Подведомственность дел арбитражным судам

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 23:21, курсовая работа

Описание работы

Основной причиной, определившей выбор темы данной работы, явилось желание использовать предоставленную автору обстоятельствами возможность как можно скорее и полнее ознакомиться с системой организации работы отечественных арбитражных судов, а, точнее, с одним из узловых моментов организации данной ветви отечественной судебной системы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ ДЕЛ АРБИТРАЖНЫМ СУДАМ И РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ ГРАЖДАНСКИХ ДЕЛ МЕЖДУ РАЗЛИЧНЫМИ ЮРИДИЧЕСКИМИ ОРГАНАМИ 5
§1. ПОНЯТИЕ ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ ДЕЛ АРБИТРАЖНЫМ СУДАМ 5
§2. РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ ГРАЖДАНСКИХ ДЕЛ МЕЖДУ РАЗЛИЧНЫМИ ЮРИДИЧЕСКИМИ ОРГАНАМИ 7
§3. ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ СПОРОВ АРБИТРАЖНЫМ СУДАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В АПК-1995 И АПК-2002 9

ГЛАВА 2. КРУГ ДЕЛ, ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ АРБИТРАЖНЫМ СУДАМ 11
§1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СПОРЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ИЗ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ 11
§2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СПОРЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ИЗ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
17
§3. СПОРЫ С УЧАСТИЕМ ИНОСТРАННЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25

БИБЛИОГРАФИЯ

Работа содержит 1 файл

Курсовой Подведомственность дел арбитражным судам2.DOC

— 138.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ 

УНИВЕРСИТЕТ

      Тихоокеанский институт политики и  права 

Кафедра гражданского и предпринимательского права 
 

Подведомственность  дел арбитражным  судам

 
 
 

              Курсовая  работа студента

              группы  Ю-5 факультета второго высшего образования

              Павленко  Виктора Даниловича 

              Научный руководитель – 

              Ст. преподаватель кафедры  гражданского и предпринимательского права Бурова И.Л. 

              Дата  защиты ________________

              Оценка ____________________ 
               
               

Владивосток

2002

ОГЛАВЛЕНИЕ
 
 
ВВЕДЕНИЕ 3
   
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ ДЕЛ АРБИТРАЖНЫМ  СУДАМ И РАЗГРАНИЧЕНИЕ  ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ ГРАЖДАНСКИХ ДЕЛ  МЕЖДУ РАЗЛИЧНЫМИ ЮРИДИЧЕСКИМИ ОРГАНАМИ 5
§1. ПОНЯТИЕ ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ ДЕЛ АРБИТРАЖНЫМ  СУДАМ 5
§2. РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ ГРАЖДАНСКИХ ДЕЛ МЕЖДУ РАЗЛИЧНЫМИ ЮРИДИЧЕСКИМИ ОРГАНАМИ 7
§3. ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ СПОРОВ АРБИТРАЖНЫМ  СУДАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В АПК-1995 И АПК-2002 9
   
ГЛАВА 2. КРУГ ДЕЛ, ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ АРБИТРАЖНЫМ СУДАМ 11
§1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СПОРЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ИЗ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ 11

§2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СПОРЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ИЗ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

17
§3. СПОРЫ С УЧАСТИЕМ ИНОСТРАННЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ 22
   
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
   
БИБЛИОГРАФИЯ 27
   

  

  

 

ВВЕДЕНИЕ

      Основной причиной, определившей выбор темы данной работы, явилось желание использовать предоставленную автору обстоятельствами возможность как можно скорее и полнее ознакомиться с системой организации работы отечественных арбитражных судов, а, точнее, с одним из узловых моментов организации данной ветви отечественной судебной системы. Интерес был предопределен спецификой собственной производственной деятельности и возникающей в процессе этой деятельности необходимостью принимать участие в подготовке материалов к арбитражным процессам.

      Ознакомление  с материалами по избранной теме показало, что существует  большое  количество вопросов, возникающих в  процессе правоприменительной деятельности в арбитражных судах России при  определении подведомственности экономических  и иных споров.

      Значение  правильного решения вопроса  подведомственности споров тем или  иным судам трудно переоценить. Необоснованный отказ в принятии к рассмотрению исковых материалов, в том числе  и арбитражным судом, практически  означает отказ в правосудии, что, естественно, противоречит 46 статье Конституции Российской Федерации. Вот почему так важно добиться предельной четкости и ясности толкования и применения законодательства, определяющего подведомственность дел арбитражным судам. Отсутствие четкого и однозначного правового регулирования в этой области может приводить и приводит к нарушению прав хозяйствующих субъектов.

      В работе ставилась задача ознакомиться со всем кругом споров, подведомственных сегодня арбитражному суду, определенных действующим арбитражным процессуальным законом, ознакомиться с материалами по существующим проблемам в данной области, и, учитывая тот факт, что в период подготовки курсовой работы законодательными органами страны был принят новый Арбитражный процессуальный кодекс, - рассмотреть различия вопросов подведомственности в новом и прежнем кодексах.

