Российское законодательство о несостоятельности (банкротстве): основные черты и тенденции развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:31, реферат

Описание работы

Законодательными актами, соотносящимися с Законом о банкротстве как специальное и общее, являются федеральные законы о банкротстве некоторых категорий должников: «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»; «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей».

Содержание

1. Введение
2. Российское законодательство о несостоятельности (банкротстве): основные черты и тенденции развития.
3. Этапы развития законодательства о банкротстве (конкурсного права) в России.
4. Этапы и процедуры банкротства.
5. Виды и классификация процедур банкротства.
6. Заключение
7. Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

АКУ реферат.doc

— 69.00 Кб (Скачать)

Содержание

  1. Введение
  2. Российское законодательство о несостоятельности (банкротстве): основные черты и тенденции развития.
  3. Этапы развития законодательства о банкротстве (конкурсного права) в России.
  4. Этапы и процедуры банкротства.
  5. Виды и классификация процедур банкротства.
  6. Заключение
  7. Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Можно с уверенностью сказать, что проблема банкротства весьма актуальна и будет оставаться таковой, пока экономика России ориентирована на построение рыночной системы хозяйствования. В условиях ужесточающейся конкуренции банкротство служит обязательным последствием «естественного отбора» в предпринимательской среде. Небезызвестные трудности переходного периода, переживаемые нашей страной, создают ещё более благоприятную почву для несостоятельности представителей неокрепшего отечественного бизнеса. Это коррупция, непосильное налоговое бремя, монополизм, финансовые кризисы, засилие дешёвого импорта, недостаточная поддержка государства отечественного производителя, значительный износ основных фондов промышленных предприятий, недостаточный объём информации и целый ряд других факторов. В результате дела о банкротстве составляют 8% дел, находящихся на рассмотрении арбитражных судов.

Банкротства наносят колоссальный ущерб не только непосредственно кредиторам банкротов, но и государству, всем членам общества. На практике кредиторы, среди которых российские и иностранные граждане, промышленные, торговые, кредитные и иные организации, бюджеты всех уровней, полностью или в большей части теряют свои средства вследствие несостоятельности должника. Следствием являются неисполнение этими лицами своих обязательств и обязанностей по уплате налогов, рост задолженности по заработной плате, нарушение работы расчётной системы, дестабилизация общей социально-экономической ситуации. Нередки случаи, когда банкротство одного лица провоцирует неплатёжеспособность его кредиторов. Поэтому важно своевременное и эффективное проведение мероприятий по предупреждению несостоятельности, активное участие кредиторов в проведении процедур банкротства, что невозможно без знания законодательства о банкротстве.

Российское законодательство о несостоятельности (банкротстве): основные черты и тенденции развития.

Основополагающим законодательным  актом является Конституция РФ. В основу построения действующей концепции банкротства положены следующие принципы:

- принцип поддержки  конкуренции (ч.1 ст. 8 Конституции  РФ);

- принцип признания  и защиты равным образом всех  форм собственности (ч.2 ст. 8 Конституции  РФ), на котором базируется регулирование  отношений между должником и его кредитором;

- принцип недопустимости  лишения своего имущества иначе  как по решению суда (ч.3 ст. 35 Конституции  РФ) проявляется, в частности,  в том, что отчуждение имущества  должника без его согласия  производится на основании судебного акта;

- возможность ограничения  прав и свобод человека и  гражданина федеральным законом  в той мере, в какой это необходимо  в целях защиты прав и законных  интересов других лиц (ч.3 ст. 55 Конституции). На этом основываются, в частности, условия и порядок введения моратория на удовлетворение требований кредиторов в ходе банкротства.

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ (Закон о банкротстве) занимает главное место в системе источников корнкурсного права. В связи с тем, что содержит ряд положений, не соответствующих ГК РФ. Из п. 3 ст. 232 названного Закона следует: нормы ГК РФ применяются только постольку, поскольку не противоречат Закону о банкротстве. В правовой литературе подчёркивается, что в случаях несоответствия ГК РФ и Законом о банкротстве должен применяться принцип: «Новый закон отменяет предыдущий».

