Внешнее управление

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 12:12, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе будет рассмотрена стадия внешнего управления и представлена логико-информационная схема.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. теоретические основы ВНЕШНЕГО УПРАВЛЕНИЯ
0. 1.1. Понятие и нормативно-правовые основы несостоятельности (банкротства).4
0. 1.2. Способы восстановления платежеспособности……………………………….5
0. 1.3. Права и обязанности арбитражного управляющего.....................................….8
0. 1.4. Внешнее управление…………………………………………………….………9
0. 1.5. Удовлетворение требований кредиторов……………………………………..12
0. 1.6. Логико-информационная схема…………………………………………….…13
0. 2. РАССМОТРЕНИЕ ВНЕШНЕГО УПРАВЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ НЕФТЕКОМПАНИЙ – НК «КомиТЭК», ОАО «Нижневартовскнефтегаз» и ОАО «Черногорнефть»…………………………………………………….14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...23
Библиографический список……………………………………………...25

Работа содержит 1 файл

Внешнее управление.doc

— 181.00 Кб (Скачать)

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Филиал  «Московского психолого-социального  института» в г. Красноярске 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа 

по дисциплине:

Антикризисное управление 

Тема: «Внешнее управление»  
 
 
 
 
 
 

  Выполнил:

студент 4 курса

группы М С/С 07

Фальченко Е.Е.

Проверил:

Ст. препадователь

Корнев А.В.

                                                                                            

      
 
 

                                                                                                                           
 
 

2011 
 

Содержание 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

  1. теоретические основы ВНЕШНЕГО УПРАВЛЕНИЯ
  2. 1.1. Понятие и нормативно-правовые основы несостоятельности (банкротства).4
  3. 1.2. Способы восстановления платежеспособности……………………………….5
  4. 1.3. Права и обязанности арбитражного управляющего.....................................….8
  5. 1.4. Внешнее  управление…………………………………………………….………9
  6. 1.5. Удовлетворение  требований кредиторов……………………………………..12
  7. 1.6. Логико-информационная  схема…………………………………………….…13
  8.      2. РАССМОТРЕНИЕ ВНЕШНЕГО УПРАВЛЕНИЯ  НА ПРИМЕРЕ НЕФТЕКОМПАНИЙ –  НК «КомиТЭК», ОАО «Нижневартовскнефтегаз»  и ОАО «Черногорнефть»…………………………………………………….14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...23

Библиографический список……………………………………………...25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

     Переход страны к рыночной  экономике обусловил появление  в сферах политики новых формирований  и понятий. А если учесть, что  переход от одной формы общественного  развития и управления государства к другой, даже более прогрессивной, всегда болезнен и отличается нестабильностью прежде всего в экономике. Появляется хаос становления новых организационных форм и таких понятий, как рынок и борьба за него, конкуренция, выживание в сфере бизнеса. Естественно, появляется угроза банкротства предприятий и вероятность их ликвидации. Что такое банкротство?

     Банкротство (от итал. bancarotta, буквально – сломанная скамья), признанная судом неспособность должника удовлетворить в срок и в полном объеме требования кредиторов.

     Банкротство широко распространенная  проблема, с которой сталкиваются  в процессе деятельности индивидуальные  предприниматели и юридические  лица. Для возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве), кредитор должен иметь на руках вступившее в законную силу и неисполненное в рамках исполнительного производства решение суда, устанавливающее право кредитора к должнику. Под исполнительным производством понимается принудительное взыскание долга с должника через службу судебных приставов.

     Законодательством различают следующие  стадии банкротства: наблюдение, финансовое оздоровление (или санация предприятия), внешнее управление и конкурсное производство. На любой из указанных стадий, вплоть до принятия судом решения о признании должника банкротом и исключении записи об организации-должнике из реестра юридических лиц может быть заключено мировое соглашение.

     В данной курсовой работе будет рассмотрена стадия внешнего управления и представлена логико-информационная схема. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Теоретические основы внешнего управления.
 

  • 1.1. Понятие и нормативно-правовые основы несостоятельности (банкротства). 

         Институт несостоятельности (банкротства)  – относительно новый для отечественной системы правого регулирования и практики предпринимательских отношений.

         Несостоятельность, банкротство,  неплатежеспособность – явление  одного порядка, характеризующие  крайне неблагополучное положение  хозяйствующих субъектов, хотя  и несовпадающие полностью по  своему содержанию.

         Юридическая суть несостоятельности  (банкротства) состоит в том,  что хозяйствующий субъект оказывается  не в состоянии выполнить свои  обязательства, взятые на себя  по доброй воле или возложенные  на него в силу сложившихся  обстоятельств.

         Нормативно-правовая основа несостоятельности (банкротства) предпринимателей представляет собой сложившуюся разветвленную систему нормативных актов различных уровней. В нее входят нормативные акты только федеральных органов государственной власти. Нормы права, относящиеся к банкротству, имеются в Гражданском кодексе РФ и некоторых других законах. Особое место среди федеральных законов занимает Федеральный закон РФ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ в соответствии с Гражданским кодексом РФ устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом) или объявление должника о своей несостоятельности (банкротстве), регулирует порядок и условия осуществления мер предупреждения несостоятельности (банкротства), проведения внешнего управления и конкурсного производства и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.

         Предприятие считается банкротом после признания факта о несостоятельности арбитражным судом, а также, если оно официально объявляет о своем банкротстве и ликвидации.

         Федеральный закон не преследует  цели обязательной ликвидации  предприятия при наличии признаков  банкротства. Если имеются возможности оздоровить (восстановить) деятельность, предотвращая его ликвидацию, предусматриваются специальные реорганизационные процедуры, в том числе назначение арбитражным судом внешнего управляющего имуществом должника.

         В деле о банкротстве участвуют:  должник; арбитражный управляющий  – лицо назначаемое арбитражным  судом для проведения процедур банкротства; конкурсные кредиторы – кредиторы по денежным обязательствам; участники собрания кредиторов с правом голоса: налоговые и иные уполномоченные органы по требованиям по обязательным платежам; прокурор; государственный орган по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению; иные лица в случаях, предусмотренных Федеральным Законом.

         Возбуждение производства в арбитражном  суде по делу о несостоятельности  (банкротстве) осуществляется на  основании заявления должника  или кредиторов, а также прокурора. Заявление должника подается на основании решения собственника предприятия-должника, или органа, уполномоченного управлять имуществом должника, или руководящего органа предприятия, который вправе принять такое решение, исходя из учредительных документов.

