Региональная экономическая интеграция на примере Евразэс

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 14:30, доклад

Описание работы

Актуальность темы. Образование Европейского валютного союза и набирающая силу динамика интеграционных процессов в валютной сфере в крупнейших регионах мира, в частности, подготовка к переходу на единую валюту к 2013 - 2015 г. стран интеграционного блока Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) отражают новую мировую тенденцию к процессу региональной валютной интеграции.

Работа содержит 1 файл

Tawus ekon.teor DOKLAD.doc

— 112.00 Кб (Скачать)

Министерства  сельского хозяйства  и продовольствия республики Беларусь 
 
 

УО: белорусский государственный  аграрный технический  университет 
 
 
 

                   Кафедра: экономическая теория 
               
               
               
               

ДОКЛАД

По теме:

Региональная экономическая интеграция на примере Евразэс 
 
 
 
 
 

Выполнил: студент 3 курса, ФТС

группы: 8 мо, Аширова Т.

               Проверил: 
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           

Минск, 2011 г.

 
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ 

 
Актуальность темы. Образование Европейского валютного союза и набирающая силу динамика интеграционных процессов в валютной сфере в крупнейших регионах мира, в частности, подготовка к переходу на единую валюту к 2013 - 2015 г. стран интеграционного блока Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) отражают новую мировую тенденцию к процессу региональной валютной интеграции. Это обусловлено тем, что в условиях глобализации единая валюта не только упрощает расчеты и сокращает издержки конвертации валют, но и способствует формированию и развитию регионального финансового рынка, способного обеспечить странам свободный доступ к источникам финансирования.  
Совершенствование экономических взаимоотношений в рамках Евразийского Экономического Сообщества (ЕврАзЭС), вступивший в силу с 2010 г. Таможенный союз России Казахстана и Белоруссии свидетельствуют об активизации интеграционных процессов на постсоветском пространстве именно в формате стран-членов ЕврАзЭС. Более того, учитывая, что в число основных задач интеграционного блока ЕврАзЭС входит согласование принципов и условий перехода на единую валюту , исследование в данном направлении принимает особую актуальность для России.  
Вопрос о необходимости создания валютного союза в рамках ЕврАзЭС неоднократно поднимался президентами и высокопоставленными чиновниками стран интеграционного блока , что доказывает особую значимость темы и определяет актуальность проведения исследования в направлении формирования и функционирования единой валюты в рамках интеграционного блока ЕврАзЭС.  
Для решения данной задачи может быть полезен не только опыт валютной интеграции европейских стран, но и опыт взаимоотношений в валютной сфере различных интеграционных объединений, функционирующих в настоящее время валютных союзов, имеющих, в том числе, колониальное прошлое, история экономической в целом, и валютной, в частности, интеграции США, особое значение имеет также методологическая основа построения валютного союза стран блока ССАГПЗ, имеющих аналогичную со странами ЕврАзЭС структуру экономики, преимущественно ориентированную на экспорт.  
Степень разработанности проблемы. В отечественной и зарубежной экономической литературе различные аспекты валютной интеграции представлены достаточно широко.  
Анализу проблем, связанных с выбором фиксированного валютного курса и проблем валютной интеграции посвящены труды Алесины А., Барро Р., Байоми Т. , Болдуина Р., Бордо М., Виллета Т., Виплоша С., Вобеля Р., Де Граува П., Джонанга Л., Дитера Х., Инмана Р., Ишиямы И., Кенена П., Манделла Р., Маккиннона Р., Муссы М., Роуза Э., Рогоффа Х., Риччи Л., Сала-И-Мартина М., Франкеля Дж., Фридмана М., Эйхингрина Б. и других экономистов.  
Изучением проблем, связанных с валютно-кредитными отношениями и валютной интеграции на постсоветском пространстве занимались такие экономисты как Буторина О. В., Дробышевский С. М., Красавина Л. Н., Моисеев С. Р., Наговицин А. Г., Полевой Д. И., Портной М. А., Платонова И. Н., Пищик В. Я., Хмыз О. В, Шемятников В. Г., Шмелев Н. П., Щеголева Н. Г., Фаминский И. П. и др.  
Несмотря на то, что опубликован ряд исследований, посвященных проблемам формирования и функционирования валютных союзов, а также формирования и функционирования валютного союза стран Европы, существует ряд нерешенных проблем. Во-первых, опыт поэтапного формирования регионального валютного союза в условиях режима плавающего валютного курса имеется только в ЕС, т.е. странах, имеющих развитую рыночную экономику. Во-вторых, мировой финансовый кризис, обостривший ситуацию в Еврозоне, продемонстрировал несовершенство имевшихся там механизмов экономического регулирования и поставил вопрос о необходимости их совершенствования, что необходимо учитывать при формировании валютных союзов.  
Актуальность исследования проблемы формирования валютного союза в рамках ЕврАзЭС обусловлена еще и тем, что работы российских авторов преимущественно концентрируются на проблемах валютной интеграции в рамках всего пространства СНГ, а вектор экономической интеграции России сместился в сторону формата ЕврАзЭС.  
Цель исследования состоит в разработке концепции валютного союза и обосновании принципов его формирования в процессе региональной экономической интеграции стран-членов ЕврАзЭС.  
Достижение поставленной цели потребовало постановки и решения следующих задач:  
• систематизировать и обосновать факторы, способствующие повышению эффективности функционирования валютного союза;  
• выявить факторы, определяющие совокупность и количественные значения критериев конвергенции на этапе формирования валютного союза;  
