"Новый курс" Ф. Д. Рузвельта – программа вывода американской экономики из кризиса

Дата добавления: 13 Декабря 2011 в 13:56
Автор: u*****@rambler.ru
Тип работы: реферат
Скачать полностью (23.82 Кб)
Работа содержит 1 файл
Скачать  Открыть 

осн часть.doc

  —  86.50 Кб

     Введение 

     История социально-экономического развития многих, в том числе крупнейших, стран  мира свидетельствует о том, что им приходилось переживать глубокие спады производства, финансовые потрясения, массовую безработицу, острые социальные и политические конфликты. Одни страны  с большим трудом и значительными издержками преодолевали трудности, вызванные, прежде всего кризисами экономики, другие довольно успешно справлялись с экономическими и социальными потрясениями и в довольно короткие сроки выводили свои экономические и социальные системы из острых кризисных состояний.

     Положение экономики России в 90-е годы XX в. нередко сравнивают с положением экономики США 30-х годов (Великая депрессия) и экономики послевоенных 40-х годов XX в. Германии и Японии. Положение действительно сходное. Следовательно, опыт, пути, методы и формы выхода из чрезвычайной, кризисной ситуации, найденные руководящими кругами этих стран, могут быть весьма полезны для российской экономики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Переход США от процветания к экономическому кризису
 

     В первой четверти XX в. США были в числе  ведущих государств мира и наиболее благополучной в экономическом  отношении страной. С переходом  промышленного капитализма к монополистическому центр мирового экономического развития переместился из Европы в Северную Америку. США развивались быстрее всех и производили больше всех. Их доля в мировом производстве постоянно увеличивалась. Еще сильнее позиции США укрепились после первой мировой войны, в частности за счет значительных прибылей от поставок странам Антанты вооружения и боеприпасов. Быстро росло промышленное производство, интенсивно расширялся основной капитал, увеличивался экспорт. Экономические успехи послужили рождению теории 
«просперити» — вечного процветания этого государства. Однако она оказалась 
«великой иллюзией».

     Действительность  опрокинула эти надежды. В 1929 г. разразился мировой экономический кризис, который  продолжался до 1933 г. включительно и  сильнее всех поразил именно США.

     Кризис  начался в Нью-Йорке с краха  на фондовой бирже. Он охватил банковскую систему, промышленность, сельское хозяйство.

     По  своему характеру он представлял  собой циклический кризис перепроизводства, когда вследствие недостаточной  покупательной способности населения  произведенная масса товара не нашла  сбыта и оказалась нереализованной. В итоге нарушился процесс общественного воспроизводства, разорились многие торговые и промышленные предприятия, транспортные компании, банки. К 1932 г. промышленное производство в США сократилось в целом на 46%, а по отдельным видам продукции значительно больше: производство чугуна — на 79%, стали — на 76%, автомобилей — на 80%. Из 279 доменных печей в числе действующих оставалось только 44 печи. Кризис вызвал массовую волну банкротств. За 1929 — 1933 гг. потерпели крах 135 тыс. торговых, промышленных и финансовых фирм, разорились 5760 банков. Убытки корпораций только в 1932 г. составили 3,2 млрд. долл. Обороты внешней торговли сократились в 3,1 раза. Страна была отброшена к уровню 1911 г.

     Неизбежное  последствие циклического кризиса — ухудшение положения трудящихся. Резко снизился их жизненный уровень. Падение курса акций затронуло от 15 до 25 млн. американцев. Охваченные паникой люди стремились разменять банкноты на золото. Росло число безработных, несколько миллионов были полубезработными. С членами семей безработные составляли почти половину всего населения. Заработная плата снизилась более чем вдвое. Многие лишились жилья, возникли «гуверовские городки» — поселения безработных на окраинах городов, выстроенные из ящиков и строительных отходов. Население голодало — только в Нью-Йорке в 1931 г. от голода погибли 2 тыс. человек.

     Промышленный  кризис переплетался с аграрным. Сбор пшеницы упал к 1934 г. на 36%, кукурузы — на 45%. Цены на сельскохозяйственные продукты снизились на 58%, а более 40% фермерских доходов шло на погашение задолженности и налоги. За годы кризиса разорились около 1 млн.ферм, они были принудительно проданы, и фермеры лишились собственности на землю. (Вспомните, что по этому поводу гласил Гомстед-акт — закон о земельных наделах, принятый в 1862 г.)

     Для сдерживания падения цен и  сокращения предложения продуктов  на рынок их уничтожали — пшеницу  сжигали в топках паровозов и  пароходов, молоко из цистерн выливали в водоемы, картофельные и хлопковые  поля заливали керосином или запахивали. 
 

