации, что сказывается на качестве их работы.

Третейские  суды, представляющие собой  общественные  образования  и  не обладающие судебной властью, поскольку не осуществляют  правосудие,  успешно функционируют наряду с судами общей юрисдикции и арбитражными судами.

Потребность в третейской процессуальной форме  защиты субъективных  прав может возникнуть в случаях, когда спорящие стороны по тем или иным  причинам не устраивает  гражданская  юрисдикция  государства.  Например,  иностранные лица, проживающие в какой-либо стране,  предпочитают  возникший  между  ними юридический спор разрешать в третейском порядке, а не  в официальном суде иностранного государства.12

Обращение к третейским судьям может быть  вызвано  также  недоверием  к профессиональной   квалификации   государственных   судей,   их    незнанием особенностей   подлежащего   разрешению   хозяйственного    (экономического, торгового) спора.

Однако  подобные случаи довольно редки, значительно  чаще  в  третейских судах разрешаются споры, возникающие в международном  частном  праве.  Такие споры  по  общему  правилу  неподведомственны  национальной  государственной юрисдикции, а  могут  быть  рассмотрены  на  международно-договорной  основе третейскими судами (международным коммерческим арбитражем).

Третейское  судопроизводство  создано  для  рассмотрения  и  разрешения споров о праве и потому является исковым. Для него обязательны  иск,  истец, ответчик,  исковые  средства  защиты  права,  что   сближает    производство третейских  судов  с  гражданским  процессом.  Можно  говорить  о  том,  что третейское судопроизводство составляет под отрасль  российского  гражданского - процессуального права. Это относиться только к третейским  судам,  созданными действующим на основании отечественных законов.

Юрисдикционные  органы, сформированные   на   международно-договорной основе, не могут быть включены в национальную судебную систему.13

                      

2. 2. Состав третейского суда

Состав  третейского суда регламентируется гл.  3  Закона  «О  третейских судах в РФ». В соответствии со ст. 8 «О третейских судах  в  РФ»  третейским судьей  избирается  (назначается)  физическое  лицо,  способное   обеспечить беспристрастное разрешение спора, прямо или косвенно не  заинтересованное  в исходе  дела,  являющееся  независимым  от  сторон  и  давшее  согласие   на исполнение обязанностей третейского  судьи.  Третейский  судья,  разрешающий спор единолично, должен  иметь  высшее  юридическое  образование.  В  случае коллегиального разрешения спора высшее юридическое образование должен  иметь председатель  состава  третейского  суда.   Третейский   судья   не   вправе разглашать   сведения,   ставшие   известными   ему   в   ходе   третейского разбирательства.

Информация о работе Третейский суд