Особенности учета жизненного цикла товара и жизненного цикла организации в антикризисном управлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 23:56, доклад

Описание работы

Теория жизненного цикла, будь то жизненный цикл товара, или конкурентного преимущества фирмы, или жизненный цикл предприятия, в той или иной степени рассматривалась всеми авторами, работающими в научной сфере экономики предприятия.

Работа содержит 1 файл

антикризисное управление.docx

— 562.69 Кб (Скачать)

    То  есть любое предприятие должно стремиться иметь кривую своего жизненного цикла  с максимально (до бесконечности) продленной стадией устойчивости со всеми вытекающими  отсюда последствиями.

    Однако  реально такой вариант развития фирмы невозможен, на практике при  условии грамотной стратегии  и тактики управления предприятием возможен следующий вариант жизненного цикла предприятия - так называемая «гребешковая» кривая жизненного цикла  предприятия, подробнее описанная Ф.Котлером (Рис. 4).

      

    Рис. 4 «Гребешковая» кривая жизненного цикла предприятия 

    Увязав  жизненный цикл предприятия и  жизненный цикл конкурентного преимущества фирмы, можно отметить, что за время  жизненного цикла фирмы может  смениться несколько жизненных  циклов ее конкурентного преимущества (Рис.5).

    Как видно из Рис. 4 и 5 своевременное зарождение очередного цикла конкурентного преимущества позволяет (до определенного момента) поддерживать фирму на стадии зрелости. Это происходит в случае своевременного обнаружения сигналов об угрозе утраты конкурентного преимущества предприятия и принятия адекватных мер противостояния этой угрозе. Эти меры, как правило, не выходят за рамки маркетинговой стратегии: своевременного снятия с производства устаревших товаров и вывода на рынок новых, конкурентоспособных товаров и услуг; изменение ценовой политики; изменение системы формирования спроса и стимулирования сбыта; применение стратегии распределения, предпродажного и послепродажного обслуживания покупателей; поиск новых сегментов рынка и т.п. 

    

    Рис. 5 Связь жизненного цикла фирмы и жизненного цикла ее конкурентного преимущества

    Логика  подсказывает, что в случае многократного  повторения этапов роста и/или устойчивости жизненного цикла предприятия, можно  наблюдать тенденции дальнейшего  развития фирмы:

    1)

    Рис. 6 Стабильное состояние фирмы. 

    2)

    

    Рис. 7 Благоприятные перспективы фирмы.

    3)

    Рис. 8 Неблагоприятные перспективы фирмы.

    В третьем случае фирме в ближайшем  будущем предстоит попасть на стадию спада, что неизбежно приведет к кризису деятельности предприятия, к финансовому кризису и, как  правило, к банкротству. Процедуры, связанные с выведением предприятия  из кризиса, будут являться, соответственно, антикризисными. Ниже будет подробно обосновано понятие антикризисного управления предприятием как комплекса  мер по диагностике, прогнозированию, профилактике кризиса, а также по выведению предприятия из кризиса.

    Выше  отмечалось, что кризисная ситуация на любом предприятии схожа с  заболеванием.

    Предлагается  следующее изображение этого  «заболевания» на кривой жизненного цикла предприятия (Рис.9)

    .

    

    Рис. 9 Момент «заболевания» предприятия.

    На  типичной кривой жизненного цикла предприятия  кризис наступает по окончании фазы устойчивости. Обозначим точкой 1 точку  вхождения в кризис. Конечно, такая  точка может «появиться» на любой  стадии развития предприятия; в этом случае кривая жизненного цикла изменится (Рис. 10).

    Выделим точку 2, которая также является кризисной - в этот момент предприятие от своей  деятельности начинает нести одни убытки. Схема «заболевания» и «лечения»  стандартна вне зависимости от момента  вхождения предприятия в кризис.

    Далее необходимо выявить зависимость  вариантов стратегии антикризисного управления от местоположения предприятия  на кривой жизненного цикла.

    

Рис. 10 Кризисные точки развития предприятия. 

    Для этого рассмотрим типичный жизненный  цикл предприятия. По прохождении фазы устойчивости предприятие проходит критическую точку 1 - точку вхождения в кризис (Рис.11).  

