Реструктуризации кредиторской задолженности предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 16:35, контрольная работа

Описание работы

В данной ситуации именно реструктуризация позволила сделать более стабильным финансовое состояние предприятий, поскольку:

- срочные и долгосрочные обязательства были разграничены;

- прекратилось начисление пени на отсроченные платежи текущих налоговых платежей, а также гарантированное ежегодное пополнение бюджета на сумму реструктурированной просроченной задолженности и начисляемых на нее процентов несомненно выгодна государству., а следовательно, сократились непроизводительные расходы;

- были разблокированы счета (отозваны инкассовые поручения налоговых органов) и сняты аресты с имущества предприятий, что позволило нормализовать процесс производства;

- на плановой основе были распределены доходы предприятий, часть из которых могла быть направлена в виде инвестиций в развитие производства, и т.д.

Таким образом, нормализация взаимоотношений предприятий с государством является важнейшим условием для увеличения налоговых поступлений в бюджет и фактором оздоровления экономики предприятий.

Содержание

Введение. 3

1.Основные цели и задачи реструктуризации кредиторской задолженности предприятий. 5
2.Особенности реструктуризации кредиторской задолженности в системе финансового оздоровления предприятий. 11
3.Основы действующего законодательства реструктуризации кредиторской задолженности предприятий по федеральным налогам и сборам. 15
3.1 Условия предоставления реструктуризации кредиторской задолженности предприятиям по федеральным налогам и сборам.15

3.2 Порядок проведения реструктуризации кредиторской

задолженности по федеральным налогам и сборам. 19

Заключение. 25

Список использованной литературы. 26

Работа содержит 1 файл

антикризисное управление контра.doc

— 144.00 Кб (Скачать)

                                               СОДЕРЖАНИЕ 

    Введение.                                                                                                      3

    1. Основные цели и задачи реструктуризации кредиторской задолженности предприятий.                                                                  5
    2. Особенности реструктуризации кредиторской задолженности в системе финансового оздоровления предприятий.                             11
    3. Основы действующего законодательства реструктуризации кредиторской задолженности предприятий по федеральным налогам и сборам.                                                                                                 15

    3.1 Условия предоставления реструктуризации   кредиторской задолженности предприятиям по федеральным налогам и сборам.15

              3.2 Порядок проведения реструктуризации кредиторской                         

              задолженности по федеральным налогам и сборам.                         19

      Заключение.                                                                                                      25

      Список использованной литературы.                                                            26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                               ВВЕДЕНИЕ 

     Проблема задолженности предприятий по платежам в бюджет затрагивает интересы не только государства и местных органов управления, но и предприятий, организаций различных организационно-правовых  форм. Она заслуживает самого серьезного внимания, поскольку долги перед государством достигли астрономических размеров, сопоставимых с объемом поступления средств в бюджет. Положение усугубляется еще и тем, что, кроме долгов предприятий перед государством, многие из них имеют долги друг перед другом.

     В целях сокращения долгов предприятий перед бюджетом, а также ликвидации  их взаимной дебиторской задолженности  Правительством России был принят ряд постановлений, позволивших урегулировать  поступление налоговых платежей в бюджет при одновременной активизации финансово-хозяйственной деятельности  в стране.

     Вследствие  этого погашение задолженности  является одним из основных резервов роста налоговых поступлений  в бюджет. Кардинальное решение данного  вопроса невозможно без создания целостной системы по работе с  крупнейшими предприятиями, а ее основой  мог бы быть мониторинг их финансово-хозяйственной деятельности и оценка финансового состояния.

     В широком смысле реструктуризация - это один из способов урегулирования проблемы неплатежей в бюджетную  систему и создания предпосылок для оздоровления экономической ситуации.

     В более узком, конкретном понимании - это перенос сроков уплаты налоговых  платежей и "замораживание" на определенный временной период финансовых санкций, то есть перевод обязательств предприятий  перед бюджетом из текущих в долгосрочные.

     Проблема  накопленных долгов по налогам и  иным платежам в бюджетную систему  в последние годы серьезно стоит  на повестке дня  и до сих пор  не перестает быть   сверхактуальной.

     По-прежнему, несмотря на изменившуюся в лучшую сторону общую экономическую ситуацию в стране, задолженность налогоплательщиков перед государством продолжает нарастать. По данным ФНС России на начало 2010 г. должниками бюджета являются более 700 тысяч предприятий, а общая сумма задолженности по налогам, штрафам и пеням составила более 1,1 трлн. руб., что сопоставимо с объемом годового федерального бюджета.

     В этой  ситуации  реструктуризация, обеспечивающая своевременное и  полное поступление в бюджетную  систему начисляемых текущих  налоговых платежей, а также гарантированное ежегодное пополнение бюджета на сумму реструктурированной просроченной задолженности и начисляемых на неё процентов несомненно выгодна государству. 

     Не  менее выгодна  реструктуризация  и самим налогоплательщикам.

     За  годы экономического кризиса серьезно ухудшилось финансовое состояние большого числа российских предприятий. Разбалансированность расчетно-платежной системы, наряду с другими негативными явлениями, привела к накоплению предприятиями больших объемов задолженности, в структуре которой значительную часть составляют обязательства перед бюджетной системой. "Висящие" тяжелым грузом долги являются фактором недостаточной финансовой устойчивости предприятий, их инвестиционной непривлекательности.

     В данной ситуации именно реструктуризация позволила сделать более стабильным финансовое состояние предприятий, поскольку:

     - срочные и долгосрочные обязательства  были разграничены;

     - прекратилось начисление пени  на отсроченные платежи текущих  налоговых платежей, а также гарантированное  ежегодное пополнение бюджета на сумму реструктурированной просроченной задолженности и начисляемых на нее процентов  несомненно выгодна  государству., а следовательно, сократились непроизводительные расходы;

     - были разблокированы счета (отозваны  инкассовые поручения налоговых  органов) и сняты аресты с имущества предприятий, что позволило нормализовать процесс производства;

     - на плановой основе были распределены  доходы предприятий, часть из  которых могла быть направлена  в виде инвестиций в развитие  производства, и т.д.

     Таким образом, нормализация взаимоотношений предприятий с государством является важнейшим условием для  увеличения налоговых поступлений в бюджет и фактором оздоровления экономики предприятий.

     Не  случайно Президент  и Правительство  Российской Федерации уделили этой проблеме очень серьезное внимание. В разные годы Правительство РФ предпринимало попытки погасить задолженность предприятий перед бюджетом путем ее реструктуризации. 
 
 

1. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕСТРУКУРИЗАЦИИ КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ. 

     Цели и задачи реструктуризации кредиторской задолженности предприятий перед бюджетом вытекают из значимости налоговых платежей как основного государственного экономического рычага. 

     Именно  налоговые поступления являются финансовой базой для решения  следующих жизнеобеспечивающих и весьма противоречивых государственных программ: 

  • содержание государственных структур;
  • развитие широкомасштабных социальных программ;
  • воздействие на структурную перестройку рыночных отношений с ориентацией на отечественных производителей;
  • поддержка социально не защищенных слоев населения, в том числе, инвалидов, пенсионеров, сирот, многодетных семей.

     Рациональная  налоговая политика обеспечивает сбалансированность общегосударственных региональных, местных и частных интересов, содействуя развитию производства, предпринимательства и активизации инвестиционной деятельности. Налоги и сборы как  обязательные эквиваленты платежей физических и юридических лиц, собираемых с целью обеспечения расширенного воспроизводства, призваны сглаживать остроту кризисных явлений в экономике государства и создавать стимулы для повышения эффективности производства. 

     Одним из основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации  является создание благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата.

     Важной  составляющей для решения этой задачи должно стать общее финансовое оздоровление российских предприятий. Тем более, что специфика функционирования последних заключается в  объективно сложившихся формах хозяйствования в стране, являющихся постсоветскими и не соответствующих требованиям рыночной экономики.       

     До  сих пор сохраняется парадоксальная ситуация при которой крупнейшие предприятия-налогоплательщики, вносящие наибольший вклад в бюджеты всех уровней, являются одновременно и основными должниками государства.  

