Внешний долг РФ

Автор: K**********@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 22:04, реферат

Описание работы

В первой части реферата будут освещены проблема внешнего долга Царской России, как пример дипломатической тактики правительства послереволюционной Советской Республики, и в противоположность проблема внешнего долга и методы ее решения в Современной России, вступление России в Лондонский клуб, мнение правительства и экспертов на это событие, механизм уплаты по долговым обязательствам нашей страны после их реструктуризации. Во второй - рассмотрены виды инструментов внутреннего Государственного долга, методы подсчета их доходности, формы уплаты по долговым обязательствам, приведено краткое резюме по программе внутренних заимствований Министерства финансов РФ на 1998 год

Работа содержит 1 файл

Внешний долг РФ.docx

— 49.72 Кб (Скачать)

Введение 

Одной из «детских болезней» российской экономики  времен переходного периода стал непомерно возросший долг, как  внешний, так и внутренний. Однако ни для кого не секрет, что многие высокоразвитые западные страны, члены  Парижского и Лондонского клубов, являются не только кредиторами, но и  крупнейшими должниками, в первую очередь, конечно же, речь идет о  внутренней задолженности, и наиболее классическим примером здесь являются Соединенные Штаты. Поэтому, на мой  взгляд не следует так уж драматически и болезненно воспринимать проблему относительно высокого уровня государственной  задолженности как это делают некоторые особо ретивые российские политики, обвиняя реформаторов в  том, что они «продали Родину за кредиты  МВФ, выданных на проведение преступных реформ антинародного режима» (справедливости ради полагаю необходимым отметить, что большая часть внешнего долга  России - это наследство СССР, а именно, бездарной экономической политики правительств Рыжкова-Павлова в 1985-1990 гг. Ведь именно правительству Рыжкова мы обязаны уменьшением золотого запаса, обретением гигантской скрытой инфляции, тотальному дефициту и т. д. В первой части реферата будут освещены проблема внешнего долга Царской России, как пример дипломатической тактики правительства послереволюционной Советской Республики, и в противоположность проблема внешнего долга и методы ее решения в Современной России, вступление России в Лондонский клуб, мнение правительства и экспертов на это событие, механизм уплаты по долговым обязательствам нашей страны после их реструктуризации. Во второй - рассмотрены виды инструментов внутреннего Государственного долга, методы подсчета их доходности, формы уплаты по долговым обязательствам, приведено краткое резюме по программе внутренних заимствований Министерства финансов РФ на 1998 год

1. Внешний долг России

1. 1. Долги царской  России 

В период 1905-1914 гг. правительство царской России не раз прибегала к кредиту у  США, Японии и государств Европы всвязи с обострившейся политической ситуацией  внутри страны. Требовались большие  суммы денег на финансирование армии  и для поддержание экономической  стабильности в стране. По материалам федерального архива Швейцарии общая  сумма русского долга, не считая эмиссии  гарантированных государством облигаций, выпущенных во время войны 1914 года и  размещенных исключительно внутри страны выглядела следующим образом.

Довоенный долг

Рубли

Государственный долг

8. 691. 500. 000

Долг, гарантированный  государством

4. 283. 000. 000

Внутренний долгосрочный долг

13. 460. 000. 000

Внутренний краткосрочный  долг

3. 000. 000. 000

Внешний долг

7. 680. 459. 833

Внешние военные  долги 

Великобритания 

568. 200. 000

фунтов стерлингов

Франция

3. 950. 000. 000

франков

США

282. 136. 011

долларов 

Япония 

255. 000. 000

иен

Италия 

36. 123. 836

лир

После Октябрьской  революции в мае 1922 г. делегация  России представила в Женеве целый  пакетов проектов и предложений, относительно необходимых России кредитов и займов в обмен на реальные гарантии в совокупности с целым рядом  юридических гарантий, уже зафиксированных  в законодательстве Советской России, призванных обеспечить иностранным  гражданам, желающим привнести в  Россию свои технические знания, а  также свои капиталы, уважение по отношению  к их имущественным правам, их праву  на получение прибыли на своих  предприятиях. Усилия делегации поставить  этот вопрос перед комитетом экспертов, анализирующих русский вопрос, натолкнулись на непреодолимую оппозицию. Комитет  экспертов выставил требованием  обязательство России по выплате государственных долгов, а также частных финансовых требований. На что делегация России выступила с речью:

