Судебные расходы и их состав

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 09:34, контрольная работа

Описание работы

При осуществлении правосудия по гражданским делам государство несет определенные материальные расходы. Обязанность их частичного покрытия возложена законом на стороны, участвующие в деле, путем оплаты ими государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. Кроме того, судебные расходы установлены для того, чтобы предупредить отдельных недобросовестных лиц о том, что в случае подачи ими в суд заведомо неосновательных исков все судебные расходы будут возложены на них.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… 3
Понятие судебных расходов…………………………………………. 4
Государственная пошлина……………………………………………. 5
Понятие государственной пошлины…………………………... 5
Плательщики государственной пошлины………………….…. 7
Размер государственной пошлины. Цена иска…………….…. 9
Издержки, связанные с рассмотрением дела……………………….. 12

Заключение………………………………………………………………. 15
Список использованной литературы…………………………………… 16

Работа содержит 1 файл

расходы.doc

— 118.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Гражданский арбитражный процесс»

На тему: «Судебные расходы и их состав» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва

2010 
 

ОГЛАВЛЕНИЕ 

Введение…………………………………………………………………… 3 

  1. Понятие судебных расходов…………………………………………. 4
  2. Государственная пошлина……………………………………………. 5
    1. Понятие государственной пошлины…………………………... 5
    2. Плательщики государственной пошлины………………….…. 7
    3. Размер государственной пошлины. Цена иска…………….…. 9
  3. Издержки, связанные с рассмотрением дела……………………….. 12
 

Заключение………………………………………………………………. 15

Список использованной литературы…………………………………… 16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     При осуществлении правосудия по гражданским  делам государство несет определенные материальные расходы. Обязанность  их частичного покрытия возложена законом на стороны, участвующие в деле, путем оплаты ими государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. Кроме того, судебные расходы установлены для того, чтобы предупредить отдельных недобросовестных лиц о том, что в случае подачи ими в суд заведомо неосновательных исков все судебные расходы будут возложены на них.

     В виде государственной пошлины в доход государства поступают денежные суммы, взимаемые специально на то уполномоченными учреждениями за совершение в интересах отдельных граждан, предприятий, учреждений и организаций действий и выдачу документов, имеющих юридическое значение.

     Порядок определения размера, расходов освобождения от уплаты, а также взыскания, распределения, возврата и т. п. регулируется законодательством. В значительном большинстве закон вообще освобождает участников процесса от их возмещения.

     Судебные  расходы – это процессуальный правовой институт общей части арбитражного процессуального права, следовательно, относится ко всем видам гражданского процесса и ко всем его стадиям. Любое лицо, обращающееся в арбитражный суд за защитой нарушенных прав и интересов, сталкивается с необходимостью уплаты государственной пошлины или подачи ходатайства об ее отсрочке и т.д. Каждый привлекаемый или вовлекаемый в судебное разбирательство, независимо от его процессуального положения, также охватывается институтом судебных расходов. Арбитражный суд проверяет уплату государственной пошлины при приеме искового заявления, разрешает вопрос о предоставлении рассрочки, отсрочки уплаты государственной пошлины, о распределении судебных расходов и т.д. Иными словами, каждый субъект арбитражно-процессуальных правоотношений в той или иной степени реализует нормы о судебных расходах.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Понятие судебных расходов 

     Согласно  российскому законодательству в  состав судебных расходов входит государственная  пошлина и судебные издержки. Судебные расходы можно определить как  денежные суммы, оплачиваемые лицами, участвующими в деле, или относимые  на счет средств федерального бюджета в связи с производством по делу в арбитражном суде.

     Оплата  судебных расходов возложена законом  на лиц, имеющих прямой материально-правовой интерес в исходе дела, - истца  и ответчика. При соучастии обязанность  оплаты судебных расходов возлагается на каждого соучастника при совершении им процессуальных действий. Третьи лица, заявляющие самостоятельные требования на предмет спора, а по делам особого производства - заявители, также должны оплачивать судебные расходы, так как несут обязанности истца.

     Институт  судебных расходов выполняет компенсационную (восстановительную) и превентивную (предупредительную) функции, поскольку  судебные расходы предназначены  для:

     1) частичного возмещения затрат  государства, связанных с отправлением  правосудия по гражданским делам;

     2) предупреждения неосновательных  обращений в суд;

     3) побуждения должника к надлежащему  исполнению своих обязанностей.

     В соответствии со ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА

    Понятие государственной  пошлины. 

     Государственная пошлина - установленный законом денежный сбор, взимаемый в федеральный бюджет за совершаемые судом действия.

     Институт  государственной пошлины всегда имел и имеет экономическое и правовое значение. Государственная пошлина поступает в федеральный бюджет и частично покрывает те расходы, которые ежегодно затрачиваются на финансирование судебной системы. Необходимость уплаты государственной пошлины призвана предотвращать необоснованное заявление исковых требований, подачу апелляционных и кассационных жалоб. Такой законодательный подход позволяет сразу «убить нескольких зайцев»: предотвратить необоснованное апелляционное обжалование и заставить стороны добросовестно действовать в суде первой инстанции, не приберегая доказательства до стадии пересмотра судебного акта. Размеры государственной пошлины устанавливаются таким образом, чтобы они не препятствовали доступности правосудия, но в то же время были ощутимыми. Кроме этого, поскольку в конечном итоге бремя уплаты государственной пошлины ложится на недобросовестную сторону, данная обязанность выступает как фактор предупреждения необоснованных обращений в суд, побуждения лиц в добровольном порядке исполнить свою обязанность. Размер и порядок исчисления государственной пошлины устанавливаются федеральным законом и зависят от характера иска (заявления, жалобы) и цены иска.