     Одним из основных направлений деятельности Правительства РФ является создание благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата. Наблюдение за финансовым состоянием крупных, экономически или социально значимых организаций ведется,  начиная с 1999 года в рамках обязательного финансового мониторинга, проводимого в соответствии со ст.25 Федерального закона от 08.01.1998 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Ежеквартально осуществляется сбор и анализ финансовых документов примерно 1700 российских предприятий.

     Результаты  мониторинга финансового состояния  крупных, градообразующих, социально  значимых предприятий позволяют  сделать  выводы, общие и для  большинства других российских организаций, в частности о том, что сроки, в течение которых большинство российских предприятий рассчитывается по своим обязательствам перед кредиторами, существенно превышают нормы и пределы, установленные законодательством.

     Конечно, полный и глубокий анализ платежеспособности и уровня финансового состояния предприятия может быть проведен на основе подробного изучения первичной финансовой документации, что в практике работы органов государственной власти очень трудно реализовать. В то же время финансовое состояние и платежеспособность предприятий могут быть с высокой достоверностью определены и по основным документам бухгалтерской отчетности (бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках и т.д.). Для этого можно выделить следующие основные показатели:

     1) соотношение среднего размера текущих обязательств организации и ее среднемесячной выручки за тот же период. Если значение данного показателя превышает 3, то предприятию понадобится более трех месяцев, чтобы рассчитаться по своим долгам, при условии, что вся выручка будет направлена на погашение текущей задолженности перед кредиторами. Этот срок выше, чем установленный законодательством.

     Предприятие может расплатиться по своим долгам, если сможет реализовать свое имущество, в первую очередь то, что является относительно быстрореализуемым - оборотные активы. Конечно, при этом оборотных активов должно быть в достаточном количестве как для расчетов по обязательствам, так и для продолжения процесса производства;

     2) соотношение стоимости оборотных  активов и текущих обязательств  предприятия. В зарубежной практике принято, что данное соотношение должно быть не ниже двух. Для российской действительности следует признать, что такая граница достижима только для небольшого количества предприятий. По данным мониторинга, только 11% организаций отвечают этому критерию, а около 40% предприятий имеют менее 1 руб. оборотных активов на 1 руб. текущих обязательств. Среднее соотношение составляет 1 руб. 8 коп. на 1 руб. обязательств.

     Таким образом, в случае если у предприятия  соотношение среднего размера текущих обязательств к среднемесячной выручке превышает три месяца и одновременно соотношение стоимости оборотных активов к стоимости текущих обязательств меньше 1 руб. на 1 руб., то оно, безусловно, является неплатежеспособным. Но и в случае, если рассматриваемое соотношение активов и обязательств превышает 1, но находится в критической области до 1,2, финансовое состояние предприятия также неудовлетворительное, поскольку, расплатившись по своим долгам, оно не сможет продолжать производственную деятельность, лишившись большей части оборотного капитала;

     3) наличие собственного капитала  в оборотных средствах. Этот  показатель представляет собой  разницу между стоимостью оборотного  и заемного капитала предприятий.  Отсутствие собственного капитала  в оборотных средствах говорит о том, что все оборотные активы предприятия сформированы за счет заемного капитала, а также часть его внеоборотных (основных) средств уже принадлежат, по сути, кредиторам. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 20.05.1994 N 498 доля собственного капитала в оборотных средствах должна быть выше 10%;

     4) динамическая характеристика безубыточности  текущей хозяйственной деятельности  предприятия. По ряду понятных  причин такой характеристикой  не может быть прибыль, остающаяся  в распоряжении организации. Целесообразно использовать показатель рентабельности продаж, определяемый как соотношение прибыли и выручки от продаж. Рентабельность текущей деятельности является одним из важнейших показателей действительного финансового состояния предприятия. Даже при других не вполне удовлетворительных показателях наличие рентабельности свидетельствует о положительных тенденциях. В то же время при благополучии всех других статических финансовых показателей отсутствие рентабельности по основной деятельности предприятия является признаком возникших проблем, которые могут быть причиной ухудшения финансового состояния в будущем.

Информация о работе Реструктуризации кредиторской задолженности предприятий