Подведомственность дел арбитражным судам

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 13:06, контрольная работа

Описание работы

Арбитражные суды, действующие в настоящее время, пришли на смену органам государственного и ведомственного арбитражей. С 1 октября 1991 года на территории РСФСР были упразднены арбитражи и иные аналогичные органы в системах министерств, государственных комитетов, ведомств, в ассоциациях, концернах, иных объединениях, а также на предприятиях и в организациях.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
1. Понятие арбитражных судов и их системы…………………..4
2. ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ ДЕЛ АРБИТРАЖНЫМ СУДАМ…………….7
2.1. Критерии подведомости дел арбитражным судам……….7
2.2.Виды подведомственности дел арбитражным судам……15
Заключение………………………………………………………………….20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………21

Работа содержит 1 файл

кр арбитражный процесс.doc

— 122.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Филиал  ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ 

«Байкальский  государственный  университет

  экономики и права»  в г. Усть-Илимске 

(Филиал  ГОУ ВПО «БГУЭП» в г. Усть-Илимске) 

Кафедра Права 

Специальность 030501 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ работа

ПО ДИСЦИПЛИНЕ  «арбитражный процесс»

тема  «ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ ДЕЛ АРБИТРАЖНЫМ СУДАМ» 
 
 
 

Руководитель 

Преподаватель                                                                              А.П. Крейденков                                                                                     

 

                               

   

Исполнитель 

Студент группы   ЮПГу-09                                                            Е.Е. Смирнова

                                                 
 
 
 
 
 
 
 
 

Усть-Илимск  2011 

     СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………..3

1. Понятие арбитражных  судов и их системы…………………..4

2. ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ ДЕЛ АРБИТРАЖНЫМ СУДАМ…………….7

   2.1. Критерии подведомости дел арбитражным судам……….7

   2.2.Виды подведомственности дел арбитражным судам……15

Заключение………………………………………………………………….20

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

    Арбитражные суды, действующие в настоящее  время, пришли на смену органам государственного и ведомственного арбитражей. С 1 октября 1991 года на территории РСФСР были упразднены арбитражи и иные аналогичные органы в системах министерств, государственных комитетов, ведомств, в ассоциациях, концернах, иных объединениях, а также на предприятиях и в организациях.

    Замена  системы арбитражей арбитражными судами предопределялась новыми экономическими условиями перехода к рыночным отношениям, существования нескольких форм собственности. Разрешение споров между равными субъектами хозяйствования прежними способами и методами, которые применялись в условиях административно-командной системы арбитражами, стало невозможным. Поэтому арбитраж был преобразован в суд, деятельность которого по рассмотрению и разрешению споров протекает в арбитражно-процессуальной форме, создающей устойчивые гарантии защиты права в равной мере предпринимателям, приватизированным предприятиям, государственным предприятиям, другим организациям и учреждениям.

     Арбитражные суды являются важной и неотъемлемой частью системы судопроизводства в РФ. Основой деятельности арбитражных судов является Конституция РФ, Арбитражный процессуальный кодекс и федеральные законы. 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Понятие арбитражных  судов и их системы

     Арбитражные суды представляют собой особую разновидность судебных органов, осуществляющих судебную власть путем разрешения экономических споров и иных дел, отнесенных к их ведению. Арбитражные суды имеют собственную подведомственность, порядок судопроизводства в них имеет специфику, установленную Арбитражным процессуальным кодексом РФ.

     Длительное  время арбитражные суды рассматривались  в качестве специализированных в  рамках системы органов гражданской  юрисдикции. Данное обстоятельство подчеркивалось и в судебно-арбитражной практике, например, в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 сентября 1994 г. N 33 по конкретному делу, отменяющем за неподведомственностью решение одного из арбитражных судов, было отмечено, что арбитражный суд является специализированным судом по разрешению экономических споров, т. е. споров, связанных с предпринимательской деятельностью.

     После прошедшей реформы арбитражного процесса, принятия в 2002 г. нового АПК  и существенного расширения подведомственности можно вполне определенно сказать  о том, что арбитражные суды являются судами общей компетенции по экономическим спорам. Кроме того, усложнился и дифференцировался процессуальный порядок рассмотрения подведомственных арбитражным судам дел.

     Конституция РФ и Федеральный конституционный  закон "О судебной системе Российской Федерации" относят арбитражные суды к федеральным судам. На уровне субъектов РФ не могут создаваться судебные органы, наделенные правом разрешения дел, отнесенных к ведению арбитражных судов. Система арбитражных судов основывается на общих принципах и положениях судоустройства и судопроизводства, которые в равной степени действуют и для других судов: Конституционного, общей юрисдикции и субъектов Федерации.

     Так, система арбитражных судов установлена  Конституцией РФ, федеральными конституционными законами "О судебной системе в Российской Федерации" и "Об арбитражных судах в Российской Федерации". Арбитражный процесс основывается на соблюдении установленных федеральными законами правил судопроизводства, содержащихся в АПК и других федеральных законах, в частности в Федеральном законе "О несостоятельности (банкротстве)". Арбитражные суды применяют Конституцию РФ, федеральные конституционные и федеральные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституции (уставы) и другие законы субъектов РФ. Судебные постановления арбитражных судов, вступившие в законную силу, признаются обязательными для исполнения на всей территории Российской Федерации. Статус судей арбитражных судов закреплен законодательно в Законе РФ "О статусе судей в Российской Федерации", а сама система арбитражных судов финансируется из федерального бюджета.

     Систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют в настоящее  время:

  1. Высший Арбитражный Суд РФ;
  2. федеральные арбитражные суды округов;
  3. арбитражный апелляционный суд;
  4. арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (далее — арбитражный суд субъекта РФ).

     Высший  Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, подведомственных арбитражным судам. Высший Арбитражный Суд РФ является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к федеральным арбитражным судам округов и арбитражным судам субъектов РФ. В силу такого правового статуса Высший Арбитражный Суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики, рассматривает в соответствии с федеральным законом дела в качестве суда первой инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Высший Арбитражный Суд РФ действует в составе Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ и двух судебных коллегий: по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений и из административных правоотношений (ст. 127 Конституции РФ).

     Федеральные арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности решений арбитражных судов субъектов РФ, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях. Кроме того, федеральный арбитражный суд округа рассматривает также дела по вновь открывшимся обстоятельствам. Всего образовано 10 федеральных арбитражных судов округов, распространяющих свое действие на определенное количество субъектов РФ. Например, федеральный арбитражный суд Уральского округа осуществляет проверку решений, принятых арбитражными судами Республики Башкортостан, Коми-Пермяцкого автономного округа, Курганской области, Оренбургской области, Пермской области, Свердловской области, Удмуртской Республики, Челябинской области. Каждый из федеральных арбитражных судов округов действует в составе президиума и двух коллегий — по рассмотрению споров из гражданских и иных правоотношений и возникающих из административных правоотношений (их состав определяется ст. 24 ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»).

     В субъектах РФ действуют арбитражные  суды республик, краев, областей, городов  федерального значения, автономной области, автономных округов. При этом на территориях нескольких субъектов РФ судебную власть может осуществлять один арбитражный суд, равно как и судебную власть на территории одного субъекта РФ могут осуществлять несколько арбитражных судов. Арбитражный суд субъекта Федерации рассматривает дела в качестве суда первой и апелляционной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам. В арбитражном суде субъекта РФ действует президиум, а также могут быть образованы судебные коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

     2. ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ ДЕЛ АРБИТРАЖНЫМ СУДАМ

     2.1. Критерии подведомости дел арбитражным  судам

     В АПК РФ сформировано понимание основного критерия подведомственности как характера спорного правоотношения и содержания спора (дела) — связан ли предмет спора с предпринимательской либо иной экономической деятельностью или нет. В этом плане получил развитие обоснованный профессором Ю.К. Осиповым в качестве основного критерия характер правоотношения, из которого возникают юридические дела. Сделанный в иную социально-правовую эпоху, данный вывод получил сегодня новое звучание и отражение в системе процессуального законодательства.

     Указанные критерии сформулированы в § 1 гл. 4 АПК РФ, ст. 22 ГПК РФ и других федеральных законах, а также разъясняются и конкретизированы в судебной практике, прежде всего в ряде совместных постановлений Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ.

     Таким образом, можно выделить несколько  таких критериев:

  1. характер или предмет дела (экономический и связанный с предпринимательской или иной экономической деятельностью);
  2. субъектный состав (сторон);
  3. наличие соглашения сторон;
  4. спорность или бесспорность права;
  5. характер нормативного акта (по признаку нормативности и предмета его регулирования).

     Первый  и основной критерий — спор либо иное дело должны носить экономический  характер и быть связаны с предпринимательской  либо иной экономической деятельностью. Данный критерий экономического спора прямо сформулирован в ч. 1 ст. 27 АПК РФ, ст. 1, 2 и др. АПК РФ, ч. 3 ст. 22 ГПК РФ. Значимость указанного критерия подчеркивается тем обстоятельством, что согласно ч. 4 ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции не разрешают экономические споры и другие дела, отнесенные федеральными конституционными законами и федеральными законами к ведению арбитражных судов. Тем самым данный критерий разграничения подведомственности приобрел основное значение, поскольку закреплен одновременно в двух процессуальных кодексах.

     Прямо в законодательстве понятие экономического спора не определено, что затрудняет толкование данного критерия подведомственности.

     Согласно  п. 1 ст. 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. При этом экономический характер спора проявляется не только в осуществлении предпринимательской деятельности, но и в доступе к этой деятельности, а также в предъявлении иных имущественных требований.

     К экономическим спорам относятся  споры из гражданских (ст. 28 АПК РФ) и публичных правоотношений (ст. 29 АПК РФ). Характер правоотношения является оценочной категорией, и его выяснение связано с оценкой целой группы фактических обстоятельств. Внешним признаком отраслевой принадлежности правоотношения является местоположение регулирующих его правовых норм. Однако нередко источники той или иной отрасли права содержат правовые нормы, регулирующие отношения различной отраслевой принадлежности. Так, многие законодательные акты последних лет, например Федеральные законы "Об акционерных обществах", "О рынке ценных бумаг", носят межотраслевой характер и содержат нормы как гражданского, так и административного, финансового, процессуального и иного права. Некоторые источники права вообще не имеют четко выраженной отраслевой принадлежности или являются комплексными. В таких случаях на помощь для определения подведомственности также приходит критерий характера (предмета) дела — его связь с предпринимательской и иной экономической деятельностью.

Информация о работе Подведомственность дел арбитражным судам