     Государственная пошлина является разновидностью сбора. Нормы о порядке уплаты государственной  пошлины, о размерах, о плательщиках государственной пошлины, об основаниях предоставления отсрочки и рассрочки ее уплаты и т.д. устанавливаются законодательством о налогах и сборах (гл. 25.3 НК РФ). Ряд вопросов уплаты государственной пошлины разъяснен в информационном письме Президиума ВАС РФ от 25 мая 2005 г. №91 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации»1, иных информационных письмах высшей судебной инстанции системы арбитражных судов. Несмотря на то, что Высший Арбитражный Суд РФ уделил значительное внимание вопросам судебных расходов в информационных письмах, на практике имеется немало спорных вопросов. Ответы на некоторые из таких вопросов отражены в рекомендациях научно-консультативных советов, судебных актах и обобщениях судебно-арбитражной практики федеральных арбитражных судов первой и апелляционной инстанций.

     Понятие  государственной  пошлины  содержится  в  ст. 333.16  НК  РФ.  В  соответствии  с  нормативной дефиницией государственная  пошлина - это сбор, взимаемый с лиц, указанных в ст. 333.17 НК  РФ,  при  их  обращении  в  государственные  органы,  органы местного  самоуправления, иные  органы  и (или)  к  должностным  лицам,  которые  уполномочены  в  соответствии  с законодательными  актами  Российской  Федерации,  законодательными  актами  субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за  совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных гл. 25.3 НК РФ, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Плательщики государственной  пошлины 

     В соответствии со ст. 333.17 НК РФ плательщиками  государственной пошлины признаются организации  и  физические  лица,  если  они  самостоятельно  обращаются  за  совершением юридически значимых действий или выступают ответчиками в арбитражных судах и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии  с  гл. 25.3  НК  РФ.  Иными  словами,  НК  РФ  определяет  два  возможных  случая признания лица плательщиком государственной пошлины:

     - при обращении в соответствующий  орган за совершением юридически  значимого действия. Применительно  к  арбитражным судам это истцы,  заявители,  третьи  лица,  заявляющие самостоятельные  требования  относительно  предмета  спора,  податели  апелляционной  и кассационной  жалобы,  а  также  иные  лица,  участвующие  в  деле,  при  обращении  к  суду  за совершением юридически значимого действия;

     -  при  вынесении  решения   не  в  пользу  ответчика   при  освобождении  истца   от  уплаты государственной пошлины. В силу пп. 2 п. 1 ст. 333.18 НК РФ ответчики уплачивают указанную в судебном акте государственную пошлину в десятидневный срок со дня вступления акта в законную силу. В связи с этим исполнительные листы на взыскание государственной пошлины с ответчиков выдаются  по  истечении десяти  дней  после вступления  судебного акта  в законную  силу при отсутствии в деле информации о том, что государственная пошлина уплачена ее плательщиком добровольно (п. 4  информационного письма  Президиума  ВАС РФ  от 25  мая 2005  г. N 91 "О некоторых  вопросах  применения  арбитражными  судами  главы 25.3  Налогового  кодекса Российской Федерации").

     При  предъявлении  несколькими  истцами  совместно  искового  заявления,  содержащего единое  требование (например,  при заявлении иска  об  истребовании  из  чужого  незаконного владения  имущества,  находящегося  в  общей  собственности,  иска  о  возмещении  убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим  исполнением должником  обязательства  перед солидарными кредиторами), государственная пошлина уплачивается истцами совместно в равных долях в размере,  установленном НК  РФ  для указанного  требования.  Если  же  сумма иска фактически  складывается  из  самостоятельных требований  каждого из  истцов (например,  при заявлении требований,  вытекающих  из  обязательства с долевой множественностью  лиц  на стороне кредитора,  требований  о возмещении  вреда,  причиненного  источником  повышенной опасности имуществу нескольких лиц), государственная пошлина уплачивается каждым из истцов исходя  из  размера заявляемого им  требования (п. 17  информационного  письма  ВАС  РФ  от 13 марта 2007 г. N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации").

     В  соответствии  с  положениями  п.  п. 1, 2  и 5  ст. 45,  ст. 333.17  НК  РФ  плательщик государственной пошлины обязан  самостоятельно  от  своего  имени уплатить  ее  в бюджет,  если иное  не  установлено законодательством о налогах и сборах.  Уплата  государственной пошлины иным лицом за истца (заявителя)  законодательством не предусмотрена (п. 18 информационного письма  Президиума  Высшего Арбитражного  Суда  РФ  от 25  мая 2005  г. N 91 "О некоторых вопросах  применения  арбитражными  судами  главы 25.3  Налогового  кодекса Российской Федерации").  Эта новация современного  законодательства  имеет  под собой правовую  основу. Ранее арбитражные  суды принимали оплату  государственной пошлины, произведенной  за истца иным  лицом. Но  далее при распределении судебных  расходов  возникал  закономерный  вопрос - как  взыскивать  в  пользу  истца  расходы  по  государственной  пошлине,  если  он  их  не  нес? Современное законодательство разрешило эту проблему путем запрета оплаты  государственной пошлины иным лицом.

     В соответствии с принципом национального  режима иностранные организации, иностранные граждане  и лица  без гражданства уплачивают  государственную пошлину в порядке и размерах, которые установлены гл. 25.3  НК  РФ  соответственно  для организаций  и  физических  лиц.

     В 2007 г. принято информационное письмо Президиума ВАС РФ от 29 мая 2007 г. N 118 "Об уплате  государственной пошлины российскими и иностранными лицами  через представителей",  в котором дано   разъяснение о возможности уплаты  государственной пошлины представителем  от  имени  представляемого.  В  платежном  документе  на  перечисление  суммы государственной пошлины в бюджет с банковского счета представителя должно быть указано, что плательщик действует от имени представляемого. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Судебные расходы и их состав