      

    Рис. 11. Варианты развития «болезни» предприятия. 

    Внесем  необходимые пояснения к предложенной схеме. Ось ординат является осью убытков и прибылей фирмы. То есть в момент создания (точка пересечения  кривой жизненного цикла с осью ординат) предприятие не приносит прибыли (подробнее  этот вопрос освещался при рассмотрении этапов жизненного цикла предприятия). Уже с этого момента руководство  компании должно заниматься профилактикой  возможного кризиса. Любое предприятие  развивается по стандартному жизненному циклу; другое дело, что грамотным (или, наоборот, неграмотным) управлением  можно «растянуть» или «сжать»  во времени те или иные этапы жизненного цикла своего предприятия. Таким  образом, любое предприятие неизбежно  придет в своем развитии к точке 1.

    Далее возможно несколько путей развития ситуации.

    Если  на предприятии финансовый менеджмент слаб, стратегия и тактика управления не проработаны, то предприятие начинает «заболевать». Если руководство не замечает тревожных признаков, не принимает  никаких мер по стабилизации финансового  состояния предприятия, или же эти  меры не оправдывают себя, то кривая жизненного цикла плавно спускается до отметки 2, фирма переходит стадию умирания - до банкротства и ликвидации.

    Второй  вариант развития ситуации: если после  прохождения точки 1 управляющий  замечает приближение кризиса. В  этом случае возможно «лечение» предприятия; причем, чем быстрее оно начато, тем с меньшими финансовыми и  трудовыми потерями оно будет  проведено; тем больше шансов на полное восстановление удовлетворительного  финансового состояния фирмы; тем  меньше вероятность банкротства  предприятия (Рис. 11).

    В третьем случае - идеальном - начинать работу по предотвращению кризиса необходимо еще на стадии развития предприятия; до того, как появятся первые тревожные  признаки надвигающегося кризиса. Это  возможно при своевременном возобновлении  очередного цикла конкурентного преимущества (Рис.5), а также при соблюдении основных принципов антикризисного управления. На предложенной схеме этот вариант будет выглядеть как «гребешковая» кривая жизненного цикла (Рис. 3 и 4.), то есть предприятие в этом случае будет иметь максимально продленный этап зрелости.

    Все эти варианты развития ситуации отражены в «Алгоритме развития предприятия  после прохождения точки «вхождения в кризис»», который представлен  на Рис.12.

    Упомянутая  в третьем варианте развития ситуации система антикризисного управления, как уже отмечалось, будет иметь  четыре основных элемента:

  • прогнозирование и диагностика кризиса/банкротства;
  • профилактика кризиса/банкротства;
  • непосредственно кризис;
  • вывод предприятия из кризиса.

    Очевидно, что начиная с момента создания предприятия необходимо проводить  профилактику кризиса. Рекомендуется  на этом этапе развития предприятия  разработать стратегию профилактики, которой соответствует ряд профилактических мероприятий. Параллельно (а точнее, в качестве одного из тактических  приемов профилактики кризиса) необходимо проводить прогнозирование/диагностику  кризиса на предприятии. В зависимости  от его результатов меняется общая  тактика профилактики с целью  соответствия антикризисной стратегии.

    Если  же несмотря ни на что (например, в силу воздействия внешних причин) кризис все же наступил, необходимо применять  часть антикризисной стратегии, разработанную для подобной ситуации. Выход предприятия из кризиса, или  его «лечение», также предусматривает  применение одной из восстановительных  стратегий с соответствующими элементами тактики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    

    

    

    

      

    

    

      

    

    

      

    

    

      

      

    

    

      

      

      
 

    

      
 
 

    Рис. 12 Алгоритм развития предприятия после прохождения точки «вхождения в кризис»

    Таким образом,  учет этапов жизненного цикла как организации, так и продукта в управлении предприятием в повседневной деятельности организации обеспечивает эффективности и долгосрочность её функционирования, а в антикризисном управлении позволяет выжить компании и устранив недостатки начать функционировать на совершенно ином уровне.

Информация о работе Особенности учета жизненного цикла товара и жизненного цикла организации в антикризисном управлении