         К заявлению должника прилагаются  обосновывающие его документы,  прежде всего форма № 1 –  бухгалтерский баланс. Если он  в течение 15 дней после подачи  заявления не представлен должником,  его составление может быть  поручено арбитражным судом независимому аудитору за счет средств должника. Заявление, поданное должником, не может быть отозвано.

         Подаче заявления должно предшествовать  извещение должника о том, что, если он в течение 7 дней не выполнит свои просроченные обязательства, то кредитор обратится в арбитражный суд о возбуждении дела о его несостоятельности. В отличие от заявления должника, заявление кредитора может быть отозвано им до возбуждения производства по делу. Прокурор вправе обращаться в арбитражный суд в случае обнаружения им признаков фиктивного или преднамеренного банкротства.

         В заседании арбитражного суда  участвуют: представитель от должника; представитель от собственника  имущества и финансового органа  по месту регистрации должника; банки, осуществляющие расчетное и кредитное обслуживание должника, кредиторы; иные лица в случаях, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом РФ и Федеральным Законом.  

  • 1.2. Способы восстановления платежеспособности. 
  •      Законом о банкротстве определены  и довольно подробно регламентированы меры по восстановлению платежеспособности должника. Это такие меры, как перепрофилирование производства, закрытие нерентабельных производств, взыскание дебиторской задолженности, продажа части имущества должника, уступка прав требования должника, исполнение обязательств должника собственником имущества должника – унитарного предприятия или третьим лицом (третьими лицами), продажа предприятия должника.

         Кроме того, практика подсказала  еще ряд мер, некоторые из  которых вызывали ранее ожесточенные споры. Это увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц или размещение дополнительных обыкновенных акций должника, а также замещение активов должника. Основные споры вызывал вопрос о возможности проведения указанных мер без согласия учредителей (Участников), поскольку результатом их применения было ущемление прав данных лиц на участие в управлении и получение части прибыли от деятельности должника. Теперь этот вопрос решен таким образом, что применение указанных мер разрешено, но с согласия учредителей (участников).

         Перечень мер по восстановлению  платежеспособности должника не является закрытым, т.е. допускается применение и иных способов.

         Перепрофилирование производства и закрытие нерентабельных производств, кроме уменьшения неэффективных расходов и создания предпосылок для повышения рентабельности выпуска продукции, могут включать также ряд иных мер, носящих организационный характер, направленных на оздоровление общей ситуации на производстве.

         Например, в рамках применения  данных мер может быть проведено  плановое сокращение численности  работников. При всей непопулярности  этого мероприятия иногда это  единственный шанс сохранить  производство и заставить работников ответственно подходить к своей работе.

         Взыскание дебиторской задолженности  включает большой объем претензионно-исковой  работы. Однако с учетом относительно  ограниченного времени, отпущенного  на проведение внешнего управления, и ограниченности ресурсов, имеющихся  у внешнего управляющего, данная мера часто переходит в другую меру, такую как уступка прав требования должника. Долги, которые внешнему управляющему не удается истребовать в разумный срок, могут быть проданы (уступлены) иным лицам, например другим кредиторам того должника, по отношению к которому имеется право требования. Это может быть особенно актуально, если они в свою очередь предполагают инициировать в отношении должника дело о банкротстве.

         Наиболее простым способом, который  чаще всего используется самостоятельно или в совокупности с вышеизложенными, является продажа части имущества должника. Основной вопрос, который приходиться при этом решать, - это определение состава продаваемого имущества. С одной стороны, оно должно представлять достаточную ценность и быть ликвидным, а с другой – отсутствие этого имущества не должно существенным образом затруднить или тем более сделать невозможным работу предприятия.

         Самым радикальным способом восстановления  платежеспособности является продажа  предприятия должника, т.е. имущественного комплекса, предназначенного для осуществления предпринимательской деятельности. Объектом продажи могут также служить филиалы и иные структурные подразделения должника.

         В этом случае продаже подлежит  весь имущественный комплекс, все  активы должника, как материальные, так и не материальные, включая право на фирменное наименование, за исключением прав и обязанностей, которые не могут быть переданы другим лицам. Если вырученных средств достаточно для выплаты долгов всем кредиторам, то внешнее управление досрочно прекращается и происходит расчет с кредиторами. После этого на практике должник обычно ликвидируется вследствие полного отсутствия имущества. Если же денежных средств, вырученных от продажи бизнеса, недостаточно, то должник объявляется банкротом, так как дальнейшее восстановление платежеспособности уже невозможно по причине полного отсутствия имущества. В этой ситуации речь уже может идти только о соразмерном удовлетворении требований кредиторов.

         Продажа предприятия может быть включена в план внешнего управления при наличии решения о продаже предприятия и о минимальной цене его продажи органа управления должника, уполномоченного в соответствии с учредительными документами принимать решение о заключении соответствующих крупных сделок должника.

         Особо можно отметить такой  способ восстановления платежеспособности, как исполнение обязательств  должника третьими лицами. Это  возможно только при условии,  если данное исполнение погашает  требования всех конкурсных кредиторов  в соответствии с реестром требований кредиторов. 

         Третье лицо может также предоставить  должнику денежные средства, достаточные  для удовлетворения всех требований  кредиторов в соответствии с  реестром требований кредиторов. В этом случае должник обязан  удовлетворить требования кредиторов за счет предоставленных ему денежных средств.

         При удовлетворении требований  кредиторов или предоставлении  должнику денежных средств денежные  средства считаются предоставленными  должнику на условиях договора  беспроцентного займа, срок которого определен моментом востребования (но не ранее окончания процедуры внешнего управления).

         Увеличение уставного капитала  должника за счет дополнительных  взносов участников или проведения  дополнительной эмиссии акций  не соответствует положениям законодательства, регламентирующего деятельность хозяйственных обществ и функционирование рынка ценных бумаг. Однако, необходимо рассматривать нормы Закона о банкротстве, как имеющие приоритет перед остальными в силу специального характера правого регулирования, осуществляемого ими, а также более поздний срок издания.

         По мере накопления денежных  средств, внешний управляющий обращается с ходатайством в арбитражный суд, который выносит определение о проведении расчетов с кредиторами определенной очереди и, при необходимости, в определенной пропорции. Срок проведения таких расчетов не может превышать двух месяцев. Нарушение указанного срока или размера выплаты (пропорции) дает право кредитору требовать начисление процентов на невыплаченную сумму в размере ставки рефинансирования Центрального банка РФ.

         Не позднее чем за месяц  до истечения срока внешнего  управления или не позднее  чем через три недели с момента  возникновения оснований для  его досрочного прекращения, внешний управляющий обязан созвать собрание кредиторов. При этом он должен предоставить возможность кредиторам заблаговременно ознакомиться с отчетом о результатах внешнего управления.. Одновременно с этим вноситься предложение о дальнейших действиях в отношении должника. Это может быть: прекращение внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника или наоборот продление установленного срока внешнего управления; заключение мирового соглашения либо признание должника банкротом и открытие конкурсного производства.