• раскрыть факторы, способствующие возникновению долгового кризиса в валютном союзе;  
• исследовать проблемы, связанные с проведением единой денежно-кредитной политики в валютном союзе и организацией единого центрального банка;  
• выявить возможности формирования валютного союза в рамках ЕврАзЭС.  
Объект исследования – тенденции развития международных валютных отношений России и государств СНГ.  
Предмет исследования – региональный валютный союз в рамках Евразийского экономического сообщества.  
Информационной базой исследования послужили материалы научных публикаций отечественных и зарубежных авторов, публикации в периодической печати, статистические данные российских и международных валютно-финансовых организаций (Федеральной службы государственной статистики РФ, Европейского центрального банка, Банка России, Минфина РФ, Международного валютного фонда, Бюро статистики Министерства труда США и др.).  
В диссертации корректно учтены законодательные и нормативно-правовые документы Российской Федерации, Европейского центрального банка, межгосударственные соглашения ЕврАзЭС.  
Теоретическая основа исследования. Теоретической основой исследования являлись фундаментальные положения экономической науки, теории финансов, работы зарубежных экономистов, заложивших теоретическое обоснование и практические пути формирования валютных союзов, а также труды российских авторов, исследовавших проблемы валютной интеграции на постсоветском пространстве.  
Методологическая основа исследования. В качестве методологической основы исследования использовались различные методы научного познания: анализ, синтез, аналогия, индукция, дедукция, абстрагирование, сопоставление, обобщение.  
Научная новизна исследования состоит в разработке теоретических положений формирования эффективного валютного союза в процессе региональной экономической интеграции для стран-членов ЕврАзЭС.  
В исследовании соискателем сформулированы и выносятся на защиту следующие результаты, содержащие новые научные знания и способствующие приращению полученных ранее:  
1. Разработана классификация факторов, обеспечивающих повышение эффективности функционирования валютного союза. Факторы разделены на две группы:  
• системные абсорберы. Данная группа факторов отражает способность экономических систем стран валютного союза противостоять возникновению макроэкономического дисбаланса, а также возможность их саморегулирования в случае возникновения макроэкономических шоков. К этой группе факторов соискатель относит: валовой внутренний продукт, национальный доход, гибкость цен и заработных плат в экономике, мобильность факторов производства, диверсификацию структуры экспорта;  
• финансовые абсорберы. Данная группа факторов отражает эффективность абсорбирования последствий возникновения макроэкономического дисбаланса в странах валютного союза через финансовую систему. К этой группе факторов соискатель относит: различные направления налоговой политики, доступ к более дешевым финансовым ресурсам других участников валютного союза, организацию системы финансовых трансфертов (фискальный федерализм), учреждение единого стабилизационного фонда участников валютного союза .  
2. Эмпирически доказано, что наиболее эффективным вариантом системных абсорберов, в условиях номинальных жесткостей цен и заработных плат в экономике, специализирующейся на экспорте какого-либо одного товара выступает реальная мобильность трудовых ресурсов. Феномены «реальная» и «номинальная» мобильность труда раскрываются в диссертации сравнительным анализом мобильности труда между странами ЕС и между штатами в США. Наиболее эффективным вариантом финансовой абсорбции в валютном союзе, в условиях отсутствия системы фискальных трансфертов, является формирование регионального финансового рынка и равный допуск к его ресурсам всех стран валютного союза.  
3. В результате сравнительного анализа критериев конвергенции Маастрихтского Соглашения и критериев конвергенции, принятых в ССАГПЗ, обоснованы их существенные различия. В отличие от Маастрихтского Соглашения, в Соглашении ССАГПЗ:  
• отсутствует критерий «валютный курс» вследствие поддерживаемой более 20 лет жесткой привязки валют всех стран ССАГПЗ к доллару США;  
• критерий «дефицит бюджета» поставлен в зависимость от стоимости нефтяной корзины ОПЕК;  
• предусмотрен критерий «валютные резервы», обязывающий страны поддерживать валютные резервы на уровне, достаточном для оплаты импорта в течение, по меньшей мере, четырех месяцев.  
Это позволило доказать, что при разработке критериев конвергенции на этапе формирования валютного союза их совокупность и количественные значения должны приниматься странами с учетом структурных особенностей их экономик. В процессе анализа была также выявлена существенная разница в наполнении потребительской корзины в странах ССАГПЗ для расчета индекса потребительских цен, что существенно затрудняет проведение анализа по критерию «темпы инфляции». Этим обоснована значимость применения единых стандартов финансовой отчетности в процессе формирования валютного союза.  
4. По результатам анализа деятельности Европейского валютного союза доказана причинно-следственная взаимосвязь долгового кризиса в валютном союзе и деструктивных факторов или их совокупности, связанных с нарушением установленных фискальных параметров:  
• очевидные нарушения согласованных критериев конвергенции. Больше половины первоначальных стран ЕС за год до вступления в валютный союз имели уровень государственного долга, превышающий установленный Маастрихтским Соглашением порог в 60% ВВП;  
