Законодательство о банкротстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 22:48, контрольная работа

Описание работы

Целями контрольной работы являются: исследование законодательства о банкротстве, определение недостатков законодательства, обоснование оценки российского законодательства, выявление путей совершенствования законодательства о банкротстве.

Содержание

1. Общие положения института несостоятельности (банкротства) в России………………………………………………………………………………...5
2. Процедура банкротства в Российской Федерации……...…………………...7
3. Законодательство о банкротстве: недостатки и сложности применения........................................................................................................12
4. Пути совершенствования законодательства о банкротстве……………...15

Работа содержит 1 файл

Антикризисное управление - контрольная Законодательство о банкротстве.doc

— 112.00 Кб (Скачать)

     С момента введения внешнего управления всегда отстраняется от должности руководитель должника — юридического лица. При этом управление делами должника возлагается на внешнего управляющего.

     Для обеспечения внешнему управляющему возможности приступить к реальному  исполнению возложенных на него обязанностей по управлению делами должника на органы управления должника возлагается обязанность  в течение трех дней передать управляющему бухгалтерскую и иную документацию юридического лица, печати и штампы, материальные и иные ценности. Внешний управляющий назначается арбитражным судом одновременно с введением внешнего управления.

     Целью внешнего управления является финансовое оздоровление предприятия.

     Внешнее управление вводится на основании собрания кредиторов.

     Срок, на который вводится внешнее управление, не может быть более 18 месяцев, но может  быть продлен по решению арбитражного суда на 6 месяцев.

     Финансовое  оздоровление - процедура банкротства, которая применяется к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности, согласно Федеральному закону о "несостоятельности (банкротстве)".

     Если деятельность внешнего управляющего или финансового оздоровления не достигла цели, т. е. платежеспособность должника не восстановлена, арбитражный суд объявляет о признании предприятия несостоятельным (банкротом) и открытии конкурсного производства. Сообщить об этом арбитражный суд обязан публикацией в “Вестнике Высшего арбитражного суда РФ”.

     Конкурсное  производство — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Срок конкурсного производства — шесть месяцев, может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем на шесть месяцев. Определение арбитражного суда о продлении срока конкурсного производства подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в порядке, установленном законом.

     Конкурсное  производство открывается судом, если отсутствует реальная возможность восстановить платежеспособность должника, и/или если иные процедуры банкротства оказались безрезультатными. С момента открытия конкурсного производства должник называется банкротом.

     Конкурсное  производство подразумевает продажу  имущества должника для удовлетворения требований кредиторов в соответствии с приоритетами, установленными в  федеральном законе “О несостоятельности (банкротстве)”. С этого момента сроки исполнения всех долговых обязательств должника считаются наступившими.

     Мировое соглашение — соглашение сторон о прекращении судебного спора мирным путём на основании уступок и взаимного удовлетворения встречных требований. После утверждения мирового соглашения производство по делу прекращается. При заключении мирового соглашения сторонами их прежние права и обязанности в том или ином объёме, в зависимости от воли сторон, ликвидируются, а в силу вступают условия, на которых заключено мировое соглашение.

     В рамках процедуры банкротства мировое соглашение — это соглашение между имеющими друг к другу притязания субъектами сделки, договаривающимися посредством мирового соглашения урегулировать спор между собой без судебного разбирательства. На любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве должник, его конкурсные кредиторы и уполномоченные органы вправе заключить мировое соглашение.

     Таким образом, можно заключить, что процедура банкротства – это вводимый арбитражным судом в ходе разбирательства дела о банкротстве комплекс предусмотренных законодательством о банкротстве последовательных действий и правовых мер, устанавливающих особый правовой статус должника, его кредиторов и иных лиц для достижения определенной законом цели. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Законодательство о банкротстве: недостатки и сложности применения 

     Применение  законодательства о банкротстве  сталкивается с некоторыми трудностями. Вот причины этих трудностей:

     1. Законодательство о банкротстве предстает в виде абстрактной модели, которая привнесена как бы извне. Оно не является продуктом конкретных условий российского рыночного хозяйства, правоприменительной практики.

     2. Институт банкротства выполняет свое предназначение лишь в отлаженной до точности часового механизма рыночной экономике. Деформированное рыночное хозяйство России искажает границы, спектр его применения.

     3. Первоначальное накопление капитала новыми частными собственниками, распределение и перераспределение приватизированной собственности существенно влияют на механизмы действия законодательства о банкротстве. А это не в полной мере учтено в нем.

     4. Применение процедур банкротства предполагает существенное вторжение в производственно-хозяйственную, финансовую и иную деятельность организации с целью принятия правильного решения. Сложность этой сферы деятельности требует исключительно грамотного и квалифицированного подхода. Подобного наработанного десятилетиями (а то и столетиями) опыта мы не имеем. Поэтому и приходится сталкиваться с такими ситуациями, когда суд выступает в роли могильщика, принимая решение о признании должника несостоятельным, хотя мог и должен применить функции лекаря (введение реорганизационной процедуры), или наоборот.

