Рынок ценных бумаг. Перспективы развития в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 12:51, курсовая работа

Описание работы

История возникновения фондовых бирж. Понятие, сущность и структура первичного и вторичного рынков ценных бумаг. Деятельность фондовой биржи как эмитента регулируемого рынка ценных бумаг. Листинг и делистинг. Перспективы развития рынка ценных бумаг в республике Беларусь.

Работа содержит 1 файл

10.doc

— 125.50 Кб (Скачать)

Фондовая  биржа самостоятельно вырабатывает и утверждает порядок совершения сделок в торговом зале, расчетов и  учета по сделкам, различные правила  и другие документы, связанные с  деятельностью биржи. При этом центральный орган, осуществляющий контроль и надзор за рынком ценных бумаг, вправе отменить или рекомендовать изменить любые внутренние документы биржи, если они противоречат действующему законодательству, Фондовая биржа не имеет права заниматься деятельностью, не связанной с выполнением ее основных функций, не может осуществлять деятельность, связанную с обеспечением дополнительных услуг участникам рынка ценных бумаг, таких, как хранение, учет и расчеты по ценным бумагам, создание информационных служб, сетей, изданий и др. [4,106 ].

В Республике Беларусь биржевой рынок  представлен главным образом  открытым акционерным обществом  «Белорусская валютно-фондовая биржа» (ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа»), которая была создана 29 декабря 1998 г. во исполнение Указа Президента Республики Беларусь от 20.07.1998 г. № 366 «О совершенствовании системы государственного регулирования рынка ценных бумаг» путем преобразования государственного учреждения «Межбанковская валютная биржа». Указ № 366 утратил силу 28.04.2006 г. во исполнении Указа Президента Республики Беларусь № 277 «О некоторых вопросах регулирования рынка ценных бумаг»

В целях усиления государственного регулирования рынка ценных бумаг  и совершенствования законодательства по вопросам его функционирования:

1. Установить, что: 

1.1. порядок выпуска, обращения  и погашения ценных бумаг определяют:

Совет Министров Республики Беларусь - по всем видам ценных бумаг, за исключением  ценных бумаг Национального банка, банковской сберегательной книжки на предъявителя, чеков, депозитных и сберегательных сертификатов;

Национальный банк по согласованию с уполномоченным республиканским  органом государственного управления, осуществляющим государственное регулирование  рынка ценных бумаг, - по ценным бумагам Национального банка, банковской сберегательной книжке на предъявителя, чекам, депозитным и сберегательным сертификатам;

1.2. республиканское унитарное предприятие  ”Республиканский центральный депозитарий  ценных бумаг“ является центральным  депозитарием ценных бумаг в Республике Беларусь;

1.3. с 1 июля 2007 г. право на осуществление  депозитарной деятельности имеют  юридические лица, у которых размер  собственного капитала (чистых активов)  составляет в эквиваленте не  менее 300 000 евро.

Требования части первой настоящего подпункта не распространяются на банки, открытое акционерное общество ”Белорусская валютно-фондовая биржа“ и республиканское унитарное предприятие ”Республиканский центральный депозитарий ценных бумаг“;

1.4. юридические лица, являющиеся  эмитентами акций, обязаны принимать меры по обеспечению защиты сведений, внесенных в реестр владельцев ценных бумаг, и вправе предоставлять такие сведения только организациям, осуществляющим аудит эмитента, государственным органам, юридическим или физическим лицам в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь, в том числе судам (судьям) по делам, находящимся в их производстве, а также по исполнительным документам, прокурору или его заместителю, с санкции прокурора или его заместителя органам дознания и предварительного следствия по находящимся в их производстве уголовным делам, Комитету государственного контроля и его органам, налоговым органам, нотариусам - для совершения нотариальных действий, а также республиканскому органу государственного управления, осуществляющему государственное регулирование рынка ценных бумаг;

1.5. решение вопросов о приобретении  эмитентом акций собственного  выпуска относится к исключительной  компетенции общего собрания  акционеров. При этом данное решение  может быть принято в целях приобретения акций для:

последующей продажи либо безвозмездной  передачи государству;

последующего пропорционального  распределения среди акционеров;

последующей продажи инвестору  на условиях, предусмотренных бизнес-планом эмитента, прошедшим государственную комплексную экспертизу;

аннулирования;

1.6. информация  о результатах финансово-хозяйственной  деятельности эмитента до ее  опубликования в средствах массовой  информации либо доведения иным  способом до сведения неограниченного  круга лиц признается закрытой информацией на рынке ценных бумаг.