• скрытые нарушения согласованных критериев конвергенции. В Бельгии, Франции и Италии правительства приняли на свои балансы пенсионные фонды государственных компаний, записав их активы как текущие доходы, будучи не в состоянии отразить обязательства по выплатам пенсий в будущем; что позволило искусственно, а главное временно снизить уровень бюджетных дефицитов;  
• функциональные нарушения: почти все страны еврозоны систематически нарушают принятые в «Пакте стабильности и роста» ограничения на проведение фискальной политики. Согласованные в нем штрафные санкции не помогают противостоять нарушениям.  
5. На примере Еврозоны доказано, что рост ставок по облигациям государственного займа проблемных стран оказывает влияние на рост ставок по облигациям других участников валютного союза, что обусловливает корреляцию финансовых рынков стран зоны евро: многие институциональные инвесторы стран Еврозоны держат в своих портфелях облигации проблемных стран, поэтому дефолт в таких странах угрожает стабильности всего валютного союза. Этим обоснована необходимость утверждения на законодательном уровне права наднационального органа валютного союза на корректировку фундаментальных факторов, влияющих на дефицит бюджета и рост государственного долга в проблемных странах в случае, когда эти нарушения негативно сказываются, как на экономике других стран-участниц валютного союза, так и на валютном союзе в целом.  
6. На примере стран ССАГПЗ обоснована зависимость: процесс диверсификации их экономик (смещение акцентов на развитие туризма, обрабатывающей отрасли, финансового сектора экономики) приводит к росту асимметрии циклов деловой активности входящих в интеграционный блок стран. Это выражается в снижении корреляции их ВВП с ростом диверсификации: с одной стороны, это снижает риск возникновения сильного макроэкономического дисбаланса в результате падения цены на углеводородное сырье на мировом рынке, с другой, снижается эффективность единой денежно-кредитной политики для стран ССАГПЗ.  
7. Доказано, что при оценке асимметрии макроэкономических шоков, воздействующих на экономические системы стран ЕврАзЭС, наиболее тесная корреляция ВВП наблюдается в формате трех стран: Россия – Казахстан – Таджикистан, наиболее слабая корреляция со всеми странами ЕврАзЭС – у Кыргызстана. Экономическая система Беларуси также сильно отличается от остальных стран-участниц ЕврАзЭС: фактически корреляция между темпами роста ВВП Беларуси и остальных стран ЕврАзЭС является относительно слабой. Исходя из полученных результатов, сделан вывод, что для России, Казахстана и Таджикистана единая денежно-кредитная политика будет сопряжена с наименьшими издержками.  
Наиболее существенные результаты исследования соответствуют паспорту специальности ВАК 08.00.10. п. 8.16. Исследование тенденций развития мировой валютной системы и перспективы внешней конвертируемости российской валюты; п. 8.19. Методология и практика валютно-кредитных отношений России и государств СНГ.  
Теоретическая значимость результатов исследования представляет совокупность новых знаний по проблематике валютных отношений, проблемам функционирования экономики в режиме фиксированного валютного курса, проведения единой денежной кредитной политики в гетерогенных валютных союзах, обусловливаемая возможностью их применения научными коллективами и отдельными исследователями.  
Практическая значимость Общие выводы и положения диссертации могут быть полезны правительствам стран ЕврАзЭС, руководству Межсовета ЕврАзЭС, Интеграционному Комитету ЕврАзЭС, руководству Евразийского Банка Развития и главам Антикризисного фонда ЕврАзЭС.  
Полученные результаты могут быть использованы в учебном процессе при преподавании дисциплин «Финансы и кредит», «Валютный рынок и валютные операции», «Международные валютно-финансовые отношения».  
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации отражены в докладах на конференциях: Пятый международный научный конгресс «Роль бизнеса в трансформации российского общества 2010» (Москва, МФПА, 12-16 апреля 2010 г.); Восьмая международная конференция «Государственное управление в 21 веке: традиции и инновации» (Москва, МГУ, 26– 28 мая 2010 г.); Шестой международный научный конгресс «Роль бизнеса в трансформации российского общества 2011» (Москва, МФПА,18-22 апреля 2011 г.).  
Публикации. Основные положения диссертации изложены в 7 публикациях объемом 3,85 п.л., в том числе 3 в журналах, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ.  
Объем и структура диссертации обусловлена поставленной целью и задачами. Объем составляет 145 страниц, 16 рисунков и 24 таблицы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений и соответствует логике проведенного теоретического и эмпирического анализа проблем валютной интеграции.  
План диссертации.  
Глава I. Теоретические основы процессов региональной валютной интеграции  
1.1. Региональная экономическая интеграция как направление транснациональной кооперации в условиях глобализации  
1.2. Вариативность форм валютного сотрудничества в процессе региональной экономической интеграции  
1.3. Теория оптимальных валютных зон в решении проблемы реализации валютного сотрудничества в форме валютного союза  
Глава II. Прикладные проблемы организации и функционирования валютных союзов  
2.1. Организация операционной среды, способствующей абсорбированию макроэкономических шоков в валютном союзе  
2.2. Сущность, значение и проблемы бюджетной рестрикции в процессе формирования валютного союза  
2.3. Основные проблемы организации и функционирования единого центрального банка и концептуальные подходы к их решению  
Глава III. Организация валютного союза в рамках интеграционного блока ЕврАзЭС  
3.1. Основные направления развития и проблемы валютно-экономического сотрудничества стран-членов ЕврАзЭС  
3.2. Анализ состояния финансов для валютной интеграции государств-членов ЕврАзЭС  