     2.Первые  попытки выхода  из кризиса 

     В США в этот период утвердилась  философия «американского индивидуализма», не признающего государственного регулирования  экономики, его вмешательства в  дела частного бизнеса, хотя в годы первой мировой войны оно применялось. Вступивший в 1929 г. на пост президента Герберт Гувер (1874—1964) первоначально ограничился введением торгового протекционизма, считая, что кризис будет преодолен автоматически и страна справится с ним за 60 дней. В 1930 г. для резкого сокращения ввоза товаров в США был принят высокий таможенный тариф. В ответ на это другие страны тоже повысили ввозные пошлины.

     Положение в стране ухудшалось — она была охвачена массовыми выступлениями, организовывались походы голодных и  безработных в Вашингтон (в 1931—1932 гг.), поход ветеранов первой мировой войны (1932 г.); фермеры Среднего Запада бойкотировали закупки сельскохозяйственной продукции, противились принудительной продаже ферм, участвовали в голодных походах. Был создан Национальный Совет безработных. В 1930 г. состоялась общенациональная демонстрация, в которой участвовали 1,2 млн. безработных. В горной, текстильной, автомобильной, швейной отраслях развернулось стачечное движение. Оно становилось все более массовым. В 1933 г. численность стачечников превысила миллион человек.

     В этих условиях в целях предотвращения банкротства Гувер с конца 1931 г. предпринял попытки государственного кредитования банков, промышленности, транспортных предприятий. Для этого  была создана Национальная кредитная корпорация с капиталом в 3,5 млрд. долл., которая в январе 1932 г. была преобразована в Реконструктивную финансовую корпорацию. Для оказания помощи крупным фермерам организовано правительственное «Федеральное фермерское бюро». Задачи этого бюро заключались в поддержании уровня цен на сельскохозяйственную продукцию. Деятельность бюро не увенчалась успехом и в конечном итоге привела к дезорганизации рынка и дальнейшему разорению фермеров. Социальные противоречия продолжали обостряться. К марту 1933 г. число безработных достигло 17 млн. человек.

     Таким образом, обещание Гувера быстро преодолеть кризис оказалось невыполненным. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. I этап «Нового курса»
 

     В 1933 г. президентом США был избран Франклин Делано Рузвельт (1882—1945). К  этому моменту положение в стране было чрезвычайным. Для выхода из него требовались неординарные меры. Правительством Рузвельта были осуществлены крупномасштабные реформы, которые вошли в историю под названием «Новый курс Рузвельта».

     Несмотря  на то, что «Новый курс» не был заранее обдуманной системой нововведений, он представляет одну из самых известных и эффективных реформ в мировой истории. Рузвельтом проведено в жизнь больше реформ, чем было обещано в предвыборной кампании. Уже 9 марта была созвана специальная сессия Конгресса и в течение 100 дней (за 3 месяца) заложены основы политики «Нового курса».

     Отрицая политику «грубого индивидуализма»  Гувера, президент Рузвельт рассчитывал  преодолеть кризис путем планирования хозяйства, установления «классового  мира» внутри страны и доброго соседства с другими странами.

     Теоретической базой «Нового курса» стало учение выдающегося английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса (1883—1946). В  условиях глубоких изменений в экономике  капиталистических стран при  господстве монополий Кейнс и его последователи признавали необходимым участие государства в регулировании хозяйственной жизни.

     Исходя  из этого, основной целью реформ Рузвельта  стало активное вмешательство государства  в процесс общественного воспроизводства.

     В осуществлении «Нового курса» выделяют два этапа: первоначальный — с 1933 до 1935 гг. и второй этап — с 1935 г., когда обозначились сдвиги влево. 
 

     3.1. Мероприятия в  банковской и финансовой  сфере

     Прежде  всего, началось спасение банковской и  финансовой систем. Для их оздоровления запрещался вывоз золота за границу; был прекращен обмен банкнот на золото. В США были закрыты все банки. Несмотря на то, что многие общественные деятели и политики требовали национализации банков, Рузвельт не пошел на это. В принятом единогласно Чрезвычайном законе о банках предусматривалось возобновление функций и получение правительственных кредитов (займов) из федеральной резервной системы, хотя это разрешалось только благополучным, т.е. наиболее крупным банкам. К концу марта 1933 г. было вновь открыто 4/5 банков — членов Федеральной резервной системы, однако 2 тыс. банков разрешение на это не получили.

     Созданная при президенте Гувере Реконструктивная корпорация расширила свои операции — за первые 2 года «Нового курса» сумма займов, выданных ею, превысила 6 млрд. долл. В результате усилилась концентрация банковской системы — число банков с 25 тыс. сократилось до 15 тыс.

     Для увеличения финансовых ресурсов государства  и расширения его регулирующих функций  в этот период США отказались от золотого стандарта, изъяли золото из обращения и провели девальвацию (обесценивание) доллара. В январе 1934 г. золотое содержание доллара снизилось на 41%.