... Делегация  России призвана напомнить о  правовом принципе, согласно которому  революции, являющиеся неистовым  разрывом с прошлым, приносят  с собой новые юридические  отношения в сфере внешней  политики. Революция не обязана  относиться с уважением к обстоятельствам  свергнутых правительств. С другой  стороны, правительства стран  победителей как во время войны,  так и в особенности в периоды  заключения мира не испытывали  колебаний в отношении того, чтобы  завладеть имуществом граждан  побежденных государств, находящимся  как на их территории, так даже  и на территории иностранных  государств.

.... Таким образом,  Россия не может брать на  себя какие-либо обязательства  по отношению к иностранным  державам и их подданным за  отказ по выплате публичных  долгов, а также национализацию  частного имущества и возмещение  убытков за нанесенный ущерб  во время войны. 

Хочется отметить, что Современная Россия пользуется более цивилизованными методами в общении с другими странами. Об этом и пойдет речь далее.

Внешние долги  Современной России

1. 2. 1. Внешние кредиты:  полученные и предоставленные

Внешние долги  России - в преобладающей части наследие бывшего Советского Союза. На международной кредитной арене СССР выступал одновременно и как должник, и как кредитор, однако с большой и неблагоприятной асимметрией в геополитическом и валютном плане.

Из-за хронической  нехватки свободно конвертируемой валюты для оплаты импорта дефицитных товаров  и услуг из стран Запада (оборудование, технологии, продовольствие) Советский  Союз постоянно прибегал к заимствованиям в этих странах. Основная особенность  западных кредитов: они привлекались и погашались на обычных рыночных условиях, причем исключительно в  денежной форме - в свободно конвертируемой валюте, которую можно было получить либо за счет экспорта на западные рынки, либо за счет новых кредитов.

В свою очередь, СССР сам предоставлял внешние кредиты  многим зарубежным государствам (список должников включает более 50 стран), исходя, главным образом, из политических привязанностей и военно-стратегических соображений. Важнейшая особенность  советских кредитов загранице: они  предоставлялись в товарной форме (поставки оборудования, топлива, большого количества вооружений), на очень льготных условиях (на 10 - 15 лет из 2, 5 - 4% годовых) с погашением в большинстве случаев тоже в товарной форме продукцией местного производства. Таким образом, названные сферы функционирования Советского Союза как международного должника и международного кредитора были жестко разделены, из-за чего результаты предоставления советских кредитов (проценты и погашение) практически не могли использоваться для выполнения обязательств по полученным западным кредитам.

Преобладающая доля долгов Западу, унаследованных Россией  от СССР, возникла во время горбачевской перестройки, особенно в ее последние  годы. За период 1985 - 1991 гг. общая сумма внешнего долга СССР западным странам возросла почти в три раза - с 22, 5 до 65, 3 млрд дол.

Рост задолженности  Западу продолжился и при российских властях: за счет начисления процентов  по советским долгам, которые фактически перестали погашать, и за счет новых  кредитов, в том числе международных  валютно-финансовых организаций. В  настоящее время внешний долг России западным кредиторам приближается к 95 млрд. дол. Наряду с Мексикой и  Бразилией Россия входит теперь в  тройку крупнейших мировых должников.

Круг западных кредиторов России достаточно велик - в него входят около 600 коммерческих банков из 24 стран, а также Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, Европейский банк реконструкции и развития. Основной массив долгов приходится на банки 6 стран - Германии (крупнейший кредитор), Италии, США, Франции, Австрии, Японии.

Нынешние российские долги Западу включают четыре категории. Первая и самая большая - задолженность перед так называемыми официальными кредиторами, т. е. перед коммерческими банками западных стран, предоставляющими средства взаймы под гарантии соответствующих правительств или при страховании кредитов в государственных структурах. Регулирование задолженности подобного рода входит в компетенцию Парижского клуба - особого координирующего органа, в который входят официальные представители основных стран международных кредиторов.

