Упарвление дебиторской задолжностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 17:20, реферат

Описание работы

Процесс управления дебиторской задолженностью, с одной стороны, является частью маркетинговой политики предприятия, с другой - составляющей финансового управления деятельностью предприятия. Задачей финансового менеджмента является эффективное управление дебиторской задолженностью как активами предприятия с целью оптимизации ее размера и обеспечения своевременной индексации долга.

Содержание

1) Введение
2) Образование дебиторской задолженности
3) Формирование кредитной политики (скидки при срочной оплате, сезонная датировка).
4) Стандарты кредитоспособности. Пять факторов кредита.
5) Политика инкассации. Другие факторы, влияющие на кредитную политику
6)Анализ структуры и динамики дебиторской задолженности, оценка ее оборачиваемости и целесообразности формирования
7) Заключение
8) Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

сдавать фин менеджмент.doc

— 142.50 Кб (Скачать)

Критерием оптимальности разработанной и осуществляемой кредитной политики любого типа и по любым формам предоставляемого кредита, а соответственно и среднего размера дебиторской задолженности по расчетам с покупателями за реализуемую им продукцию, выступает следующее условие:

ДЗо —> ОПдр ≥ ОЗдз + ПСдз,

где ДЗо — оптимальный размер дебиторской задолженности предприятия при нормальном его финансовом состоянии;

ОПдр — дополнительная операционная прибыль, получаемая предприятием от увеличения продажи продукции в кредит;

ОЗдз — дополнительные операционные затраты организации по обслуживанию дебиторской задолженности;

ПСдз — размер потерь средств, инвестированных в дебиторскую задолженность из-за недобросовестности (неплатежеспособности) покупателей.

 

 

 

 


Анализ структуры и динамики дебиторской задолженности, оценка ее оборачиваемости и целесообразности формирования

 

Анализ дебиторской задолженности коммерческих организаций необходимо начинать с оценки ее состава, структуры и динамики. Это обусловлено значением данных показателей как для определения эффективности принятых ру­ководством мер в ходе перспективного анализа и контроля, так и для оперативного контроля и управления реализацией различных планов и бюджетов, а также для последующего контроля их выполнения.

Анализ структуры и динамики проводится по данным бухгалтер­ского баланса, приложенной к нему пояснительной записки, регистров синтетического и аналитического учета. Изучение характера изменения дебиторской задолженности за ряд лет позволяет судить об исполнительной дисциплине рас­четов, о проблемах в финансовом менеджменте, степени надежности поставщиков и кредиторов (банкротстве некоторых кредиторов), из­менении спроса на продукцию. Рост величины дебиторской задолженности свидетельствует, с одной стороны, об увеличении объема продаж организацией, а с дру­гой, - о финансовой зависимости от своих покупателей и заказчиков.

Анализ состава и структуры дебиторской задолженности показывает, за счет каких составляющих произошли изменения в совокупной величине задолженности (если это не основная деятель­ность, следовательно, можно оценить, правомерен ли рост объема про­изводства продукции или нет, обеспечен ли он реализацией, требуется ли дальнейшее увеличение объема продаж). В ходе анализа необходимо провести расчет удельного веса каждой статьи дебиторской задолженности в ее итоговой величине (отраженной в балансе), выявить отклонения (рост или сни­жение удельных весов) на конец года по сравнению с его началом.

Проблема своевременного погашения задолженности оказывает влияние на текущую платежеспособность организации. Для того что­бы проанализировать причины изменения каждой статьи дебиторской задолженности, необ­ходима подробная информация о ее составе и возрастной структуре. Информацию о состоянии расчетов необходимо систематизировать по каждому контрагенту. Аналитические процедуры следует начинать с оценки возрастного состава задолженности (возраст и качество за­долженностей, соблюдение сроков, условий кредитной политики, выполнение планов и бюджетов продаж, анализ тенденций измене­ния задолженности и пр.), поскольку это влияет на экономические санкции, которые организация может применить по отношению к своим дебиторам или же которые могут быть применены к самой ор­ганизации различными контрагентами, бюджетными организациями. В первую очередь следует обратить внимание на первичную докумен­тацию, условия договоров поставки сырья (материалов) и отгрузки произведенных товаров (продукции, работ, услуг), сверить с условия­ми, оговоренными ранее при утверждении условий предоставления коммерческого кредита, а также смет и бюджетов продаж. Поскольку это важнейшие финансовые документы, организация ориентируется на их уровень при расчете прогнозных показателей.

Для анализа и оценки состава, сроков образования и погашения дебиторской задолженности по каждому должнику необходимо составить соответствующие аналитические таблицы. С помощью этой таблицы можно своевременно контролировать сро­ки погашения обязательств по оплате продукции (работ, услуг) по полу­ченным авансам и каждому контрагенту. Кроме того, имеющиеся сведе­ния позволяют выделить долю просроченной дебиторской задолженности в общей ее сумме.

Рост задолженности ставит вопрос о сроках и источниках ее по­гашения. Для обобщения сведений по каждому должнику, на наш взгляд, необходимо проводить подробный анализ качества задолжен­ности, за счет каких средств происходит погашение задолженности, в результате которого можно получить ответ на следующие вопро­сы: какой срок возникшей задолженности, насколько обеспечена за­долженность и удовлетворяет ли это условиям кредитной политики.

Ключевое место при проведении анализа дебиторской задолженности занимает расчет ее прогнозной величины, поскольку она определяет потребность в текущем финансировании производственного процесса, позволяет рас­считать величину чистого оборотного капитала, величину остатков дебиторской задолженности на конец рассматриваемого периода. В зарубежной практике широко применяется метод расчета процента непогашенных остатков дебиторской задолженности, ко­торый основан на использовании информации об объеме реализации за отчетный период и величине неоплаченных счетов. При прове­дении расчета особое внимание следует уделять соотношению дебиторской задолженности и объема продаж (коэффициент инкассации). Каждый полученный в результате осуществляемых расчетов коэффициент инкассации пока­зывает процент задолженности, которая возникла в соответствующем месяце и осталась непогашенной к его концу. Высокое значение этого показателя указывает на недостаток денежных средств для покрытия обязательств, что может привести к ухудшению финансового состоя­ния, задержке платежей и снижению доверия к контрагентам.

Следующим этапом анализа дебиторской задолженности является исследование условий расчетов за продукцию, что позволяет принять обоснованные ре­шения относительно времени отсрочки платежа, объема и условий кредита, целесообразности предоставления скидок за ускорение расчетов.

В процессе аналитического обоснования базовых положений по­литики расчетов с покупателями необходимо учитывать финансовые возможности самой организации, а также финансовое положение дебиторов. Маркетинговый прием увеличения объема продаж за счет предоставления скидок очень распространен в зарубежной практике и имеет свои положительные и отрицательные стороны. К отрицательным следует отнести то, что рост продаж сопровождается уве­личением остатков дебиторской задолженности, и соответственно означает дополнительные финансовые издержки. При реализации товаров с условием отсроч­ки платежа всегда существует риск неполучения долга от дебитора. Уровень этого риска, естественно, неодинаков и зависит от финан­сового положения каждого конкретного должника, анализ которо­го проводится расчетной группой хозяйствующего субъекта. Чем больше времени предоставляется покупателям на погашение кре­дита, тем большие расходы несет сам экономический субъект, при­влекая дополнительные средства в оборот, увеличиваются затраты на обеспечение контроля соблюдения условий договоров, при этом необходимо оценивать вероятность возникновения сомнительных долгов. Кроме того, в условиях инфляции отсрочка платежа приво­дит к обесценению вложенных денежных средств. С другой стороны, плюсами рассматриваемого маркетингового приема являются уве­личение продаж, гарантированность сбыта произведенной продук­ции, возможность досрочной оплаты и, соответственно, сокращения остатков неоплаченной дебиторской задолженности. Использование скидок позволяет полу­чить информацию о финансовом состоянии контрагента, поскольку отказ от выгодной скидки свидетельствует о проблемах, связанных с его платежеспособностью. Другой способ ускорения расчетов - введение штрафных санкций за просрочку платежа, разработка гра­фиков платежей, платежных ведомостей и усиление контроля над состоянием расчетов.

В процессе анализа дебиторской задолженности актуальным является вопрос о сопоста­вимости дебиторской и кредиторской задолженности. Необходимость анализа соотношения этих видов задолженности обусловлена тем, что значительное превышение дебиторской задолженности создает угрозу финансовой устойчивости и делает необходимым при­влечение дополнительных источников финансирования, а с другой стороны, необоснованный рост кредиторской задолженности влечет за собой уплату штрафных санкций.

Результаты сравнительного анализа дебиторской и кредиторской задолженности, осуществленные с использованием данных бухгалтерской отчетности, являются не­корректными и нуждаются в уточнении, предполагающем проведе­ние сопоставления по их дисконтированной стоимости. Поскольку поддержание дебиторской задолженности на оптимальном уровне требует дополнительного привлечения денежных средств для восполнения дефицита оборотных активов, на наш взгляд, в качестве ставки дисконтирования следует использо­вать ставку по краткосрочным банковским кредитам. В качестве интервала дискон­тирования нами предлагается использовать 3 месяца, поскольку это наиболее удобный период, за который можно проследить тенденции изменения величины дебиторской задолженности. Текущая стоимость дебиторская задолженность может быть рас­считана по формуле:

 

,                                          (2.1)

 

где PVДЗ - текущая стоимость дебиторской задолженности;

Д3i - величина дебиторской задолженности в i-й период времени;

г - процентная ставка для трех месяцев;

n - планируемый период погашения дебиторской задолженности.