3.3. Концептуальные подходы к формированию эффективного валютного союза в рамках ЕврАзЭС  
Заключение  
Список литературы  
Приложения  
II. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ  
В соответствии с целью исследования работе решаются следующие задачи.  
Первая задача – систематизировать и обосновать факторы, способствующие повышению эффективности функционирования валютного союза.  
Возникновение теории оптимальных валютных зон было предопределено поиском механизмов, способных поддерживать макроэкономическую стабильность в условиях жестких цен и заработной платы в отсутствии возможности корректировки валютного курса. В процессе развития теории оптимальных валютных зон было предложено множество различных критериев, позволяющих оценить готовность страны к вхождению в валютный союз по различным параметрам.  
С учетом предложенных в рамках теории оптимальных валютных зон критериев соискателем разработана классификация факторов, обеспечивающих повышение эффективности функционирования валютного союза.  
Монетаристские концепции, обосновывающие оценку готовности стран к объединению в валютный союз по таким критериям как корреляция темпов инфляции, роста денежной массы, ВВП, остались за пределами данной классификации. Эти параметры отражают гетерогенность экономических систем с точки зрения их регулирования единой денежно-кредитной политикой и рассматриваются в диссертации отдельно.  
Соискатель подразделил факторы на две группы: системные абсорберы и финансовые абсорберы. Системные абсорберы отражают способность экономических систем стран валютного союза противостоять возникновению макроэкономического дисбаланса, а также возможность их саморегулирования в случае возникновения макроэкономических шоков. К этой группе факторов соискатель относит: валовой внутренний продукт, национальный доход, гибкость цен и заработных плат в экономике, мобильность факторов производства, диверсификацию структуры экспорта.  
Финансовые абсорберы отражают эффективность абсорбирования последствий возникновения макроэкономического дисбаланса в странах валютного союза через финансовую систему. К этой группе факторов соискатель относит: различные направления налоговой политики, доступ к более дешевым финансовым ресурсам других участников валютного союза, организацию системы финансовых трансфертов (фискальный федерализм), учреждение единого стабилизационного фонда участников валютного союза.  
Анализ выделенных групп факторов выявил следующие их особенности:  
Структурные абсорберы. Гибкость цен и заработных плат снижается с ростом количества профсоюзов в странах и увеличением степени вмешательства государства в регулирование рынка труда; мобильность труда затруднена в силу не только высоких материальных затрат, связанных с переездом из одной страны в другую, но и с другими трудностями, такими как культурные, религиозные, языковые различия стран; диверсификация экспорта представляется все более труднореализуемой и зачастую экономически неоправданной задачей в системе глобального разделения труда, поэтому в современной экономической парадигме, для стран, экспортирующих сырьевые товары, такие как углеводородное сырье, может быть реализована в основном поступательным развитием обрабатывающей промышленности.  
Финансовые абсорберы. Система финансовых трансфертов, способствующая мобилизации денежных средств в регионах, испытывающих по какой-либо причине длительный макроэкономический шок, имеет больше общего с единым государством, чем с валютным союзом. Так, в США, например, штаты уже не воспринимаются как некогда автономные территории, а чувство принадлежности к одной стране не вызывает у граждан США претензий о перераспределении средств через уплачиваемые ими налоги в другие штаты, страдающие от снижения доходов под воздействием ассиметричных шоков. В случае, когда политический курс всей страны неблагоприятно сказывается на экономике отдельных штатов, последние не предпринимают попыток в одностороннем порядке выйти из федерации; различные направления налоговой политики не позволяют правительству быстро реагировать на макроэкономические шоки: изменение правил налогообложения и процесс принятия бюджета – процедуры, требующие множества согласований и времени; стабилизационный фонд участников валютного союза может быть учрежден в случае, когда чрезмерный рост государственного долга в отдельных странах валютного союза не позволяет прибегать к заимствованиям на финансовом рынке .  
В результате соискателем эмпирически доказано, что наиболее эффективным вариантом системных абсорберов, в условиях номинальных жесткостей цен и заработных плат в экономике, специализирующейся на экспорте какого-либо одного товара выступает реальная мобильность трудовых ресурсов. Феномены «реальная» и «номинальная» мобильность труда раскрывается в диссертации сравнительным анализом мобильности труда между странами ЕС и между штатами в США.  
Наиболее эффективным вариантом финансовой абсорбции в валютном союзе, в условиях отсутствия системы фискальных трансфертов, является формирование регионального финансового рынка и равный допуск к его ресурсам всех стран валютного союза.  
Вторая задача – выявить факторы, определяющие совокупность и количественные значения критериев конвергенции на этапе формирования валютного союза.  
