Роль человеческого фактора в антикризисном управлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 18:06, контрольная работа

Описание работы

Целью контрольной работы является изучение антикризисного управления предприятиями и определение роли человеческого фактора в антикризисном управлении.

Теоретической и методологической основой исследования явились источники учебной литературы по теме контрольной работы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Сущность антикризисного управления……………………………………...4

2. Эффективность антикризисного управления………………………………..6

3. Человеческий фактор антикризисного управления………………………..8

Заключение………………………………………………………………………11

Список использованной литературы…………………………………………..13

Работа содержит 1 файл

Антикризисное упр.гр.134МН-31 Овчинникова ТС.doc

— 73.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Выполнил  студент группы 134МН-31 Овчинникова ТС 

    Тема: «Роль человеческого  фактора в антикризисном  управлении». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Содержание 
 

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Сущность  антикризисного управления……………………………………...4

2. Эффективность антикризисного управления………………………………..6

3. Человеческий фактор антикризисного управления………………………..8

Заключение………………………………………………………………………11

Список  использованной литературы…………………………………………..13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 

    Антикризисное управление – это управление, в котором поставлено определенным образом предвидение опасности кризиса, анализ его симптомов, мер по снижению отрицательных последствий кризиса и использование его факторов для последующего развития.

    Целями  антикризисного управления являются предотвращение кризисных режимов работы и разработка мер по организации деятельности в этих режимах.

    То  есть антикризисный менеджмент –  это формирование такой системы  управления предприятием, которая обеспечивает его эффективную работу при определенном уровне риска. Профессионализм управляющих проявляется не только в использовании всего комплекса известных инструментов менеджмента (в том числе методов организации бизнес-процессов), но и в умении предвидеть развитие событий во внешней для предприятия среде. Стратегия представляет собой модель действий, необходимых для достижения поставленных целей на основе координации и распределения ресурсов компании. Она определяется ключевыми экономическими целями и в свою очередь определяет рыночную нишу, позволяет создать инфраструктуру, адаптировать предприятие к внешней среде и обеспечить внутреннюю координацию.

    При анализе деятельности предприятия, оценке перспектив возникновения кризисных  состояний важно рассмотреть  качественное соотношение данных четырех  типов стратегий.

    Целью контрольной работы является изучение антикризисного управления предприятиями и определение роли человеческого фактора в антикризисном управлении.

    Теоретической и методологической основой исследования явились источники учебной литературы  по  теме контрольной работы. 

1. Сущность  антикризисного управления 

  Термин  «антикризисное управление» возник сравнительно недавно с началом  реформирования экономики России и  с постепенным вхождением страны в состояние кризиса. Очевидно, что  для выхода экономики из кризиса необходим новый тип управления, кардинально отличающийся от менеджмента, осуществляемого в стабильных условиях.

  Обострение  кризиса в России вызвало потребность  в директивном антикризисном  управлении. Этот особый тип управления получил название антикризисного. При этом возникает вопрос о необходимости антикризисного управления как практической деятельности, науки и учебной дисциплины после выхода страны из кризиса, ведь, безусловно, экономический кризис, каким глубоким он ни был, когда-нибудь пройдет.

  Но  история экономического развития многих стран и особенности развития воспроизводственных процессов  в социально-экономических системах, рассмотренные в предыдущей лекции свидетельствуют, что кризисы и  цикличность являются неотъемлемыми  характеристиками любого процесса развития1.

  Неотвратимость  и неизбежность периодов спада и  подъема в развитии различных  систем существует при любом, даже самом  успешном управлении. И не только экономика, но и все системы развиваются  циклично, не только в ходе расширенного воспроизводства возникают кризисные ситуации. Поэтому процесс управления социально-экономической системой должен быть всегда антикризисным.

  Антикризисное управление – это такой вид управления, при котором развиты механизмы предвидения и мониторинга кризиса, анализа его природы, вероятности, признаков, применения методов снижения отрицательных последствий кризиса и использования его результатов для будущего более устойчивого развития.

  Возможность антикризисного менеджмента связано  с искусством выхода из критических ситуаций, деятельностью человека, который может искать и выбирать оптимальные пути выхода из кризисных ситуаций, мобилизовываться на выход из наиболее тяжелых и опасных ситуаций, использовать прошлый тысячелетний опыт преодоления кризисов, приспосабливаться к проблемным ситуациям. Также возможность антикризисного управления определяется знанием циклического характера развития социально-экономических систем, что позволяет предвидеть кризисные ситуации, готовиться к ним. Необходимость антикризисного управления определяется целями развития.

  Все проблемы антикризисного управления можно  распределить по четырем группам. Первая группа включает проблемы распознавания  предкризисных ситуаций.

  Вторая  группа проблем антикризисного управления связана с методологическими проблемами жизнедеятельности организации. Эта группа включает комплекс проблем финансовоэкономического характера. Проблематику антикризисного управления можно представить и в дифференциации технологии управления (третья группа проблем). Она включает в самом общем рассмотрении проблемы мониторинга кризисов и разработку прогнозов развития социально-экономических систем, проблемы разработки управленческих решений. Четвертая группа проблем включает конфликтологию и селекцию персонала, которая всегда сопровождает кризисные ситуации2. 
 
 
 
 

2. Эффективность антикризисного управления 

  Важным  показателем антикризисного управления является его эффективность.

  Она характеризуется соотношением эффекта, т. е. степени достижения целей смягчения, локализации или позитивного использования кризиса, и затраченных ресурсов.

