Порядок формирования, полномочия и функции высших судов России (Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов)

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 20:08, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе комплексного системного анализа нормативно-правовых документов исследовать законодательную регламентацию, становление, развитие и действие судебной власти. Общая цель исследования конкретизируется в следующих задачах:
В задачи работы входит:
- изучение конституции как основы судебной власти;
- описание порядка формирования Высших Судов РФ: процедуры избрания членов Суда, их полномочий и обязанностей;
- определение функций и полномочий Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Арбитражного Суда

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Конституция как основа судебной власти……………………………..6
Глава II. Порядок формирования, функции и полномочия Конституционного Суда РФ.
2.1 Полномочия Конституционного Суда ……………………………………...9
2.2 Порядок формирования и состав Конституционного Суда РФ…………..12
Глава III. Порядок формирования, функции и полномочия Верховного
Суда РФ.
3.1 Функции Верховного Суда РФ……………………………………………...16
3.2 Полномочия Верховного Суда РФ………………………………………….16
3.3 Состав и порядок формирования Верховного Суда РФ…………………...18
Глава VI. Порядок формирования, функции и полномочия Высшего Арбитражного суда РФ.
4.1.Функции Высшего Арбитражного Суда РФ……………………………….22
4.2.Полномочия Высшего Арбитражного Суда РФ…………………………..22
4.3 Порядок формирования и состав Высшего Арбитражного Суда РФ…….25
Заключение……………………………………………………………………….28
Список литературы……………………………………………………………...30

Работа содержит 1 файл

курсач осн.docx

— 50.74 Кб (Скачать)

Содержание

Стр

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I. Конституция как основа судебной власти……………………………..6

Глава II. Порядок формирования, функции и полномочия Конституционного Суда РФ.

2.1 Полномочия Конституционного Суда ……………………………………...9

2.2 Порядок формирования  и состав Конституционного Суда  РФ…………..12

Глава III. Порядок формирования, функции и полномочия Верховного

Суда РФ.

3.1 Функции Верховного  Суда РФ……………………………………………...16

3.2 Полномочия  Верховного Суда РФ………………………………………….16

3.3 Состав и  порядок формирования Верховного  Суда РФ…………………...18

Глава VI. Порядок формирования, функции и полномочия Высшего Арбитражного суда РФ.

4.1.Функции Высшего  Арбитражного Суда РФ……………………………….22

4.2.Полномочия  Высшего Арбитражного Суда РФ…………………………..22

4.3 Порядок формирования  и состав Высшего Арбитражного  Суда РФ…….25

Заключение……………………………………………………………………….28

Список литературы……………………………………………………………...30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Введение

     Актуальность курсовой работы заключается в том, что суд среди других органов государственной власти занимает особое место. Только суд своим решением может положить конец спору истца и ответчика, только суд может признать человека виновным в совершении преступления. В современных условиях возникла необходимость более глубокого понимания вопроса о значении Высших Судов РФ.

Суд реализует  права граждан на обжалование  действий должностных лиц, рассматривает  материалы о некоторых видах административных правонарушений. Никакой другой орган власти не правомочен выполнять эти задачи.

    Необходимость построения правового общества и  государства, создания эффективных  юридических механизмов защиты прав граждан и организаций показали, что общество нуждается в независимом  суде, свободном от политического  и социального давления. Обеспечить это условие возможно только в  условиях реального разделения государственной  власти на законодательную, исполнительную и судебную.

    Разделение  властей означает, что каждая власть имеет монополию на свои функции  и не может выполнять функции  других властей.

Под судебной системой следует понимать совокупность всех судов России.

В судебную систему России входят все суды:

      -Конституционный Суд РФ;

    -Верховный Суд РФ и суды общей юрисдикции, в отношении которых он осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах судебный надзор и дает обязательные для исполнения разъяснения по вопросам судебной практики;

    - Высший Арбитражный Суд РФ  и все арбитражные суды, в отношении  которых он наделен полномочиями  судебного надзора и дачи разъяснений  по вопросам разрешения экономических  споров и иных дел, рассматриваемых  арбитражными судами.

Совокупность  указанных судов РФ связана единством  задач по отправлению правосудия и процессуальной формой функционирования.

    Сегодня, в соответствии с Конституцией, Суд является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.1

    Суд – третья ветвь власти в государстве, именно  ему  подлежит

вынесение нелегких решений, в соответствии с  установленным законом  выносить справедливые решения, выносить приговоры о виновности, выносить  определения по различным  фактам.

    Настоящая работа представляет собой описание и анализ действующего законодательства Российской Федерации, определяющего  статус, функции, сущность, полномочия и порядок формирования Высших судов  РФ (Конституционного суда РФ, Верховного Суда РФ, Арбитражного Суда РФ).

    Цель  исследования состоит в том, чтобы на основе комплексного системного анализа нормативно-правовых документов исследовать законодательную регламентацию, становление, развитие и действие судебной власти. Общая цель исследования конкретизируется в следующих задачах:

    В задачи работы входит:

- изучение  конституции как основы судебной  власти;

- описание  порядка формирования Высших  Судов РФ: процедуры избрания  членов Суда, их полномочий и  обязанностей;

- определение  функций и  полномочий Конституционного  Суда РФ, Верховного Суда РФ, Арбитражного  Суда 

    Объект  исследования. Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе образования, формирования, организации деятельности, порядка и реализации полномочий высших судов как органов судебной власти.

    Предметом исследования выступают законодательные основы и принципы построения системы высших судов, а также теоретические исследования, касающиеся заявленной темы.

