Международный валютный фонд и его роль в международных валютно-кредитных отношениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 12:52, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является определение роли и места МВФ в современной мировой валютной системе, изучение динамики его развития и перспектив.
Задачи курсовой работы:
1) изучить историю создания, задачи, инструменты и функции МВФ;
2) проанализировать структуру органов управления МВФ;
3) определить, в чем особенность кредитной политики МВФ;

Работа содержит 1 файл

курсовая финансы.docx

— 56.60 Кб (Скачать)

За время своего существования  МВФ превратился в подлинно универсальную  организацию, добился широкого признания  в качестве главного наднационального органа регулирования международных  валютно-кредитных отношений, авторитетного  центра международного кредитования, координатора межгосударственных кредитных  потоков и гаранта платежеспособности стран-заемщиц. Одновременно он начинает играть важную роль в реализации решений  «восьмерки» ведущих государств Запада, становится ключевым звеном формирующейся системы регулирования мировой экономики, международной координации, согласования национальных макроэкономических политик. Фонд зарекомендовал себя активно функционирующим мировым валютным институтом, накопил большой и полезный опыт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 РАЗВИТИЕ ОТНОШЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С МВФ

 

 

Интеграция российской экономики  в мировое хозяйство является сложным и противоречивым процессом. Длительная относительная экономическая  самоизоляция СССР и стран Запада, и задачи воссоздания рыночных отношений  обуславливают необходимость активации  внешнеэкономического сотрудничества в целях скорейшего восстановления экономики России и использования  выгод от участия в международном  разделении труда.

Главный принцип МВФ заключается  в том, чтобы помогать странам, испытывающим временные трудности в уравновешивании  платежного баланса. Россия же, став членом Фонда в 1992 г., по существу, с самого начала рассматривала его кредиты  как средство спасения режима от хронического финансового кризиса, являясь крупнейшим должником Фонда. По состоянию на конец 1998 г. ее долг составлял около 19 млрд. долл. (более 22% всего мирового долга стран перед МВФ).

Какие же направления решения экономических  проблем в России предлагались МВФ?

1.Контроль уровня бюджетного дефицита. Это требование основано на убежденности в том, что финансовая стабилизация, достигаемая прежде всего путем снижения уровня бюджетного дефицита, выступает важнейшей предпосылкой экономического роста в реформируемой стране. Именно возобновление экономического роста служит бы важнейшим показателем выхода страны из кризиса и появления условий для повышения народного благосостояния.

Рассмотрев эконометрические исследования конца XX века, проведенные экспертами МВФ, можно отметить, что существует сильная положительная корреляция между снижением дефицита бюджета  и снижением инфляции, а также между снижением инфляции и ростом реального ВВП. Для 26 стран с переходной экономикой, включающих страны бывшего СССР, Восточную Европу и Монголию, статистически подтверждено существование такой корреляции.

Существует много крупных предприятий  промышленности (вокруг них, некогда, возникали  целые города), продукция которых  чрезмерно дорога, низкокачественна и на нее зачастую нет спроса. Сохранение таких предприятий в  их нынешнем виде требует огромных средств из госбюджета. МВФ не требовал закрытия подобных предприятий, однако если снижать уровень дефицита госбюджета, то такие предприятия неизбежно  подлежат санации, перепрофилированию, и реализации иных мер для ликвидации их убыточности.

2.Налоговая реформа. Острый бюджетный кризис в России был обусловлен, в первую очередь, неполным сбором налогов, что в дальнейшем не позволяло правительству выполнять свои обязательства по расходной части, приводя к огромной социальной напряженности. Неприятие значительной частью общества текущей политики правительства, главным образом из-за невыплаты пенсий и зарплат работникам бюджетной сферы, подогреваемое политикой прокоммунистических партий и объединений, имеет своей первопричиной прежде всего ситуацию со сбором налогов. Это неприятие привело к формированию негативного отношения широких слоев населения к МВФ. Однако МВФ, естественно, не имел никакого отношения к невыплатам пенсий и зарплат: напротив, требуя соблюдения взаимного соответствия доходов и расходов, МВФ исходил, в частности, из того, что это необходимо для выполнения финансовых обязательств государства перед населением. Именно неспособность российского правительства достичь предусмотренного бюджетом уровня доходов побудило МВФ включить в список своих требований новое требование - по уровню собираемости налогов.