Расчет текущей стоимости проведем в табл. 12.6

Аналогичные операции осуществим для расчета текущей стоимо­сти кредиторской задолженности, для этого воспользуемся формулой:

 

,                                          (2.2)

 

где PVКЗ - текущая стоимость кредиторской задолженности;

К3i - величина кредиторской задолженности в i-й период времени;

г - процентная ставка для трех месяцев;

n - планируемый период погашения кредиторской задолженности.

Кредиторская задолженность, являясь дополнительным источ­ником денежных средств, одновременно приводит к появлению дополнительных финансовых издержек в виде штрафных санкций, начисления пени. В связи с этим в качестве ставки дисконтирования, по нашему мне­нию, следует использовать средневзвешенную процентную ставку по штрафам и пеням на примере типичных договоров организации с контрагентами, а также операций с бюджетом и внебюджетными фондами. Максимально установленный размер пени за каждый день просрочки платежей по обязательствам в соответствии со ст. 75 гл. 9 части первой НК РФ [2] составляет 1/300 от действующей в настоящий момент ставки рефинансирования.

Показатель соотношения дебиторской и кредиторской задолженности с учетом и без учета временной ценности денег рассчитывается по формуле:

 

и                                                                       (2.3, 2.4)

где Kd - показатель соотношения дебиторской и кредиторской задолженности с учетом временной ценности денег;

Ко - показатель соотношения дебиторской и кредиторской задолженности без учета временной ценности денег

Анализ экономической эффективности дебиторской задолженности позволяет найти рас­пределение расходов во времени, а также принять решения, относя­щиеся к направлению текущих расходов в расчете на будущие при­были. Для расчета используемого показателя необходимо выбрать методику оценки эффекта от возникновения дебиторской задолженности.

Эффект, связанный с использованием дебиторской задолженности, рекомендуется исчис­лять по формуле [26]:

 

                                                                      (2.5)

 

где ∆N - прирост в объеме продаж, возникающий в результате сти­мулирующего воздействия дебиторской задолженности (предоставление покупателям товарного кредита);

n - средний срок (расчетная величина по результатам анализа прошлых лет) предоставления отсрочки платежа (товарного кредита);

i - релевантная процентная ставка (например, ставка инфля­ции);

S∆N - себестоимость дополнительно реализованной продукции;

ПРДЗ - прочие расходы, возникающие в результате обслуживания дебиторской задолженности (расходы по инкассации дебиторской задолженности, процентные платежи по краткосрочным кредитам, полученным под пополнение оборотных средств, и пр.).

Временной лаг между отгрузкой продукции (t = 0) и ее оплатой (t = ri) делает выручку от продаж и ее себестоимость несопоставимыми между собой. Для приведения разновременных ∆N и S∆N к одинако­вой размерности выручку от продаж продукции в кредит рекоменду­ется дисконтировать с использованием релевантной дисконтной став­ки. В связи с тем, что прочие расходы, связанные с обслуживанием дебиторской задолженности, ожидается производить равномерно в течение п периодов, при их дисконтирования период времени рекомендуется брать в половинном размере. Уровень эффективности использования дебиторской задолженности рекомендуется рассчитывать по формуле:

 

                                                                                    (2.6)

 

где DZ - средняя величина дебиторской задолженности, связанной с предоставлением товарного кредита, за период.

Для того чтобы повысить эффективность управления дебиторской задолженностью в орга­низации, необходимо рассчитать коэффициент соотношения приро­ста объема продаж с приростом дебиторской задолженности, с помощью формулы:

 

                                                                      (2.7)

 

где NФ и NБ - фактическое и бюджетное значение величины объема продаж;

ДЗФ и ДЗБ - фактическая и бюджетная величина дебиторской задолженности покупателей и заказчиков.

Выполнив вычисления, можно найти оптимальное сочетание со­отношения дебиторской задолженности и объема продаж, при фактическом изменении этих величин. В табл. 12.9 отражены условия для расчета коэффициента К, указан интервал его значений.

 

Таблица 2.

Значение коэффициента соотношения приростов объема продаж и дебиторской задолженности

 

Условия

Значение коэффициента соотношения приростов объема продаж и дебиторской задолженности

К<-1

К=-1

-1< К<0

К=0

0<К<1

К=1

К>1

1

2

3

4

5

6

7

8

+ ∆N, + ∆DZ;

- ∆N, - ∆DZ

∆N> ∆DZ

-

-

-

+

+

+

Оптимальный вариант

Информация о работе Упарвление дебиторской задолжностью