  На  эффективность антикризисного управления влияют следующие факторы.

  1. Профессионализм антикризисного управления и специальная подготовка. Профессионализм формируется в ходе специального обучения, целенаправленного аккумулирования опыта и развития искусства антикризисного управления.

  Сегодня в стране создана система обучения антикризисных управляющих, которые  способны выводить предприятие из кризиса  с наименьшими потерями. Антикризисное управление должно стать необходимым элементом любого управления: стратегического, креативного, производственного, экологического, финансового и пр.

  2. Искусство управления, данное природой и приобретенное в процессе специальной подготовки, следует выделить особо в перечне факторов эффективности антикризисного управления. Поэтому для антикризисного управления крайне важен психологический анализ в отборе специалистов, которые способны чутко реагировать на приближение кризиса и управлять в экстремальных ситуациях.

  3. Методология разработки рискованных решений. Такая методология должна быть создана и освоена, потому что она в значительной мере определяет такие качества управленческих решений, как своевременность, полнота отражения проблемы, конкретность, организационная значимость.

  4. Научный анализ обстановки, прогнозирование тенденций. Видение будущего и не субъективное, а основанное на точном, научно обоснованном анализе позволяет постоянно осуществлять мониторинг приближающегося кризиса.

  5. Важным фактором эффективности антикризисного управления является также корпоративность, т. е. понимание и принятие всеми работниками целей организации, готовность самоотверженно работать для их достижения, это особый вид интеграции всех сотрудников, развитие внутреннего патриотизма и энтузиазма.

  6. Лидерство также входит в совокупность факторов эффективного антикризисного управления. Лидерство определяется не только личностью менеджера, но и сложившимся стилем работы, структурой персонала управления, авторитетом власти, уверенностью, укрепившимся доверием к менеджеру.

  7. Оперативность и гибкость управления заключаются в изменении управления в соответствии с ситуациями, адаптации управления к условиям кризиса.

  8. Стратегия и качество антикризисных программ. Во многих ситуациях возможна потребность в изменении стратегии управления и в разработке специальных программ антикризисного развития.

  9. Отдельным пунктом следует выделить человеческий фактор. Здесь подразумевается обязательное наличие антикризисной команды – ближайших помощников антикризисного менеджера, которые могут пользоваться его особым доверием.

  10. Система мониторинга кризисных ситуаций является крайне важным фактором эффективности антикризисного управления. Это организованные действия по непрерывному постоянному определению вероятности и реальности наступления кризиса для его своевременного обнаружения и распознавания3. 
 

    3.Человеческий фактор антикризисного управления

    В руководстве предприятием важно  управление всеми факторами производства и всеми видами используемых ресурсов, однако ведущее место, несомненно, принадлежит управлению персоналом.

    Каждый  кризис – уникальное событие, а эффективное  управление требует учета как  внутрифирменных процессов, так  и событий во внешней среде. М. Армстронг выделяет «некие общие принципы, которым можно следовать при кризисах, включающих в себя отрицание и конфликт. Существует также ряд приемов управления в кризисной ситуации, которые применимы в целом и которые можно приспосабливать к каждому частному случаю». К числу таких приемов относятся следующие.

    1. Дать понять всем, что руководитель  действительно владеет ситуацией  (это главное для него при  управлении персоналом в кризисной  ситуации).

    2. Подобрать команду для работы  в кризисной ситуации, распределить  роли, задания и права. Каждый  сотрудник должен быть занят  выполнением каких-либо поручений.

    3. Не терять хладнокровие, не впадать  в панику, не реагировать слишком  бурно, не терять голову, ибо подчиненные будут делать то же самое.

    4. Специально замедлять шаг, дабы  персонал думал, что все находится  под контролем руководителя и  идет по намеченному плану.

    М. Армстронг рассматривает задачу управления персоналом в условиях кризиса  как периодически возникающий режим работы, а именно: «управление кадрами фирмы в кризисных ситуациях – это не более чем хорошее управление в напряженных условиях».

    Механизм  стратегического управления персоналом в условиях кризиса на российских предприятиях только формируется4.

    Одной из важных составляющих управления персоналом на кризисных предприятиях является кадровая политика. Ее цель – обеспечение  оптимального баланса сохранения и  обновления кадров в соответствии с  потребностями предприятия и  состоянием рынка труда. Существуют четыре типа кадровой политики в условиях кризиса предприятий.

    1. Пассивная кадровая политика. У  руководства предприятия нет  четко выраженной программы действий  в отношении персонала, и в  условиях кризиса на предприятии  кадровая деятельность сводится в лучшем случае к ликвидации негативных последствий работы.

    2. Реактивная кадровая политика. Руководство  предприятия осуществляет контроль  за симптомами кризисной ситуации (возникновение конфликтных ситуаций, отсутствие достаточно квалифицированной  рабочей силы для решения задачи, а также мотивации к высокопродуктивному труду) и предпринимает меры по локализации кризиса. 

    3. Превентивная кадровая политика. Руководство предприятия имеет  обоснованные прогнозы развития  ситуации, однако у него нет  средств для воздействия на эту ситуацию.

    4. Активная (рациональная) кадровая политика. Руководство предприятия имеет  удовлетворительный диагноз и  обоснованный прогноз развития  ситуации, а также средства для  воздействия на нее. 

Информация о работе Роль человеческого фактора в антикризисном управлении