         На заседании собрания кредиторов принимается одно из названных решений, на основании, которого они обращаются в арбитражный суд с соответствующим ходатайством. Если собрание кредиторов не примет ни одно из решений, либо такое решение не будет представлено в арбитражный суд в течение месяца со дня окончания установленного срока внешнего управления, суд принимает решение о признании должника банкротом.

         Если же принимается решение  о переходе к расчетам со  всеми кредиторами согласно реестру  требований кредиторов, то общий срок устанавливается в пределах 6 месяцев. Однако нарушение этого срока влечет за собой признание должника банкротом. 

         После завершения расчетов с  кредиторами арбитражный суд  выносит определение об утверждении  отчета внешнего управляющего и о прекращении производства по делу о банкротстве. При завершении внешнего управления заключением мирового соглашения или погашением требований кредиторов, внешний управляющий действует в пределах компетенции руководителя должника. В случае принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, внешний управляющий исполняет обязанности конкурсного управляющего до даты утверждения арбитражным судом конкурсного управляющего. 

         1.3. Права и обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве. 

         1.3.1. Права:

         - созывать собрание кредиторов;

         - созывать комитет кредиторов;

         - обращаться в арбитражный суд  с заявлениями и ходатайствами;

         - получать вознаграждения в размерах  и порядке, которые установлены Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».

         - привлекать для обеспечения  возложенных на него обязанностей, на договорной основе иных  лиц с оплатой их деятельности  за счет средств должника, если  иное не установлено ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», стандартами и правилами профессиональной деятельности или соглашением арбитражного управляющего с кредиторами;

         - запрашивать необходимые сведения о должнике, принадлежащем ему имуществе, в том числе об имущественных правах, и об обязательствах должника у физических лиц, юридических лиц, государственных органов и органов местного самоуправления;

         - подать в арбитражный суд  заявление об освобождении от  исполнения возложенных на него  обязанностей в деле о банкротстве.

         Физические лица, юридические лица, государственные органы и органы  местного самоуправления представляют  запрошенные арбитражным управляющим  сведения в течение семи дней  со дня получения запроса без  взимания платы.

         1.3.2. Обязанности:

         - принимать меры по защите имущества должника;

         - анализировать финансовое состояние  должника и результаты его  финансовой, хозяйственной и инвестиционной  деятельности;

         - вести реестр требований кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных  ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;

         - предоставлять реестр требований  кредиторов лицам, требующим проведение  общего собрания кредиторов, в  течение трех дней с даты  поступления требования в случаях,  предусмотренных ФЗ «О несостоятельности  (банкротстве)»;

         - в случае выявления признаков  административных правонарушений  и (или) преступлений сообщать  о них в органы, к компетенции  которых относятся возбуждение дел об административных правонарушениях и рассмотрение сообщений о преступлениях;

         - предоставлять собранию кредиторов информацию о сделках и действиях, которые влекут или могут повлечь за собой гражданскую ответственность третьих лиц;

         - разумно и обоснованно осуществлять  расходы, связанные с исполнением  возложенных на него обязанностей  в деле о банкротстве. Обязанность доказывать неразумность и необоснованность осуществления таких расходов возлагается на лицо, обратившееся с соответствующим заявлением в арбитражный суд;

         - выявлять признаки преднамеренного и фиктивного банкротства в порядке, установленном федеральными стандартами, и сообщать о них лицам, участвующим в деле о банкротстве, в саморегулируемую организацию, членом которой является арбитражный управляющий, собранию кредиторов и в органы, к компетенции которых относятся возбуждение дел об административных правонарушениях и рассмотрение сообщений о преступлениях;

         - осуществлять иные установленные  ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»  функции.

         Арбитражный управляющий обязан  сохранять конфиденциальность сведений, охраняемых федеральным законом (в том числе сведений, составляющих служебную или коммерческую тайну) и ставших ему известными в связи с исполнением обязанностей арбитражного управляющего.

         При проведении процедур, применяемых  в деле о банкротстве, арбитражный  управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества. Полномочия арбитражного управляющего не могут быть переданы иным лицам. 

        

         1.4. Внешнее управление. 

         Внешнее управление – еще одна реабилитационная процедура банкротства, которая вводится с целью восстановления платежеспособности должника. При этом платежеспособность будет считаться восстановленной при отсутствии у должника денежных обязательств и обязательных платежей, неисполненных более чем за три месяца с даты, когда они должны были быть исполнены. Иначе говоря, задачей внешнего управляющего является изыскать возможности для того, чтобы рассчитаться или провести реструктуризацию тех обязательств, исполнение по которым просрочено более чем три месяца.

         По общему правилу внешнее  управление вводится арбитражным  судом на основании решения  первого собрания кредиторов. Внешнее  управление может быть также  введено, если первым собранием  кредиторов не принято решение  о применение одной из процедур  банкротства, а у арбитражного суда отсутствуют основания для введения финансового оздоровления и есть достаточные основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена.

         Кроме того, арбитражный суд может  ввести внешнее управление по итогам финансового оздоровления в случаях установления реальной возможности восстановления платежеспособности должника, подачи в арбитражный суд соответствующего ходатайства собрания кредиторов, а также появление после проведения собрания кредиторов, на котором было принято решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом, обстоятельств, дающих основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена.

         Внешнее управление вводится  на срок не более чем 18 месяцев, который может быть продлен не более чем на 6 месяцев. Если до введения внешнего управления вводилась процедура финансового оздоровления, то совокупный срок финансового оздоровления не может превышать два года. Следует отметить, что для определенных категорий организаций-должников указанные сроки и правила внешнего управления несколько отличаются от тех, которые будут изложены далее.

         Определение арбитражного суда  о введении внешнего управления  подлежит немедленному исполнению  с возможностью последующего обжалования в общем порядке.

         С момента введения внешнего  управления начинает действовать  мораторий на удовлетворение  требований кредиторов по денежным  обязательствам и обязательным  платежам, сроки исполнения которых  наступили до введения данной процедуры. Это правило распространяется как на добровольное исполнение обязательств, так и на принудительное по исполнительным документам. Несмотря на достаточно ясно сформулированное понятие моратория, в Законе о банкротстве несколько раз повторяется, что мораторий не распространяется на текущие платежи, на принудительное исполнение исполнительных документов о взыскании задолженности по заработной плате (хотя она не относиться ни к денежным обязательствам, ни, тем более, к обязательным платежам), вознаграждений по авторским договорам, возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью, и морального вреда, а также об истребовании имущества из чужого незаконного владения.