      Большой объем информации по теме данной курсовой  работы автор почерпнул в работе «Вопросы подведомственности дел арбитражным судам в Российской Федерации»1, а также на Интернет-сайтах Высшего арбитражного суда2 и Агентства деловой информации3. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ ДЕЛ АРБИТРАЖНЫМ  СУДАМ И РАЗГРАНИЧЕНИЕ  ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ ГРАЖДАНСКИХ ДЕЛ  МЕЖДУ РАЗЛИЧНЫМИ ЮРИДИЧЕСКИМИ ОРГАНАМИ  

§1. ПОНЯТИЕ ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ ДЕЛ АРБИТРАЖНЫМ СУДАМ

     Каждый  орган государства, осуществляя  возложенные на него задачи, должен действовать строго в пределах предоставленных  ему полномочий и не вторгаться в  компетенцию других органов. Такое  строгое разграничение компетенции является важным условием, обеспечивающим нормальную, правомерную работу всего государственного аппарата, в том числе и суда.

     Арбитражный суд выполняет особую государственную  функцию: он осуществляет правосудие в  сфере экономических отношений. Никакой другой орган государственной власти и никакой другой суд не может принять на себя функции по разрешению экономических споров, отнесенных законом к ведению арбитражных судов.

     В юридической литературе под подведомственностью понимают как разграничение компетенции между различными органами, так и круг дел к ней отнесенных (ее составляющих).

     Термин  «подведомственность» происходит от слова  «ведомство», т. е. система (совокупность) учреждений, обслуживающих какую-либо область (отрасль) государственного управления.

     Существительное «подведомственность» соответствует  прилагательному «подведомственный», которое в справочной литературе толкуется как находящийся в  чьем-либо ведении или подчиненный  в порядке управления.

     В юридической литературе правовой институт «подведомственность» означает разграничение круга дел между судом, арбитражным судом и административными органами.

     Совокупность  юридических норм, которые образуют институт подведомственности, определяет свойства дел (характер правоотношений, в силу которых их разрешение отнесено к компетенции того или иного государственного органа).

     Отсюда  вытекает, что, принимая дело к производству, арбитражный суд должен прежде всего  проверить, может ли данное дело вообще рассматриваться арбитражным судом. Арбитражный суд должен убедиться в том, что поступившее на его рассмотрение дело действительно подведомственно арбитражному суду, а не суду общей юрисдикции.

     Подведомственностью называется институт, устанавливающий  пределы компетенции судебных органов  в области разрешения дел.

     В соответствии с Конституцией Российской Федерации арбитражные суды призваны рассматривать и разрешать дела, вытекающие из экономических правоотношений, складывающихся в процессе осуществления  предпринимательской и иной экономической  деятельности.

     Право судебных органов рассматривать и разрешать в установленном законом процессуальном порядке отнесенные к их ведению дела называется судебной юрисдикцией. Судебная юрисдикция арбитражного суда определяется арбитражным процессуальным законодательством и другими законами Российской Федерации.

 

§2. РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ ГРАЖДАНСКИХ ДЕЛ  МЕЖДУ РАЗЛИЧНЫМИ ЮРИДИЧЕСКИМИ ОРГАНАМИ4.

      В соответствии с Конституцией РФ и  законодательством РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, а к федеральным судам относятся:

  • Конституционный Суд РФ;

  • Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные  суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

  • Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные  арбитражные суды округов, арбитражные  суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

      Согласно  ст. 3 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года "О Конституционном  Суде Российской Федерации"2 в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории Российской Федерации Конституционный Суд РФ разрешает споры о компетенции:

  а) между федеральными органами государственной  власти;

  б) между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

  в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

     Согласно  подп. 1 ст. 25 ГПК РСФСР судам общей  юрисдикции подведомственны дела по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых и колхозных правоотношений, если хотя бы одной из сторон в споре является гражданин, за исключением случаев, когда разрешение таких споров отнесено законом к ведению административных или иных органов.

      Арбитражному  суду подведомственны дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений. При этом к экономическим спорам между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между субъектами Российской Федерации, разрешаемым арбитражным судом, в частности, относятся споры о признании права собственности, о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, не соответствующих законам и иным нормативным правовым актам и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан.

     В соответствии со ст. 46 Федерального закона "Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации" граждане, проживающие на территории муниципального образования, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления вправе предъявлять в суд или арбитражный суд иски о признании недействительными нарушающих права местного самоуправления актов органов государственной власти и государственных должностных лиц, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, а также общественных объединений. Поэтому очевидно, что арбитражный суд не вправе будет отказать муниципальному образованию в принятии искового заявления. Представляется, однако, что споры муниципальных образований между собой, а также с Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации должны будут разрешаться не в Высшем Арбитражном Суде РФ, а в арбитражных судах субъектов Российской Федерации.

§3. ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ СПОРОВ АРБИТРАЖНЫМ  СУДАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В АПК-19955 И АПК-20026

      В июле текущего (2002) года законодательными органами РФ был принят и подписан Президентом РФ новый Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации.

      Анализ  статей АПК-95 и АПК-2002, регулирующих вопросы подведомственности споров арбитражным судам, позволяет сделать  следующие выводы:

  1. Содержание подведомственности  споров арбитражным судам Российской Федерации в новом арбитражном процессуальном кодексе (в сравнении с АПК-1995) в целом сохранено – это споры, возникающие из гражданских, административных и иных правоотношений, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
  2. В результате обобщения и включения в новый кодекс теоретических и практических наработок прошедшего периода содержание подведомственности  споров арбитражным судам РФ стало существенно более  конкретизированным и в определенной мере, в отдельных своих положениях - более расширенным.

Информация о работе Подведомственность дел арбитражным судам