Кризис в России и антикризисная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2011 в 14:30, курсовая работа

Описание работы

От эффективности проведения финансовой политики зависят темпы спада или роста промышленного производства, уровни безработицы, инфляции и доходов населения, а значит, и уровень развития страны в целом, что выражает актуальность выбранной темы.

Цель данной работы - рассмотреть финансовую политику России в свете Бюджетного послания Президента РФ, а также с учетом мер, принятых в результате кризиса в российской экономике.

Содержание

Введение 3
1. Финансовая политика государства: сущность и содержание 4
1.1 Сущность и задачи финансовой политики 4
1.2. Содержание финансовой политики 7
2. Основные направления финансовой политики России и итоги 2008 г. 11
2.1. Основные направления финансовой политики РФ в бюджетном послании Президента РФ 2008 г. 11
2.2. Итоги 2008 г. в свете реализации финансовой политики государства 15
3. Кризис в России и антикризисная политика государства 20
3.1. Особенности кризиса в России 20
3.2. Оценка антикризисной политики РФ 25
Заключение 29
Список используемой литературы 31

Работа содержит 1 файл

Финансовая политика и бюджетное послание.doc

— 230.50 Кб (Скачать)

     Пока  что банковская система имеет некоторый «запас прочности», но при сохранении высоких темпов роста просроченных кредитов в 2009 году банки будут вынуждены увеличивать резервы на возможные потери по ссудам опережающими темпами (за декабрь 2008 года размер провизий увеличился на 97 млрд. руб.), что непременно скажется на их доходах. Только за 11 месяцев 2008 года прибыль банков оказалась на 30% меньше, чем за аналогичный период 2007 года.

     Собственно, в грядущей консолидации банковского  сектора сейчас уже не сомневается  никто. Этому процессу активно способствует сам Центробанк, ужесточивший контроль за деятельностью кредитных организаций. За 2008 год регулятором были отозваны лицензии у 31 банка, и в 2009 году тщательные проверки продолжатся.

     В марте 2009 г. Правительство РФ приняло некоторые поправки в Бюджетный кодекс, которые в ближайшее время рассмотрит Госдума. Изменения предусматривают временный отказ от трехлетнего бюджетного планирования, то есть проекты бюджетов на 2010 и 2011 гг. признаны утратившими силу. Возврат к формированию бюджета на три года вперед будет осуществлен с 2010 года. Уже в августе 2009 года правительство планирует внести в Госдуму проект нового бюджета на 2010-2012 годы.

     Временный отказ от такой практики связан с  серьезным сокращением доходов  государства - на 30% в текущем году и примерно на столько же в 2010 и 2011 гг. Специалисты Минфина полагают, что пик глобального экономического кризиса, скорее всего, будет смещен с середины на конец 2009 года или даже на начало 2010 года. Поэтому раньше, чем через три года, выхода из кризиса ждать не приходится. Все это требует пересмотра многих инвестиционных программ, финансируемых из бюджета. При этом все предусмотренные на ближайшие три года соцобязательства и инвестиции в рамках не пересмотренных долгосрочных федеральных целевых программ власти обещают финансировать в полном объеме.

     Тем не менее, Минфин рассчитывает на то, что  в 2010 году дефицит бюджета составит до 5%, в 2011 - до 3%, а с 2013 года будет  возобновлено действие нормы Бюджетного кодекса по ограничению размера дефицита в 1%, которое отменено на период 2009-2012 годы. В своих прогнозах Минфин исходит из того, что к 2011 году мировая цена на нефть повысится до $50 за баррель. При таком раскладе резервного фонда хватит на покрытие дефицита бюджета на 2,5 года - до середины 2011 года. Правда если ситуация ухудшится, то резервов хватит только на 2 года. В дальнейшем дефицит будет финансироваться за счет заимствований, привлечь которые, по мнению Минфина, Россия сможет без труда.

     Следует отметить, что многие экономисты с неодобрением смотрят на временную отмену трехлетнего бюджета, который был впервые принят в России в 2008 году (на 2008-2010 гг.).

     Проект  же скорректированного (теперь уже  однолетнего) федерального бюджета  на 2009 год будет внесен в правительство РФ 16 марта и рассмотрен на заседании правительства 19 марта. Стоит отметить, что ранее сроки утверждения перекроенного из-за кризиса бюджета неоднократно переносились (последний раз речь шла о 8 марта). Однако эксперты полагают, что сроки принятия бюджета больше переноситься не будут.