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998 г. №6-ФЗ утратил силу, но применяется в некоторых случаях (ст.233 Закона о банкротстве), в частности, если в данный момент в отношении должника проводится процедура банкротства «конкурсное производство», а предшествующая ей процедура банкротства была введена до 3 декабря 2002 г.

Законодательными актами, соотносящимися с Законом о банкротстве как специальное и общее, являются федеральные законы о банкротстве некоторых категорий должников: «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»; «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей».

Источниками конкурсного права являются и иные федеральные законы, а также подзаконные акты: указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы Министерства юстиций РФ, положения и инструкции ЦБ РФ и иные подзаконные нормативные правовые акты. Самостоятельным источником конкурсного права являются решения Конституционного суда, в результате которых неконституционные нормативные акты утрачивают свою юридическую силу.

 

 

 

 

Этапы развития законодательства о банкротстве (конкурсного  права) в России.

1-й этап - дореволюционный (XI век - 1917 г.)

а) Первая часть данного  периода (XI-XVIII века) характеризовалась зачаточным состоянием правового регулирования несостоятельности, распространением практики применения иностранного законодательства. Как в римском праве, взыскание обращалось на личность должника. Последствием несостоятельности была продажа должника с торгов, распределение полученных средств между кредиторами: в первую очередь - долг князю, затем - иностранным кредиторам, затем - всем остальным. Дети и супруга должника несли ответственность по его долгам. С XVIII века должник мог найти «оплатчика», который бы взял должника на отработку, оплачивал его долги. Если оплатчик не был найден, должника отдавали в солдаты или ссылали в Сибирь.

б) С 1740 г. по 1917 г. наступает этап кодификации и интенсивного развития конкурсного права. Правовое регулирование несостоятельности различалось в зависимости от сферы деятельности должника. Несостоятельность лиц, занимающихся коммерческой деятельностью, именовалась торговой, а несостоятельность дворян и чиновников - неторговой.[1]

Критерием несостоятельности была неоплатность, т.е. должник не мог  быть признан несостоятельным, если стоимость его имущества была достаточной для возврата долга. Понятия несостоятельности и  банкротства были не тождественны друг другу (в отличие от современного законодательства). Виды несостоятельности дифференцировались в зависимости от вины должника в своей несостоятельности и влекли различные правовые последствия. «Несчастная несостоятельность» (без вины) могла быть только следствием стихийного бедствия либо вторжения врага. Её последствия были наименее тяжкими: должник мог быть освобождён из-под ареста, продолжить предпринимательство. «Неосторожная несостоятельность» или 2простое банкротство»т предполагала вину несостоятельного. «Подложная несостоятельность» или «злонамеренное банкротство» - это умышленное создание фиктивной несостоятельности с целью незаконного обогащения за счёт кредиторов. В этом случае банкрот лишался всех прав состояния и подвергался уголовной ответственности.

Меры по предупреждению несостоятельности (на добровольных и принудительных началах) кредиторы могли осуществить  с помощью «администрации по делам  торговым». На время действия администрации  приостанавливалось исполнение требований кредиторов. Судебных процедур, направленных на восстановление платёжеспособности должника, законодательно не предусматривалось. Должник и кредитор могли заключить мировое соглашение.

Вынесение судом определения о  несостоятельности должника осуществлялось в ускоренном порядке: должник мог быть признан несостоятельным уже в день поступления в суд сведения о его неплатёжеспособности. Должник и его имущество подвергались аресту, кредиторы предъявляли свои требования, избирали конкурсное управление для осуществления расчётов с кредиторами банкрота. Оно проводило опись, поиск и охрану имущества должника, проверяло законность заявленных требований кредиторов и относило их к очередям, которые существенно отличались от современных. В первую очередь выплачивались долги перед церковью, во вторую - перед государством, далее - долги, обеспеченные залогом имущества должника, затем - долги малолетним и опекаемым должника, долги домашним служителям за полгода и др.

2-й этап развития  российского конкурсного права  - советский (1917-1992 г.)

Дореволюционные правовые акты были отменены. Судами применялись разъяснения  Пленума Верховного Суда до 1927 г., когда  в Гражданский кодекс РСФСР были включены нормы о несостоятельности  гражданских и торговых товариществ  и физических лиц. С 1930-х годов они перестали применяться в результате свёртывания НЭПа, установления монопольной государственной собственности. Постепенно положения конкурсного права были исключены из советской правовой системы.

