Теория кризисов. А. А. Богданова «Тектология»

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 21:48, реферат

Описание работы

Создав стройную универсальную теорию, объединяющую организационные методы других наук, Богданов предложил новые организационные механизмы, принципы устройства не монолитного и централизованно управляемого предприятия, а основанного на самоорганизации, позволяющей быстро адаптироваться к меняющимся требованиям рынка. То есть Богданова можно считать подлинным основателем теории систем, создателем необходимых теоретических предпосылок реинжиниринга предприятий, хотя он и ставил перед своей теорией иные задачи – обеспечение гибкости форм производства и планомерного его развития для построения социалистического общества.

Работа содержит 1 файл

реферат богданов кризисы тектология.doc

— 66.00 Кб (Скачать)

Типы  кризисов

Два основных типа кризисов вытекают из найденного определения. Одни кризисы возникают из нарушения  полной дезингресий, следовательно, разрыва  тектологических границ, следовательно, образования новых связей; другие, напротив, из образования полных дезингрессий, создания новых границ там, где их не было, т.е. из разрыва связей.

Первый тип «кризисы С», т.е. конъюгационные, соединительные; второй –«кризисы D», т.е. дизъюнктивные –  разделительные. В сущности, всякая конъюгация начинается с кризиса  С, разрыва границ; и всякое распадение комплекса исходит из кризиса D. Очевидно, что простых кризисов не бывает, каждый кризис в действительности представляет цепь элементарных кризисов того и другого типа.

Берем простейший на вид  кризис С: слияние двух капелек воды. Даже такой незначительный механический процесс не обходится без растраты активностей: без разрушения которого, хотя бы ничтожного, числа атомов или, по крайней мере, без излучения энергии. Но эта потеря активностейk означает их отрыв от образующегося целого; а отрыв есть кризис D и предполагает возникновение полных дезингрессий. И вообще данный кризис С, как и всякий другой, завершается, конечно, тем, что создается новая система с новой границей; а это граница может получится только таким путем, что появляются новые полные дезингрессии там, где их не было. Следовательно, заключительный момент для всякого кризиса есть D.

Примером, соответственно простейшего  кризиса D может послужить распадение капли воды на две. И опять-таки мы знаем, что дезингрессия вообще выражает лишь отрицательны результат конъюгации. Капля не могла распасться сама собой; это – последствие либо ее роста, например, за счет пересыщенной влагой атмосферы, либо вмешательства еще какой-нибудь внешней силы, разрывающей связь между частями капли. Но тот и другой случай представляет не что иное, как  присоединение активностей извне; они должны для этого проникнуть через прежнюю границу комплекса, что предполагает нарушение имеющихся там полных дезингрессий. Следовательно, моменту D предшествует как его условие момент С.

Динамическое равновесие

А. А. Богданов различает системы уравновешенные и неуравновешенные, пишет о возможностях их перехода из одного состояния в  другое. Он рассматривает равновесное  состояние системы не как раз  и навсегда данное, а как динамическое равновесие. Система, находящаяся в равновесии, в процессе развития постепенно утрачивает это качество и переживает это состояние как «кризис», а преодолевая его, приходит к новому равновесию на новом уровне своего развития.

 Таким образом, Богданов воспринимает равновесие как понятие «не статического, а динамического содержания: равенство двух потоков противоположных изменений... ». Идет ли речь о создании или ликвидации, о слиянии или разделении различных структурных единиц, об их включении в состав единиц более крупного порядка или выделении из них, о каком бы уровне речь ни шла - от одного человека, коллектива, предприятия до сложных организационных систем огромного размера (отраслей экономики, ведомств, государств, территориальных единиц), все эти процессы в наиболее обобщенной и абстрактной форме описаны А. А. Богдановым в предложенных им терминах ингрессии, дезингрессии, конъюгации и т. п. Структура любой системы рассматривается А. А. Богдановым как результат непрерывной борьбы противоположностей, сменяющей одно состояние равновесия системы другим.

Принцип равновесия находит свое выражение  не только в отмеченных выше формах, но и в чисто организационном  требовании равновесия прав и обязанностей  каждого человека, каждого органа управления и вообще любого звена какой-либо организации. Ведь нарушение этого равновесия повлечет за собой тяжелые последствия для данной организации: либо бесконтрольные обладатели полномочий получат и используют возможности для злоупотреблений, либо бесправные носители обязанностей не смогут их выполнять должным образом. Подобные тяжелые последствия наступают и в других случаях нарушения равновесия: между производительными силами и производственными отношениями, между производственными отношениями и формами политической и вообще духовной жизни общества, между спросом и предложением на рынке, между производством сырья и готовой продукции из него, между экономическим и социальным развитием и т. д.

Также Богданов считает, что только активное использование внешней среды обеспечивает сохранность системы, поддержание ее равновесия. Внешняя среда видится как одна из главных факторов, определяющих строение организации. Система у Богданова не просто взаимодействует со средой, но, будучи структурно связанной с ней, адаптируется к изменениям и коэволюционирует со средой.

Одной из ключевых концепций тектологии Богданова  является «закон наименьших»- идея о том, что стабильность системы определяется стабильностью ее самого слабого звена. То есть устойчивость равновесия всех организационных форм лимитируется крепостью самого слабого звена, что имеет особое значение для обеспечения пропорциональности и сбалансированности различных сфер и отраслей народного хозяйства. При этом Богданов говорит о необходимость учета слабых звеньев, их подтягивания до ушедших в своем развитии вперед и достижения нужного соответствия между различными частями и показателями плана.

Укрепление  слабейших точек соответствует  и другому тектологическому правилу - пропорциональности между элементами единой системы. Развитием такого подхода фактически являлись практические меры, которые были направлены на опережающее развитие некоторых отраслей и производств, представляющих собою узкие места, сдерживающие социально-экономический прогресс страны в целом. А. А. Богданов говорил о необходимости соблюдения «нормы равновесия» отраслей и предприятий народного хозяйства. Поскольку, согласно «закону наименьших», отрасли, относительно наиболее подорванные, наиболее отстающие, неизбежно задерживают развитие остальных звеньев экономики, такие слабые отрасли и предприятия должны подлежать наиболее энергичной поддержке. Именно им надо направлять рабочие силы и средства труда из отраслей, наименее отстающих, до достижения «нормы равновесия».

В трудах Богданова особое место занимает использование тектологических законов для решения проблем организации социалистического народного хозяйства. В центре внимания его научной работы была задача разработки модели единого хозяйственного плана. Можно сказать, Богданов был первым, кто сформулировал основные принципы его построения. Он писал, что планомерное хозяйство является таковым, если в нем «все части стройно согласованы на основе единого, методически выработанного хозяйственного плана.

Рассуждая о построении народнохозяйственного плана, Богданов сформулировал основные его принципы: целостности экономики и единство плана, прямых и обратных связей в управлении и планировании, а также изложенные выше основные тектологические идеи – «закон наименьших», равновесия плана (как любого другого комплекса), пропорциональности, сбалансированности. При этом исходным пунктом планирования является удовлетворение человеческих потребностей, что определяет именно динамичность равновесия плана. Исходя из цели удовлетворения человеческих потребностей, Богданов выводит объем, виды потребностей и рассчитывает необходимое количество предметов потребления при данной численности трудоспособного и нетрудоспособного населения, выводя отсюда потребность в средствах производства.

Построение же эффективного хозяйственного плана, по Богданову, невозможно без системной целостности общества и его отдельных подсистем. Он говорит, что общество есть сумма человеческих активностей в природной среде, и каждая отрасль народного хозяйства, предприятие, работник как части организационной системы выполняют в ней свою определенную функцию. При этом «всякая сложная система прочна и устойчива постольку, поскольку она связана «цепной связью», в которой каждая часть функционально поддерживает другие». И Богданов рассуждает о сильном влиянии организационных структур на процессы общественной жизнедеятельности, утверждая, что государство является более устойчивым и общественно эффективным, если оно имеет слитную, централизованную структуру при неблагоприятных обстоятельствах («отрицательном подборе») или (при «положительном подборе») структуру, основанную на федерации, автономии, самоуправлении.

Итак, А. А. Богданов говорит о целостности политической, народнохозяйственной и других общественных систем, ослабляемой или разрываемой чрезмерным возрастанием или, напротив, уменьшением влияния, власти, ответственности отдельных звеньев структуры, неисполнением ими по разным причинам той функции, которую они должны исполнять в данной системе.

Теории кризисов как часть общей теории систем

А.А. Богданов дает общее  определение кризиса как смены организационных форм комплекса, переход ее в новое состояние или уход со сцены. Кризисы всеобщи, присущи динамике любых систем в природе и обществе. А.А. Богданов признавал всеобщность циклических или колебательных процессов: «Мы уже не раз отмечали колоссальную распространенность по всей линии бытия процессов "циклических" или "колебательных"... нам часто приходится открывать момент цикличности, повторения, или, точнее, сходства, разделенных промежутками фаз какого-либо процесса там, где раньше его не замечалось». Кризис есть нарушение равновесия - и переход к новому равновесию: такой подход помогает диагностировать кризис и предвидеть его исход: "Кризис есть нарушение равновесия и в то же время процесс перехода к некоторому новому равновесию. Это последнее может рассматриваться как предел происходящих при кризисе изменений, или как предел его тенденций. Если нам известны тенденции кризиса и те условия, в которых они развертываются, то является возможность заранее предвидеть конечный результат кризиса - то определенное равновесие, к которому он тяготеет … Наблюдая происходящую революцию, принимая в расчет действующие в ней силы и всю ее среду, может заранее указать, какая форма организации общества должна из нее выйти".

Такая позиция исключительно  важна как признание принципиальной возможности предвидеть результаты критических фаз и революционных переворотов в цикличной динамике общества, несмотря на всю хаотичность тектологических картин социальных революций, когда «наблюдаются стихийные перемещения элементов и тканей социального целого и их "беспорядочное" смещение, распадаются и разрушаются менее жизнеспособные группы и классы, усиливаются и относительно возрастают более жизнеспособные; в конце концов из всего этого складывается новая система социального равновесия». При этом предвидение конечных результатов может быть достигнуто в значительной мере независимо от гораздо более трудного предвидения промежуточных этапов и колебаний. Иными словами, общую тенденцию движения в итоге кризиса и восстановления нарушенного равновесия можно предвидеть более уверенно и надежно, чем текущие хаотические колебания в ходе этого процесса. 

По характеру протекания А.А. Богданов различал кризисы взрывные и "замирающие". Взрывные развиваются лавинообразно, вплоть до полного разрушения сливающихся комплексов (систем), уничтожения первоначальной формы. "Замирающие" развиваются постепенно, ведут к затиханию колебательных процессов при установлении нового равновесия. «Аналогичным образом общественные перевороты в разных условиях протекают различно. Революции, разрешающиеся взрывом, обычно затем, достигнув максимума, порождают противоположные движения социальных сил и идут на убыль к некоторому "органическому равновесию"... Течение социальных кризисов вообще воспринимается нами как особенно сложное: в них многообразно комбинируются лавинные и замирающие ряды».

А.А. Богданов исследует внутреннюю структуру кризиса, этапы, через которые он проходит. На месте разрыва двух систем образуется пограничный слой. Затем он начинает преобразовываться, приобретать иные свойства: создается новая структура обмена с внешним миром. После этого структурные изменения пограничного слоя распространяются на ближайший к нему внутренний, затем на следующий, в итоге третья стадия преобразований приводит к новому предельному равновесию. Скорость достижения предельного равновесия зависит от пластичности комплекса; степень сходства с первоначальной формой - от однородности организационного их материала. Значительную роль при этом играет наличие благоприятной или неблагоприятной внешней среды (добавим - и от взаимодействия, резонирующего или демпфирующего, кризисов в смежных сферах). А.А. Богданов стоит на позиции универсальности понятия кризисов: «Всякое изменение... должно рассматриваться как особый кризис. Всякая "непрерывность" может быть разбита анализом в бесконечную цепь кризисов». "В анализе волн каждая из бесчисленных фаз, на которые можно разбить ход волны, может быть тектологически взята как особая форма". Тектологический парадокс: "равновесие есть частный случай кризисов. В каждом данном случае оно представляет определенный кризис движения и знаменует синтез тектологической формы этого движения... понятие кризиса для тектологии универсально". Но нужно различать кризисы разных степеней или порядков. Кризисы связаны с волновой формой движения: "Весь мир волн, — а он охватывает самые различные ступени бытия и бесконечное разнообразие форм, - дает в пространстве тождественные копии временных переходов, и во времени - пространственных"

  Заключение

По своему содержанию главный труд А. А. Богданова «Тектология» намного обогнал свое время, но в момент публикации он оказался непонятым научным и философским обществом. Хотя обрушенная в 20-е годы на «Тектологию» критика имела не столько научные, сколько идеологические аргументы, которые зачастую совершенно не были связаны с ее реальным содержанием. Богданов же предвосхитил некоторые основные положения таких современных научных направлений как кибернетика, системный подход, структурализм, синергетика и т. п. Он высказал такие важные идеи, как сходство строения различных организационных структур, принцип обратной связи, прогрессивный подбор, динамическое равновесие. Но главной заслугой Богданова является именно то, что на основе этих идей, тектологических законов он проанализировал экономические отношения и организационные механизмы общества, природу экономического роста и спада.

Информация о работе Теория кризисов. А. А. Богданова «Тектология»