Конституционное право на свободу и личную неприкосновенность

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 14:06, реферат

Описание работы

Целью данного исследования является анализ и систематизация накопленного правовой мыслью опыта по проблеме изучения конституционного права на свободу и личную неприкосновенность.
Для достижения цели исследования нами были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты и выявить природу прав и свобод;
2. Рассмотреть классификацию прав и свобод;
3. Проанализировать право на свободу;
4. Дать характеристику личной неприкосновенности человека.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВ И СВОБОД 6
1.1. Понятие и соотношение прав и свобод 6
1.2. Классификация прав и свобод 9
ГЛАВА 2. ПРАВО НА СВОБОДУ И ЛИЧНУЮ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ, КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ЛИЧНЫХ ПРАВ И СВОБОД
2.1. Понятие и юридическая природа права свободы 11
2.2. Законодательство о личной неприкосновенности человека 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24

Работа содержит 1 файл

Конституционное право на свободу и личную непрекосновенность.doc

— 130.50 Кб (Скачать)


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВ И СВОБОД

1.1.              Понятие и соотношение прав и свобод

1.2. Классификация прав и свобод

ГЛАВА 2. ПРАВО НА СВОБОДУ И ЛИЧНУЮ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ, КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ЛИЧНЫХ ПРАВ И СВОБОД

2.1. Понятие и юридическая природа права свободы

2.2. Законодательство о личной неприкосновенности человека

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Права человека, их социальные корни, назначение - одна из вечных проблем исторического, социального и культурного развития человечества, прошедшая через тысячелетия и неизменно находившаяся в центре внимания политической, правовой, этической, религиозной, философской мысли. Права человека - сложное многомерное явление. В различные эпохи проблема прав человека, неизменно оставаясь политико-правовой, приобретала либо религиозное, либо этическое, либо философское звучание в зависимости от социальной позиции находившихся у власти классов.

В настоящее время права человека получили широкое отражение в конституциях и законодательных актах большинства государств, являющихся членами Организации Объединенных Наций. В соответствии с нормами международного права никто не может быть подвергнут ограничению свободы и личной неприкосновенности иначе, как на таких основаниях и в соответствии с такой процедурой, которые установлены законом. Указанными правилами руководствуется в своих решениях и Европейский Суд по правам человека.

Стремление нашей страны решительно и в полном объеме учитывать в законодательстве и соблюдать на практике права человека, выражено в принятии Декларации прав человека и гражданина (1991г.) и Конституции РФ (1993г.). В Конституции РФ говорится, что «в правовом государстве высшей ценностью являются права и свободы человека и гражданина, его честь и достоинство. Их признание, соблюдение и защита - обязанность государства, его правоохранительных и судебных органов… Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства [1].

В настоящее время в связи со сложившимися политическими и социальными условиями, в рамках которых часто нарушаются личная свобода и неприкосновенность человека, реализация вышеизложенного конституционного требования приобретает особую актуальность.

В связи с этим в данной работе будет рассмотрен вопрос конституционного права на свободу и личную неприкосновенность человека.

Данному вопросу посвящены работы следующих авторов: Баглай М.В., Карташкина В.А., Кутафина О.Е., Петрухина И.Л. и др..

Хотелось бы отметить, что в основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер и не учитывает современные условия темы.

Таким образом, высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы «Конституционное право на свободу и личную неприкосновенность» обуславливают актуальность настоящей работы.

Целью данного исследования является анализ и систематизация  накопленного правовой мыслью опыта по проблеме  изучения   конституционного права на свободу и личную неприкосновенность.

Для достижения цели исследования нами были сформулированы следующие задачи:

1.     Изучить теоретические аспекты и выявить природу прав и свобод;

2.     Рассмотреть классификацию прав и свобод;

3.     Проанализировать право на свободу;

4.     Дать характеристику личной неприкосновенности человека.

Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из двух глав, заключение и библиографический список.

Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования, охарактеризованы источники информации.
          Глава первая раскрывает общие вопросы, раскрывающие исторические аспекты проблемы прав и свобод человека. Определяются основные понятия, дается классификация прав человека.

В главе второй более подробно рассмотрены содержание и современные проблемы конституционного права на свободу и личную неприкосновенность.
          По результатам исследования был вскрыт ряд проблем, имеющих отношение к рассматриваемой теме, и сделаны выводы о необходимости дальнейшего изучения состояния вопроса.

Источниками информации для написания работы по теме «Конституционное право на свободу и личную неприкосновенность» послужили законодательные акты, нормативные документы по теме работы, базовая учебная литература, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, справочная литература и прочие актуальные источники информации.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВ И СВОБОД

1.1.      Понятие и соотношение прав и свобод

 

Возникновение понятия "права человека", т.е. осознание этой проблемы как научной, неразрывно связано с появлением и распространением идей естественного права. Уже в V–IV вв. до н. э. древнегреческие философы (Ликофрон, Антифон и др.) утверждали, что все люди равны от рождения и имеют одинаковые, дарованные природой права. Аристотель одним из основополагающих считал право на частную собственность, которое отражает природу самого человека и основано на его любви к самому себе. В период феодализма многие етественно-правовые идеи облекались в религиозную оболочку. Позднее они получили отражение и дальнейшее свое развитие в трудах Локка, Монтескье, Руссо, Канта, Бентама и других мыслителей. С развитием имущественных отношений права человека постепенно переводили в реальную действительность, закрепляясь в государственно-правовых и международно-правовых документах, выступая критерием демократичности той или иной системы правового и государственного устройства [6].

Одним из первых юридических документов, отражающих права человека в систематизированном виде, была Верджинская декларация (1776 г.), положенная в основу Билля о правах Конституции США (1791 г.).