В процессе решения данной задачи анализируется необходимость проведения политики фиксированного курса перед вступлением страны в валютный союз, нашедшая отражение в Маастрихтском Соглашении. Одним из ключевых моментов на пути к единой валюте считается совместная привязка валют потенциальных стран-участниц валютного союза к какой-то другой валюте, корзине валют или взаимная стабилизация валютных курсов участников будущего союза. Между тем в диссертации раскрыто, что фиксация валютного курса на этапе формирования валютного союза может быть сопряжена с существенными издержками: валюты с малым обеспечением валютными резервами мгновенно станут объектом валютных спекуляций. Так, Европейская система «змеи в туннеле» утратила эффективность с наступлением нефтяного кризиса 70-ых г.г. ХХ в., когда курсы валют стран ЕЭС были подвержены настолько значительным колебаниям, что некоторые из них были вынуждены выйти из системы, а в 1992 г. в результате валютных спекуляций на мировых рынках Великобритания и Италия вышли из Европейской валютной системы, при этом за 11 месяцев кризиса центральные банки Западной Европы израсходовали на валютные интервенции свыше 150 млрд. долл. валютных резервов . При поддержке валют с малым обеспечением валютными интервенциями в ассиметричных валютных союзах основные издержки ложатся на плечи страны-лидера валютного союза.  
На примере стран интеграционного блока ССАГПЗ соискателем раскрыто, что импортирование американской валютной политики вследствие жесткой привязки валют ССАГПЗ к доллару США не всегда удовлетворяет требованиям экономик арабских стран. Так, уровень процентных ставок в этих странах находится в зависимости от решений Федеральной Резервной Системы США: при повышении цен на нефть, последняя, с целью стимулирования экономического роста в США, снижает учетную ставку. В странах ССАГПЗ усиливающийся приток валютной выручки от продажи углеводородного сырья приводит к резкому росту объема денежной массы, что при низких процентных ставках неминуемо приводит к «надуванию» финансовых «пузырей». Вместе с тем длительная привязка валют стран ССАГПЗ к доллару США доказывает возможность функционирования их экономик без корректировки валютного курса.  
Соискателем также отмечено, что для взаимной увязки валютных курсов центральные банки стран должны иметь аналогичные процентные ставки, что недостижимо без тесной финансовой интеграции.  
В результате сравнительного анализа критериев конвергенции Маастрихтского Соглашения и критериев конвергенции, принятых в ССАГПЗ, обоснованы их существенные различия. В отличие от Маастрихтского Соглашения, в Соглашении ССАГПЗ: отсутствует критерий «валютный курс» вследствие поддерживаемой более 20 лет жесткой привязки валют всех стран ССАГПЗ к доллару США; критерий «дефицит бюджета» поставлен в зависимость от стоимости нефтяной корзины ОПЕК; предусмотрен критерий «валютные резервы», обязывающий страны поддерживать валютные резервы на уровне, достаточном для оплаты импорта в течение, по меньшей мере, четырех месяцев.  
Это позволило доказать, что при разработке критериев конвергенции на этапе формирования валютного союза их совокупность и количественные значения должны приниматься странами с учетом структурных особенностей их экономик. В процессе анализа была также выявлена существенная разница в наполнении потребительской корзины в странах ССАГПЗ для расчета индекса потребительских цен, что существенно затрудняет проведение анализа по критерию «темпы инфляции». Этим обоснована значимость применения единых стандартов финансовой отчетности в процессе формирования валютного союза.  
Третья задача – раскрыть факторы, способствующие возникновению долгового кризиса в валютном союзе. По результатам анализа деятельности Европейского валютного союза доказана причинно-следственная взаимосвязь долгового кризиса в валютном союзе и деструктивных факторов или их совокупности, связанных с нарушением установленных фискальных параметров:  
1)очевидные нарушения согласованных критериев конвергенции. Больше половины первоначальных стран ЕС за год до вступления в валютный союз имели уровень государственного долга, превышающий установленный Маастрихтским Соглашением порог в 60% ВВП; 2)скрытые нарушения согласованных критериев конвергенции. В Бельгии, Франции и Италии правительства приняли на свои балансы пенсионные фонды государственных компаний, записав их активы как текущие доходы, будучи не в состоянии отразить обязательства по выплатам пенсий в будущем; что позволило искусственно, а главное временно снизить уровень бюджетных дефицитов; 3)функциональные нарушения: почти все страны еврозоны систематически нарушают принятые в «Пакте стабильности и роста» ограничения на проведение фискальной политики. Согласованные в нем штрафные санкции не помогают противостоять нарушениям.  
На примере Еврозоны доказано, что рост ставок по облигациям государственного займа в проблемных странах оказывает влияние на рост ставок по облигациям других участников валютного союза, что обусловливает корреляцию финансовых рынков стран зоны евро: многие институциональные инвесторы стран Еврозоны держат в своих портфелях облигации проблемных стран, поэтому дефолт в таких странах угрожает стабильности всего валютного союза. Этим обоснована необходимость утверждения на законодательном уровне права наднационального органа валютного союза на корректировку фундаментальных факторов, влияющих на дефицит бюджета и рост государственного долга в проблемных странах в случае, когда эти нарушения негативно сказываются, как на экономике других стран-участниц валютного союза, так и на валютном союзе в целом.  
Четвертая задача – исследование проблем, связанных с проведением единой денежно-кредитной политики в валютном союзе и организацией единого центрального банка.  
Для решения данной задачи соискатель рассматривает три проблемы:  
• гетерогенность экономических систем стран при проведении единой денежно-кредитной политики в валютном союзе;  
• организация независимого от правительств государств-членов валютного союза центрального банка;  
• распределение эмиссионной прибыли единого центрального банка (сеньоража).  