         С введением моратория прекращается  начисление неустоек (штрафов, пени) и иных финансовых (экономических) санкций за неисполнение денежных обязательств и обязательных платежей должника, вместо которых начисляются проценты в размере учетной ставки банковского процента (ставки рефинансирования) на дату введения внешнего управления. Новеллой Закона о банкротстве является возможность для снижения размера указанных процентов по согласованию внешнего управляющего и соответствующего конкурсного кредитора.

         С введением внешнего управления  руководитель должника отстраняется  от должности и может быть уволен в порядке, установленном ст.278 ТК РФ. Управление делами должника возлагается на внешнего управляющего, назначаемого арбитражным судом. Именно это, собственно, и дало название данной процедуре банкротства. Необходимо отметить, что не только руководитель теряет свои полномочия, но и учредители (участники, члены, аукционеры) не вправе воспользоваться своими полномочиями по управлению делами должника, временный (административный) управляющий в течение трех дней с момента назначения внешнего управляющего обязаны передать ему бухгалтерскую и иную документацию юридического лица, печати и штампы, материальные и иные ценности. Соответственно, внешний управляющий обязан принять в ведение имущество должника и провести его инвентаризацию, а также выполнять функции по управлению делами должника, включая ведение бухгалтерского, финансового, статистического учета и отчетности.

         В ходе внешнего управления  органы управления должника вправе  принимать решения об обращении  с ходатайством о продаже предприятия должника, о замещении активов должника, о внесении изменений и дополнений в устав общества в части увеличения уставного капитала, об увеличении уставного капитала АО путем размещения дополнительных обыкновенных акций и иные необходимые для размещения дополнительных обыкновенных акций должника решения.

         Внешний управляющий обязан вести  реестр требований кредиторов. Кредиторы  вправе предъявить свои требования  в любой момент в ходе внешнего  управления. Их обоснованность проверяется  арбитражным судом либо в судебном заседании – при наличии возражений по требованиям, либо без вызова сторон – если в установленный срок возражения не будут представлены в суд. Определение суда является основанием для внесения или невнесения требований кредитора в реестр требований кредиторов и может быть обжаловано, что не приостанавливает его исполнение.

         Наиболее крупные сделки (сделки  с имуществом, балансовая стоимость  которого превышает 10% балансовой  стоимости активов должника на  последнюю отчетную дату) и сделки, стороной в которых являются заинтересованные лица в отношении внешнего управляющего или конкурсного кредитора, заключаются внешним управляющим только с согласия собрания или комитета кредиторов, если иное не установлено планом внешнего управления или Законом о банкротстве применительно к отдельным случаям.

         Для того, чтобы внешний управляющий имел возможность исправить негативные последствия пагубных для должника решений прежнего руководителя, ему предоставляются особые полномочия.

         Внешний управляющий вправе отказаться от исполнения договоров должника полностью или частично, если их реализация препятствует восстановлению платежеспособности должника или если их исполнение повлечет за собой убытки для должника по сравнению с аналогичными сделками, заключаемыми при сравнимых обстоятельствах. В данном случае вновь вводится оценочная категория, доказывание которой может представлять определенные трудности на практике. Кроме того, сделка, совершенная должником с отдельным кредитором или иным лицом после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом или в течение 6 месяцев, предшествовавших подаче заявления, может быть признана судом недействительной по заявлению внешнего управляющего или кредитора, если указанная сделка влечет за собой предпочтительное удовлетворение требований одних кредиторов перед другими кредиторами.

         Свою деятельность по восстановлению  платежеспособности должника внешний  управляющий должен осуществлять  на основании плана внешнего  управления, который разрабатывается внешним управляющим в течение первого месяца с момента своего назначения. Этот план подлежит утверждению собранием кредиторов, и в дальнейшем он определяет все наиболее существенные шаги внешнего управляющего, лимиты его расходов, правомочия на совершение сделок от имени должника. В нем должны быть предусмотрены конкретные меры по восстановлению платежеспособности и указан необходимый для этого срок.

         При рассмотрении представленного  внешним управляющим для утверждения  плана внешнего управления собрание кредиторов может принять одно из следующих решений:

    1. об утверждении плана;
    2. об отклонении плана и обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
    3. об отклонении плана и созыве следующего собрания кредиторов для рассмотрения нового плана внешнего управления;
    4. об отклонении плана и отстранении внешнего управляющего.

         Если в течение 4 месяцев с  даты введения внешнего управления  в арбитражный суд не будет  представлен утвержденный собранием кредиторов план внешнего управления или не будет заявлено указанных ходатайств, арбитражный суд может принять решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

         Внешний управляющий обязан отчитываться  по требованию собрания или комитета кредиторов о ходе внешнего управления и реализации мероприятий плана внешнего управления. 

         1.5. Удовлетворение требований кредиторов. 

         При ликвидации юридического  лица требования его кредиторов  удовлетворяются в следующей  очередности:

         • в первую очередь удовлетворяются  требования граждан, перед которыми  ликвидируемое юридическое лицо  несет ответственность за причинение  вреда жизни или здоровью, путем  капитализации соответствующих повременных платежей, а также по требованиям о компенсации морального вреда;

         • во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

        • в третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды.

         Требования кредиторов каждой  очереди удовлетворяются после  полного удовлетворения требований  кредиторов предыдущей очереди,  за исключением требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица.

         Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества  ликвидируемого юридического лица, удовлетворяются за счет средств,  полученных от продажи предмета залога, преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди, права требования по которым возникли до заключения соответствующего договора залога. 

         1.6. Логико-информационная схема внешнего управления. 

         Логико-информационная схема –  это графическое изображение  процесса арбитражного управления  предприятием, позволяющее регламентировать данный процесс по входной и выходной информации, исполнителем, потребителем, алгоритму выполнения каждой из арбитражных задач, данной арбитражной функции, показать связи между ними и отразить особенности той или иной арбитражной процедуры.

         Модель ЛИС представлена на  рис. 1.  

    Перечень  операций Исполнители Сроки выполнения Входная информация Выходная информация
     
    1
     
    2
     
    3
     
    4
     
    5

    Модель  логико-информационной схемы (ЛИС), рисунок  – 1.

        

     

        

        

        

      

        

          
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    1. Рассмотрение  внешнего управления на примере нефтекомпаний - НК «КомиТЭК», ОАО «Нижневартовскнефтегаз» и ОАО «Черногорнефть».
     