По мнению экспертов МВФ, одной  из основных причин неэффективной собираемости налогов в России в конце 90-х  явилась тесная связь правительственных  чиновников и ряда крупных предприятий, что позволяет последним извлекать  выгоду из получаемых налоговых освобождений либо просто уклоняться от уплаты официально начисляемых налогов. Проблема сбора  налогов, таким образом, тесно связана  с проблемой борьбы с коррупцией. Экспертами Фонда предлагались различные  пути решения проблемы сбора налогов. Они сводились к упрощению  налоговой системы и минимизации  исключений из нее. Экономист Эндерс Эсланд в своем выступлении перед  Университетом Джонса Хопкинса в  Вашингтоне, отметил, что "единственное долгосрочное решение проблемы сбора  налогов - снизить налоговые ставки, расширить их базу, устранить исключения и заставить платить налоги всех, кто должен платить".

Стратегия упрощения налоговой  системы с одновременным снижением  налоговых ставок и сведением  к минимуму исключений с одновременным  повышением эффективности и "прозрачности" государственных расходов является наиболее целесообразной и единственно  верной для долгосрочного решения  данной проблемы.

3. Реформа системы социального обеспечения. Необходимость изменения существовавшей системы социального обеспечения была обусловлена такими проблемами переходного периода, как возросшая безработица, сложности исполнения государственного бюджета, и др. Вопросы социальной защиты осложнялись неполнотой и искаженностью имеющейся информации о группах населения, нуждающихся в помощи. Такая ситуация, как правило, является следствием наличия теневой экономики, трудностями учета деловой активности, а следовательно уровня доходов.

4. Реформирование внешнеторговой политики. В области внешнеторговой политики России усилия МВФ были направлены на устранение протекционизма во внешней торговле и недопущение государственного субсидирования ориентированных на экспортные отрасли. Необходимо отметить, что сфера внешнеторговой политики России и ранее являлась объектом пристального внимания Фонда. Так, в 1996 г. Россией были отменены экспортные пошлины на нефть и газ, что в значительной степени произошло под влиянием МВФ.

Отказ от протекционистской внешней  политики, на наш взгляд, имеет решающее значение для повышения конкурентоспособности  российской продукции. Проблема протекционизма теоретически достаточно глубоко исследована: доказано, что протекционистские  барьеры приводят к уменьшению национального  дохода и его неоправданному перераспределению  в пользу одних слоев населения  в ущерб другим слоям населения. Политика протекционизма, тем не менее, может быть оправдана для создания новых отраслей, при условии адекватных инвестиционных усилий государства, направленных на создание материальных условий для  их конкурентоспособности, и временности  применения протекционистских барьеров. Для проведения такой политики необходимо, во-первых, наличие четких планов правительства  по реформированию защищаемой отрасли, и наличие реальных возможностей достижения ею конкурентоспособности, и во-вторых, ясное представление  о периоде применения протекционистских  мер. В России эти условия никогда  не выполнялись и не выполняются, поэтому протекционизм приводит только к общему ухудшению экономической  ситуации в стране.

В условиях низкой управленческой культуры, бюрократизированности госаппарата  и отсутствия четких временных рамок  реформирования неблагополучных отраслей недопустимость политики протекционизма можно проиллюстрировать на примере  функционирования уже упоминавшейся  автомобилестроительной промышленности. Поддерживаемая государством на протяжении всей истории ее существования, эта  отрасль не ощущает необходимости  реагировать на конкуренцию со стороны зарубежных производителей и до сих пор стояла в стороне от достижений научно-технического прогресса.

Напротив, примером высокотехнологической  отрасли, выросшей с нуля в условиях жесточайшей мировой конкуренции, является сборка компьютеров и бытовой  техники в России. По оценкам экспертов, продукция, собираемая в России, является достаточно конкурентоспособной и  даже превосходит аналоги, произведенные  в передовых странах Юго-Восточной  Азии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

На основе проведенного исследования, получены следующие выводы. Быстрые изменения, происходящие в мире, регулярно ставят перед МВФ новые сложные задачи. Гибко реагируя на изменение задач и условий, МВФ продолжает оставаться эффективным орудием решения международных финансовых вопросов и реализации международных финансовых задач, записанных в уставе Фонда. МВФ периодически расширяет свою программу внешних связей и публикаций, делится информацией с другими международными учреждениями, и публикует экономические и статистические документы по отдельным странам при условии, что эти страны не возражают.