3-й этап развития российского конкурсного права - современный (1993 г.- по настоящее время).

а) Впервые в российском законодательстве институт несостоятельности получил  правовое закрепление в Законе РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» 1992 г. Этот Закон представлял собой  попытку объединить чисто электичным образом элементы различных систем несостоятельности (банкротства)», применяемые в разных странах». Его положения делали признание банкротства затруднительным, поскольку восприняли дореволюционную трактовку несостоятельности.[1] В 1993-1994 гг. федеральное законодательство о несостоятельности (банкротстве) широко не применялось. Так, достаточно сказать, что в 1994 г. во всех арбитражных судах России было рассмотрено около 100 дел о признании предприятий несостоятельными.

Таким образом, главными причинами необходимости реформирования законодательства о банкротстве явилось отсутствие опыта его применения и нецелесообразность заимствования практики у иных, более развитых в экономическом и политическом плане стран без учета российской специфики.

б) Следующий Федеральный  закон «О несостоятельности (банкротстве), принятый в 1998 г., изменил понятие  несостоятельности, выделил особенности  банкротства отдельных лиц и  др. Несовершенство этого акта выразилось в неспособности предотвратить  злоупотребление органов управления должника, арбитражных управляющих, крупнейших кредиторов. Институт банкротства стал использоваться для недобросовестного передела собственности (т.е. захвата интересующей компании), а также в целях устранения конкурента. Возбуждение производства по делу о банкротстве часто имело целью получить возможность распоряжения активами должника. Высокая стоимость процедур банкротства сочеталась с низким процентом удовлетворения требований кредиторов.

в) Действующий Федеральный  закон «О несостоятельности (банкротстве)» был принят в 2002 г. Его основные новеллы: усложнение возбуждения производства по делу о банкротстве и ведения процедур банкротства; расширения прав учредителей должника и государства; усиление контроля за деятельностью арбитражного управляющего; расширение возможностей по восстановлению платёжеспособности. В этом законе «явно прослеживается цель восстановления статуса полноценного субъекта гражданского оборота, и только при её недостижении происходит ликвидация должника».

Сейчас основными направлениями развития законодательства о несостоятельности являются:

а) совершенствование  норм о критериях, признаках и  элементах банкротства;

б) пересмотр законоположений, определяющих статус арбитражного управляющего;

в) устранение допущенного  при регламентации отдельных «участков» конкурсного процесса дисбаланса в учете интересов различных субъектов (кредиторов, должника, собственника и др.)

Анализ действующего законодательства о банкротстве  позволил сформулировать следующие  принципиальные положения:

1) институт банкротства  не может быть отнесен только  к одной отрасли права, поскольку  является комплексным институтом  права, сочетающим нормы различных  его отраслей. В рамка гражданско-правового  регулирования банкротство служит  лишь одним из оснований ликвидации юридического лица, остальные же отношения (например, судебный и внесудебный порядок) урегулированы нормами других отраслей права.

Таким образом, законодательство о несостоятельности, носящее комплексный  характер, находится на стыке публичного и частного права. Поэтому не случаен тот факт, что Закон о банкротстве 2002 г., как и Закон о банкротстве 1998 г., наряду с материально-правовыми нормами содержит достаточно большое количество норм процессуального характера (основная часть таких норм, регламентирующих порядок разрешения дел о банкротстве, содержится в гл. III Закона о банкротстве 2002 г.; кроме этого, часть норм процессуального характера включена в главы, касающиеся особенностей применения процедур банкротства в отношении отдельных участников имущественного оборота);

2) основной тенденцией  законодательства о несостоятельности  (банкротстве) является развитие  его по схеме: общий закон  - специальный закон - другие нормативные  акты.

К числу общих законов, прежде всего, следует отнести ГК РФ и Арбитражный процессуальный кодекс РФ. В соответствии со ст. 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства). Это означает, что во всех случаях, если иное не установлено специальными законами о банкротстве, применяются положения АПК РФ.

Информация о работе Российское законодательство о несостоятельности (банкротстве): основные черты и тенденции развития