Правовой статус арбитражный заседателей

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 04:22, контрольная работа

Описание работы

Определение, права и обязанности заседателей даны в Федеральном законе РФ «Об арбитражных заседателях Арбитражных судов субъектов РФ» . Сегодня, в соответствии с законом, арбитражными заседателями арбитражных судов субъектов РФ являются граждане РФ, наделенные в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, полномочиями по осуществлению правосудия при рассмотрении арбитражными судами субъектов Российской Федерации в первой инстанции подведомственных им дел.

Работа содержит 1 файл

контрольная арбитражный процесс.docx

— 37.63 Кб (Скачать)

 

  1. Правовой статус арбитражных заседателей.
    1. Статус и полномочия арбитражных заседателей.

Определение, права и обязанности заседателей даны в Федеральном законе РФ  «Об арбитражных заседателях Арбитражных судов субъектов РФ»1. Сегодня, в соответствии с законом, арбитражными заседателями арбитражных судов субъектов РФ являются граждане РФ, наделенные в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, полномочиями по осуществлению правосудия при рассмотрении арбитражными судами субъектов Российской Федерации в первой инстанции подведомственных им дел.

Арбитражными заседателями могут быть граждане, достигшие 25 лет, с безупречной репутацией, имеющие  высшее профессиональное образование и стаж работы в сфере экономической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской деятельности не менее пяти лет. Арбитражными заседателями не могут быть:

1) лица, имеющие не снятую  или не погашенную в установленном  законом порядке судимость;

2) лица, совершившие поступок, умаляющий авторитет судебной  власти;

3) лица, признанные недееспособными  или ограниченно дееспособными  вступившим в законную силу  решением суда;

4) лица, замещающие государственные  должности, предусмотренные Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации"2 и другими федеральными законами, а также лица, замещающие выборные должности в органах местного самоуправления;

5) прокуроры, военнослужащие, следователи, адвокаты, нотариусы,  лица, принадлежащие к руководящему и оперативному составу органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, органов, исполняющих наказания, а также лица, осуществляющие частную детективную деятельность на основе специального разрешения (лицензии);

6) лица, состоящие на учете  в наркологических или психоневрологических диспансерах.

Арбитражный заседатель, впервые  приступивший к исполнению своих  обязанностей, в открытом судебном заседании приносит присягу, текст  которой установлен законом.3

Необходимо отметить, что именно в первой инстанции суды расследуют обстоятельства дела, поэтому присутствие независимых арбитражных заседателей здесь истцу как нигде нужна поддержка арбитражных заседателей.

Рассмотрение дела с участием арбитражных заседателей возможно только при наличии волеизъявления сторон или одной из сторон.

Арбитражные заседатели привлекаются к рассмотрению дел по ходатайству стороны, в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом РФ4. В соответствии со ст. 17 АПК РФ, арбитражный суд первой инстанции, в составе судьи и двух арбитражных заседателей, рассматривает экономические споры и иные дела, возникающие из гражданских и иных правоотношений, если какая-либо из сторон заявит ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей.

Не подлежат рассмотрению с участием арбитражных заседателей:

— дела, относящиеся к подсудности Высшего Арбитражного Суда РФ;

— дела об оспаривании нормативных правовых актов;

— дела о несостоятельности (банкротстве);

— дела, направленные в арбитражный суд первой инстанции на новое рассмотрение с указанием на коллегиальное рассмотрение;

— дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, и дела особого производства.

В соответствии со ст. 19 АПК РФ5, арбитражные заседатели привлекаются к осуществлению правосудия в арбитражных судах первой инстанции в соответствии с федеральным законом.

Ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей должно быть заявлено стороной не позднее чем за один месяц до начала судебного разбирательства.

Такое ходатайство может  быть заявлено при каждом новом рассмотрении дела. Суд обязан при подготовке дела к судебному разбирательству разъяснить сторонам их право заявлять такое ходатайство.

Арбитражное процессуальное законодательство предъявляет определенные требования к заявлению ходатайства о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей:

- ходатайство о рассмотрении  дела с участием арбитражных  заседателей должно быть заявлено  стороной не позднее чем за один месяц до начала судебного разбирательства (т.е. дня, назначенного судом для проведения судебного заседания по делу). Указанный срок необходим для совершения всех действий, связанных с подготовкой к рассмотрению дела с участием арбитражных заседателей;

- дело может быть рассмотрено  с участием арбитражных заседателей  (т.е. рассмотрение дела по первой  инстанции, не подпадающее под  исключения). Не могут быть рассмотрены с участием арбитражных заседателей дела, перечисленные в ч. 2 ст. 17 АПК РФ6, а также дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, и дела особого производства;

- заявление о рассмотрении  дела с участием арбитражных  заседателей подано стороной  спора. В силу закона иные  лица, участвующие в деле, не наделены  таким правом.

Закон не оговаривает форму  заявления ходатайства: волеизъявление может быть выражено в письменной форме в виде отдельного документа, быть включено в исковое заявление, отзыв на иск, встречное исковое заявление.7

Если ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей удовлетворено, каждая из сторон выбирает кандидатуру арбитражного заседателя для рассмотрения дела из списка арбитражных заседателей, утвержденного в установленном федеральным законом порядке для данного арбитражного суда, и заявляет о выбранной кандидатуре суду не позднее десяти дней до начала судебного разбирательства. Если сторона в указанный срок не заявит о выбранной кандидатуре арбитражного заседателя, суд вправе самостоятельно определить такую кандидатуру.

Ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей и заявление о привлечении к рассмотрению дела выбранной кандидатуры арбитражного заседателя разрешаются арбитражным судом в порядке, предусмотренном ст. 159 АПК РФ8.

Для принятия решения о привлечении к рассмотрению дела выбранной кандидатуры арбитражного заседателя суд обязан проверить, имеются ли установленные п. п. 1-4 ч. 1 ст. 21 АПК РФобстоятельства, при которых данный кандидат не может участвовать в качестве арбитражного заседателя в рассмотрении конкретного дела.

Наличие указанных обстоятельств  является основанием для отказа в удовлетворении заявления о привлечении к рассмотрению дела выбранной кандидатуры арбитражного заседателя. При этом суд предлагает соответствующей стороне выбрать другую кандидатуру.

 

1.2 Права арбитражных  заседателей.

При рассмотрении дела арбитражные заседатели пользуются правами и несут обязанности судьи.

Судья и арбитражный заседатель при рассмотрении дела, разрешении всех вопросов, возникающих при рассмотрении и принятии судебных актов, пользуются равными процессуальными правами.

В случае рассмотрения дела с участием арбитражных заседателей, судья является председательствующим в судебном заседании. Арбитражные заседатели принимают участие в рассмотрении дела и принятии решения наравне с профессиональными судьями. Следует обратить внимание, что Арбитражные заседатели, участвующие в осуществлении правосудия, независимы и подчиняются только Конституции РФ и закону.

Списки арбитражных заседателей  формируют арбитражные суды субъектов Российской Федерации на основе предложений о кандидатурах арбитражных заседателей. Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ эти списки утверждаются для каждого арбитражного суда.

Арбитражный заседатель осуществляет свои полномочия в течение двух лет. По истечении срока полномочий арбитражный заседатель может быть повторно включен в списки арбитражных заседателей в порядке, предусмотренном законодательством.

Арбитражные заседатели на период ведения дел имеют статус арбитражного судьи со всеми вытекающими из этого статуса особенностями. Например, в соответствии со ст. 69 Гражданского процессуального кодекса РФ «Не подлежат допросу в качестве свидетелей:

…2) судьи, присяжные, народные или арбитражные заседатели — о вопросах, возникавших в совещательной комнате в связи с обсуждением обстоятельств дела при вынесении решения суда или приговора…»10.

Основания для приостановления  полномочий арбитражного заседателя:

  • предъявление обвинения в совершении преступления (до вступления в законную силу приговора суда);
  • неспособность по состоянию здоровья или иным уважительным причинам в течение длительного времени (более 6 месяцев) исполнять обязанности арбитражного заседателя;
  • признание безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу.

Основания для прекращения  полномочий арбитражного заседателя:

  • истечение срока полномочий;
  • прекращение гражданства РФ;
  • вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении арбитражного заседателя либо решения суда о применении к нему принудительных мер медицинского характера;
  • вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности арбитражного заседателя либо о признании его недееспособным;
  • совершение поступка, умаляющего авторитет судебной власти; 
    неоднократное уклонение без уважительных причин от исполнения своих обязанностей;
  • замещение должностей, исключающих привлечение арбитражного заседателя к участию в осуществлении правосудия; письменное заявление арбитражного заседателя о прекращении полномочий по уважительным причинам;
  • смерть арбитражного заседателя или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим.

 

1.3 Оплата труда  арбитражных заседателей.

Участие арбитражных заседателей  в суде оплачивают не стороны, а государство. Эта оплата является компенсацией за выполнение общественных обязанностей, а не заработной платой. С точки зрения норм Трудового кодекса РФ11 привлечение работников к исполнению государственных или общественных обязанностей не означает, что с этими работниками расторгается трудовой договор по месту их основной работы и заключается новый трудовой или гражданско-правовой договор по месту исполнения этих обязанностей.

Вопросы реализации гарантий и компенсаций работникам, привлекаемым к исполнению государственных или общественных обязанностей, в случаях, если эти обязанности должны исполняться в рабочее время регулирует ст. 170 ТК РФ12. Данная статья закрепляет обязанность работодателя освободить работника от работы, направить его в соответствующую организацию для исполнения обязанностей и сохранить за ним место работы.

Выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком трудовым договором, договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ, оказание услуг, а также авторским договором, не являются объектом налогообложения по единому социальному налогу.

Выполнение обязанностей арбитражных заседателей в судах не может рассматриваться как исполнение трудовых обязанностей, поскольку трудовые обязанности являются составной частью трудового договора, заключаемого работником и работодателем. Работа в судах в качестве арбитражных заседателей является исполнением государственных или общественных обязанностей.

Именно поэтому ч. 2 ст. 170 ТК РФ13 предусматривает за привлечение работников к исполнению государственных или общественных обязанностей не выплату заработной платы, а выплату компенсации в размере, определенном законом, иным нормативно-правовым актом либо решением соответствующего общественного объединения.

Учитывая, что согласно п. 1 ст. 236 НК РФ14, объектом налогообложения по единому социальному налогу для налогоплательщиков — лиц, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам, при осуществлении выплат в соответствии с п. 4 ст. 8 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»15 присяжным, народным и арбитражным заседателям за время их участия в осуществлении правосудия у судов не возникает объекта налогообложения по единому социальному налогу, так как данные выплаты осуществляются не в рамках трудовых или гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

Информация о работе Правовой статус арбитражный заседателей