Государства-члены рассматривают  предложения об укреплении финансовой базы МВФ, о предоставлении чрезвычайного  финансирования, повышении квот или  выпуске дополнительных СДР для  удовлетворения нужд государств-членов в условиях сложной мировой экономической  ситуации.

Как и всякая международная организация, МВФ является ареной не только партнерства, но и соперничества национальных экономических и политических интересов. США лишились возможности монопольно определять политику Фонда, и вынуждены  согласовывать свою линию поведения  с главными государствами Западной Европы и Японией. Одновременно в  МВФ усиливается влияние развивающихся  стран Азии, Африки и Латинской  Америки, отстаивающих свои интересы. Начинают активнее заявлять о себе и бывшие страны-члены СЭВ, в особенности  Россия и другие государства СНГ. Из этого вытекает потребность в  более эффективном механизме  сопоставления, учета и примирения конфликтных интересов в рамках МВФ к выгоде всего мирового сообщества, необходимость совершенствования как институциональных структур Фонда, так и реализуемых им программных политических установок.

Результаты взаимоотношений России с МВФ неоднозначны. Оценки этих результатов различаются в зависимости  от идеологических установок и методологических позиций отдельных общественно-политических сил. Наличие кризисной ситуации вынуждает Россию, равно как и  другие государства бывшего СССР, обращаться к Фонду за кредитами. Однако при этом нужно отдавать себе отчет в том, что до тех пор, пока эти государства находятся  в зависимости от кредитов МВФ, его  воздействие продолжает оставаться существенным фактором формирования их макроэкономической, структурной и  социальной политики.

За время своего существования  МВФ превратился в сильную  организацию, добился широкого признания  в качестве главного наднационального органа регулирования валютно-кредитных  отношений, авторитетного центра международного кредитования, координатора межгосударственных кредитных потоков и гаранта  платежеспособности стран-заемщиц. Ведь предоставление информации о своей  экономики довольно ответственный  ход государства, поскольку экономика  движущая сила развития и подчас ее развитие является секретом для внешних  игроков.

Одновременно он начинает играть большую  роль в реализации решений «восьмерки» ведущих государств Запада, становится ключевым звеном формирующейся системы регулирования мировой экономики, международной координации, согласования национальных макроэкономических политик. Фонд зарекомендовал себя активно функционирующим мировым валютным институтом, накопил большой и полезный опыт.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

  1. Е.Д.Абрамова - «Мировая экономика ", 2008 – 127с.
  2. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник.- М.: Экономистъ, 2008.- 366с.
  3. Бомбы и доллары // Эко. – 2009. - №5. 168 – 172 с.
  4. Генезис обратимости валют // ЭКО . – 2000. - №8. 103 – 108 с "Мировая экономика " - под. ред. проф. А.С.Булатова / 2003 - Гл. 7.
  5. Герчикова И.Г. «Международные экономические организации.» / М.: Изд. АО «Консалтбанкир». – 2010 г.
  1. Зверев Ю.В. Мировая экономика и международные экономические отношения, 2009 г -241с.

  1. Киреев А. Международная экономика. Часть первая. - М.: Международные отношения, 2007. - 414 с.
  2. Киреев А. Международная экономика. Часть вторая. - М.: Международные отношения, 2007 - 311 с.
  3. Красавина Л.Н. «Международные валютно-кредитные и финансовые отношения»/М.: Изд. «Финансы и статистика», 2009 г.
  4. Латиноамериканский опыт финансовой стабилизации // Деньги и кредит. – 2008. - №12. 43 – 54 с.
  1.  Ливенцев Н.Н., Аникин А.В., Бабин Э.П. - 2008г. «Международные экономические отношения.» - 218с.

  1. Ломакин В.К. Мировая экономика учебник 3-е изд, 2007 - 345с

Информация о работе Международный валютный фонд и его роль в международных валютно-кредитных отношениях