Не маловажное значение имеет французская Декларация прав человека и гражданина (1789 г.). Основополагающие права человека, закрепленные в этом правовом документе (на собственность, личную свободу и безопасность, на сопротивление насилию), до сих пор не утратили своей актуальности.

В развернутом виде права человека получили отражение во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН (1948 г.). Важную роль с точки зрения реальности, гарантий осуществления прав и свобод человека играют Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.). В настоящее время права человека получили широкое отражение в конституциях и законодательных актах большинства государств, являющихся членами Организации Объединенных Наций.

Стремление нашей страны решительно и в полном объеме учитывать в законодательстве и соблюдать на практике права человека выражено в принятии Декларации прав человека и гражданина (1991 г.) и Конституции Российской Федерации  (1993 г.).

Права человека суть неотъемлемые свойства каждого человека и существенные признаки его бытия. Государство не "дарует" права, оно только закрепляет их в законе и обеспечивает реализацию. В этом случае его можно считать правовым. Если государство игнорирует естественные права человека или, более того, ущемляет, уничтожает их, препятствует их осуществлению или создает условия для реализации прав только для определенной группы лиц, сословия, класса, то оно характеризуется как антидемократическое (авторитарное, тоталитарное и т. п.).

Права человека – это естественные возможности индивида, обеспечивающие его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни.

Наряду с категорией "права" употребляется термин "свободы": свобода совести, свобода вероисповедания, свобода мысли и свобода слова и т. д. По смыслу и содержанию эти категории можно считать равными. В литературе и законодательстве используются также категории "права гражданина", "права личности" [8].

Права человека имеют естественную природу и неотъемлемы от индивида, они не ограничиваются территориальными или национальными рамками, существуют независимо от закрепления в законодательных актах государства, являются объектом международно-правового регулирования и защиты. Они характеризуют человека как представителя рода человеческого и в этом смысле выступают наиболее общими и в то же время лишь основными (коренными) правомочиями, необходимыми для его нормального существования. В случае закрепления прав человека в законодательных актах конкретного государства они становятся и правами гражданина данного государства.

Права гражданина есть совокупность естественных правомочий, получивших отражение в нормативно-правовых государственных актах, и приобретенных правомочий, выработанных в ходе развития общества и государства. Права гражданина обязательно закрепляются в конституциях и иных законодательных актах и также обязательно государством декларируется и обеспечивается их защита. Они квалифицируют человека как члена государственно-организованного сообщества [10].

Права личности понимают как правомочия, принадлежащие конкретному индивиду в конкретной ситуации. Объем их может зависеть от социально-экономического положения, общественно-политического статуса человека, условий его работы и проживания. Под "личностью" подразумевают человека, гражданина, иностранного гражданина, лица без гражданства, беженца. Права личности характеризуют индивидуальные особенности человека, степень его социальной зрелости, способность осознавать право и отвечать за свои действия.

В настоящее время в международно-правовых актах, литературе и законодательстве развитых государств категории "права человека", "права гражданина", "права личности" употребляются обычно в одном и том же значении. Использование отдельных категорий обусловлено чаще всего логическими и стилистическими правилами или необходимостью выделения того или иного аспекта проблемы прав человека [6].

1.2. Классификация прав и свобод

 

В настоящем законодательстве на данный момент существует обширная совокупность прав и свобод человека и гражданина. Для того чтобы было легче их рассматривать, существует их классификация на отдельные группы. Данная классификация помогает лучшему уяснению относительной целостности прав и свобод каждой группы.

Права и свободы тради­ционно делятся в науке на три группы:

а) личные,

б) политические

в) экономические, социальные и культурные.

Эта классификация помогает уяснению относительной целостности прав и свобод каждой группы.

В Конституции России такое разделение на группы прямо не делается, хотя в изложении заметна сгруппированность прав по указанным основаниям.

Данная классификация в достаточной мере условна, поскольку отдельные права по своему характеру могут быть отнесены к разным группам. Например, свобода слова в равной мере может быть отнесена как к личным, так и к политическим правам[10].

Все права и свободы неразделимы и взаимосвязаны, так что любая их классификация носит условный характер.

Личные права и свободы включают: право на жизнь, на сво­боду и личную неприкосновенность, на неприкосновенность частной жизни, жилища, свободное передвижение и выбор места жительства, свободу совести, свободу мысли и слова, на судебную защиту своих прав, на юридическую защиту, на процессуальные гарантии в случае привлечения к суду и др.

Политические права и свободы включают: право на объедине­ние, на проведение собраний, митингов и демонстраций, на участие в управлении делами государства, избирать и быть избранным и др.

К числу экономических, социальных и культурных прав от­носятся: свобода предпринимательства, право частной собственности, право на труд, на отдых, на забастовку, на охрану семьи, на социальное обеспечение, на жилище, на охрану здоровья, на обра­зование, на участие в культурной жизни, свобода творчества и др.

Среди всех прав человека и гражданина личные права занимают особое место. Они охватывают такие права и свободы лица, которые необходимы для охраны его жизни, свободы, достоинства как личности и другие естественные права, связанные с его индивидуальной, частной жизнью. Эти права и свободы, также именуемые гражданскими, составляют основу, базу правового статуса человека. Большинство из них носит абсолютный характер, т.е. являются не только неотъемлемыми, но и не подлежащими ограничению.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ПРАВО НА СВОБОДУ И ЛИЧНУЮ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ, КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ЛИЧНЫХ ПРАВ И СВОБОД

2.1. Понятие и юридическая природа права свободы

 

Институт прав и свобод является центральным в конституционном праве. Он закрепляет свободу народа и каждого человека от произвола государственной власти. Это — сердцевина конституционного строя.

Информация о работе Конституционное право на свободу и личную неприкосновенность