    Курсовая  работа состоит из введения, четырёх  глав, объединяющих восемь параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Во введении обосновывается актуальность темы, определяются объект, предмет, цели и задачи исследования, а также значимость высших судов  РФ.

В первой главе дается описание конституции как основы судебной власти. А в трёх последующих главах идёт подробное описание высших судов РФ. Каждая глава раскрывает их полномочия, функции и порядок формирования. В конце работы сделаны выводы по данной работе и предоставлен список используемой литературы.

    Основными источниками сведений, необходимых  для выполнения данной работы, являются законодательные акты Российской Федерации - Конституция России 1993 г., Федеральный конституционный закон  от 21 июля 1994 г. « О Конституционном суде Российской Федерации», Федеральный Конституционный Закон от 7 февраля 2011 года "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации", ФКЗ от 28 апреля 1995 г. "Об арбитражных судах в Российской Федерации", некоторые постановления Конституционного суда РФ. 

 

     Глава I. Конституция как основа судебной власти

     Судебная  власть осуществляется посредством  конституционного, гражданского, административного  и уголовного судопроизводства.2 Ст. 118 Конституции РФ закрепляет, что судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.

     В систему органов правосудия Российской Федерации входят: Конституционный  Суд Российской Федерации, Верховный  Суд Российской Федерации и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

     В гл.7 Конституции РФ закреплены основы правового статуса судей, единые для всех органов правосудия. Судьями  могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое  образование и стаж работы по юридической  профессии не менее 5 лет. Федеральным  законом могут быть установлены  дополнительные требования к судьям.

     Судьи Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда назначаются  Советом Федерации по представлению  Президента Российской Федерации. Судьи  других федеральных судов назначаются  Президентом Российской Федерации  в порядке, установленном федеральным  законом (ст. 128 Конституции РФ).

     В Конституции РФ содержатся и другие положения, закрепляющие основы статуса  судей, одновременно являющиеся принципами правосудия.

     Согласно  ст. 120 Конституции «суды независимы и подчиняются только Конституции  Российской Федерации и федеральному закону». Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.

     В Конституции РФ закреплен принцип  несменяемости судей. Полномочия судьи  могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.

     В соответствии со ст. 123 Конституции  РФ разбирательство дел во всех судах  открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом. Заочное разбирательство уголовных  дел в судах не допускается, кроме  случаев, предусмотренных федеральным  законом. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия  сторон. В случаях, предусмотренных  федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных  заседателей.

     Финансирование  судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность  полного и независимого осуществления  правосудия в соответствии с федеральным  законом.

     Ряд принципиальных положений, относящихся  к осуществлению правосудия, содержится в нормах гл.2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина». К их числу можно отнести закрепление: равенства перед законом и  судом (ст.19); права на жизнь и исключительный характер смертной казни (ст.20); охраны достоинства личности и запрета  на пытки, насилие, жестокое и унижающее  человеческое достоинство обращение  или наказание (ст.21); права на свободу  и личную неприкосновенность (ст.22); неприкосновенности жилища (ст.25); охраны права частной собственности (ст.35); государственной защиты прав и свобод (ст.45); судебной защиты прав и свобод (ст.46); права на рассмотрение дела в  том судье и тем судьей, к  подсудности которых оно отнесено законом (ст.47); права на гарантированную квалифицированную юридическую помощь (ст.48); права на помощь адвоката с момента задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения (ст.48); презумпции невиновности (ст.49); запрета на повторное осуждение за одно и тоже преступление; запрета на использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона; права на пересмотр приговора вышестоящим судом, а также права на помилование или смягчение наказания (ст.50); положение о том, что никто не обязан свидетельствовать против самого себя, супруга и близких родственников (ст.51); права потерпевших на защиту от преступлений и злоупотреблений властью и компенсацию причиненного ущерба (ст.52); права на возмещение вреда (ст.53); запрета обратной силы закона, устанавливающего или отягчающего ответственность (ст.54) и др.

     Вопросы организации судебной власти и осуществления  правосудия регулируются федеральными законами.  

 

Глава II. Порядок формирования, функции и полномочия Конституционного Суда РФ

    Конституционный контроль является необходимым атрибутом  демократически организованного государства. Он - важнейший элемент построения правового государства, и в современной  России он стал наиболее зримым воплощением  эволюции правовой системы. Целью органов  конституционного контроля Российской Федерации является защита основ  конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства и прямого  действия Конституции государства  на всей его территории.3

2.1 Полномочия Конституционного Суда РФ

     Полномочия, порядок образования  и деятельности Конституционного  Суда РФ определяются Конституцией  РФ (ст. 125, 128, и Федеральным Конституционным  законом о Конституционном Суде  РФ от 21 июля 1994г.)

В целях  защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и  гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции  РФ на всей территории Конституционный  суд РФ:

1) разрешает  дела о соответствии Конституции  РФ:

а) федеральных  законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной  Думы, Правительства РФ;

б) конституций  республик, уставов, а также законов  и иных нормативных актов субъектов  РФ, изданных по вопросам, относящимся  к ведению органов государственной  власти РФ и совместному ведению  органов государственной власти РФ и органов государственной  власти субъектов РФ;

в) договоров  между органами государственной  власти РФ и органами государственной  власти субъектов РФ, договоров между  органами государственной власти субъектов  РФ;

г) не вступивших в силу международных договоров  РФ;

2) разрешает  споры о компетенции: 

а) между  федеральными органами государственной  власти;

б) между  органами государственной власти РФ и органами государственной власти РФ;

в) между  высшими государственными органами субъектов РФ;        

Информация о работе Порядок формирования, полномочия и функции высших судов России (Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов)