Теоретические основы антикризисного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 21:44, контрольная работа

Описание работы

Проблемы антикризисного управления стали приобретать особую актуальность в период проведения рыночных реформ в России. Во-первых, потому, что в условиях рыночного капиталистического хозяйства (именно такая система стала утверждаться в России в процессе реформ) антикризисное управление играет особо важную роль в оздоровлении экономики. Во-вторых, по мере продвижения по пути реформ в России стало быстро нарастать число убыточных предприятий. Сначала их число достигало 50%, затем стало 40%. Для того чтобы предупредить банкротство предприятия необходимо постоянно анализировать его финансовое состояние, и тогда можно будет избежать этого.

Содержание

Введение
1.Причины возникновения кризисных ситуаций на предприятии
2.Сущность антикризисного управления на предприятии
3.Основные характеристики антикризисного управления
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

КОНТР.РАБ ПО АНТ УПРАВЛ.doc

— 110.50 Кб (Скачать)

- неэффективной  системой управления и некомпетентностью  высшего руководства;

- слабым  учетом изменений состояния рынка  (спроса, конкурентов, ценовой политики  и др.), производственного и финансового  потенциала организации;

- хищениями на высшем уровне управления;

- неэкономичным  и нетехнологичным производством продукции.

Наличие хотя бы одного фактора уже является предкризисным состоянием, но наибольшее влияние на общее состояние предприятия  или отрасли оказывают сложности  в управленческих структурах. Именно эти трудности являются наиболее характерными для современного бизнеса, препятствующими нормальному (и эффективному) функционированию систем вследствие возникновения кризисов.

Для выживания  в условиях кризисных ситуаций требуется сплоченность всех структур - экономических, финансовых, управленческих.

В настоящее  время разработано множество  программ по диагностированию и мониторингу  кризисных ситуаций.

Но прежде чем приступать к их использованию, нужно внимательно проанализировать структуру социально-экономической системы и выбрать подходящую. Предпочтительнее все-таки будет разработка собственного комплекса мер по прогнозированию и обнаружению кризисов, поскольку, несмотря на общие положения, среда каждой системы сугубо индивидуальна.

2.Сущность антикризисного управления на предприятии

Антикризисное управление - это система управленческих мер по диагностике, предупреждению, нейтрализации и преодолению  кризисных явлений и их причин на всех уровнях экономики.

Управление  осуществляется в социально-экономической системе, которая представляет собой объект управления. Одной из характеристик управления является его предмет. В обобщенном представлении предметом управления всегда является деятельность человека. Но эта деятельность состоит из множества проблем, которые так или иначе разрешаются самой этой деятельностью или в процессе ее. Поэтому предмет управления можно дифференцировать по совокупности его проблематики. Именно таким образом выделяется стратегическое управление, экологический менеджмент и др.

Антикризисное управление имеет предмет воздействия - факторы кризиса, т.е. все проявления неумеренного совокупного обострения противоречий, вызывающих опасность  крайнего его проявления, наступления  кризиса. Факторы кризиса могут  быть предполагаемыми и реальными.

Любое управление в определенной мере должно быть антикризисным или становится антикризисным по мере вступления организации  в полосу кризисного развития. Игнорирование  этого положения имеет отрицательные  последствия, а его учет способствует безболезненному прохождению кризисных ситуаций.

Возможность антикризисного управления определяется в первую очередь человеческим фактором, потенциалом активного и решительного поведения человека в условиях кризиса, его заинтересованностью в преодолении кризисов, пониманием истоков и природы кризиса, закономерностей его протекания. Осознанная деятельность человека позволяет искать и находить пути выхода из критических ситуаций, концентрировать усилия на решении наиболее сложных проблем, использовать накопленный опыт преодоления кризисов, приспосабливаться к возникающим ситуациям. [8, c. 99]

Кроме того, возможность антикризисного управления определяется и знанием циклического характера развития социально-экономических  систем. Это позволяет предвидеть ситуации кризиса и готовиться к ним. Наиболее опасными являются неожиданные кризисы.

Необходимость антикризисного управления отражает потребности  преодоления и разрешения кризиса, возможного смягчения его последствий. Это естественная потребность человека и организации. Реализовывать ее можно только посредством специальных механизмов антикризисного управления, которые следует создавать и совершенствовать.

Необходимость антикризисного управления обусловлена  также и целями развития. Например, возникновение кризисных ситуаций в экологии, грозящих существованию человека, его здоровью, заставляют искать и находить новые средства антикризисного управления, к которому относится и принятие решений об изменении технологии. Так, атомная энергетика - это область деятельности с повышенной опасностью кризисных ситуаций. И здесь главное в антикризисном управлении - необходимость повышения профессионализма технического персонала, укрепления дисциплины, организация разработки новых и более безопасных технологий. Все это проблемы управления. Решение технических проблем также начинается с управления.

В экономическом  антикризисном управлении тоже возникает  необходимость поиска - типов диверсификации производства, конверсии. [8, c. 97]

  3.Основные характеристики антикризисного управления.

1. Функции  антикризисного управления - это  виды деятельности, отражающие предмет  управления и определяющие его  результат. Их формулируют, отвечая  на вопрос: что надо делать, чтобы  успешно управлять в преддверии, в процессе и после завершения кризиса. Можно выделить шесть функций: предкризисное управление, управление в условиях кризиса, управление процессами выхода из кризиса, стабилизация неустойчивых ситуаций (обеспечение управляемости), минимизация потерь и упущенных возможностей, своевременное принятие решений.

Вне зависимости  от наличия или отсутствия официального статуса в организации менеджер по антикризисному управлению будет  выполнять функции, в определенной степени общие для разных организаций. В частности, кризисный управляющий должен:

- обладать  всей необходимой информацией  относительно стратегических планов  развития организации (лучше всего,  если он будет непосредственно  участвовать в совещаниях руководства  и в рабочих группах по выработке  стратегии, знать оценки текущего положения организации в отрасли, иметь представления о тенденциях развития параметров среды, угрозах и благоприятных возможностях, проистекающих из такого развития; его участие в принятии стратегических решений будет способствовать формированию в среде высшего уровня управления организации философии кризиса, кризисного стратегического мышления);

- определять  цели антикризисного управления, оценивать уязвимость организации  перед кризисом (работа антикризисного  менеджера позволяет руководству  по-новому взглянуть на слабые стороны организации как на потенциальный источник трудностей при преодолении возможных кризисов);

- разрабатывать  сценарии и проектировать возможные  способы преодоления кризиса,  предлагать меры, предотвращающие  превращение слабых сторон организации в потенциальный источник кризиса;

- планировать  и организовывать работу специальной  команды по антикризисному управлению, которая будет заниматься антикризисным  планированием и обеспечит эффективное  управление кризисом;

- разработать  меры по информационному обеспечению антикризисного управления, заранее готовить материалы для выпусков новостей, тексты листовок и брошюр, адреса рассылки информационных бюллетеней и т.д. (хотя на момент наступления кризиса их содержание может оказаться в существенной мере устаревшим и не точным, обновление и пересмотр позволяют значительно сократить время для подготовки адекватных ситуации материалов);

- подыскивать  и обучать людей, которые будут  представлять организацию в СМИ  перед внутренними и внешними  стейкхолдерами (во время кризиса организации понадобятся люди, способные представить ситуацию в выгодном для компании свете);

- непрерывно  отслеживать стратегию и тактику  поведения организации в меняющихся  условиях среды, следить за  своевременностью мер по адаптации к изменениям, разрабатывать рекомендации для руководства организации.

2. В  управлении процессы интеграции  и дифференциации диалектически  связаны. Усиление интеграции  ведет к ослаблению дифференциации  и наоборот. Эти процессы отражает  логистическая кривая. Связь интеграции и дифференциации в моменты изменения кривой показывает возникновение новых организационных форм управления или организаций нового типа. В этом взаимодействии есть точки кризиса организации. Как правило, это точки, отражающие опасность ее «распада», разрушения. Выход из кризиса - изменение соотношения интеграции и дифференциации управления на новой организационной основе.

3. Нет  управления без ограничений, которые  могут быть внутренними и внешними. Те и другие находятся в  определенном меняющемся соотношении. В зависимости от того, каково это соотношение, изменяется вероятность кризисных явлений.

4. Одна  из важных характеристик антикризисного  управления - сочетание формального  и неформального начал, существование  зоны рациональной организации антикризисного управления, которая может сужаться или расширяться.

5. Для  антикризисного управления особое  значение имеет стратегия развития.

Стратегии антикризисного управления могут быть разными. Наиболее важные стратегии:

- предупреждения  кризиса, подготовки к нему;

- выжидания  зрелости кризиса для успешного  его преодоления;

- противодействия  кризисным явлениям, замедления  негативных процессов;

- стабилизации  ситуации посредством использования  резервов, дополнительных ресурсов;

- рассчитанного  риска;

- последовательного  вывода из кризиса;

- предвидения  и создания условий устранения  последствий кризиса.

Выбор той или иной стратегии определяется характером и глубиной кризиса.

Наиболее  опытные менеджеры рассматривают  антикризисное управление как набор  принципов и определенных видов деятельности, управленческих шагов, предпринимаемых в соответствии с определенной методикой.

Методика антикризисного управления- это серия действий и управленческих шагов, направленных на предотвращение, управление и борьбу с кризисами. Охарактеризуем ее основные элементы.

Выявление и оценка уязвимых сторон организации  и возможного ущерба от каждой из них.Практически каждому кризису предшествуют определенные симптомы или сигналы опасности. Успешное ведение дел в организации предполагает отслеживание таких симптомов и осуществление предупреждающих действий, что снижает вероятность перетекания кризиса в более тяжелую форму.

Снижение  количества уязвимых сторон организации. Эффективный бизнес означает уверенность, что слабые стороны компании не оказывают существенного (т.е. препятствующего достижению организационных целей) негативного влияния на ее деятельность. Жесткие, трудные решения должны приниматься незамедлительно, а не откладываться «на завтра».

Разработка  плана выхода из потенциального кризиса. Успешная компания всегда исходит из того, что любой бизнес неизбежно столкнется с кризисом, и рассчитывает возможный ущерб. Кризисное планирование предполагает расчет необходимых ресурсов для разработки эффективных мер по выходу из потенциального кризиса и способствует предотвращению серьезных последствий от неуправляемого кризиса. С этой целью разрабатываются различные сценарии; чем их больше, тем лучше.

Осознание факта наступления  кризиса и определение  конкретных мер по борьбе с ним.Организация с действующей системой антикризисного управления вовремя осознает, что кризис произошел, и намечает необходимые срочные шаги по предотвращению его негативных последствий. Проблема не может быть решена, пока она не идентифицирована как проблема. Ключ к эффективному управлению кризисом состоит в том, что необходимо предпринимать быстрые, решительные действия в целях его пресечения, пока он поддается воздействию.

Осуществление активных коммуникаций во время кризиса. Следующим шагом по предотвращению негативных последствий кризиса является определение стратегии организации в области коммуникаций с собственным персоналом, клиентами, акционерами, СМИ и т.д. Коммуникации должны носить открытый, честный, достоверный характер. Провал в организации коммуникаций, сокрытие информации часто ведут к труднопреодолимым препятствиям на пути антикризисного управления.

Отслеживание  и оценка проявлений кризиса, гибкость мер  по борьбе с ним. Достаточно сложно оценить правильность действий, предпринимаемых во время и после кризиса. Хорошо организованный антикризисный менеджмент предполагает налаженную систему мониторинга мнений и настроений стейкхолдеров организации. Поэтому важно отслеживать изменения таких настроений, поведения основных стейкхолдеров во время и после кризиса, постоянно внося коррективы в намеченные планы.

Информация о работе Теоретические основы антикризисного управления