Кризис в системе государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 00:17, реферат

Описание работы

Цель данной работы – исследование кризисов в системе государственного управления.
Задачи данной работы – охарактеризовать систему государственного управления, рассмотреть кризисы в системе государственного управления, провести их анализ, рассмотреть антикризисные меры и политику, наметить пути выхода из кризиса.

Содержание

Введение 3
Понятие системы государственного управления 5
Понятие кризиса в системе государственного управления 12
Этапы кризиса в системе государственного управления 14
Причины кризиса в системе государственного управления 15
Пути преодоления кризиса в системе государственного управления 17
Заключение 20
Список используемых источников 23

Работа содержит 1 файл

реферат Кризис в системе государственного управления.docx

— 41.97 Кб (Скачать)

     Функция управления – это конкретное направление  управляющего (организующего, регулирующего, контролирующего и пр.) воздействия  государственного управления на объект управления. Функции управления имеют  конкретное содержание и осуществляются при помощи конкретных способов и  форм управления (например, принудительные механизмы, издание правовых актов  управления, подчиняющее воздействие). Наряду с функциями государственного управления особо выделяются функции  органов государственного управления (то есть их управляющее воздействие  на объекты), а также управленческие функции всех органов государства (органов законодательной и судебной властей).

     К основным функциям государственного управления можно отнести следующие:

  1. информационное обеспечение деятельности государственных органов;
  2. прогнозирование и моделирование развития системы государственного управления, системы и структуры государственных органов;
  3. планирование;
  4. распорядительство;
  5. руководство;
  6. координация;
  7. контроль;
  8. регулирование.

     Перечень  специальных функций государственного управления установить чрезвычайно  трудно, так как государственный  орган имеет множество направлений  деятельности, обеспечивающей выполнение его основных задач. К специальным  функциям государственного управления можно отнести:

  • разработку и введение нормативов численности, материальных, финансовых и трудовых затрат государственных органов;
  • обоснование финансовых и иных материальных затрат на содержание персонала государственного органа;
  • выработку критериев оценки эффективности деятельности государственных служащих;
  • проведение исследований в различных государственных органах;
  • разработку нормативных правовых актов, устанавливающих государственно-служебные отношения либо другие правоотношения в специальных государственных органах.

     Метод государственного управления – осознанный способ воздействия управляющего субъекта на объект легитимными средствами, то есть это определенный, сложившийся  в практике набор взаимосвязанных  управленческих действий для достижения поставленных целей. Выделяют следующие  основные методы государственного управления:

  • административно-правовые;
  • организационные;
  • политические методы управления;
  • экономические;
  • социальные;
  • неправовые;
  • информационно-идеологические.

Понятие кризиса в системе государственного управления

     Государственная власть, будучи по своей сущности социальной, публичной, общественной, прошла вместе с обществом сложный путь развития, принимая различные формы. Институт власти как понятие означает образование:

     1) не естественноприродным образом  возникшее, а специально создаваемое  людьми;

     2) в силу появления каких-либо  общих, публичных потребностей, интересов  и для их удовлетворения;

     3) на основе официальных политических (публичных) правовых решений,  нормативных актов;

     4) имеющего возможность оказывать  властно-управляющее воздействие на общество, отдельные социальные группы, отношения и процессы.

     Орган государственного управления – учрежденная  в установленном (официальном, юридическом) порядке структура, выполняющая  от имени государства какую-либо его функцию в соответствии со своим назначением, обладающее организационным  единством, собственной компетенцией (кругом вопросов, которые входят в  его ведение), полномочиями (совокупностью  прав и обязанностей), которые он должен реализовывать и за пределы  которых не должен выходить в своей  деятельности. Органом государственного управления может быть должностное  лицо или специализированная структура, уполномоченные государством на реализацию властно-управленческих функций.

     Органы  государственного управления представляют собой совокупность всех субъектов  государственно-управленческой деятельности, включая субъекты государственной власти. Они создаются как рабочий механизм представительной, исполнительной и судебной властей, т. е. государственный аппарат, обеспечивающий их лучшую организацию и функционирование. Важно подчеркнуть, что государственная власть и органы государственной власти – не одно и то же. Механизмом выявления воли большинства являются референдумы по важнейшим государственным проблемам, демократические выборы.

     Ресурсы государственной власти могут быть также финансовыми, экономическими, природными, демографическими, социальными, информационными, идеологическими, силовыми. В арсенале важнейших ресурсов государственной  власти – право, дающее возможность  управляющего воздействия, знание и  компетентность, определяющие способность  лиц, облеченных властными полномочиями, принимать решения. Ресурсы позволяют  поощрять и наказывать, стимулировать  и принуждать, убеждать и использовать все приемы, все средства для властвования. Таким образом, государственная  власть и управление как способ ее реализации – это:

     1) право и обязанность государственных  органов воздействовать на всю  совокупность социально-экономических  взаимоотношений в стране;

     2) система органов государственной  власти;

     3) деятельность лиц, облеченных  соответствующими властными полномочиями.