Исследуя проблему гетерогенности экономических систем стран при проведении единой денежно-кредитной политики в валютном союзе, соискатель показывает, что в современных исследованиях валютных союзов акцент смещается на оценку сходства циклов деловой активности в странах-претендентах на вступление в валютный союз. Высокая степень корреляции темпов роста ВВП стран валютного союза может свидетельствовать о том, что макроэкономические шоки оказывают аналогичное воздействие на страны, тем самым давая возможность противодействия шокам единым методом. Таким образом, общая гомогенность валютной группировки рассматривается как положительная характеристика экономической системы с точки зрения денежно-кредитного регулирования.  
Вместе с тем соискатель отмечает, что даже если страны-партнеры единогласны относительно целей единой кредитно-денежной политики, возникает другая проблема: различные механизмы денежной трансмиссии будут оказывать различный эффект на участников валютного союза. Чтобы эффективно проводить денежно-кредитную политику, важно представлять, как работает ее передаточный механизм. Так, ЕЦБ не просто достичь его главной цели – ценовой стабильности на всей подконтрольной ему территории в условиях усложнившихся механизмов трансмиссии денежно-кредитной политики. Неслучайно в ряде исследований, подготовленных как представителями научных кругов, так и экономистами ЕЦБ, неоднократно предпринимались попытки исследовать цепочку сложных взаимосвязей, лежащих в основе трансмиссионного механизма .  
На примере стран ССАГПЗ обоснована зависимость: процесс диверсификации их экономик (смещение акцентов на развитие туризма, обрабатывающей отрасли, финансового сектора экономики) приводит к росту асимметрии циклов деловой активности входящих в интеграционный блок стран. Это выражается в снижении корреляции их ВВП с ростом диверсификации: с одной стороны, это снижает риск возникновения сильного макроэкономического дисбаланса в результате падения цены на углеводородное сырье на мировом рынке, с другой, снижается эффективность единой денежно-кредитной политики для стран ССАГПЗ.  
Исследуя проблему организации независимого от правительств государств-членов валютного союза центрального банка, соискателем показано, что Европейский Центральный Банк (ЕЦБ) не имеет права кредитовать межгосударственные (в системе ЕС), государственные, региональные и местные органы власти, а также организации, действующие на основе государственного права: независимость центрального банка от правительства рассматривается, как известно, в качестве важнейшего компонента устойчивости денежной системы. Данное положение представляет особую актуальность в случае формирования валютного союза в рамках ЕврАзЭС, поскольку в Белоруссии практикуется финансирование со стороны подконтрольной правительству банковской системы дефицита бюджета, различных государственных программ, а также кредитная поддержка предприятий реального сектора.  
Следующая проблема связана с распределением эмиссионной прибыли единого центрального банка. Поскольку в рамках валютного союза сеньораж, как правило, извлекает центральный банк валютного союза, а не центральные банки входящих в него стран, государства-члены валютного союза должны решить, каким образом следует распределять полученный доход. Соискателем выявлено, что при распределении получаемой центральным банком эмиссионной прибыли во всех функционирующих в настоящий момент валютных союзах используются различные и достаточно сложные подходы к распределению долей между странами-участницами валютных союзов. Так, даже в Южноафриканском валютном союзе, где южноафриканский рэнд является законным платежным средством во всех странах союза (в то время как валюты остальных трех членов союза не принимаются в качестве законного платежного средства в ЮАР), ЮАР осуществляет компенсационные выплаты этим странам за «упущенный» сеньораж. В основе компенсации сумма, равная произведению двух третьих годового дохода от долгосрочных ценных бумаг правительства ЮАР последнего выпуска, помноженная на объем рэнда в обращении в каждом государстве-члене.  
Пятая задача – выявление возможности формирования валютного союза в рамках ЕврАзЭС - решается соискателем в три этапа.  
На первом этапе исследуется эволюция экономических отношений стран-членов блока ЕврАзЭС с целью выявления ключевых проблем взаимоотношений в валютной сфере, анализируются задачи, принятые в документе «Приоритетные направления развития ЕврАзЭС на 2003-2006 и последующие годы». Соискатель доказывает, что большая часть задач, поставленных в данном документе для перехода на единую валюту, являются невыполнимыми. Это связано с тем, что поставленные для перехода на единую валюту задачи базируются преимущественно на формировании свободно конвертируемых валют всех государств интеграционного блока. Далее, на базе такого рода валют, предполагается переходить к более тесным экономическим взаимоотношениям с последующим переходом на единую валюту, а поскольку для таких преобразований по оценке российских ученых только России может потребоваться более двух десятилетий , такой сценарий перехода на единую валюту является затянутым и неэффективным.  
На втором этапе проводится анализ финансового состояния государств-членов ЕврАзЭС по принятым в ЕврАзЭС критериям конвергенции, которые пока носят рекомендательный характер . Установленные в ЕврАзЭС критерии конвергенции и результаты их выполнения по состоянию на 2010 г. представлены в табл. 1.  
Таблица 1 – Критерии конвергенции государств-членов ЕврАзЭС на конец 2010 г.  
Страна Дефицит государственного бюджета ниже 4 % ВВП Госдолг не превышает 80% ВВП Темпы инфляции не превышают средний показатель для трех стран с наименьшей инфляцией плюс 5 процентных пункта. Уровень процентных ставок не превышает средний показатель для трех стран с наименьшей инфляцией плюс 2 процентных пункта. 