         Последние события в нефтяной отрасли России, особенно в сфере управления нефтяными должниками, показывают, что у нас, как и в ведущих нефтедобывающих странах, необходимо введение института внешних управляющих. Однако на его создание российскому правительству придется потратить еще немало сил. И попытаться разрешить немало конфликтов.

         История российской нефтяной отрасли знает три примера введения внешнего управления в нефтекомпаниях - НК «КомиТЭК», ОАО «Нижневартовскнефтегаз» и ОАО»Черногорнефть». Все они относительно удачны - новой команде менеджеров удалось вывести вчерашних банкротов из долгового пике, стабилизировать добычу нефти и налоговые платежи. Впрочем, первые примеры вскрыли и недостатки нового метода управления - связаны они с разными интересами кредиторов компаний-должников.

         Известно, что внешнее управление вводится на предприятиях по решению суда при возбуждении дела о банкротстве, он же принимает решение о кандидатуре управляющего.

         Очевидно, что перед внешними управляющими стоят три ключевые задачи - стабилизировать объемы добычи нефти, обеспечить проведение текущих платежей государственным и коммерческим структурам и договориться о реструктуризации уже накопившихся долгов. Как показывает практика, внешним управляющим приходится искать компромиссы и с фактическими хозяевами, временно отстраненными от управления, и с «историческими владельцами» нефтяных компаний - губернаторами российских регионов. И в последнем случае независимым финансовым менеджерам преуспеть особенно тяжело.

         Как уже отмечалось, все три компании, находящиеся под внешним управлением, при новых менеджерах смогли увеличить добычу нефти, провести мероприятия по обслуживанию скважин и разработке новых месторождений, а значит, и заложить фундамент своего будущего относительно стабильного существования.

         Так, например, НК «КомиТЭК», находящаяся под внешним управлением со стороны ЗАО «Евросевернефть» (компании, специально приглашенной руководством нефтяного холдинга для вывода из кризиса), удалось вывести объемы добычи нефти на уровень рентабельности - 3,5 млн. тонн в год. Как показывает текущая ситуация, новому менеджменту пока удается удерживать достигнутые темпы добычи - в первые месяцы 1999 г. добыто 575 тыс. тонн нефти, что соответствует плановому заданию, поставленному собственником и кредиторами.

         В ОАО «Нижневартовскнефтегаз» вообще сложилась критическая ситуация - компания, добывавшая в 80-х гг. 240-250 млн. тонн в год, в минувшем году добыла чуть более 18 млн. тонн нефти. И это - исключительно заслуга управляющего, поскольку годом ранее объем добычи был еще ниже. При этом предприятию впервые за несколько лет удалось увеличить объем капиталовложений, идущих на производственные нужды (ремонт оборудования и обслуживание нефтескважин).

         Заметного прогресса добился и новый менеджмент «Черногорнефти». Тяжелая финансовая ситуация в компании и недостаток средств на разработку новых месторождений привели к падению добычи нефти до 4,88 млн. тонн в год. В конце прошлого года компании, уже находившейся под внешним управлением, удалось перевыполнить план почти на 9% и довести объем добычи до 5,3 млн. тонн в год. А в первые месяцы этого года темпы добычи нефти обеспечат годовую добычу в 5,8 млн. тонн.

         Происходящие изменения, по оценкам нефтяных экспертов, стали возможны в связи с оптимизацией денежных потоков внутри нефтяных компаний. То есть деньги у нефтяников есть и они стали расходоваться эффективно. Хотя выполнение главной государственной идеи (своевременные налоговые, зарплатные и прочие обязательные платежи) внешние управляющие обеспечивают.

         Во всяком случае все три нефтяные компании, находящиеся под внешним управлением, за последние полгода смогли не только стабильно проводить налоговые и прочие обязательные платежи, но и начать погашение части долгов, накопленных прежним руководством. Главным же результатом оптимизации финансовых потоков стало снижение себестоимости бизнеса - в среднем добыча тонны нефти обходится на 2-5% дешевле, чем до введения внешнего управления.

         Так, НК «КомиТЭК» уже в конце 1998 г. (при минимальных, заметим, мировых ценах на энергоносители) полностью расплатилась по долгам перед бюджетом, сократила долги по заработной плате на 38 млн. руб. Компания провела внутреннюю реорганизацию, на 30% сократив менеджмент среднего звена и на 9% - суммарные расходы, что позволило выработать стратегический план по стабилизации работы компании и выходу на безубыточное производство к концу 2002 года. Международный аудит, проведенный в НК «КомиТЭК», позволил оценить успехи компании в привычной нерезидентам «системе бухгалтерских координат», а решение компании о сохранении совместных предприятий с иностранным участием позволило диверсифицировать деятельность иностранных инвесторов и партнеров. Реакция последних на действия нового менеджмента не заставила себя ждать - рыночная стоимость компании за прошлый год выросла почти в 9 раз на фоне общего обвала фондового рынка.

         Куда тяжелее была стартовая ситуация у внешнего управляющего «Нижневартовскнефтегаза» - на предприятии «висел» не только 5-миллиардный рублевый долг перед кредиторами разных уровней, но и финансирование города Нижневартовска с населением в 250 тысяч человек. Если бы предприятие было вынуждено расплачиваться с долгами сразу же, то на это ушло бы более 70% его бизнеса. Новому менеджменту «ННГ» удалось реструктурировать прежние долги в обмен на график их постепенного погашения и стабильные выплаты текущих налогов. Пока все договоренности соблюдаются - предприятие выплатило 97% обязательных платежей в бюджет региона, 91% - в федеральный бюджет (в 1997 г. - чуть более 60% по обоим показателям). Более того погашено 400 (из 450) млн. руб. долгов за 1997 г. перед региональными властями. Значительно удалось снизить себестоимость добычи нефти (на некоторых месторождениях - на треть), а также погасить задолженность по заработной плате. Хотя в этом случае персонал компании пришлось сократить на 15%.

         ОАО «Черногорнефть» была одним из первых российских предприятий, вышедшим на мировые рынки капитала,однако кризис 1996-1997 гг. поставил его на грань банкротства. Новому менеджменту, отказавшемуся от неэффективных партнеров, относительно легко удалось стабилизировать систему возврата средств за поставленную нефть и оптимизировать денежные потоки внутри компании. Менее чем за полгода «Черногорнефти» удалось выйти на стабильное погашение федеральных и местных долгов (225 млн. руб. местным и 46 млн. руб. - федеральному бюджету в течение первого квартала 1999 г.), а поставщикам и подрядчикам компании за этот же период выплачено 532 из 542 млн. руб., предъявленных к оплате - ранее погашалось от 55 до 70% выставляемых счетов. Компании также удалось достичь компромисса с государственными и местными налоговыми органами в вопросе о реструктуризации накопившихся долгов (чему во многом способствовало согласие государственных кредиторов с фигурой внешнего управляющего компании), и в настоящее время «Черногорнефть» накопила средства для выплаты более 12% долга российским кредиторам при плане в 7%.

