Кассационное производство в арбитражном процессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 19:38, контрольная работа

Описание работы

В кассационном порядке могут быть обжалованы решения арбитражных судов первой инстанции и постановления арбитражных судов апелляционной инстанции. Исключение составляют судебные акты, принятые Высшим Арбитражным Судом РФ по первой инстанции (ч. 2 ст. 34 АПК РФ), которые не могут быть предметом кассационного пересмотра. Также в суд кассационной инстанции могут быть обжалованы определения арбитражных судов первой и апелляционной инстанций (регламентируется ст. 290 АПК РФ).

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 50.35 Кб (Скачать)

Введение

    Производство в кассационной инстанции — совокупность процессуальных отношений, возникающих и развивающихся между арбитражным судом кассационной инстанции и лицами, участвующими в деле с целью проверки законности вступивших в законную силу актов арбитражных судов субъектов РФ и арбитражных апелляционных судов. Согласно ст. 273 АПК РФ лица, участвующие в деле, а также иные лица в случаях, предусмотренных АПК РФ, вправе обжаловать в порядке кассационного производства решение арбитражного суда первой инстанции, вступившее в законную силу, за исключением решений Высшего Арбитражного Суда РФ, и (или) постановление арбитражного суда апелляционной инстанции полностью или в части.  Объекты кассационного пересмотра должны соответствовать двум основным критериям.

   В кассационном порядке могут быть обжалованы решения арбитражных судов первой инстанции и постановления арбитражных судов апелляционной инстанции. Исключение составляют судебные акты, принятые Высшим Арбитражным Судом РФ по первой инстанции (ч. 2 ст. 34 АПК РФ), которые не могут быть предметом кассационного пересмотра. Также в суд кассационной инстанции могут быть обжалованы  определения арбитражных судов первой и апелляционной инстанций (регламентируется ст. 290 АПК РФ). При этом в суд кассационной инстанции подлежат обжалованию определения, принятые в первой и апелляционной инстанциях, указанные в ст. 188 АПК РФ, т.е. определения, вынесенные в виде отдельного судебного акта, и в случаях, когда обжалование такого вида определений предусмотрено Кодексом РФ, а также когда такое определение препятствует дальнейшему движению дела (то есть объективно создает условия для принятия неправильного решения по существу спора). 

§ 1. Сущность, значение и право кассационного  обжалования

    Постановление апелляционного суда вступает в законную силу с момента его принятия, с этого момента оно подлежит исполнению, но законодатель предоставляет право лицам, участвующим в деле и не согласным с вступившим в законную силу решением или постановлением апелляционной инстанции, подать жалобу в кассационную инстанцию.

Кассация (ср.-лат. cassatio - отмена, уничтожение, от лат. quasso - разбиваю, разрушаю) имеет два значения:

1) обжалование  и опротестование в вышестоящий  суд судебных решений, приговоров, не вступивших в законную силу;

2) проверка вышестоящим  судом законности и обоснованности  решений и приговоров суда, не  вступивших в законную силу, по  имеющимся в деле и дополнительно  представленным материалам.

Кассационная  инстанция («вторая инстанция») - суд, рассматривающий дело по кассационной жалобе или протесту на решения суда первой инстанции, не вступившие в законную силу.

  В международной практике кассационная жалоба может приноситься по поводу нарушения закона (материального или процессуального). Кассационный суд проверяет лишь правовую сторону дела, не касаясь существа его (фактических обстоятельств). В соответствии с принципом диспозитивности кассационный суд проверяет лишь обжалованную часть решения и только по тем основаниям, которые указаны в жалобе.

  Кассационный суд не проверяет, правильно ли решение суда по существу, его интересует лишь соблюдение судом формальных требований закона, так как «кассационный суд судит не дело, а решение» (1).

  В советском праве кассация представляла собой основной вид надзора за судебной деятельностью нижестоящих судов, позволяющих наиболее быстро исправлять допущенные судами ошибки и обеспечивать единообразное и точное применение законов судами.

  При рассмотрении дела в кассационном порядке суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным материалам проверяет одновременно законность и обоснованность приговора, решения, т.е. соблюдение процессуального порядка производства по делу и правильность разрешения дела по существу. При этом суд не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме. Такой порядок проверки дела («ревизионный») дает возможность суду выявить все допущенные по делу ошибки и наиболее полно обеспечить права и интересы всех участников процесса.

