Меценатство

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 12:20, реферат

Описание работы

Благотворительная деятельность на Руси является одной из древнейших традиций и ее развитие связывают с принятием христианства, поскольку Церковь руководствуется второй из основных христианских заповедей – о любви к ближнему (Возлюби ближнего, как самого себя). В то же время благотворительность и меценатство на Руси появились не сразу. Этот процесс длился в течение нескольких столетий в результате чего становление и развитие благотворительности прошло несколько этапов.

Содержание

Введение....................................................................................................................3
1.Благотворительность и меценатство в деятельности российских предпринимателей. Основные этапы становления благотворительности и меценатства в России................................................................................................4
Заключение...............................................................................................................10
Список использованных источников.....................................................................12

Работа содержит 1 файл

Меценатство ..doc

— 61.00 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение....................................................................................................................3

1.Благотворительность  и меценатство в деятельности  российских предпринимателей. Основные этапы становления благотворительности и меценатства в России................................................................................................4

Заключение...............................................................................................................10

Список использованных источников.....................................................................12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      В словаре Брокгауза и Ефрона (1891 г.) благотворительность рассматривается  как проявление сострадания к  ближнему и нравственная обязанность имущего спешить на помощь неимущему. Основой благотворительности является милосердие, которое В.И. Даль определяет как стремление помочь «бедным, дряхлым, увечным, хворым, неимущим»[1]. Таким образом, благотворительность можно определить, как особую форму социальной поддержки, состоящей в безвозмездном оказании материальной помощи нуждающимся.

      Благотворительная деятельность на Руси является одной  из древнейших традиций и ее развитие связывают с принятием христианства, поскольку Церковь руководствуется второй из основных христианских заповедей – о любви к ближнему (Возлюби ближнего, как самого себя). В то же время благотворительность и меценатство на Руси появились не сразу. Этот процесс длился в течение нескольких столетий в результате чего становление и развитие благотворительности прошло несколько этапов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Основные  этапы становления  благотворительности  и меценатства  в России. Основные этапы становления благотворительности и меценатства в России 

      Первый  этап охватывает период с IX – по конец XVII вв. и характеризуется как княжеско-церковный. Свое выражение благотворительность в рамках этого этапа получила в раздаче милостыни, тем более, что нищенство считалось в Древней Руси не экономическим бременем для народа, а одним из средств его нравственного воспитания. Человеколюбие на деле выражалось в Древней Руси нищелюбием. Нищий был для благотворителя лучшим богомольцем, молитвенным ходатаем. В результате сформировался институт профессиональных нищих.

      Профессиональные  нищие это лица, которые в силу своих физических возможностей трудиться  могли, но не желали. Для них нищенство  стало постоянной профессией. Овладение  «профессией» означало приобретение знаний о том, как одеваться, что говорить, чтобы представлять жалкий вид и психологически воздействовать на публику. Крайним проявлением профессионального нищенства являлись на Руси «юродивые».

      Центром благотворительности в Древней  Руси была Церковь, через которую шли пожертвования, в том числе и от князя (десятина). Деловые люди не только раздавали милостыни и устраивали трапезы для нищих, но чаще всего вкладывали землю или деньги в монастыри, а также в строительство новых храмов (именно в таком виде в сознании русских людей отражалась идея искупления за богатство, обладание которым всегда связывалось с грехом).

      При монастырях возникали богадельни, бесплатные лечебницы, где находили приют нищие, составлявшие в это время особую социальную группу «церковных и богадельных людей». Подобная практика сохранялась вплоть до конца XVII века, хотя уже при Иване Грозном обнаружились недостатки частного благотворения и необходимость создания государственной светской организации помощи, особенно в период крупных катаклизмов (неурожаи, эпидемии, войны и т.п.). Такая идея высказывалась еще в 1551 г. на Стоглавом соборе, но так и не была реализована.

      Только  Указ 1682 г. царя Федора Алексеевича  положил начало строительству официальных  государственных заведений призрения. В нем предполагались определенные меры социальной деятельности, прежде всего по борьбе с нищенством.

