Теория спроса и предложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 14:46, реферат

Описание работы

Спрос – платежеспособная потребность человека, т.е. потребность, подкрепленная деньгами; спрос показывает, какие количества данного товара желает и способен приобрести покупатель по каждой возможной цене в каждый данный момент времени.

Величина спроса – количество товара, которое покупатель желает и способен приобрести по определенной цене.

Работа содержит 1 файл

Teorija_sprosa_i_predlozhenija.ppt

— 392.50 Кб (Скачать)

В зависимости от факторов, оказывающих  воздействие на спрос выделяют:

  • Прямую эластичность спроса (эластичность спроса по цене) – степень изменения в объеме спроса на товар Х при изменении его рыночной цены.

Показателем прямой эластичности  спроса является коэффициент прямой эластичности – процентное изменение в объеме спроса на товар Х в результате изменения его рыночной цены на 1 %.

 

EdxPx = |(Qdx2 – Qdx1)/ Qdx1) : (Px2 – Px1) / Px1)| = |(Qdx2 – Qdx1)/ (Px2 – Px1)| : Px1/ Qdx1

 

Формы прямой эластичности  спроса:

  • Эластичный спрос - EdxPx > 1 P

                                                                                             

                                                                                                 

                                                                                                          D

 

 

                                                                                                                            

 

                                                                                                                               Q

 

Эластичность спроса

 

2. Единичная эластичность спроса  – EdxPx = 1 3. Неэластичный спрос - EdxPx <1

 

 

 

 

 

Экстремальные формы прямой  эластичности спроса:

  • Совершенно эластичный спрос –  0 < Dx →∞

 

 

 

 

  • Совершенно неэластичный спрос – EdxPx = 0

Эластичность спроса

 

  • Перекрестная эластичность спроса - степень изменения в объеме спроса на товар Х при изменении рыночной цены товара Y.

 

Показателем перекрестной эластичности  спроса является коэффициент перекрестной эластичности – процентное изменение в объеме спроса на товар Х в результате изменения рыночной цены товара Y на 1 %.

 

EdxPy = (Qdx2 – Qdx1)/ Qdx1) : (Py2 – Py1) / Py1) = (Qdx2 – Qdx1)/ (Py2 – Py1) : Py1/ Qdx1

 

Формы перекрестной эластичности  спроса:

 

  • Положительная перекрестная эластичность – EdxPy > 0 (товары Х и Y являются взаимозаменяемыми – субститутами).

 

  • Отрицательная перекрестная эластичность – EdxPy < 0 (товары Х и Y являются взаимодополняемыми – комплементарными благами).

 

  • Нулевая перекрестная эластичность – EdxPy = 0 (товары Х и Y являются независимыми друг от друга).

Эластичность спроса

 

  • Эластичность спроса по доходу - степень изменения в объеме спроса на товар X при изменении дохода потребителя.

 

Показателем эластичности спроса  по доходу является коэффициент эластичности по доходу – процентное изменение в объеме спроса на товар X в результате изменения дохода потребителя на 1 %.

 

EdxI = (Qdx2 – Qdx1)/ Qdx1) : (I2 – I1) / I1) = (Qdx2 – Qdx1)/ (I2 – I1) : I1/ Qdx1

 

Формы эластичности спроса  по доходу:

 

  • Положительная эластичность спроса по доходу – EdxI > 0 (товар Z является супериорным благом, объем спроса на который с ростом дохода увеличивается, а с уменьшением - сокращается).

 

  • Отрицательная эластичность спроса по доходу – EdxI < 0 (товар Z является инфериорным благом, объем спроса на который с ростом дохода сокращается, а с уменьшением - растет).

 

  • Нулевая эластичность спроса по доходу – EdxI = 0 (товар Z - товар первой необходимости).

Эластичность спроса

 

Hа эластичность спроса оказывают  влияние :

 

  • Hаличие на рынке товаров-заменителей. Чем их больше, чем ближе их полезные свойства к свойствам и характеристикам наблюдаемого товара, тем выше эластичность спроса на данный товар, и наоборот (два противоположных примера: напитки и соль).

 

  • Универсальность использования товара. Чем специфичнее характеристики товара, тем ниже эластичность спроса на него.

 

  • Фактор времени. Спрос тем более эластичен, чем длительнее период наблюдения.

 

  • Доля расходов в бюджете на данный товар. Чем она выше, тем сильнее эластичность спроса. Если покупатель тратит на какой-то товар незначительную часть своего бюджета, то изменение цен на этот товар обычно мало влияет на потребительский спрос.

 

  • Уровень доходов потребителя. Эластичность спроса на один и тот же товар у потребителей с разным уровнем доходов различна.

 

  • Консерватизм потребителей. Эластичность индивидуального спроса ниже всего у тех товаров, которые с точки зрения данного потребителя являются для него наиболее необходимыми.

 

  • «Hеоткладываемость» в удовлетворении конкретной потребности. Эластичность спроса на товары, потребление которых не может быть отложено на другой срок, крайне низкая (цветы к праздничным дням, лекарства от болезни и т. п.).

 

Эластичность предложения

 

  • Эластичность предложения – степень изменения в объеме предложения товара при изменении его рыночной цены.

Показателем эластичности предложения  является коэффициент эластичности предложения – процентное изменение в объеме предложения товара в результате изменения его рыночной цены на 1 %.

 

ESxPx = |(QSx2 – QSx1)/ QSx1) : (Px2 – Px1) / Px1)| = |(QSx2 – QSx1)/ (Px2 – Px1)| : Px1/ QSx1

 

Формы прямой эластичности  спроса:

  • Эластичное предложение - ESxPx > 1

Эластичность предложения

 

2. Единичная эластичность предложения  – ESxPx = 1

 

 

3. Неэластичное предложение - ESxPx <1

 

 

 

 

Экстремальные формы эластичности  предложения:

  • Совершенно эластичное предложение –  0 < Sx →∞

 

 

 

 

  • Совершенно неэластичное предложение – ESxPx = 0

 

Эластичность предложения

 

Факторы эластичности  предложения:

 

  • Время, имеющееся в распоряжении производителя, для того, чтобы отреагировать на изменение рыночной цены (текущий период – период времени, в течение которого количество используемых факторов производства остается без изменения; краткосрочный – период времени, в течение которого количество используемого капитала остается без изменения, но возможно увеличить количество используемого труда; долгосрочный – период времени, в течение которого возможно изменение и количества труда, и количества капитала).

 

  • Достигнутый уровень использования ресурсов (эффективный, неэффективный).

 

  • Степень монополизированности отрасли.

 

  • Технологические особенности наладки оборудования.

Инструменты государственного  регулирования микрорынков

 

Основными инструментами государственного  регулирования рынка являются:

  • налоги;
  • дотации;
  • фиксированные цены.

 

    • Налоги

а) налог на продавца в размере  Т.

 

Цена покупателя после введения  налога: Р

 

Цена продавца после введения  налога: Р

 

Доля покупателя в налоге, уплачиваемом  продавцом:

Р   - Р1

 

Доля продавца в уплачиваемом  им налоге:

 

Р1 - Р

Инструменты государственного  регулирования микрорынков

 

Распределение налогового бремени  между продавцом и покупателем  зависит от степени эластичности  спроса и предложения.

 

Если предложение более эластично, чем спрос, то большую часть  налога уплачивают покупатели (а).

 

Если спрос более эластичен, чем предложение, то большую часть  налога уплачивают продавцы (б).

Инструменты государственного  регулирования микрорынков

 

1. Налоги

 

б) налог на покупателя в размере  Т.

 

Цена продавца после введения  налога: Р

 

Цена покупателя после введения  налога: Р

 

Доля продавца в налоге, уплачиваемом  покупателем:

Р1 - Р

 

Доля покупателя в уплачиваемом  им налоге:

Р  - Р1

 

Инструменты государственного  регулирования микрорынков

 

2. Дотации

а) дотация продавцу в размере V

 

Цена покупателя после введения  дотации: Р

 

Цена продавца после введения  дотации: Р

 

Доля покупателя в дотации, выплачиваемой  продавцу:

Р1- Р

 

Доля продавца в выплачиваемой  ему дотации :

 

Р - Р1

 

Инструменты государственного  регулирования микрорынков

 

 

 

       

       P

                    D1 D2 S1

                              

                               V

         P

         P1

         

            P

 

    

 

 

 

 

 

                               

                                 Q1 Q2 Q

 

б) дотация покупателю в размере V

 

Цена продавца после введения  дотации: Р

 

Цена покупателя после введения  дотации: Р

 

 

Доля продавца в выплачиваемой  покупателю дотации :

 

Р - Р1

 

Доля покупателя в выплачиваемой  ему дотации :

Р1- Р

 

 

 

Инструменты государственного  регулирования микрорынков

 

 

     P

                 D S

 

Pф1

 

 

      Ре

 

 Рф2

 

 

 

                                 

                                Qe Q

 

3. Фиксированные цены – принудительные  (законодательно) установленные  государством цены. 

 

  • Нижний предел цены – фиксация цены на уровне выше равновесного (Pф1);

 

  • Верхний предел цены – фиксация цены на уровне ниже равновесного (Рф2).

Инструменты государственного  регулирования микрорынков

 

 

 

 

             P

                            D B S

 

 

        Pчр

           Ре

 

         Рф                              А

 

                           С

 

 

 

                               Qф  Qчр  Qe Q

                              

 

3. Фиксированные цены

а) фиксированная цена и «черный  рынок»

[АС) – предложение легального  рынка

[АB) – предложение черного  рынка

Инструменты государственного  регулирования микрорынков

 

б) фиксированная цена и качество  товаров

 

                                    P D1 S1

 

 

                                           D2 S2

                                             

                                                 D3 S3

                                   Pe

 

 

                                   Pф

Информация о работе Теория спроса и предложения