   Производство в кассационной инстанции - это новая не известная ранее действовавшему арбитражному процессуальному законодательству стадия процесса. Арбитражный процессуальный кодекс РФ 1992 г. предусматривал кассационный порядок проверки законности и обоснованности решений арбитражных судов, но нынешняя стадия имеет с прежней только общее название, но существенно отличается от нее по целям, субъектному составу, объекту, содержанию возникающих здесь правоотношений.

  Кассационное производство в арбитражном процессе предназначено для проверки вступивших в законную силу судебных актов арбитражного суда первой и апелляционной инстанции.

  В соответствии с Федеральным Конституционным Законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации» от 28 апреля 1995 г. в системе арбитражных судов Российской Федерации впервые созданы федеральные арбитражные суды округов (ст.3), которые являются судами исключительно по проверке в кассационной инстанции законности решений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях (ст.24).

В Российской Федерации  действуют федеральные арбитражные суды:

1) Волго-Вятского  округа, осуществляющий проверку решений, принятых арбитражными судами Владимирской, Ивановской, Кировской, Костромской, Нижегородской, Ярославской областей. Республики Коми, Республики Марий Эл, Республики Мордовия и Чувашской Республики;

2) Восточно-Сибирского  округа, осуществляющий проверку решений, принятых арбитражными судами Республики Бурятия, Республики Саха (Якутия), Республики Тува, Республики Хакассия, Красноярского края. Иркутской и Читинской областей;

3) Дальне-Восточного  округа, осуществляющий проверку решений, принятых арбитражными судами Амурской, Камчатской, Магаданской, Сахалинской областей. Еврейской автономной области, Чукотского автономного округа. Приморского и Хабаровского краев;

4) Западно-Сибирского  округа, осуществляющий проверку  решений, принятых арбитражными судами Республики Алтай, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, Алтайского края. Кемеровской, Новосибирской, Омской, Томской и Тюменской областей;

5) Московского  округа, осуществляющий проверку решений, принятых арбитражными судами города Москвы и Московской области;

6) Поволжского  округа, осуществляющий проверку  решений, принятых арбитражными судами Астраханской, Волгоградской, Пензенской, Самарской, Саратовской и Ульяновской областей и Республики Татарстан;

7) Северо-Западного  округа, осуществляющий проверку  решений, принятых арбитражными  судами Архангельской, Вологодской,  Калининградской, Мурманской, Новгородской, Псковской, Тверской областей, города  Санкт-Петербурга и Ленинградской  области. Республики Карелия;

8) Северо-Кавказского  округа, осуществляющий проверку  решений, принятых арбитражными судами Республики Адыгея, Республики Дагестан, Ингушской Республики, Кабардино-Бал-карской Республики, Республики Калмыкия - Хальмг Тангч, Карачаево-черкесской Республики, Республики Северная Осетия, Краснодарского и Ставропольского краев. Ростовской области;

9) Уральского  округа, осуществляющий проверку  решений, принятых арбитражными судами Республики Башкортостан, Удмуртской Республики, Коми-Пермяцкого автономного округа, Курганской, Оренбургской. Пермской, Свердловской и Челябинской областей;

10) Центрального  округа, осуществляющий проверку  решений, принятых арбитражными судами Белгородской, Брянской, Воронежской, Калужской, Курской, Липецкой, Орловской, Рязанской, Смоленской, Тамбовской и Тульской областей.