         Внешние управляющие находятся в двояком положении по отношению к кредиторам. С одной стороны, они назначаются решениями суда, и кредиторы тем самым ставятся перед фактом. С другой стороны, внешнему управляющему приходится договариваться с большинством кредиторов о реструктуризации долгов, а также добиваться согласия с планом внешнего управления компанией. И если в рассмотренных выше критериях (добыча нефти и оптимизация денежных потоков) приведенные примеры во многом схожи, то в их отношениях с кредиторами - сильно различаются.

         Не характерным, но перспективным примером эффективного внешнего управления является НК «КомиТЭК». В конце 1997 г. для работы с холдингом была приглашена управляющая компания «Евросевернефть». Можно сказать, что руководство «КомиТЭКа» просто «сыграло на опережение» - несколькими месяцами позже внешнее управление было бы введено судебным решением. И еще большой вопрос, нашли бы акционеры компании общий язык с внешними управляющими.

         Пример с ОАО «Нижневартовскнефтегаз» можно считать классическим во взаимоотношениях временных управляющих с акционерами и кредиторами компании. Классическим в том смысле, что именно так его трактует законодательство, предполагающее почти полную поддержку кредиторами деятельности временного управляющего. Хотя на деле это не совсем так - и у «ННГ» были серьезные трения с кредиторами и региональными властями и с холдингом («Тюменской нефтяной компанией»), которые не сразу поддержали усилия внешнего управляющего, а затем и план его действий. Все же ТНК остается сферой обширных интересов финансово-промышленных групп, местных властей, региональных предпринимателей, разобраться в которых новому менеджменту крайне не просто. И лишь недавно руководство ТНК и нижневартовские власти нашли компромисс с командой внешнего управляющего.

         В отличие от «Нижневартовскнефтегаза», где менеджмент и кредиторы все же пришли к компромиссу, примером конфликта интересов является «Черногорнефть». Выбранный внешний управляющий получил поддержку 98% кредиторов и даже добился реструктуризации долгов перед нерезидентами (ЕБРР, банком «Сосьете Женераль» и др.), однако встретил жесткое сопротивление со стороны кредиторов, близких к той же ТНК. При этом предметом спора стал контроль над компанией, выбирающейся из кризиса, и ее денежными потоками, а не изменение плана по выводу «Черногорнефти» из кризиса или ошибки нового менеджмента. В настоящее время суд поменял внешнего управляющего, а дальнейшие перспективы компании зависят уже не столько от действий нового менеджмента, сколько от интересов различных групп кредиторов. При этом от подобного противостояния кредиторов не застрахован ни один «кризисный должник», а пример с «ННГ» может стать едва ли не приятным исключением. Поскольку наряду с положительными чертами институт внешнего управления имеет и свои минусы.

         Его главный недостаток - неопределенность функций и взаимоотношений кредиторов и нового менеджмента. Признавая в целом успехи внешних управляющих, приходится констатировать, что они не могут быть самостоятельными в своих действиях, а возможность подачи судебных апелляций со стороны кредиторов приводит к затягиванию принятия управленческих решений. С другой стороны, расширение их полномочий ведет к ущемлению прав кредиторов и позволяет ставить под сомнение правильность проводимых мероприятий по финансовому оздоровлению компании. А значит, и в этом случае действия внешних управляющих можно оспаривать в суде, а процесс управления должниками будет прерываться всякий раз с подачей судебных исков.

         Где же выход. Пожалуй он - в возможном создании некоего Антикризисного арбитражного суда, члены которого будут специализироваться на разрешении споров между менеджментом и кредиторами компаний, находящихся под внешним управлением, а также компаний-банкротов. Создание такого судебного органа позволит избежать долгосрочного хождения по судам различных уровней и взаимной подачи кредиторами исков как на решения внешнего управляющего, так и апелляций на решения, принятые разными судебными инстанциями. К тому же более квалифицированные судебные решения позволят избежать различных казусов, аналогичных случившемуся с той же «Черногорнефтью», когда интересы 98% кредиторов оказались принесены в жертву оставшимся 2%.  

    Судебное  решение о продлении срока  внешнего управления 

    04 сентября 2010 года

    Дело  № А33-11921/2008

    г. Красноярск 

    Арбитражный суд Красноярского края установил:

         Федеральная налоговая служба (далее - уполномоченный орган) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании общества с ограниченной ответственностью «СибирьЛесЭкспорт» (далее по тексту - должник) банкротом.

         Определением арбитражного суда от 03.06.2009 в отношении должника введено внешнее управление сроком до 03.12.2010, внешним управляющим должника утвержден Галынский Михаил Васильевич.

         Сообщение о введении внешнего управления в отношении должника опубликовано в газете «Коммерсантъ» от 27.06.2009 № 114.

         В настоящем судебном заседании рассматривается ходатайство внешнего управляющего о продлении срока внешнего управления в отношении должника в связи с изменением плана внешнего управления и утверждением новой редакции плана на собрании кредиторов 11 июня 2010 года, предусматривающей более продолжительный срок для осуществления мероприятий по восстановлению платежеспособности должника по сравнению с ранее установленным арбитражным судом.

         В судебном заседании 26 августа 2010 года внешний управляющий поддержал ходатайство о продлении срока внешнего управления, суду пояснил, что долги погашаются, в том числе, перед арбитражными управляющими Кацером Е.И., Галынским М.В.; кроме того, погашаются текущие платежи, возникающие в период внешнего управления, в том числе по налогам; внесены изменения в план внешнего управления, ведется замещение активов, отклонений от плана внешнего управления нет.

         Уполномоченный орган возразил против продления срока внешнего управления, пояснил, что позиция налогового органа останется прежней до изучения документов, представленных внешним управляющим в подтверждение перечисления в бюджет задолженности по налогам и сборам, уплаты текущих платежей по наблюдению и внешнему управлению.

         Представитель собрания кредиторов, кредиторов Острянина И.В. и ООО «Внешнеэкономическая компания-ТимЭкс» поддержал заявленное внешним управляющим ходатайство о продлении срока внешнего управления, суду пояснил, что кредиторы большинством голосов приняли решение о продлении внешнего управления.

         Уполномоченный орган заявил ходатайство об объявлении перерыва в судебном заседании в целях ознакомления с документами, подтверждающими перечисление в бюджет задолженности по налогам и сборам, уплату текущих платежей по наблюдению и внешнему управлению.