     Бюджет 2009 г. предполагается с дефицитом. Многие специалисты полагают, что 8% ВВП бюджетного дефицита в 2009 году - слишком большая цифра. Средства Резервного фонда будут потрачены практически все, если он будет в основном финансироваться оттуда. Возможно, лучше было бы оставить дефицит в размере 5% ВВП и сохранить несколько больше резервов, чтобы обеспечить безопасность экономики на последующие годы.

     Впрочем, по прогнозам ведущих экономистов, дефицит федерального бюджета в 2009 году в действительности окажется ниже запланированного властями - на уровне 5,6% ВВП (вместо 8%, анонсированных российским правительством), а в 2010 году - 2,3%. Оценки базируются на среднегодовой цене на нефть марки Urals в текущем году на уровне $41 за баррель, а в следующем - на уровне $54 за баррель.

     Но  главное даже не в этих устрашающих  прогнозах и экономической статистике, а в том, что четкий и прозрачный антикризисный план в России по-прежнему отсутствует. Конечно, можно долго  спорить по поводу эффективности действий во время кризиса американской администрации, но в США есть хоть какой-то структурированный план, который доступен для ознакомления всем американским гражданам. В России никакого плана нет. Был принят план мероприятий правительства из 55 пунктов в ноябре 2008 г., но это не план выхода страны из кризиса, а набор бессистемных бюрократических действий. С тех пор ничего нового нет - отдельные шаги, заявления, обещания, - но плана как не было, так и нет. А между тем 40% суверенных резервов уже потрачены, и рубль девальвирован более чем на 40%. Именно поэтому Россия проходит кризис тяжелее, чем любая другая крупная страна мира.

     Впрочем, на днях Дмитрий Медведев наконец-то поручил правительству разработать  и предоставить на одобрение в  Госдуму четкий план антикризисных мер, понятный не только властям, но и гражданам. Ожидается, что такой план правительства будет представлен парламенту 15-18 марта, вместе с поправками в бюджет 2009 года.

     Но  будет ли антикризисный план России более-менее четким - большой вопрос. По мнению многих специалистов, у нынешней власти нет не только четкой программы, но и вообще понимания того, что происходит и как достичь заявленных целей (создание рабочих мест, стимулирование внутреннего потребления и т.п.).

 

3. КРИЗИС В РОССИИ И АНТИКРИЗИСНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

3.1. Особенности кризиса в России

     Кризис  в России протекает гораздо тяжелее, чем в большинстве других стран, сопоставимых по размерам экономики.

     Декабрь 2008 года оказался шестым месяцем подряд промышленного спада. Шесть месяцев или два квартала подряд сокращения выпуска – это классическое условие наступления рецессии. Уточненные данные по месячным темпам промышленного спада (месяц к предыдущему месяцу с учетом сезонного и календарного выравнивания) выглядят следующим образом (табл. 1).

     Таблица 1

Темпы изменения объемов  промышленного производства в июне – декабре 2008 г.

     Темпы спада, зафиксированные в ноябре и особенно в декабре 2008 года, не имеют аналогов в современной российской экономической истории.

     До  нынешнего кризиса рекордсменом по месячным темпам промышленного спада  был декабрь 1993 года – тогда производство сократилось на 4,7%. В ноябре прошлого года этот рекорд был побит и промышленный спад оказался на четверть более резким – 6,0%. Декабрь 2008 года установил новый рекорд спада: сокращение промышленного производства на 8% (по отношению к ноябрю 2008 г.) является беспрецедентным. Такой спад, происходящий в течение года, считается – и небезосновательно – характеристикой острейшего экономического кризиса. В декабре такой спад произошел в течение месяца.

     Среднемесячные  темпы спада в течение последних  шести месяцев оказались равными 3,6% – такие темпы спада характеризуют  острую промышленную рецессию, если они накоплены в течение года. В пересчете же на годовые темпы сокращение производства в России в последние полгода составило невиданные 35,5%.

     Кумулятивное  сокращение промышленного производства за последние 6 месяцев – с июля по декабрь 2008 года – составило 19,7%. Таких темпов сокращения производства в последние два десятилетия не было – ни в 1992-м, ни в 1994-м, ни в 1998-м.

     Подобные  темпы падения производства, возможно, наблюдались на территории России лишь во время Великой Отечественной войны – в конце 1941 года и весной – летом 1942-го.

     За  последние полгода рецессия уничтожила результаты весьма приличного роста  российской промышленности в течение  последних пяти лет, или почти 45% из кумулятивного прироста российской индустрии со времени августовского кризиса 1998 года.