При определении  округов учитывалась территория рядом расположенных субъектов  Российской Федерации без учета  каких-либо факторов. Вместе с тем, в  России для целей статистики имеется  одиннадцать исторически сложившихся экономических регионов, одним из важнейших факторов образования которых стали экономико-хозяйственные связи, а также, что не менее важно, транспортные связи территорий. В пределах этих территорий в течение нескольких десятков лет складывались и развивались хозяйственные связи предприятий, сложилась определенная общность не только территорий, но и населения. Однако эти сложившиеся экономические регионы не стали территорией округов для кассационных арбитражных судов. Еще более серьезным недостатком в образовании арбитражных округов явилось определение места постоянного пребывания федеральных арбитражных судов округов. И хотя в большинстве своем места пребывания арбитражных судов округов выбраны верно, удовлетворяя требования транспортных связей, то в таких, как в Северо-Кавказском, Западно-Сибирском и Центральном округах места нахождения судов выбраны неудачно. Например, место пребывания федерального арбитражного суда Центрального округа город Брянск с абсолютным большинством городов не имеет прямой транспортной связи. А города Воронеж, Липецк, Тамбов имеют железнодорожную связь только одним поездом, курсирующим по маршруту Воронеж Рига через день. Причем участники арбитражного процесса, направляющиеся в кассационную инстанцию, могут попасть в Брянск только с пересадкой в Липецке или в Воронеже, следующие из Тамбова, в Орле - следующие из Белгорода, Курска и т.д. При этом, если первую ошибку, допущенную при определении территории арбитражных округов, возможно исправить, поскольку федеральным законом может быть изменен состав судебных округов (ч.З ст.24) Федерального Конституционного Закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации», то с изменением места пребывания кассационных судов гораздо сложнее. Но решать эти проблемы, видимо, придется. Создание федеральных арбитражных судов округов предопределено необходимостью укрепления законности в деятельности арбитражных судов и гарантий защиты прав организаций и граждан-предпринимателей, обеспечения единообразного направления судебной практики в точном соответствии с требованиями законодательства. Функции кассационной инстанции в арбитражном процессе могли бы выполнять Высший Арбитражный Суд РФ и президиумы арбитражных судов субъектов РФ, но как свидетельствует мировая практика, наиболее демократичной является такая судебная система, которая состоит не менее, чем из трех звеньев. По этим причинам и были созданы арбитражные суды округов. Хотя здесь следует заметить, что советская история гражданского процесса характеризовалась такими характерными чертами, как: отсутствие апелляционной системы и децентрализация кассационных инстанций, создающая возможность учитывать местные условия, облегчающая возможность личного участия заинтересованных лиц в заседании кассационного суда. Эти достижения советской науки и практики арбитражным процессуальным правом не восприняты и не учтены. Суды кассационной инстанции в процессуальной форме, путем вынесения постановлений по рассмотренным делам осуществляют судебный контроль за деятельностью арбитражных судов субъектов Российской Федерации.

   Арбитражный процессуальный кодекс устанавливает, что решения (постановления) всех арбитражных судов первой и апелляционной инстанций, вступивших в законную силу, могут быть обжалованы в кассационном порядке. Осуществление права на обжалование зависит от самих участников арбитражного процесса. Подача кассационной жалобы с соблюдением установленных порядка и срока влечет за собой обязательное рассмотрение дела кассационной инстанцией. Право кассационного обжалования вступивших в законную силу решений и постановлений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях, является правом на возбуждение деятельности кассационной инстанции по проверке указанных судебных актов. Право на кассационное обжалование возникает со дня вступления в законную силу решений и постановлений, принятых арбитражными судами субъектов Российской Федерации в первой и апелляционной инстанциях, при наличии указанных в законе предпосылок. Такими предпосылками являются: наличие вступившего в законную силу решения, постановления, вынесенных судом первой или апелляционной инстанции; отнесение субъектов обжалования к числу лиц, участвующих в деле.

В соответствии со ст. 161 АПК РФ право кассационного  обжалования арбитражных судебных актов предоставляется истцу, ответчику, третьим лицам, как заявляющим самостоятельные требования, так и не заявляющим их, а также всем другим участвующим в деле лицам (ст. 32 АПК РФ).

  Прокурор, государственные органы и органы местного самоуправления и иные органы, предъявляющие иски в защиту государственных и общественных интересов, вправе обжаловать судебный акт в кассационном порядке.

  Допущенные в процесс стороны и другие лица, участвующие в деле, вправе обжаловать в кассационном порядке арбитражное решение, постановление независимо от их фактического участия в судебном разбирательстве.

  Право кассационного обжалования решений и постановлений арбитражного суда имеют и правопреемники сторон и третьих лиц.

  Права кассационного обжалования не имеют участники процесса, не являющиеся лицами, участвующими в деле (свидетели, эксперты, переводчики). Вместе с тем, не привлеченные к участию в деле лица, о правах и обязанностях которых арбитражный суд принял решение или постановление, вправе обжаловать решение или постановление в общем порядке (п.5 ч.З ст. 176 АПК РФ).

  Объектом кассационного обжалования может быть только вступившее в законную силу решение и постановление арбитражного суда субъекта Российской Федерации. Постановления кассационной инстанции, а также решения, определения и постановления Высшего Арбитражного Суда РФ обжалованию не подлежат.

Информация о работе Кассационное производство в арбитражном процессе