         Внешний управляющий не возрази против объявления перерыва.

         Представитель собрания кредиторов, кредиторов Острянина И.В. и ООО «Внешнеэкономическая компания-ТимЭкс» возразил против объявления перерыва в судебном заседании, поскольку представитель уполномоченного органа, по его мнению, не успеет согласовать позицию со своим доверителем.

         В целях предоставления уполномоченному органу возможности ознакомиться с представленными в судебное заседание документами внешнего управляющего должника, арбитражный суд удовлетворил ходатайство уполномоченного органа, в судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 09 час. 45 мин. 01.09.2010.

         Информация о перерыве размещена на официальном сайте Арбитражного суда Красноярского края в сети Интернет по следующему адресу: (портал Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: http: //rad.arbitr.ru).

         После окончания перерыва 01 сентября 2010 года судебное заседание продолжено в присутствии тех же представителей лиц, участвующих в деле о банкротстве.

         Внешний управляющий поддержал ходатайство о продлении срока внешнего управления, суду пояснил, что в настоящее время выполняются мероприятия, предусмотренные планом внешнего управления в новой редакции, в том числе замещение активов должника - на базе имущественных прав должника (права аренды лесных участков) создано и зарегистрировано в установленном порядке новое юридическое лицо в форме открытого акционерного общества, в Федеральную службу по финансовым рынкам 16.08.2010 подано заявление о регистрации выпуска акций. Внешний управляющий пояснил, что должник получит в январе 2011 года запланированные 10 млн. рублей, при этом он оценивает установленный планом внешнего управления срок поступления денежных средств как реальный.

         Уполномоченный орган суду пояснил, что должник в настоящее время не имеет задолженности по текущим налоговым платежам, но считает достаточным продление внешнего управления до февраля 2011 года включительно, после чего внешнее управление следует завершить и перейти к расчетам с кредиторами, поскольку после поступления в январе 2011 года денежных средств, достаточных для удовлетворения требований кредиторов, нецелесообразно еще четыре месяца нести расходы на проведение процедуры банкротства на общую сумму 800 000 рублей.

         Внешний управляющий пояснил, что в соответствии с Законом о банкротстве и судебной практикой продление внешнего управления именно на шестимесячный срок позволит завершить расчеты с кредиторами, осуществляемые на основании определения суда, подготовить отчет об итогах внешнего управления и представить этот отчет на утверждение в арбитражный суд.

         Представитель собрания кредиторов, кредиторов Острянина И.В. и ООО «Внешнеэкономическая компания-ТимЭкс» поддержал ходатайство внешнего управляющего о продлении срока внешнего управления на шесть месяцев.

         Иные лица, участвующих в деле о банкротстве и в арбитражном процессе по делу о банкротстве, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явились, письменные пояснения относительно рассматриваемого ходатайства суду не представили.

         В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд рассматривает дело в отсутствие указанных лиц по имеющимся доказательствам.

         При рассмотрении ходатайства внешнего управляющего арбитражный суд установил следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.

         31.07.2009 года собранием кредиторов ООО «СибирьЛесЭкспорт» в установленном Законом о банкротстве порядке утвержден план внешнего управления, составленный внешним управляющим 03.07.2009 на основании данных бухгалтерского учета и отчетности, переданных ему бывшим руководителем ООО «СибирьЛесЭкспорт».

         11.06.2010 собранием кредиторов ООО «СибирьЛесЭкспорт» изменен план внешнего управления и утверждена его новая редакция, которой предусмотрено осуществление мероприятий, направленных на восстановление платежеспособности должника, в течение 24 месяцев: создание на базе имущественных прав должника (прав аренды лесных участков из состава земель лесного фонда, разрешенное использование - заготовка древесины, общей площадью 17 839 га, расположенных в Красноярском крае, Енисейском районе и предназначенных для заготовки древесины) открытого акционерного общества, реализация акций этого акционерного общества и осуществление расчетов с кредиторами.

         Рыночная стоимость имущественных прав аренды должника определена независимым оценщиком (ООО «ИнвестОценкаАудит») и согласно отчету № 297-3/10 составляет 11 228 000,00 рублей.

         На основании измененного плана внешнего управления указанные имущественные права должника (право аренды) вносятся в уставный капитал создаваемого открытого акционерного общества (фирменное наименование: открытое акционерное общество «СибирьЛесЭкспорт+») по цене определенной независимым оценщиком.

         Акции созданных на базе имущества должника открытого акционерного общества включаются в состав имущества должника и могут быть проданы на открытых торгах.

         В материалы дела представлены учредительные документы открытого акционерного общества «СибирьЛесЭкспорт+», свидетельство о его государственной регистрации за основным регистрационным номером 1102454000648, заявление на государственную регистрацию выпуска и отчета об итогах выпуска ценных бумаг номинальной стоимостью 11 228 000 рублей.

         Согласно отчету внешнего управляющего от 25.08.2010 от сдачи в субаренду лесных участков происходит регулярное поступление денежных средств - за период с июня 2009 года по 24 августа 2010 года на счет должника поступили денежные средства в сумме 2 872 242,60 рублей, израсходованы денежные средства в сумме 2 871 366,77 рублей, из них 1 572 938,16 рублей в бюджет на выплату текущих налогов и платежей, арендных платежей Агентству лесной отрасли администрации Красноярского края. Кроме того, погашено в полном объеме вознаграждение временному управляющему, выплачивается вознаграждение внешнему управляющему и производятся выплаты, связанные с осуществлением процедур банкротства по мере представления первичных подтверждающих документов.

         Из финансового прогноза следует, что при выполнении плана внешнего управления по истечении двух лет должник получит выручку от продажи акций и от сдачи в субаренду земельных участков в сумме 12 905 200 рублей, расходы на процедуры банкротства составят 3 763 801,14 рублей, и после расчетов с кредиторами, задолженность перед которыми составляет 5 128 993,46 рублей основной задолженности и 677 535,12 рублей процентов, в наличии у должника останутся свободные денежные средства в сумме 3 334 870,28 рублей.

         Завершение мероприятий, направленных на восстановление платежеспособности должника предусмотрено планом внешнего управления в новой редакции в январе 2011 года, когда на счет должника должны поступить денежные средства в сумме 10 105 200 рублей от реализации акций созданного в порядке замещения активов открытого акционерного общества с последующими расчетами с кредиторами, которые должны завершиться в апреле 2011 года.

         Учитывая, что в установленный судом срок до 03 декабря 2010 года процедура внешнего управления не будет завершена, во исполнение решения собрания кредиторов от 11.06.2010 внешний управляющий обратился в Арбитражный суд Красноярского края с ходатайством о продлении срока внешнего управления на 6 месяцев.

         Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, доводы лиц, участвующих в деле о банкротстве, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

         Согласно статье 108 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ в редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 306-ФЗ (далее - Закон о банкротстве) установленный арбитражным судом срок внешнего управления может продлеваться в случае, если собранием кредиторов принято решение об утверждении или изменении плана вешнего управления, в котором предусмотрен срок внешнего управления, превышающий первоначально установленный срок, но не более, чем максимальный срок внешнего управления.

         Внешнее управление не может быть продлено на срок, превышающий совокупный срок внешнего управления, установленный пунктом 2 статьи 92 Закона о банкротстве - 24 месяца.

         Собранием кредиторов ООО «СибирьЛесЭкспорт» от 11.06.2010 большинством голосов принято решение об обращении в Арбитражный суд Красноярского края с ходатайством о продлении срока внешнего управления сроком на шесть месяцев, до 03.06.2011 (53,31 % от общего числа голосов конкурсных кредиторов проголосовали «за», 46,69% - «против»).

         Основанием к принятию указанного решения явилось утверждение плана внешнего управления в новой редакции, требующей для осуществления мероприятий по восстановлению платежеспособности должника и расчетов с кредиторами срок, превышающий первоначально установленный судом срок на 18 месяцев до 03.12.2010.

         Учитывая право собрания кредиторов должника решать вопрос о возможности изменения плана внешнего управления, в том числе в части продления сроков внешнего управления, а также то обстоятельство, что срок внешнего управления, предусмотренный планом внешнего управления в новой редакции, не превышает максимального срока внешнего управления, установленного пунктом 2 статьи 92 Закона о банкротстве - 24 месяца, суд полагает подлежащим удовлетворению ходатайство внешнего управляющего о продлении срока внешнего управления в отношении ООО «СибирьЛесЭкспорт» на шесть месяцев до 03 июня 2011 года.

         Возражение уполномоченного органа против продления срока внешнего управления после февраля 2011 года арбитражный суд отклоняет, поскольку решение о продлении срока внешнего управления принято собранием кредиторов в соответствии с нормами Закона о банкротстве и финансовым прогнозом, изложенным в плане внешнего управления, утвержденном 11.06.2010, согласно которым процедура завершения расчетов с кредиторами не позволит фактически окончить внешнее управление ранее установленной даты.

         Руководствуясь статьей 108 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ в редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 306-ФЗ, статьями 176, 184, 185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края 

    ОПРЕДЕЛИЛ: 

         Продлить срок внешнего управления в отношении общества с ограниченной ответственностью «СибирьЛесЭкспорт» на шесть месяцев до 03 июня 2011 года.

    Внешнему  управляющему в срок до 03.06.2011 представить  в арбитражный суд отчет по результатам проведения внешнего управления с приложением документов, предусмотренных  статьей 119 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

         Настоящее определение подлежит немедленному исполнению.

         Настоящее определение может быть обжаловано в течение четырнадцати дней после его вынесения путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.  
     
     

    Председательствующий  С.В. Ахметова 

    Судьи Л.Д. Блинова 

    Т.В. Шевцова 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

         Заключение. 

         Внешнее управление – судебная процедура, определенная ст. 2 Закона о банкротстве как "процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности".

         Внешнее управление вводится на срок не более чем восемнадцать месяцев, который может быть продлен не более чем на шесть месяцев.

         Основанием для применения процедуры служит решение кредиторов о введении внешнего управления. В этом случае арбитражный суд связан решением собрания кредиторов и не вправе изменить его, применив к должнику иную процедуру.

         Таким образом, независимо от того, сделан ли временным управляющим в ходе анализа финансового состояния вывод о возможности восстановить платежеспособность должника или об отсутствии такой возможности, суд своим определением лишь подтверждает волю кредиторов.

         При этом кредиторы, приняв указанное решение, рискуют незначительно, так как срок внешнего управления может быть сокращен или прекращен судом по ходатайству собрания кредиторов.

         Например, после введения внешнего управления следующее решение кредиторов будет основано на плане, представленном внешним управляющим. Если внешний управляющий в течение первого месяца приходит к выводу, что перспектива восстановления платежеспособности отсутствует, он указывает на это в плане внешнего управления и рекомендует открыть конкурсное производство.

         Во втором случае суд уполномочен выносить определение о введении внешнего управления, если собранием кредиторов в установленные сроки не принято решение о применении одной из процедур банкротства. Такое определение выносится, если у арбитражного суда есть достаточные основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена (например, это вывод, вытекающий из анализа финансового состояния, проведенного временным управляющим).

         Первый шаг в работе внешнего управляющего – это принятие в управление имущества должника и проведение его инвентаризации. Принятие имущества в управление производится с оформлением акта приема-передачи. Четких требований к акту не существует, поэтому с точки зрения формы нужно помнить, что акт является двусторонним и подписывается руководителем предприятия и арбитражным управляющим.

         Практика показывает, что на несостоятельном предприятии, как правило, есть что скрывать и рассчитывать на то, что управляющему передадут все имущество добросовестно, не приходится. Тем более что инвентаризация еще не проведена и управляющий не знает истинного положения вещей.

         Вместе с тем, ответственность за полноту передачи имущества лежит на руководителе должника. Поэтому знать, что принимать по акту нужно, но целесообразно оставить инициативу за руководителем предприятия. Нужно также иметь в виду, что, как правило, внешним управляющим утверждается специалист, ранее выполнявший функции временного управляющего. Поэтому еще на стадии наблюдения целесообразно составить представление о том, чем располагает предприятие. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

         Библиографический список 

    1. Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 27.07.2010) «О несостоятельности (банкротстве)».
    2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ (ред. от 27.12.2009).
    3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 №14-ФЗ (ред. от 17.07.2009).
    4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.10.2001 № 197-ФЗ (ред. от 25.11.2009) (с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 01.01.2010).
    5. «Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 30.04.2010).
    6. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 25.11.2009) «О Центральном банке Российской Федерации ( банке России)».
    7. Юн Г.Б., Таль Г.К., Григорьев В.В. Внешнее управление на несостоятельном предприятии: Учеб.-практ. пособие. - М.: Дело, 2003. - 656 с.
    8. Антикризисное управление: Учебное пособие: В 2т. Т.1: А 72 Правовые основы/Отв. ред. Г.К. Таль. – М.: ИНФРА – М . 2004. – 928 с.
    9. Юн Г.Б., Таль Г.К., Григорьев В.В. Словарь по антикризисному управлению. – М.: Дело, 2003. – 448 с.

    Информация о работе Внешнее управление