Вторая группа - это кредиты, предоставленные коммерческими банками западных стран уже самостоятельно, без государственных гарантий. Задолженность по таким кредитам регулируется так называемым Лондонским клубом, объединяющим банкиров-кредиторов на неофициальной основе. Третью группу образует задолженность различным западным коммерческим структурам по фирменным кредитам, связанным с поставкой товаров и оказанием услуг, четвертую группу - долги международным валютно-финансовым организациям (МВФ, МБРР, ЕБРР).

Нынешний внешний  долг России не ограничивается задолженностью перед кредиторами из западных стран. Как правопреемница Советского Союза  она взяла на себя долги перед  некоторыми странами из числа бывших членов СЭВ - Венгрией, Чехией, Словакией. Сюда же примыкает валютный долг собственным российским предприятиям и банкам, образовавшийся в результате блокирования средств на валютных счетах в бывшем Внешэкономбанке СССР. Формально эта задолженность именуется внутренним долгом, однако она оплачивается конвертируемой валютой (долларами) и с этой точки зрения практически ничем не отличается от внешнего долга. Первоначально названный долг составлял около 8 млрд. дол., после проведенных погашений он несколько уменьшился.

С учетом всех перечисленных  видов задолженности суммарная  величина внешнего долга России составляет около 130 млрд дол. Об этом свидетельствуют  следующие оценки, относящиеся к  началу 1996 г.

Внешние долги  России (млрд дол.)

Долги СССР

Долги России

Общий долг

Западные кредиторы 

82, 3

11, 3

93, 6

Официальные кредиторы 

42, 3

5, 9

48, 2

Прочие кредиторы - банки и фирмы

40, 0

-

40, 0

МВФ, МБРР, ЕБРР

-

5, 4

5, 4

Бывшие страны СЭВ 

28, 0

-

28, 0

Валютный долг Внешэкономбанка 

7, 6

-

7, 6

Общая сумма  долга 

117, 9

11, 3

129, 2

В свою очередь, еще более значительной величиной  измеряется сумма долгов других стран, причитавшихся ранее СССР, а теперь перешедших к России. По имеющимся  оценкам, она составляет 89, 3 млрд прежних  инвалютных рублей, или почти 149 млрд дол. при пересчете в свободно конвертируемую валюту. Однако эти  долги приходятся на страны с очень  низкой платежеспособностью, и шансы  на их погашение или получение  взамен какого-либо эквивалента чрезвычайно  сомнительны.

Основная часть  этого долга - свыше 80% - приходится на 17 стран из числа развивающихся (Куба, Монголия, Вьетнам, Афганистан, Эфиопия, Ангола, Никарагуа, КНДР, Камбоджа, Лаос, Йемен, Сирия, Египет, Индия, Алжир, Ливия, Ирак), из которых только одна Куба должна около 28 млрд дол. Остальная задолженность (от 25 до 30 млрд дол.) числится за так наываемыми наименее развитыми странами мира, которые за весь период кредитных взаимоотношений с Советским Союзом практически не производили платежей по своим обязательствам, получая постоянные отсрочки

1. 2. 2. Погашение долгов  Западу

Для Советского Союза вплоть до последних перестроечных  лет никакой проблемы погашения  задолженности перед зарубежными  кредиторами не существовало. Выполнение обязательств по международным займам всегда относилось к числу важнейших  государственных приоритетов: необходимые  суммы и обязательном порядке  включались и валютный план и подлежали  безусловной выплате. Благодаря  такому порядку СССР пользовался  репутацией образцового заемщика и  располагал свободным доступом к  ресурсам мирового кредитного рынка. Осложнения начались весной 1990 г. (при правительстве  Рыжкова), когда из-за перенапряженности  платежного баланса ряд советских  внешнеторговых организаций, допустивших  просрочку платежей, получили указание официальных властей вести переговоры об их переносе и отсрочке. Дальнейшее развитие валютного кризиса завершилось  в конце 1991 г. фактическим банкротством: были не только приостановлены выплаты  зарубежным кредиторам, но и заблокированы  средства на валютных счетах отечественных  владельцев.

Информация о работе Внешний долг РФ