     Анализ  Закона от 19.11.1992 показывает, что он не содержит необходимых упреждающих положений, защищающих работников от безработицы. К этому законодательному акту можно отнести следующие недостатки:

     - ущемлённость интересов наемных  работников, слабо представленных  и почти незащищенных;

     - расширение круга вопросов, решаемых  на уровне “работодатель - работник”,  “новый управляющий - работник”,  и неупорядоченность положения  работников в этих взаимоотношениях;

     - отсутствие механизма регулирования  трудовых отношений и работы  с персоналом на предприятии  в зависимости от формы процедуры:  санация, внешнее управление, ликвидация  предприятия;

     - отсутствие системы резервирования  финансов для поддержки работников предприятия-банкрота;

     Закон о несостоятельности нельзя рассматривать  в отрыве от прочих нормативных актов  по вопросам несостоятельности, так  как он, с одной стороны, содержит достаточно большое количество отсылочных норм, с другой стороны, некоторые его нормы нуждаются в толковании.

     Встречаются претензии к закону по поводу слабого  регулирования положения работников предприятия-банкрота и необходимости  внесения ряда дополнений, в частности, по поводу обязанности собственника трудоустроить определенную часть работников в случае банкротства предприятия, сохранить заработную плату на больший срок и т.д. Закон о несостоятельности не должен регламентировать данные положения и им подобные, так как в противном случае он превратится в огромный Кодекс о несостоятельности, регулирующий мельчайшие подробности несостоятельности предприятий и обреченный на постоянное внесение поправок. Правовое положение работников несостоятельного предприятия - вопрос достаточно важный, но он должен быть разрешен иными методами.

     Несостоятельность предприятий затрагивает различные  стороны деятельности, и не следует  забывать, что ответы на вопросы, связанные  с банкротством, разрешаются не только Законом о несостоятельности, но и иными отраслями законодательства.

     Что же касается вопроса о несовершенстве существующего закона о несостоятельности, то зарубежный опыт показывает, что разработка и совершенствование законов о банкротстве - процесс бесконечный.

     Российская судебная практика по делам о несостоятельности растет, растет и законодательство по данному вопросу, появляются необходимые разъяснения, облегчающие применение законодательства, хотя до сих пор и остается негативное отношение к процедуре банкротства и попытки разрешить возникновение неплатежей любыми иными способами, законными и незаконными. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Пути  совершенствования  законодательства о  банкротстве
 

     Согласно  прогнозу председателя Высшего арбитражного суда (ВАС) Антона Иванова, число дел  о банкротстве в России может  возрасти на 30–40% в ближайшее время. При этом в результате процедуры банкротства кредиторы в России получают меньше 10% необходимой суммы, в то время как за рубежом – около 50%. Так происходит по многим причинам. Но можно выделить основные: продажа активов по заниженным ценам и прямое или косвенное воздействие основного кредитора на процедуру банкротства для защиты своих интересов, что ущемляет права остальных заимодателей.

     В рамках «антикризисного пакета»  еще в декабре 2008 года был принят Федеральный закон № 296-ФЗ. Сделанные  им изменения по своему объему сопоставимы с текстом закона «О банкротстве» и направлены на смещение баланса защиты интересов в пользу кредиторов. Самое важное – с 2009-го года они получили право на обращение в арбитражный суд с момента вступления в силу решения суда по денежному взысканию (а не спустя 30 дней с момента направления исполнительного документа в службу судебных приставов, как раньше). Закон № 296-ФЗ подготовил правовой «плацдарм» для последующих более значимых изменений, которые последовали через несколько месяцев в виде закона № 73-ФЗ. В преддверии банкротства в России должники, как правило, любыми доступными им способами уменьшают имущество, которое должно входить в конкурсную массу. После вступления в силу закона № 73-ФЗ процедура доказывания недействительности подобных сделок максимально упростилась.

     Среди ключевых изменений, внесенных в  декабре 2008 г., апреле и июле 2009 г., в Закон о банкротстве стоит отметить следующие:

     1. Расширился перечень случаев,  когда руководитель должника  должен подавать заявление о банкротстве в обязательном порядке.

     2. Введены новые основания для  оспаривания сделок должника, заключенных  до подачи заявления о признании  должника банкротом.

     3. Установлена ответственность «контролирующих  должника лиц» (к которым относятся не только генеральные директора, но и акционеры, участники, иные лица) за отсутствие или искажение документов бухгалтерского учета, за действия или бездействия, которые привели к банкротству должника.

     4. Предусматривается создание единого  федерального реестра сведений о банкротстве.

     5. Запрет на взыскание на заложенное  имущество в судебном порядке  с момента введения наблюдения.     

          По мнению западных юристов, для того, чтобы федеральный закон о банкротстве соответствовал требованиям рыночно ориентированного законодательства, он должен, как и другие современные нормативно-правовые акты, содержать возможности реорганизации и ликвидации предприятий-должников в рамках процедуры банкротства. Процедура ликвидации должна быть ясно структурирована и соответствовать современным представлениям. Возложение ответственности за процедуру банкротства на суды и обучение (лицензирование) внешних управляющих Государственным органом по банкротству должно позволить в сравнительно короткое время ознакомить специализирующихся на этих вопросах людей, управляющих и юристов с новым законодательством о банкротстве. Единообразные процедуры банкротства служат тому, чтобы избежать возможных нарушений интересов участников процесса при применении различных процедур, как например, мирового соглашения или ликвидации. Кроме того, это единообразие позволяет продать бизнес предприятия.

     Как считают западные эксперты, принятая редакция федерального закона "О  несостоятельности (банкротстве)" соответствует  основополагающим моментам законодательства о банкротстве Канады, США, Великобритании и других стран и действующим международным правовым нормам в области банкротства и несостоятельности. Как принято в этих странах, процедуры проходят под общим наблюдением суда и под постоянным руководством и наблюдением на каждой отдельной стадии процедур арбитражного управляющего.

Информация о работе Законодательство о банкротстве