 
Россия + + + +  
Казахстан + + + +  
Кыргызстан + + – –  
Таджикистан + + + –  
Беларусь + + + +  
 
Проведенный анализ показал в целом позитивные результаты в отношении бюджетных систем всех стран интеграционного блока. Вместе с тем в диссертации раскрыто, что результат выполнения критериев конвергенции странами ЕврАзЭС достигается в первую очередь благодаря благоприятной конъюнктуре рынка сырьевых товаров, доминирующих в экспорте стран-членов ЕврАзЭС, т.е. анализ проводился в отсутствии длительных шоков спроса. Этим соискатель обосновывает, что в случае курса на развитие валютной интеграции странам ЕврАзЭС и, в первую очередь, России необходимо существенно изменить структуру внешней торговли, что позволит получать валютные поступления не только от сырьевого сектора, но и от обрабатывающих отраслей. Это связанно с тем, что в валютном союзе ЕврАзЭС роль лидера будет у России, и в случае длительного макроэкономического шока, она не сможет рассчитывать на финансовую помощь других государств валютного союза, что может привести к его разрушению.  
На третьем этапе проводится анализ факторов, которые могли бы способствовать более эффективному функционированию валютного союза ЕврАзЭС.  
Во-первых, проводится оценка асимметрии макроэкономических шоков, воздействующих на экономические системы стран ЕврАзЭС (табл.2). 