К лицам, располагающим  информацией, указанной в части  первой настоящего подпункта, относятся:

руководящие работники эмитента, а также лица, входящие в состав его коллегиальных  органов управления и контроля;

работники аудиторских организаций, осуществляющие аудит эмитента;

иные лица, имеющие доступ к такой информации в силу служебного положения, трудовых обязанностей или гражданско-правового  договора.

Лица, располагающие  информацией соответствующего эмитента, определенной в части первой настоящего подпункта, не вправе отчуждать его ценные бумаги в течение 6 месяцев со дня их приобретения, а также передавать такую информацию третьим лицам.

Сделки  с ценными бумагами, совершенные  с нарушением требований, указанных в настоящем подпункте, являются ничтожными;

1.7. исполнение  обязательств по облигациям обеспечивается  залогом, или (и) поручительством,  или (и) банковской гарантией. 

Предметом залога по облигациям могут быть только ценные бумаги и (или) недвижимое имущество. Стоимость ценных бумаг и (или) недвижимого имущества, являющихся предметом залога по облигациям, подлежит оценке в порядке, установленном законодательством.

Если предметом  залога по облигациям являются ценные бумаги в бездокументарной форме, то для фиксации возникновения, обременения (ограничения) залогом прав на такие ценные бумаги в соответствующий депозитарий представляется копия свидетельства о государственной регистрации выпуска облигаций. Ценные бумаги в документарной форме могут являться предметом залога по облигациям только при условии хранения таких ценных бумаг в депозитарии. При этом договор залога между эмитентом и владельцем ценных бумаг может не заключаться.

При фиксации возникновения, обременения (ограничения) залогом прав на ценные бумаги, являющиеся предметом залога по облигациям, в качестве сведений об их первоначальном залогодержателе указывается государственный регистрационный номер выпуска облигаций, а также то, что залогодержателями являются владельцы таких облигаций.

Если предметом залога по облигациям является недвижимое имущество, то дополнительно к документам, определенным в соответствии с законодательством, в организацию по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним в качестве документа, служащего основанием для государственной регистрации ипотеки и договора об ипотеке, представляется копия свидетельства о государственной регистрации выпуска облигаций. В этом случае в качестве сведений о первоначальном залогодержателе указывается государственный регистрационный номер выпуска облигаций, а также то, что залогодержателями являются владельцы таких облигаций. При этом договор залога между эмитентом и владельцем ценных бумаг может не заключаться.

2. Возложить  на открытое акционерное общество  ”Белорусская валютно-фондовая биржа“, созданное в установленном порядке по решению Президента Республики Беларусь, организацию биржевой торговли финансовыми активами, в том числе валютными ценностями и ценными бумагами всех видов, за исключением именных приватизационных чеков ”Имущество“.

До определенного  периода регулирование фондовой  деятельности регулировалось Указом Президента Республики Беларусь от 20 июля 1998 г. № 366 ”О совершенствовании системы государственного регулирования рынка ценных бумаг“ (Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь, 1998 г., № 20, ст.530);

Указ Президента Республики Беларусь от 28 апреля 2000 г. № 228 ”О внесении изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 20 июля 1998 г. № 366“ (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 44, 1/1232);

абзац девятый  пункта 12 Устава Национального банка  Республики Беларусь, утвержденного  Указом Президента Республики Беларусь от 13 июня 2001 г. № 320 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 58, 1/2748);

пункт 7 приложения к Указу Президента Республики Беларусь от 24 сентября 2001 г. № 516 ”О совершенствовании  системы республиканских органов  государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь“ (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 92, 1/3078);

пункт 4 перечня  утративших силу указов и отдельных  положений указов Президента Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 22 ноября 2001 г. № 695 ”О численности заместителей руководителей некоторых республиканских органов государственного управления, подчиненных Правительству Республики Беларусь“ (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 111, 1/3253);

пункт 7 приложения к Указу Президента Республики Беларусь от 26 июля 2004 г. № 355 ”О внесении изменений  и дополнения в указы Президента Республики Беларусь и признании  утратившими силу некоторых указов и отдельных положений указов Президента Республики Беларусь“ (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 120, 1/5713).

В Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 года, обеспечивающих распространение установленной административной ответственности на нарушения требований,;

в Уголовный кодекс Республики Беларусь, обеспечивающих распространение установленной уголовной ответственности на незаконное внесение депозитарием эмитента изменений в реестр владельцев ценных бумаг либо его уничтожение, а также за незаконное использование и распространение информации, указанной в части первой подпункта 1.6 пункта 1 данного Указа.

6. Настоящий Указ вступает в  силу с 1 июля 2006 г., за исключением  подпункта 1.2 пункта 1, который вступает  в силу с 1 января 2007 г., пунктов  4, 5 и данного пункта, которые вступают  в силу со дня подписания  этого Указа.

Для многих ценных бумаг ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» является единственным допустимым местом торгов. К таким бумагам, в частности, относятся: государственные кратко- и долгосрочные облигации, краткосрочные облигации Национального банка Республики Беларусь, облигации местных займов и ценные бумаги открытых акционерных обществ, прошедшие оценку качества и надежности (листинг) и допущенные к обращению на бирже.

Торги в ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» организуются в рамках секции валютного рынка, секции фондового рынка и секции срочного рынка. Сделки с финансовыми активами заключаются только в электронных торговых системах. Участники торгов имеют возможность работать с использованием автоматизированных рабочих мест, расположенных в залах торгов, или установить удаленный торговый терминал в своем офисе.

В феврале 2001 г. ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» стала членом Международной  ассоциации бирж стран СНГ, основной целью деятельности которой, является содействие формированию единого биржевого пространства с использованием передовых технологий биржевой торговли.

3. Листинг и делистинг

Листинг представляет собой режим, регулирующий допуск ценных бумаг к  котировке на фондовой бирже. Под  котировкой понимают действия Котировальной  комиссии биржи, предусматривающие достижение следующих целей:

1.         допуск  ценных бумаг к торговле на  фондовой бирже после изучения  финансового положения фирмы  эмитента этих ценных бумаг;

2.         определение  величины курса ценных бумаг,  а также регистрация и публикация их курсов (цен) в биржевых бюллетенях.

По уровню требований, предъявляемых  биржей к ценным бумагам и их эмитенту, различают листинг и предлистинг. Предлистинг рассматривается как  предварительный этап для прохождения  процедуры листинга. Введение процедуры листинга и предлистинга ценных бумаг направлено на обеспечение защиты интересов инвесторов, членов биржи от возможных потерь вследствие банкротства эмитентов.

Процедура листинга включает следующие  этапы:

-          подачу  заявления о листинге ценных бумаг от эмитента или его доверенного лица, являющегося профессиональным посредником;

-          заключение  договора с фондовой биржей  на проведение экспертной оценки;

-          предоставление  документов, необходимых и достаточных  для проведения экспертизы учредительных документов, бухгалтерских балансов и отчетов, и других документов эмитента ценных бумаг;

-          проведения  экспертизы ценных бумаг на  основе анализа показателя продолжительности  и объема их обращения; рентабельности  деятельности эмитента, коэффициентов ликвидности, покрытия на основе баланса, изменения величин уставного капитала и т.п.

-          рассмотрение  результатов экспертизы на заседании  Комиссии по допуску ценных  бумаг, либо котировальной комиссии  биржи с участием эмитентов,  их посредников, специалистов биржи.

Ценные бумаги, прошедшие процедуру  листинга т.е. соответствующие минимальным  требованиям биржи, предъявляемым  к ценным бумагам, включаются в котировальный  лист биржи.

Ценные бумаги, частично прошедшие  процедуру листинга, т.е. по каким-либо отдельным показателям, включаются в предлистинговый список для обращения на фондовой бирже. Все сделки с ценными бумагами, не прошедшие листинг, подлежат исполнению вне торговой системы биржи. Биржа не несет профессиональной ответственности за надежность и законность таких сделок.

Информация о работе Рынок ценных бумаг. Перспективы развития в Республике Беларусь