      Особенно  активно эту деятельность стал развивать  Петр I. По указу 1705 г. в Москве стали ловить бродяг и нищих и наказывать их, а подающих милостыню подвергали штрафу. Таким образом, рубеж XVII-XVIII вв. стал новым государственным этапом в развитии благотворительности, который условно продолжался до второй половины XIX в.

      К главным направлениям деятельности государства в рамках этого периода  относилась борьба с нищенством, сочетавшаяся с репрессивной политикой «вразумляющего принуждения». Деятельность Петра I на поприще благотворительности имела в целом репрессивный характер. За нищенство наказывали кнутом и ссылали в дальние сибирские города (как предписывалось указом 1691 г.). Наряду с беглыми крестьянами, уголовным элементом и проститутками, нищие и бродяги привлекались к принудительному труду на промышленных предприятиях.

      В Петровских указах 1712 и 1724 гг. также  предписывалось устраивать в губерниях страны госпитали для увечных и престарелых, не имеющих возможности трудом обеспечивать себе пропитание, провести перепись призреваемых с целью упорядочивания работы с различными их слоями, в частности с военными и умалишенными. 1 февраля 1720 г. был издан указ о строительстве в Москве госпиталя для «зазорных» (незаконнорожденных) детей.

      Для Петра I было характерно стремление ограничить роль церкви в социальной политике России, в то же время в эпоху петровских реформ, как и при его преемниках, еще не существовало сколько-нибудь действенной государственной системы социального призрения и обеспечения.

      Следующая реорганизация общественного призрения  в стране пришлась на время реформаторской деятельности Екатерины II. По мере ограничения властных церковных функций, секуляризации церковных земель государство сосредоточивало в своих структурах обязанности и работу по контролю за сферой благотворения. 

      Во  второй половине XVIII в., по указу Екатерины II, в стране создаются государственные структуры по организации и управлению учреждениями призрения. Ими становятся Приказы общественного призрения, созданные после 1775 г. в 33-х губерниях страны под руководством гражданских губернаторов и дворянской опеки. Приказы занимались организацией школ, сиротских домов, аптек, больниц, богаделен, домов для неизлечимых больных, сумасшедших, работных домов и т.д. На каждую губернию выделялось по 15 тыс. руб. из государственной казны. Увеличить этот капитал призваны были пожертвования, поощряемые императрицей. Это опять стимулировало частную благотворительность, которая в XVIII в. получила филантропическую направленность.

      Первым  благотворительным обществом подобного  типа стало, учрежденное Екатериной II в 1764 г. "Общество воспитания благородных девиц", деятельность которого определялась специальным уставом. Кроме того, были учреждены воспитательные дома в Москве (1763 г.) и Петербурге (1772 г.). В этот период в филантропической деятельности активно участвовали представители высших слоев общества. Так граф Бецкий построил Институт благородных девиц в Петербурге (Смольный). В филантропические функции созданного в 1765 г. Вольного экономического общества входили организация сельскохозяйственных школ и училищ, помощь крестьянам в освоении передовых приемов агротехники, обследование крестьянских семей, оказание им материальной помощи, особенно в голодные и засушливые годы.

      Следующим по влиянию на поприще благотворительности  являлось "Ведомство учреждений императрицы Марии", начало которому было положено в 1797 г., когда Мария  Федоровна (супруга Павла I) приняла в свое заведование воспитательные дома в Петербурге и Москве и "Общество благородных девиц" в Смольном монастыре.

      Одни  благотворительные общества работали самостоятельно, по собственной программе, другие – "Императорское человеколюбивое общество" (до 1816 г."Филантропическое общество"), основанное в 1802 г., получали от государства дополнительные преимущества: частичное финансирование, индивидуальное поощрение, различные льготы. Так Человеколюбивое общество к концу XIX в. содержало 225 различных благотворительных учреждений (больниц, школ, богаделен и др.) с числом обслуживающего персонала свыше 6 тыс. человек.

      Получила  развитие частная благотворительная  деятельность. В 1781 г. официально частные  лица получили право открывать благотворительные заведения. Особое развитие частная благотворительность получила в период расцвета либерализма Александра I. После Отечественной войны 1812 г., когда сгорела Москва, было создано Патриотическое общество, финансовую основу которого составили частные взносы. Сам Александр I внес на счет общества из личных средств 50 тыс. руб. Только за один год расходы Общества в пользу пострадавших от войны составили около 300 тыс. руб.

      Профессиональным  благотворителем был принц Ольденбургский, который основал училище правоведения, первый ночной детский приют, а всего он потратил на благотворительные цели более 1 млн. руб.

      Всего частные пожертвования в первое десятилетие XIX в. превысили 9 млн. руб. Этому подъему, безусловно, способствовала политика правительства Александра I, всемерно поощрявшего благотворительность.

      Наиболее  интенсивно частная благотворительность  развивалась в пореформенный  период. Этот этап, начавшийся в 1861 г. и  продолжавшийся до начала ХХ в., можно  охарактеризовать как период общественного, частного призрения. В пореформенный период и в период экономической модернизации страны, когда активно утверждались капиталистические отношения, общество потребовало новых форм и методов социальной политики и практики, его не устраивали жесткие бюрократические установления, ограничивавшие самодеятельность, новаторство в социальной сфере.

      Особенно  возросла в этот период роль частной  благотворительности в обеспечении  детей. Если в XVIII в. было основано 24 частных благотворительных общества, за первые 60 лет XIX в. – 204 общества, то за последние 40 лет этого столетия – 8105. 95% всех действовавших благотворительных обществ России были созданы к началу ХХ века. В 1902 г. функционировало более 11 тыс. благотворительных учреждений и более 19 тыс. приходских попечительских советов. Наибольшее число благотворительных обществ и учреждений состояло в ведении МВД (2772), за которым следовали общественные учреждения (959), духовное ведомство (713), Ведомство учреждений императрицы Марии (317), Министерство народного просвещения (90), военное министерство (52).

      Материальную  основу благотворительных организаций  и учреждений составляли их недвижимость, собственные капиталы, различные  поступления и пожертвования, пособия, членские взносы и т.п.

      Частная благотворительность приобрела массовый характер, инициатива в ней перешла от немногих представителей аристократических фамилий к достаточно широкой массе купцов, фабрикантов, мелких помещиков. В начале ХХ в. только 25% всего бюджета русской благотворительности образуется из средств казны, земств, городов и сословных учреждений, а 75% – из средств частной благотворительности.

      С отменой крепостного права особое значение приобрела необходимость  борьбы с массовой миграцией сельской бедноты, бездомных, нищих, занятых поиском источников своего прокормления, приюта. Особенно острой эта проблема была в городах, в первую очередь – в Санкт-Петербурге и Москве. Созданные для преодоления этой социальной проблемы Комитеты для разбора и призрения нищих еще в 30-е годы XIX в., не смогли полностью справиться с поставленной задачей. По данным Московского городского попечительства о бедных, в 1889 г. в городе находилось более 3500 нищих. Десять миллионов крестьянских дворов в конце XIX в. влачили буквально нищенское существование. В срочной благотворительной помощи нуждались более пяти процентов россиян.

      С конца XVIII в. открываются и другие проявления благотворительности в виде меценатства (Меценат – приближенный императора Августа в Древнем Риме. Покровитель поэтов и искусств, таким образом, это имя стало нарицательным).

      Меценатство рассматривается как покровительство искусствам, наукам, собирание больших библиотек, коллекций, художественных галерей, строительство театров и поддержка творческих коллективов и т.п., то есть всего того, что входит в широкое понятие культуры. В этом смысле меценатство можно рассматривать как форму просвещенного благотворения.

      Если  в XVIII в. меценатская деятельность ассоциировалась в основном с привилегированным сословием (прежде всего с дворянством), то со 2-ой половины XIX века к этой деятельности активно подключаются крупнейшие российские предприниматели. Именно к этому времени российская буржуазия осознала свою экономическую мощь и стала искать свое место в общественной жизни в условиях, когда политическая деятельность находилась под запретом.

      На  рубеже XIX-ХХ вв. возникает "Общество защиты и сохранения в России памятников искусства и старины". В 1901 г. Обществом было инициировало издание "Художественных сокровищ России", в котором впервые обращалось внимание читателей на высокую художественную ценность коллекций и частных собраний, как национального достояния. 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Меценатство