     Заслуживает внимания метод девальвации денежной единицы, примененный правительством Рузвельта. Девальвация доллара  затруднялась активным торговым и платежным балансом. Встать же на путь массового выпуска необеспеченных золотом бумажных денег Рузвельт не считал возможным. Поэтому он нашел оригинальный путь инфляционного развития. США осуществили крупномасштабные закупки золота по ценам, превышающим курс доллара по отношению к золоту. До конца 1933 г. золота было закуплено на 187,8 млн. долл. Это искусственно снизило курс доллара. Одновременно золотой запас был изъят из федеральных резервных банков и передан казначейству. Банкам взамен выдавались золотые сертификаты, приравненные к золоту и обеспечивающие банковский резерв. В начале 1934 г. был принят закон о золотом резерве, устанавливающий новую цену на золото — 35 долл. за унцию, действовавшую до 1971 г.

     Благодаря девальвации доллара распределение дохода изменилось в пользу промышленного, а не ссудного капитала. Тем самым были предотвращены массовые банкротства в кредитной сфере, уменьшилась задолженность монополий правительству, усилились экспортные возможности США. Для стимулирования мелких акционеров и вкладчиков (частных средств) была создана корпорация по страхованию банковских вкладов, а также приняты меры защиты вкладов от риска из-за биржевой спекуляции. Введение государственного страхования депозитов (вкладов) способствовало предотвращению банкротств, повышало доверие вкладчиков. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3.2. Мероприятия в  промышленной сфере

     Центральное место в мероприятиях «Нового  курса» отводилось проблеме восстановления промышленности. Этапы:

     1)В  июне 1933 г. был принят один из двух наиболее важных законов — закон о восстановлении национальной промышленности (НИРА). Для его проведения была создана Администрация национального восстановления, в состав которой вошли представители финансовой олигархии (от торговой палаты, от фирмы «Дженерал моторс», «Стандарт ойл», от группы Моргана и других концернов), а также экономисты, деятели Американской федерации труда. Председателем Администрации национального восстановления был назначен генерал Хью Джонсон. Эмблемой этого органа стал синий орел. Если такой эмблемы на продукции той или иной компании не было, то общество ее товары бойкотировало.

     Закон о восстановлении промышленности вводил систему государственного регулирования  этого подразделения экономики. Он включал три раздела. Первый раздел предусматривал меры, способствующие оживлению экономики и выводу ее из бедственной ситуации. Основной упор делался на «кодексы честной конкуренции», в которых устанавливались правила конкуренции, занятости и найма.

     Ассоциация  предпринимателей всю промышленность разделила на 17 групп, каждая из которых обязывалась разработать такой кодекс. Кодексами для каждого предприятия устанавливались объемы производства, уровень заработной платы, продолжительность рабочей недели, рынки сбыта продукции, единая политика цен. В каждом кодексе обязательно оговаривались условия занятости и найма. При найме на работу не допускалась дискриминация членов профсоюза, рабочим предоставлялось право на их организацию, определялись низший предел зарплаты (минимум) и максимально допустимая продолжительность рабочей недели. В случае утверждения кодекса президентом, он становился законом, а действие антитрестовского законодательства приостанавливалось. В целом во всех отраслях промышленности администрация Рузвельта санкционировала 746 кодексов, охвативших 99% американской индустрии и торговли.

     Во  втором и третьем разделах закона определялись формы налогообложения  и фонд общественных работ с указанием  порядка использования средств  этого фонда. Для оказания помощи безработным Конгресс создал Администрацию общественных работ, которую возглавил министр внутренних дел Г. Икес. На организацию общественных работ выделялось 3,3 млрд. долл., сумма невиданная по тем временам. В числе других мер борьбы с безработицей были — создание трудовых лагерей для безработной молодежи в возрасте 18—25 лет. Они обеспечивались бесплатным питанием, жильем, форменной одеждой, им платили 1 долл. в день. Численность молодежи в лагерях достигала 250 тыс. человек. Работами руководили офицеры резерва ЕС. Учитывая популярность такой меры, к 1935 г. лагеря были расширены вдвое, и в них до второй мировой войны побывало 3 млн. человек. Молодежь очищала леса, проводила мелиорацию, занималась лесонасаждением, ремонтировала дороги. Администрация чрезвычайной помощи во главе с советником президента Г. Гопкинсом (1890—1946) выдавала штатам дотации для помощи безработным. Масштабы общественных работ, организованных американским правительством, следует признать значительными — на них к январю 1934 г. было занято 5 млн. человек. Пособия получали 20 млн. американцев.

Страницы:12следующая →
Описание работы
История социально-экономического развития многих, в том числе крупнейших, стран мира свидетельствует о том, что им приходилось переживать глубокие спады производства, финансовые потрясения, массовую безработицу, острые социальные и политические конфликты. Одни страны с большим трудом и значительными издержками преодолевали трудности, вызванные, прежде всего кризисами экономики, другие довольно успешно справлялись с экономическими и социальными потрясениями и в довольно короткие сроки выводили свои экономические и социальные системы из острых кризисных состояний.
Содержание
содержание отсутствует