Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 19:59, реферат

Описание работы

Монопольная власть может быть антиконкурентной, направленной на ограничение, недопущение или устранение конкуренции. Результатом реализации монопольной силы может стать ограничение возможностей конкуренции для малых предприятий и попадание их в зависимость от крупных фирм.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Монополия: понятие, сущность и виды 4
Глава 2. Особенности регулирования монополий в России 11
2.1 Возникновение монополии в России 11
2.2 Антимонопольное регулирование в России 11
2.3 Государственное регулирование естественных монополий в РФ 21
Глава 3. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства в России 25
Заключение 30
Список использованной литературы 32

Работа содержит 1 файл

Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.doc

— 240.00 Кб (Скачать)

     В ведении Федеральной антимонопольной  службы России находится 75 территориальных управлений, которые осуществляют свою деятельность в 88 субъектах РФ, за исключением Республики Ингушетия. Территориальные управления образованы в 1991 г. Деятельность их направлена на проведение рыночных реформ в регионах, формирование конкурентной среды, сохранение единого экономического пространства Российской Федерации. Некоторые территориальные управления функционируют на территории нескольких субъектов РФ.

     Территориальный орган Федеральной антимонопольной службы осуществляет функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках и защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий, рекламы.

     Территориальный орган осуществляет свою деятельность на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

     Место территориальных органов в системе  антимонопольных органов (АМО), их функции, полномочия и организация деятельности были определены в приказе Федеральной антимонопольной службы от 13.10.2004 № 135 «Об утверждении Положения "О территориальном органе Федеральной антимонопольной службы"». В соответствии с ним основными функциями территориальных органов являются:

  • осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением антимонопольного законодательства на товарных и финансовых рынках;
  • осуществление в соответствии с законодательством о естественных монополиях контроля и надзора за деятельностью субъектов естественных монополий, работающих на региональных рынках;
  • контроль за соблюдением антимонопольного законодательства при заключении соглашений и ведении согласованных действий хозяйствующими субъектами, расположенными на территории субъекта РФ, а также с участием органов власти;
  • осуществление контроля и надзора за соблюдением требований недискриминационного доступа на рынки;
  • осуществление контроля за соблюдением установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования;
  • анализ и прогноз экономической ситуации, складывающейся на территории региона в процессе реализации мер государственного регулирования.

     Сотрудники антимонопольного органа в целях выполнения возложенных на них функций имеют право беспрепятственного доступа в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные наделенные функциями или правами указанных органов власти органы или организации, а также в хозяйствующие субъекты для получения в установленном порядке документов и информации, необходимых антимонопольному органу для выполнения возложенных на него функций.

     Коммерческие  и некоммерческие организации (их руководители), органы власти (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны по требованию антимонопольного органа представлять достоверные документы, письменные и устные объяснения и иную информацию, необходимую для осуществления антимонопольным органом его законной деятельности. При этом сведения, составляющие коммерческую или служебную и охраняемую законом тайну и полученные антимонопольным органом при осуществлении своих полномочий, не подлежат разглашению, за исключением случаев, установленных федеральным законом. В случае разглашения сотрудниками антимонопольного органа сведений, составляющих коммерческую, служебную тайну, причиненные убытки подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.

2.3 Государственное регулирование естественных монополий в РФ

     Эффективным институтом современной экономики  признается конкурентный рынок. Однако функционирование ряда рынков на конкурентной основе невозможно или неэффективно, и для них становится естественной высокая степень монополизации. Это — естественные монополии, существующие тогда, когда эффект масштаба настолько велик, что одна фирма может снабжать весь рынок, имея более низкие издержки на единицу продукции, чем имел бы ряд конкурирующих фирм.

     Монопольная организация этих рынков вызвана технологическими особенностями. Отличительная черта естественных монополий — наличие сетевых структур (трубопроводный транспорт, линии электропередач, системы водоснабжения, железнодорожные пути), что типично для отраслей, осуществляющих услуги коммуникационного характера. Как правило, в них высоки постоянные издержки, что обеспечивает возможность экономии на масштабах, то есть снижения удельных (на единицу продукции) издержек по мере увеличения объемов производства. Именно это определяет эффективность сосредоточения выпуска у единственного производителя. К тому же конкуренция здесь невозможна вследствие исключительно высоких невозвратных издержек. Активы, воплощенные в проложенных параллельно железных дорогах, телефонных линиях связи и т.п., исключительно специфичны, имеют ограниченные рамки применимости и не могут быть переориентированы на другие рынки. Продать такие активы будет практически невозможно, а потенциальная выручка от их реализации в случае демонтажа не покроет издержек.

     Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» определяет правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий в Российской Федерации и направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий. В соответствии с ним: «Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров».

