Виды кризисов

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 16:48, лекция

Описание работы

Виды кризисов:
По сфере общественной жизни: экономические, политические, социальные, духовные
По широте охвата: отдельные, локальные, системные
По уровням экономики: микро, мезо, макро, мировой
По причинам возникновения: случайные, закономерные
По силе воздействия: болезненные, разрушительные
По времени воздействия: кратко, средне, долгосрочные
По источникам происхождения: внутренний, внешний, смешанный; или стихийный, искусственные, смешанные
По возможности преодоления: преодолимый с внутренней помощью, с внешней помощью, непреодолимый.

Работа содержит 1 файл

Введение в антикризисное управление.docx

— 21.72 Кб (Скачать)

Введение в антикризисное  управление

Эпиграф к курсу

«В качестве причины  банкротства обычно приводят высокие  затраты на запуск нового бизнес-проекта, непомерные издержки, обесценивание избыточных запасов, конкуренцию – всё, что угодно, кроме фактической причины – простой и ясной – плохого менеджмента.»

У. Э. Дёминг. Выход из кризиса. Новая парадигма управления людьми, системами и процессами.

Понятие кризиса

Кризис – это  …?

  • Обычно в учебниках пишут, что это «крайнее обострение противоречий в экономической системе, угрожающее её жизнестойкости в окружающей среде».

 

Виды кризисов

  • По сфере общественной жизни: экономические, политические, социальные, духовные
  • По широте охвата: отдельные, локальные, системные
  • По уровням экономики: микро, мезо, макро, мировой
  • По причинам возникновения: случайные, закономерные
  • По силе воздействия: болезненные, разрушительные
  • По времени воздействия: кратко, средне, долгосрочные
  • По источникам происхождения: внутренний, внешний, смешанный; или стихийный, искусственные, смешанные
  • По возможности преодоления: преодолимый с внутренней помощью, с внешней помощью, непреодолимый.

 

Фазы цикла  общественного воспроизводства

1. Кризис (сжатие)

  • Происходит сокращение совокупного объема промышленного производства, деловой активности, включаются процессы падения цен, затоваривания, наблюдается значительный рост количества банкротств, уровня безработицы, а также уменьшение реальных доходов населения, сжатие банковского кредита, сокращение внешнеторгового оборота. Особенно сильно страдают отрасли, поставляющие на рынок средства производства (в отраслях машиностроения, металлургии, приборостроения, электроники). В отраслях, поставляющих предметы повседневного спроса, может не происходить значительного сокращения производства.

2. Депрессия

  • Фаза застоя в экономике, приспособления хозяйственной жизни к новым условиям и потребностям. Для нее характерны неуверенные действия предпринимателей, которые не хотят вкладывать значительные ресурсы в бизнес. Капиталы утекают за рубеж. Показатели как бы достигают нижней отметки спада и начинают медленно подниматься. Ситуация стабилизируется, подготавливая экспансию, рост показателей социально-экономического развития.

3. Оживление (экспансия)

  • Для нее характерны: рост капиталовложений, цен, объемов производства, уровня занятости, показателей процентных ставок. Экспансия охватывает отрасли, поставляющие средства производства. Создаются новые предприятия, возникает масса новых товаров, растут курсы ценных бумаг, процентных ставок, цен и заработной платы. Экономический рост подходит к наивысшей точке развития, сопровождаясь активизацией научно-технических исследований.

4. Вершина экспансии.

  • Характеризуется значительным ростом всех показателей социально-экономического развития: ВВП, торгового оборота, инновационной активности предприятий, уровня технологической оснащенности страны, конкурентных преимуществ компаний на мировом рынке, банковской маржи и др. Наступает наивысшая точка расцвета, которая опять повлечет за собой сжатие. Растет напряженность банковских балансов, увеличиваются товарные запасы, постепенно сокращается совокупный платежеспособный спрос. Снова начинается спад производства, происходит сокращение занятости и доходов населения. Подъем, выводящий экономику на новый уровень в ее поступательном развитии, подготавливает базу для нового, периодического кризиса.

 

Фазы кризиса  на предприятии

1. Снижение рентабельности  и объёмов прибыли

  • Следствием этого является ухудшение финансового положения предприятия, сокращение источников и резервов развития. Решение проблемы может лежать как в области стратегического управления (пересмотр стратегии, реструктуризация предприятия), так и тактического (снижение издержек, повышение производительности).

2. Убыточность  производства

  • Следствием служит уменьшение резервных фондов предприятия (если таковые имеются - в противном случае сразу наступает третья фаза). Решение проблемы находится в области стратегического управления и реализуется, как правило, через реструктуризацию предприятия.

3. Истощение (отсутствие) резервных фондов

  • На погашение убытков предприятие направляет часть оборотных средств и тем самым переходит в режим сокращенного воспроизводства. Реструктуризация уже не может быть использована для решения проблемы, так как отсутствуют средства на ее проведение. Нужны оперативные меры по стабилизации финансового положения предприятия и изысканию средств на проведение реструктуризации. В случае непринятия таких мер или их неудачи кризис переходит в четвертую фазу.

4. Неплатёжеспособность

  • Предприятие достигло того критического порога, когда нет средств профинансировать даже сокращенное воспроизводство и (или) платить по предыдущим обязательствам. Возникает угроза остановки производства и (или) банкротства. Необходимы экстренные меры по восстановлению платежеспособности предприятия и поддержанию производственного процесса.

Антикризисное управление -это:

  1. управление в условиях кризиса («тушение пожара»)
  2. управление в целях предотвращения кризиса (соблюдение техники «пожарной» безопасности)

 

Две идеологии  антикризисного управления

  1. Антикризисное управление понимается как всемерная экономия и избавление от излишнего имущества
  2. Антикризисное управление понимается как налаживание выпуска и реализации конкурентоспособной продукции. Оно сводится в первую очередь к улучшению способности предприятия получать регулярные надежные доходы от продаж той или иной продукции (товаров, услуг).

 

Цели антикризисного управления

  • Урегулирование задолженности
  • Восстановление докризисных показателей
  • Быстрый и прибыльный выход из бизнеса
  • Обеспечение долгосрочного курса на выживание

И др.

 

Функции антикризисного управления

  1. Социальная функция состоит в сохранении предприятия как действующего и способного предоставлять применение местному труду и капиталу с минимальными издержками трансакций в связи с наймом рабочей силы (включая затраты работников на поездки к месту работы, на их социальное обеспечение и др.), а также привлекать инвестиции.
  2. Финансовая функция заключается в максимизации по истечении периода этого управления рыночной стоимости предприятия-банкрота. Этого необходимо достичь в результате финансового оздоровления и рационального инвестирования в новые для предприятия бизнесы. Продажа предприятия (имущественного комплекса без сохранения его как действующего) по такой стоимости позволит кредиторам максимизировать покрытие текущей стоимости просроченных предприятием долгов.

 

Система антикризисного управления предприятием:

  • Управление финансами
  • Управление персоналом
  • Управление операциями и бизнес-процессами
  • Управление качеством
  • Управление маркетингом
  • Управление логистикой
  • Управление продажами
  • Управление реализацией стратегии
  • Управление изменениями и инновациями
  • Управление инвестиционными проектами
  • Управление рисками
  • Управление знаниями
  • Общее администрирование.

 

Причины кризиса  на российских предприятиях

  • Нехватка оборотных средств
  • Высокие проценты по кредитам
  • Общая макроэкономическая нестабильность
  • Меры государственного регулирования
  • Нежелание собственников делать бизнес прозрачным
  • И др.

 

 


Информация о работе Виды кризисов