 
Таблица 2 – Коэффициенты парной корреляции темпов роста реального ВВП стран-членов

ЕврАзЭС 1995-2010 гг.  
Россия Казахстан Беларусь Таджикистан Кыргызстан  
Россия 1,00  
Казахстан 0,78 1,00  
Беларусь 0,54 0,60 1,00  
Таджикистан 0,71 0,80 0,63 1,00  
Кыргызстан 0,32 0,31 0,60 0,22 1,00  
 
Полученные выводы свидетельствуют о том, что наиболее тесная корреляция ВВП наблюдается в формате трех стран: Россия – Казахстан – Таджикистан. Наиболее слабая корреляция со всеми странами ЕврАзЭС – у Кыргызстана. Экономическая система Беларуси также сильно отличается от остальных стран-участниц ЕврАзЭС: фактически корреляция между ВВП Беларуси и остальных стран ЕврАзЭС является относительно слабой. Исходя из полученных результатов, соискатель делает вывод, что для России, Казахстана и Таджикистана единая денежно-кредитная политика будет сопряжена с наименьшими издержками.  
Во-вторых, проводится оценка экономических систем стран ЕврАзЭС на предмет наличия в их экономиках системных абсорберов.  
Гибкость заработных плат во всех странах ЕврАзЭС (кроме Беларуси) относительно высокая: практически отсутствуют профсоюзы. В Беларуси правительство осуществляет контроль в государственном секторе посредством тарифной системы, которая препятствует возможности снижения заработных плат . Гибкость цен невысокая: экономика во всех странах ЕврАзЭС характеризуется высокой концентрацией монополий, что препятствует гибкости цен.  
Мобильность трудовых ресурсов на пространстве ЕврАзЭС потенциально достаточно высока, т.к. страны длительное время входили в состав единого государства. В настоящий момент в ЕврАзЭС относительно свободное перемещение трудовых ресурсов (отсутствие визового режима между странами). Вместе с тем незаконная иммиграция в Россию из стран ЕврАзЭС превышает легальную в 8 – 15 раз . Объединение стран ЕврАзЭС в валютный союз потребует от правительств интеграционного блока, в первую очередь России, готовности открыть свои рынки труда для граждан государств, имеющих значительные проблемы в сфере занятости населения. В противном случае, для экономически слабых стран ЕврАзЭС принятие единой валюты может быть сопряжено с дополнительными издержками в виде роста и без того высокой безработицы.  
В-третьих, анализируются предпосылки для становления единого финансового рынка в ЕврАзЭС, который, в случае формирования валютного союза, должен эффективно выполнять функцию финансового абсорбера. Соискателем отмечается, что в России и Казахстане официально сняты валютные ограничения, связанные с движением капитала , однако такая либерализация происходила в отношении всех стран, т. е. не носила преференциального характера по отношению к странам-членам ЕврАзЭС. Это стимулировало перенос финансовой активности из стран ЕврАзЭС на рынки третьих стран вследствие низкой конкурентоспособности экономик стран ЕврАзЭС в сравнении с развитыми странами. Соискателем обосновано, что для формирования единого финансового рынка ЕврАзЭС на первоначальном этапе необходимо не только ввести ограничения по счету движения капитала в отношении резидентов третьих стран, но и унифицировать законодательство в банковской сфере и на рынке ценных бумаг в странах ЕврАзЭС. Вместе с тем введение единой валюты в рамках ЕврАзЭС в условиях неразвитости финансового рынка должно стимулировать его развитие благодаря устранению валютного риска. Это утверждение позволяет предположить возможность формирования валютного союза в рамках ЕврАзЭС в условиях становления регионального финансового рынка.  
Таким образом, в результате проведенного исследования можно сделать вывод, что для организации устойчивого и эффективного валютного союза в рамках ЕврАзЭС в составе всех его стран-участниц, потребуется время, однако уже сейчас можно утверждать о постепенном формировании некоторых условий для его создания. Вступивший в законную силу с 6 июля 2010 года «Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана» стал основой для дальнейшего построения единого экономического пространства, необходимого для функционирования валютного союза. В условиях достигнутого уровня экономической интеграции в рамках ЕврАзЭС, а также принимая во внимания особенности экономических систем стран интеграционного блока, валютный союз можно сформировать пока лишь в формате Россия – Казахстан, в то время как другие участники ЕврАзЭС могли бы использовать созданную единую валюту в качестве валюты внешнеэкономических контрактов на пространстве ЕврАзЭС, а также уделить ей значительное место в своих валютных резервах.  
По теме диссертации автором опубликовано:  
в научных журналах, рекомендованных ВАК РФ:  
1. Балашов Д.А. Конкуренция валют в условиях формирования валютных союзов // Современная конкуренция. – 2011. – № 1 (25). – 0,52 п.л.; 
2. Балашов Д.А., Щеголева Н.Г. Проблемы формирования регионального валютного союза арабских государств Персидского залива // Финансы и кредит. – 2010. – № 25. – 0,93 п. л. (лично соискателем – 0,62 п.л.);  
3. Балашов Д.А., Щеголева Н.Г. Валютный союз: разработка оптимальных критериев конвергенции // Финансы и кредит. – 2010. – № 26. – 0,75 п. л. (лично соискателем – 0,52 п.л.);  
в других научных изданиях:  
4. Балашов Д.А. Финансовая архитектура валютного союза: в поисках устойчивой модели / Сборник научных трудов кафедры финансового менеджмента факультета государственного управления МГУ имени М. В. Ломоносова и ее стратегических партнеров / под. ред. А. З. Бобылевой, М. А. Сажиной и др. — М.: Университетский гуманитарный лицей, 2010. – 0,62 п.л;  
5. Балашов Д.А. Проблемы установления оптимальных ограничений макроэкономических значений на пути к объединению денежных систем / Сборник научных трудов V Международного научного конгресса «Роль бизнеса в трансформации российского общества – 2010» — М.: Глобал конференц, 2010. – 0,28 п.л.;  
6. Балашов Д.А., Щеголева Н.Г. Проблема гетерогенности при проведении единой денежно-кредитной политики в валютном союзе / Сборник научных трудов VI Международного научного конгресса «Роль бизнеса в трансформации российского общества – 2011» — М.: Глобал конференц, 2011. – 0,33 п.л. (лично соискателем – 0,21 п.л.);  
7. Балашов Д.А. ЕврАзЭС: валютная стабилизация или отказ от национальных денег? / Сборник научных трудов VI Международного научного конгресса «Роль бизнеса в трансформации российского общества – 2011» — М.: Глобал конференц, 2011. – 0,42 п.л.  
 

Информация о работе Региональная экономическая интеграция на примере Евразэс