     Для регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий  образуются федеральные органы исполнительной власти Органы регулирования естественных монополий для осуществления своих полномочий вправе создавать свои территориальные органы и наделять их полномочиями в пределах своей компетенции.

     Органами  регулирования естественных монополий  могут применяться следующие методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий:

  • ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня;

     Эта мера является наиболее важной, потому что «Состояние экономики пореформенной России сопровождается рядом проблем, связанных с ослаблением регулирования деятельности монополистических структур, выступающих в качестве основного субъекта в ряде секторов общественного производства. И едва ли не самой актуальной является проблема регулирования их тарифов. Именно ей уделяется большое внимание специалистов, общественности, законодательной и исполнительной власти. Суть проблемы сводится к тому, что повышение тарифов монополиями, и в первую очередь тарифов топливно-энергетического комплекса, приводит к росту цен в самых различных сферах и напрямую отражается на уровне жизни населения страны.

     Действительно, ценообразование на монополистическом  рынке имеет свои особенности, которые, как известно, сводятся к сокращению объема выпуска продукции и повышению товарных цен в условиях наличия свободы действий, т. е. отсутствия внешних ограничительных факторов. Рост монопольно устанавливаемых цен позволяет производителю достигать монопольно высокой прибыли, т. е. с максимальной рентабельностью с точки зрения неоклассической доктрины, распоряжаться ограниченными дефицитными ресурсами. В этих условиях только социальные издержки, вызываемые действиями монополий, могут привести к известному противодействию со стороны государства - в том числе в виде установления тарифов на их продукцию или услуги».1

  • определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.

     В целях проведения эффективной государственной  политики в сферах деятельности субъектов естественных монополий органы регулирования естественных монополий осуществляют контроль за действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий и которые могут иметь своим результатом ущемление интересов потребителей товара, в отношении которого применяется регулирование либо сдерживание экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка.

     Органы  регулирования естественных монополий осуществляют контроль за:

     - любыми сделками, в результате которых субъект естественной монополии приобретает право собственности на основные средства или право пользования основными средствами, не предназначенными для производства (реализации) товаров, если балансовая стоимость таких основных средств превышает 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу;

     - инвестициями субъекта естественной монополии в производство (реализацию) товаров, в отношении которых не применяется регулирование и которые составляют более 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу;

     - продажей, сдачей в аренду или иной сделкой, в результате которой хозяйствующий субъект приобретает право собственности либо владения и (или) пользования частью основных средств субъекта естественной монополии, предназначенных для производства (реализации) товаров, в отношении которых применяется регулирование, если балансовая стоимость таких основных средств превышает 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу.

     Для совершения этих действий субъект естественной монополии обязан представить в соответствующий орган регулирования естественной монополии ходатайство о даче согласия на совершение таких действий и сообщить информацию, необходимую для принятия решения.

     Орган регулирования естественной монополии вправе отказать в удовлетворении ходатайства, если заявленные в нем действия могут привести к отрицательным последствиям, а также в случаях, если заявителем не представлены все необходимые документы либо при их рассмотрении обнаружено, что содержащаяся в них информация, имеющая существенное значение для принятия решения, является недостоверной.

     Субъекты  естественных монополий не вправе отказываться от заключения договора с отдельными потребителями на производство (реализацию) товаров, в отношении которых применяется регулирование, при наличии у субъекта естественной монополии возможности произвести (реализовать) такие товары.

     Субъекты  естественных монополий обязаны  представлять соответствующему органу регулирования естественной монополии:

    • текущие отчеты о своей деятельности в порядке и в сроки, которые установлены органом регулирования естественной монополии;
    • проекты планов капитальных вложений.

     Субъекты  естественных монополий обязаны  предоставлять доступ на товарные рынки и (или) производить (реализовывать) товары и услуги, в отношении которых применяется регулирование, на недискриминационных условиях согласно требованиям антимонопольного законодательства.

     Монопольные органы также регулируют некоторые  международные аспекты. «Внешнеэкономическая деятельность, международная торговля, инвестиции и прочие операции с участием зарубежных компаний становятся предметом воздействия всех положений национального антимонопольного законодательства, направленных на регулирование деятельности частных компаний (в противоположность положениям, пресекающим монополистическую деятельность органов государственной власти различных уровней). В юрисдикциях с развитым антимонопольным законодательством и его правоприменением при рассмотрении антимонопольных дел нет дискриминации между национальными и зарубежными компаниями при условии, что страны базирования иностранных компаний применяют нормы, которые отвечают доктринам принимаю щей страны в области государственной поддержки бизнеса и государственного вмешательства в коммерческую деятельность.

     К числу вопросов поведенческого характера, получивших наибольшее распространение и вызвавших активную реакцию со стороны национальных антимонопольных органов разных стран, относятся: соотношение проблем международной торговли и поддержания конкуренции; противодействие международным картельным соглашениям на национальном и международном уровне.

Информация о работе Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства