Возможность государственного регулирования кризисных ситуаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 23:59, доклад

Описание работы

Государству жизненно необходимо осуществлять меры антикризисного регулирования, причем не только с позиций преодоления уже имеющих место кризисных явлений, но и на предмет их профилактики. Все меры государственного регулирования экономики, направленные на обеспечение ее эффективного устойчивого развития и достижения заранее заданных параметров роста, в том числе научно-образовательных и технико-технологических, являются одновременно также и мерами антикризисного регулирования именно в аспекте предупреждения возникновения кризисных явлений.

Работа содержит 1 файл

основы государственного регулирования кризисных ситуаций.doc

— 142.50 Кб (Скачать)

    Направление изменений социально-экономической  ситуации в стране в последние  годы находится в явном несоответствии с современными социальными целями. Практически утрачены даже фрагментные элементы «государства благосостояния» в социальной жизни советского периода. Это усугубляет экономические проблемы страны, затрудняет выход станы из кризиса. 

Взаимодействие  благожелательной к  рынку стратегии  развития. 

    На  схеме, приведенной ниже, показаны отношения между государством и рынком в четырех аспектах: развитие человека, внутренняя экономика, международная экономика и макроэкономическая политика. Эти сферы деятельности взаимосвязаны. Внутренняя экономика без чрезмерных «перекосов» вознаграждает тех, кто формирует свой человеческий капитал более бережно, чем это делает «перекошенная» экономика. В то же время образование делает внутреннюю экономику более производительной благодаря тому, что ускоряется освоение новых технологий. Или другой пример: стабильная макроэкономика помогает внутренней системе цен, поскольку она рассеивает туман инфляции. Но эффективность микроэкономики также облегчает возможность поддерживать инфляцию на низком уровне: чем меньше нежизнеспособных предприятий, тем меньше потребность в субсидиях, усиливающих дефицит государственного сектора. Все четыре направления деятельности по праву заслуживают того, чтобы ими заниматься. Однако ввиду существования таких связей результаты, по-видимому, будут несоизмеримо более надежными, если все они будут осуществляться вместе. 

      
 

Сферы реализации государственных  управленческих функций. 

    Современная мировая экономическая мысль  выделяет следующие признаки выхода из кризисных ситуаций. Поиск инноваций, содействующих изменениям в способе экономического роста. Это преобразования в области отношений найма, которые могут способствовать попыткам выхода за пределы прежнего способа экономического роста, форм внутренней организации и конкуренции, к которым движутся предприятия, выявление сдвигов в потребностях, социальноэкономического прогресса.

    Динамика  выхода из кризиса, а затем и экономического роста определяется не силой государства, а эффективность косвенного воздействия  и регулирования институциональных  форм в рыночной среде, стимулирования конкуренции, завершения структурной перестройки экономики. За кризисом, представляющим собой разрушение всего устаревшего и ведущего к пересмотру прежних представлений, важно увидеть основы нового уровня развития национальной хозяйственной системы.

    Эта функция государства реализуется  путем развития демократии, поддержания  социально ориентированного характера  реформ, осуществления политики в  интересах общества в целом, а  не какихлибо групп и элит. Речь идет об интеграции государственной власти в структурный механизм общества, предполагающий регулярную смену администраций в соответствии с волей избирателей и защищающий общество от монополизации власти. Решить эту задачу можно лишь при наличии государственного и общественного контроля за властью. Для приведения в действие социальных факторов, получения их максимальной отдачи необходимо обеспечить ряд условий: развитие законодательной базы и эффективных механизмов исполнения всеми законов, формирование механизмов, обеспечивающих разрешение социальных противоречий, поддержание экономической безопасности, политической стабильности, ориентации на правовую защиту личности, социализацию хозяйственной деятельности.

    Во-первых, согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации федеральная собственность передается предприятиям на праве хозяйственного ведения, учреждениям – на праве оперативного управления. Это прежде всего контроль за тем, как эта собственность используется, в отношении предприятий – эффективно или нет, учреждений – по назначению или нет. При умелой постановке дела появляется возможность мониторинга финансового состояния предприятия.

    Во-вторых, это предприятия с государственной  долей в уставном капитале. Они  также являются объектами воздействия  со стороны государства путем  включения в органы управления этих предприятий представителей государства.

    Но  институт представителей государства  в органах управления предприятий  не всегда оправданно формировать только из государственных служащих – специалистов министерств и ведомств, нужно, чтобы представитель государства в органе управления предприятием был хорошим менеджером, владел методами исследования систем управления.

    В-третьих, государство обладает недвижимым имуществом. Это золотой фонд государственной  собственности, который всегда в цене и должен постоянно эффективно функционировать. К сожалению, до последнего времени распространенным действием остается избавление от недвижимости для покрытия дефицита бюджета. Между тем более эффективным может быть путь регулирования через систему национального имущества, в организации использования этого имущества на условиях аренды. Этот способ регулирования служит преградой для превращения предприятий в чисто имущественные объекты с утратой ими производственных и хозяйственных функций и массовыми увольнениями их работников. В-четвертых, с деятельностью государства тесно связаны земельные отношения. В этой сфере действуют более сотни законодательных актов, которые нередко носят противоречивый характер и не способствуют эффективному развитию сельскохозяйственного производства. Наконец, в поле государственного регулирования находятся отношения собственности в регионах. Формально перевести недвижимость одной формы собственности в другую не является проблемой, добиться, чтобы на этой базе оптимально реализовывались интересы работника, предприятия и государства. На практике же превалирует передача федеральных предприятий в собственность субъектов Российской Федерации в счет погашения долга государства их бюджетам, что связано с пониманием того, что предприятие – имущество, имеющее определенную стоимость. 

Виды  государственного регулирования  кризисных ситуаций  

    Нормативно-законодательная  деятельность. 

    Всю совокупность норм, через которые  осуществляется государственное регулирование, можно разделить на следующие группы: общесистемные нормы, ориентирующие предприятие на самоорганизацию; специальные нормы – по сферам рыночной экономики; целевые нормы – в соответствии с решаемыми проблемами инвестиционной активности.

    «Экономической  Конституцией» по праву называют Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ). Конкуренция как элемент рыночной экономики предполагает не только определенный динамизм, но и его обратную сторону – застой производства.

    Право против ограничения конкуренции, обычно называемое «антимонопольным правом», является наряду с правом против недобросовестной конкуренции значительной областью антикризисного законодательства.

    В современной практике понятие «банкрот»  введено в Указе Президента Российской Федерации от 14 июня 1992 г. «О мерах  по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применению к ним специальных процедур».

    В период приватизации государственной (муниципальной) собственности предполагалось запустить механизм банкротства  на основе нормативных актов, таких как Указ Президента Российской Федерации от 22 февраля 1993 г.

    «О  мерах по реализации законодательных  актов о несостоятельности (банкротстве) предприятий»; указы Президента Российской Федерации от 23.05.1994 г. «О реформе  государственных предприятий», «О некоторых вопросах налоговой политики», «О дополнительных мерах по нормализации расчетов и укреплению платежной дисциплины», «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей», от 2 июня 1994 г.

    «О  продаже государственных предприятийдолжников»; постановление Правительства Российской Федерации «О некоторых мерах  по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 20 мая 1994 г. Были приняты три варианта Закона Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» – от 19.11.1992 г. № 32291, от 08.01.1998 г. № 6 ФЗ, от 26.10.2002 г. № 127 ФЗ.

    В последней редакции данного закона несостоятельность (банкротство) трактуется как признанная арбитражным судом неспособность юридического лица в полном объеме выплатить денежный долг кредиторам и (или) исполнить требования по уплате обязательных платежей (далее – банкротство).

    Защита  интересов государства как собственника в отношении федеральных предприятий, а также предприятий смешанной формы собственности была возложена на Федеральное управление по делам несостоятельности (банкротства) при Госкомимуществе России.

    К числу важных нормативных актов, направленных на преодоление кризисных  ситуаций в различных сферах жизнедеятельности общества, следует отнести Указ Президента Российской Федерации от 20 марта 1993 г. «О деятельности исполнительных органов по преодолению кризиса власти», постановление Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации от 25.03.1994 г. «О кризисном положении в российской науке», постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 7 апреля 1994 г. «О кризисе платежеспособности в экономике Российской Федерации», указы Президента Российской Федерации от 24 октября 1994 г. «О мерах по преодолению кризисной ситуации на предприятиях текстильной и легкой промышленности» и от 14 июля 1996 г.

    «Об ответственности должностных лиц, допустивших обострение кризиса  в топливно-энергетическом комплексе  Приморского края» и др.

    В условиях кризиса особое значение приобретает  государственное нормативное регулирование  в сфере социальных ценностей. Оно  требуется в связи с ростом опасных для здоровья и жизни  людей причин. Невозможно устранить  государство из таких социальных сфер как трудовые отношения, занятость, развитие домохозяйств. Оно осуществляется с помощью широкого арсенала законодательных и административно-правовых мер, политики цен и тарифов, налогов, социальных трансфертов, экологических правил.

    Анализ  итогов реформ за прошедшие годы показывает, что выход из кризиса невозможен без создания социальной модели экономики, глубокого поворота к нуждам и потребностям человека, развития его способностей и творческого потенциала. Закон, нормативноправовая деятельность государства должны максимально содействовать интеграции социальных стимулов развития общественного производства с его естественным назначением – служить удовлетворению потребностей людей. 

    Финансовое  регулирование.  

    Это управление совокупностью денежных средств, находящихся в распоряжении домохозяйства, предприятий или государства. В стране централизованные финансовые ресурсы аккумулируются бюджетной системой и внебюджетными фондами, которые обеспечивают их перераспределение в соответствии с принятыми критериями и условиями.

    Задачи  и цели бюджетной политики отражают особенности переживаемого периода, а именно:

    1) использование  бюджетной политики для реализации  мероприятий экономических реформ;

    2) обеспечение  минимальной в условиях кризиса  управляемости экономики и экономического процесса в целом;

    3) разрешение  или смягчение острых социальных  противоречий, возникших в результате  смены общественного строя, а  также порожденных ходом реформ;

    4) развитие  новых отношений бюджетного федерализма. 

    Бюджетная политика в известной мере реализует и общие цели, которые стоят перед любой бюджетной системой. Это концентрация и централизация финансовых ресурсов, воздействие на экономический рост и занятость, обеспечение экономических и политических функций государства.

    Глубина и продолжительность кризиса в стране во многом порождены, во-первых, просчетами в выборе системы и механизмов назревших преобразований; во-вторых, отсутствием четкой целевой ориентации и, в-третьих, игнорированием мирового опыта регулирования экономики. В регионах напряженность финансовая нейтрализуется путем приватизации объектов государственной и муниципальной собственности, объектов незавершенного строительства, пакетов акций, прав долгосрочной аренды земельных участков. Но нужны доходы от производства.

    Механизм  корректировки денежных процессов  сложен. Поэтому главный акцент в  монетарной политике делается на регулировании  предложения денег, т. е. на ускорении  или замедлении темпов денежной эмиссии. Контроль за этими процессами носит  не прямой, а косвенный характер.

    В развитых странах денежная масса  состоит преимущественно из кредитных  денег (банкнот, депозитов), т. е. денег, выпускаемых в обращение по каналам  кредита и регулируемых состоянием производства и конъюнктуры. Это  означает, что инициаторами выпуска или изъятия денег выступают хозяйствующие субъекты. Ограничения эмиссии денег: государство может оказывать существенное влияние на темпы роста денежной массы и другие параметры денежного оборота. В России ситуация иная. У нас дефицит финансового капитала. Разработаны несколько программ выхода из кризисной ситуации. Первая – постепенно восстановить утраченные сбережения. Вторая – стимулировать привлечение новых накоплений граждан в банки и небанковские финансовые институты. Третья – привлечение прямого и портфельного иностранного капитала и внешние заимствования. Четвертая – использование широко распространенной на Западе практики учета и переучета векселей.

Информация о работе Возможность государственного регулирования кризисных ситуаций