     Нынешний  кризис затронул все без исключения крупные отрасли промышленности. Однако масштабы сокращения выпуска  в них существенно различаются.

     Таблица 2

Сокращение  объемов производства по отраслям промышленности на декабрь 2008 г.

 

     Относительно  неглубокое сокращение производства (годовые  темпы спада – менее 2%) наблюдается  в нефтедобывающей, а также в  мукомольной и комбикормовой промышленности. Более выраженный спад (от 5 до 8%) переживают пищевая и нефтеперерабатывающая промышленность, электроэнергетика и цветная металлургия. Весьма жестко (падение на 18–35%) кризис протекает в легкой, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной, газовой, стекольной и фарфорофаянсовой, химической и нефтехимической промышленности, а также в промышленности строительных материалов.

     Угольная  промышленность, черная металлургия, машиностроение находятся в состоянии фактически свободного падения (годовые темпы спада – от 41 до 61%).

     Падение производства в российском машиностроении носит почти невероятный характер – за 7 месяцев выпуск упал на 42%, и по его объему отрасль вернулась  на уровни сентября 2001 года, января 1995-го или середины 1970-х годов.

     Нынешний  экономический кризис коснулся не только России, значительное сокращение объемов  промышленного производства происходит и в других странах мира. Однако, во-первых, оно происходит не везде: в странах Латинской Америки, Африки, Ближнего Востока, Южной и Юго-Восточной Азии, судя по всему, спад пока не наблюдается. Не зафиксировано ни одного месяца промышленного спада в Индии. Короткие сроки сокращения индустриальной активности в Казахстане, Армении, Австрии, Боснии, Белоруссии, Швейцарии, Хорватии, Сербии и в некоторых других европейских и постсоветских странах не позволяют пока говорить о рецессии в их экономиках. Во-вторых, в большинстве тех стран, где уже началась рецессия, ее масштабы заметно скромнее того, что происходит в России.

 

      Таблица 3

Параметры промышленного спада  в странах мира по состоянию на ноябрь 2008 г.

 

     Центры  мировой экономики – США, Европа, Япония – действительно уже находятся  в состоянии промышленной рецессии. Однако глубина промышленного спада в них скромнее, чем в России: около 7% годовых – в США и Европе, около 19% – в Японии – по сравнению с почти 28% в России.

     Первое  существенное сокращение промышленного  производства в России началось еще  в январе 2008 года, рецессия в транспортном секторе – в апреле, рецессия в инвестиционном секторе – в июне, рецессия в промышленности – в июле. Все эти события произошли до начала американского и мирового финансового кризиса. Производство в ряде отраслей российской промышленности стало сокращаться еще в конце 2007 года – практически одновременно с промышленным спадом в ряде европейских стран, а в некоторых отраслях – даже в начале 2007 года, т.е. почти за год до промышленного кризиса в Европе и почти за полтора года до начала американского и мирового финансового кризиса и американской промышленной рецессии. Следовательно, утверждение, согласно которому российский кризис является производным от американского и мирового кризисов, не подтверждается статистическими данными.

     Промышленный  спад в России начался не после  того, как упали мировые цены на нефть, и не в результате такого падения. Промышленный спад в России начался  в июле 2008 года, когда мировые  цены на нефть достигли рекордных  значений как в номинальном, так и реальном выражении. В целом за период российской промышленной рецессии мировые цены на нефть были выше на 60%, чем за соответствующий период 2007 года, а в течение всего 2008-го – выше почти на 70%. Следовательно, утверждение, согласно которому российский кризис вызван ухудшением мировой ценовой конъюнктуры, не соответствует действительности.

     Спад  в российской промышленности в наименьшей степени затронул отрасль, цены на продукцию  которой к концу 2008-го упали в  наибольшей степени, – добычу нефти. Сокращение производства оказалось наиболее глубоким в тех отраслях, цены на продукцию которых упали в меньшей степени – в машиностроении, черной металлургии, угольной, химической и нефтехимической промышленности. Следовательно, утверждение, согласно которому состояние российской промышленности решающим образом зависит от динамики мировых цен на нефть, не подтверждается. Кроме того, фактический структурный разрез промышленного спада в России показывает ошибочность популярных представлений о необходимости искусственной диверсификации российской промышленности, требующей налогового и регулятивного угнетения энергетического сектора и де-факто субсидирования обрабатывающих отраслей.

Информация о работе Кризис в России и антикризисная политика государства