     Кризис  государственного управления – это  особая форма политической системы  общества, органов государственной  власти, сопровождающаяся нестабильностью, снижением уровня управляемости  социально-экономическими процессами, разбалансированностью политических институтов, обострением политических конфликтов, нарастанием противоречий в обществе.

     Сущностными признаками кризиса государственного управления являются следующие:

  • обострение экономических и социальных конфликтов;
  • неспособность государственной власти управлять разрастающимися конфликтами, регулировать социально-экономические процессы и отношения прежними традиционными методами.

Этапы кризиса в системе государственного управления

     Кризис  государственного управления развивается  поэтапно.

     Первый, начальный этап характеризуется  многочисленными конфликтами в  обществе.

     Второй  этап – развитие конфликтных ситуаций в обществе до такой степени, когда  они уже не могут быть разрешены  путем компромиссов и отражают функциональное расстройство механизмов деятельности государственной власти, общественных институтов, несоответствие структур, форм и методов управления изменившимся социально-экономическим условиям.

     Третий  этап – развитие и обострение кризиса, включающие распад существующих политических структур и ведущие к рассеянию, обесцениванию государственной  власти, утрате властными органами своего сущностного качества – оказывать  управляющее воздействие на общественные процессы.

     В переходный период развития общества в качестве основной конфликтной  доминанты выступает всеобъемлющий  социально-политический конфликт, пронизывающий  все важнейшие сферы общественной жизни.

     Суть  переходного периода в том, что  на встречных курсах протекают два  процесса: демонтаж традиционных государственных  институтов, привычек и стереотипов  в реализации властных функций, с  одной стороны, и наращивание  совершенно новых, нетрадиционных институциональных  структур, а также правил и норм политического поведения, с другой. Переходный период означает также и глобальный поворот, когда в экономическом и политическом пространстве одновременно сосуществуют носители разных, подчас противоположных интересов и ценностей. Это и обнаруживается в конфликтах.

     Специфика социально-политических конфликтов переходного  периода заключается в том, что  если в условиях общественной стабильности они носят преимущественно горизонтальный характер (борьба в рамках режима), то в переходный период – вертикальный – борьба против режима за установление нового.

     В переходный период существенно возрастает и зачастую становится определяющей роль сознания надстроечных механизмов, политико-идеологических факторов. Ломка  старых и утверждение новых установок  в общественном сознании сопровождается стадией поляризованной культуры, когда  крайне радикальные течения доминируют над центристскоумеренными.

Причины кризиса в системе государственного управления

     Исследователи-государствоведы  вычленяют не только источники, но и  непосредственные факторы, причины, углубляющие  недоверие граждан к органам  власти.

     Первую  группу причин условно можно назвать  технологическими, когда органы государственной  власти в силу тех или иных обстоятельств (отсутствие соответствующих структур и специалистов) не берутся или  не могут разъяснить гражданам цели и методы конкретной политики, аргументировать (оправдать) характер и содержание своей  деятельности в условиях, в которых  они вынуждены работать и принимать  решения.

     Вторая  группа причин культурно-исторического характера, в частности пролонгация негативного отношения граждан к политико-бюрократической номенклатуре, присвоившей себе все и вся и сохранившей за собой все институты государства РФ.

     Третья  группа причин – организационного характера, связанная с неумением  госаппарата в силу его низкой компетентности, непрофессионализма и  других, более глубоких причин организовать практическое выполнение принимаемых  государственных решений. В этой группе причин особую значимость приобретают  стиль и методы работы органов  гос. службы.

     Четвертая группа причин – политико-идеологического характера. Преодолеть отчуждение общества и власти помогает создание программ реального подъема экономики, общественной жизнедеятельности в других сферах, объединяющих разрозненные социальные силы на достижение общезначимых и перспективных целей.

     Реформа – это глубокое преобразование политических, экономических и социальных отношений, проводимое государственной властью  в целях качественного обновления системы государственного управления. Реформы осуществляются как эволюционное развитие общества, с опорой на традиции, сложившиеся государственно-общественные устои, это преобразования прогрессивно консервативного характера, когда часть «прошлого» сохраняется не ради прошлого, но ради будущего. Если реформы по своим методам и средствам приводят к прерыванию эволюционного развития, разрыву традиций, такая ускоренная модернизация может быть определена как «революция сверху».

     Провал  социально-экономических реформ, неспособность  системы государственной власти самоорганизоваться и выполнить  общественные функции приводят к  той критической точке, из которой  структурно-функциональный кризис перерастает  в дисфункциональный, общесистемный. Это опасный вид кризиса, избежать которого возможно только в условиях антикризисного управления.

Пути преодоления кризиса в системе государственного управления

     В целом конфликт государственного управления, или политический конфликт, – это  всегда противоборство по поводу организации, осуществления или перераспределения  власти. Разрешение и устранение этих конфликтов, нахождение компромисса  и согласия в той конкретной ситуации является важнейшим императивом, «настоятельной потребностью» государственной  власти. Напряженность наступает  из-за неумения вовремя контролировать и регулировать этот процесс.

       Последовательность тактических  действий по управлению конфликтом  может выглядеть следующим образом: 

Информация о работе Кризис в системе государственного управления